Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был вчера 18:00

Черниговская область — Украина Июнь 2013

Скоро лето и можно будет снова пуститься в путь по рекам, которых очень много в европейской части наших трех славянских стран. На севере Черниговской области, которая граничит с Белоруссией и Россией есть много разных рек и речушек, образующих бассейн Десны и Днепра.

Пару лет тому назад мы, старые друзья, выбрали из них ту, которая навевает мечты — речку с загадочным названием Снов. Река сладких снов?

И в своих верховьях она действительно такая — тихая и спокойная, располагающая к размышлениям, отдыху и спокойному сну на берегу в палатке под ее усыпляющее журчание. Но самое главное — в своих верховьях она практически безлюдна.

Река берет свое начало в Новозыбковском районе Брянской области России и через 20 км, пересеча границу с Украиной, течет еще около 230 км до впадения в Днепр по Черниговской области. Вот эти километры мы и прошли за пять незабываемых дней.

Релакс на реке Снов
Река Снов в верхнем течении спокойна, чиста и безлюдна

Наше путешествие началось со сборки байдарок чуть ниже деревни Новые Боровичи. У тихой заводи мы собрали выгруженные с автобуса посудины и вышли на русло реки.

Бороться с течением, бурунами и порогами здесь не пришлось — река тихая и спокойная.

Вьется себе спокойненько среди лугов и редких лесов. Вокруг широкие зеленые поймы, которые заливает иногда весенними водами. Ширина реки в этих местах небольшая, течение тихое. Можно вообще отдаться во власть течения и только слегка управлять веслом при поворотах русла.

Релакс на реке Снов

Полный релакс. И, не замечая того, начинаешь вдруг мыслить стихами.

Каждый видел в жизни много снов
В них, как правило, все женщины бывали.
Но не видели мы речки Снов
И рассвет на ней мы не встречали.

Рыбешка здесь никакая, но даже ее нужно уметь поймать. К вечеру приставали к берегу, разбивали лагерь и забрасывали удочки. Иногда ставили на ночь сетку. Изредка удавалось подцепить и крупную рыбу. А один раз — даже хорошую щуку.

Пять дней, пять ночлегов в чистом поле или на опушке леса на берегу реки. Костер, вечерние байки старых коллег-ученых — уже профессоров и академиков. И никаких женщин. Замечательная обстановка для созерцания, релакса и воспоминаний о тех наших днях, «когда мы чушь прекрасную несли».
А утром снова в неспешный путь вниз по течению.

Эта речка будто бы из снов
Вдруг явилась летом перед нами.
Шелест трав и тихое журчанье вод,
Запах мяты, росы и туманы.

Река Снов кружит и вьется по Черниговщине

Здесь уникальные места с вековыми лесами. Может быть, поэтому еще с древности этот край называли Чернолесьем или Черногорьем. Наверное, отсюда и пошло название Чернигов и Черниговщина.

Черниговщина-Северщина была одной из самых населенных территорий среди древнерусских княжеств. Здесь располагалось более пятисот городов и поселков, неприступных замков Средневековой Руси, в которых проживало почти полмиллиона человек.

Княжество с южной и восточной сторон соседствовало с Диким Полем, где тогда кочевали печенеги, половцы и тюрки. Отсюда и из соседних киевских земель и началось заселение северных территорий, образовавших Московию.

По мнению местных жителей, Киевская Русь вполне могла бы именоваться и Черниговской.

Релакс на реке Снов

У мест, мимо которых мы проходили — богатая история еще с древних времен. Здесь обнаружились даже следы поселений эпохи бронзы. А еще здесь жили скифы и ранние славяне.

На этих землях никогда не было покоя — междоусобные войны киевских и черниговских князей, нашествия монголов, литовцев и поляков сменяли друг друга.

А одна из самых трагических страниц этих мест была написана совсем недавно — во время Второй мировой немцы уничтожили все окрестное еврейское население. Эта трагедия описана в романе Анатолия Рыбакова — «Тяжелый Песок».

Культурным центром этих мест до 17 века являлся город Сновск. Сейчас это — Седнев. Город играл значительную роль во времена Черниговского княжества и тогда здесь была одна из самых мощных крепостей Киевской Руси.

Еще один день позади. Нас ждет на берегу костер и палатка

В таком путешествии любая погода хороша. И даже короткий летний дождь тоже имеет свою прелесть — в ожидании солнца, тепла и тихой зеркальной воды …

Ну, вот — скоро будет и город Седнев. Он расположился на правом высоком берегу реки. Левый берег низкий — сплошные пойменные луга. Только где-то вдали виднеются леса. Зато правый — прямо красавец со своими песчаными обрывами и соснами, поросшими на крутых склонах.

Именно про эти места и поется в известной и очень мелодичной песне украинского поэта и писателя 19 века Леонида Глибова — «Стоит гора высокая». Она уже давно стала народной.

Украинский поэт, писатель и издатель Леонид Глибов

Стоїть гора високая,
Попiд горою гай,
Зелений гай, густесенький,
Неначе справдi рай.

В Седневе в 19 веке было имение богатого мецената Андрея Лизогуба. Оно хорошо сохранилось и сейчас в нем школа. Он приглашал к себе в гости многих творческих людей того времени, которые жили тогда в Украине — Шевченко, Жемчужникова, Глибова. Красоты этих мест остались навсегда в их картинах и стихах.

Река и сейчас вызывает у многих элегическое настроение —

И теперь, прожив большую жизнь,
Знаю — многое приходит и уходит.
Только Снов останется всегда
Памятью, что быстро не проходит

Город закончился и дальше не проплыть — реку перегораживает плотина Седневской ГЭС. Сама плотина невелика — высотой каких-то три-четыре метра. По левому берегу есть обходная тропа длиной около 100 метров. По ней можно обнести байдарки и спустить их ниже плотины.

До следующего лета!

После этой плотины уже и близок конец нашего путешествия. По прямой до Десны около 20 км, но с петлями и поворотами русла будут все 30.

К концу дня достигаем финиша. Здесь река Снов впадает в широкую Десну с довольно сильным течением и мы понимаем — наша летняя идиллия закончилась…

Но зимним вечером во вьюгу
Нам пожелает сладких снов
Та, что дарила летом негу —
Ведь то была — речушка Снов.

-------------------------------------------------------

СПИСОК

Рассказов о сплавах по украинским и зарубежным рекам:

1. Рафтинг на реке Замбези в Замбии (январь, 2007)
  2. Рафтинг в верховьях реки Нил (Кения). (январь 2010)
  3. Релакс на реке Снов (июль, 2013)
  4. Авторская видеозарисовка «Путешествие по реке Снов», 16' : https://www.youtube.com/watch?v=0mAeIwjb9c0
  5. Зачарованные Десной (июль, 2015)
  6. Рафтинг по Днестру (август, 2015)
  7. Рафтинг на реке Келани в Шри-Ланка (январь, 2016)
  8. Летний экстрим на Южном Буге (июль, 2016)
  9. Особенности сплава по украинской реке Ворскла (август, 2016)
  10. Сплав по срединной части Днестра. Пещерные монастыри древней Руси (август, 2017)
  11. Сплав по срединной части Днестра. Подольские Товтры (август, 2017)
  12. Зачарованные зеркальной Десной . Сплав на катамаране (июль, 2019)
  13. Зачарованные зеркальной Десной . Мамонты и дворцы (июль, 2019)

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия, Экстремальный отдых