Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 22:18

Стокгольм. Этнографический парк "Скансен"

Стокгольм — Швеция Июль 2014

Сегодня у нас экскурсия в парк «Skansen», расположенный на острове Юргорден (Djurgarden). Это одно из любимых мест отдыха стокгольмцев. Ну, а для туристов оно привлекательно тем, что можно, не выезжая из города, познакомиться с бытом, этнографией, архитектурой и обычаями шведов. Там, благодаря усилиям и инициативе Артура Хазелиуса, с 1891 года работает этно-музей под открытым небом.

После осмотра Старого города Гамла Стан и королевского дворца в Дроттингхольме, парк Скансен занимает почетное третье место в рейтинге достопримечательностей Стокгольма.

До этого парка добраться несложно. Из центра города от станции метро T-Central к нему идет трамвай #7. Остров Юргорден — это остров и музеев, и отдыха. Напротив от Скансена есть музей ансамбля АBBA, неподалеку от трамвайной остановки Скандинавский музей (Nordiska Museet) по истории Швеции, а за ним — на берегу залива — модерновый музей затонувшего флагмана Швеции — корабля Vasa. А те, кто имеет детей, могут пойти в музей Юнибаккен (Junibacken) и попасть там в мир детской писательницы Астрид Линдгрен.

У входа в парк Скансен можно взять напрокат велосипед

У касс парка Скансен всегда большие очереди. Честно выстояв в довольно большой очереди и заплатив по «групповой» цене, равной цене для «сеньоров» - пенсионеров (130 sek), проходим направо на территорию этнографического парка. По пути минуем всякого рода зоопарковские участки, на которых останавливаются все родители с детьми. Здесь "Зверинец", в котором собран практически весь животный мир этого региона. И никакой Африки.

Поднимаясь вверх по гравийным дорожкам, наш новый гид Марина рассказывает об истории создания этого парка.

— Этнографический музей Скансен — это самая настоящая Швеция в миниатюре. И это очень удобно — вам не нужно будет разъезжать по всей стране, чтобы увидеть, как проживали разные народности на территории Швеции. Он считается самым большим этнографическим музеем-заповедником в Европе и по площади занимает 1.5 квадратных километра.

План-схаме парка Скансен

В настоящее время в Скансене представлены более 150 домов и усадеб XVIII — XX веков, в которых сохранена обстановка, показывающая, как жили в те времена люди различного социального происхождения.

В начале 19 века, — продолжила Марина — на острове Юргорден были лишь горы и сосновый лес. И нашелся человек, решивший собрать на этом участке земли дома и поместья с разных уголков Швеции. Он постарался сохранить особенности культуры и быта их жителей. Таким энтузиастом оказался этнограф Артур Хазелиус. Благодаря ему мы и пройдемся сейчас по дорожкам и улочкам Швеции времен 18–19 веков, заглянем в дома шведов и посмотрим, чем они жили в те времена.

Пройдя по дорожке, мы увидели деревянный жилой дом, похожий на дома нашего Русского Севера в Архангельской области. Большой деревянный дом с хозяйственными пристройками. Нас встречает хозяйка — молодая женщина в одеянии той эпохи и приглашает войти.

Что вам сыграть на фортепиано?

Простые две комнаты, но что-то в них не так как в наших русских домах. Ах, да! Стены ровные и на них наклеены обои. Вместо наших длинных лавок вдоль стен, здесь стоит мебель — стол, диван, комод, стулья и настенные часы.

И есть даже пианино! Рядом с домом стоит школа. Заходим в нее. В ней просторная и светлая комната с партами и чугунной печью. Наша Лена, бывшая учительница математики, когда-то преподававшая в селе в Архангельской области аж умилилась — и она работала в таком же классе сразу с учениками трех классов!

В каждом ряду были дети разных классов и приходилось по очереди растолковывать всем разные знания. Так же было и у шведов в небольших селах. Все с удовольствием посидели за партами и повспоминали свои школы.

Шведская учительница

В другой половине школы была квартира учителя и его семьи. Здесь тоже есть мебель, свечная люстра и фортепиано. Водопровода в те времена еще не было и всем приходилось ходить «до колонки» за водой. Наверно, в деревнях были и колодцы, наверно и женщины ходили «по воду» с ведрами на коромыслах, но нигде это показано не было.

Интерьер учительской квартиры в здании школы

А вот так выглядел дом бедного шведа — он сделан из бревен. Низок и приземист. А крыша покрыта дерном с травой. Кстати, этот стиль покрытия крыш довольно популярен в скандинавских странах. Встретили мы такие крыши и в Исландии. И, даже на домах современной постройки. Но, думаю, это уже дань моде на все старинное.

Дом бедняка

Возле каждого дома всегда есть свои персонажи, одетые в национальные костюмы соответствующего предназначения и эпохи. Все молодые мужчины носили брюки с подтяжками и франтоватые кепки.

А какая же деревня без церкви! Типичная шведская церковь была, как и во всех северных странах, сделана из дерева, а ее крыша и скаты покрыты деревянной «чешуей» из осины. Все дома и знания в Швеции тех времен, да и многие сейчас тоже, выкрашивались в один цвет — красного кирпича.

Использовался естественный краситель, которого много повсюду. Кроме того, здания, выкрашенные в такой цвет, хорошо поглощали тепло редкого здесь Солнца, а в зимнюю пору радовали глаз своим контрастом со снегом.

Церковь в шведском селе

Внутреннее убранство шведской церкви скромно. Никаких особых росписей, фресок, золота и картин. Ведь большинство населения Швеции принадлежит к Евангелическо-лютеранской церкви. В Скансене есть не только музей под открытым небом, но и несколько сценических площадок. Для публики и, в особенности той, которая с детьми, в течении дня устраиваются многочисленные представления, есть множество кафе с большим количеством посадочных мест.

А вот и театр. Такие театры были в каждом небольшом городке. Отопление зрительного зала и всех помещений осуществлялось с помощью чугунных печей и системы разводки труб.

В парке Скансен много концертных площадок

Ну, а далеко на Севере шведы жили и в таких домах. Почти как юрта чукчи, только из дерева. Но даже в таких домах были окна с занавесками! Насчет фортепиано не скажу — домик был закрыт на замок.

Были и такие дома в Швеции

Также как и в наших северных краях, у шведов были тоже домики-схроны «на курьих ножках», в которых крестьяне хранили свои продуктовые запасы. Он стоял поодаль от жилого дома и в такой амбар было трудно попасть разному зверью. Ну, а в случае пожара в жилом доме, в нем можно было и переночевать на первое время.

Домики-амбары для хранения продуктов

А вот это уже более современный дом на несколько семей, предназначенный для различных заводских или промышленных поселков. В таких домах есть и хозяйственные пристройки, и колодец во дворе. Все комнаты меблированные. Туалеты были внутри дома. Я сам в детстве жил в похожем деревянном доме в Нижнем Тагиле.

Дома для пролетариата

В нескольких домах были показаны кое-какие производства, так необходимые в повседневной жизни — вязание, рукоделие, ткачество.

А в одном из домов даже удалось отведать вкусную булочку, испеченную прямо на наших глазах хозяйкой дома. Особый вкус такой булочке придало еще намазанное на нее сливочное масло. Не хватало только еще посыпать это все сахаром, как мы делали это в детстве. И выйти с ним погулять.

Дом ткачихи

В завершение обзора мы зашли в почтовое отделение. Там работал почтмейстер и он мог отправить в любую точку нашей планеты старинную открытку, которую здесь можно было купить. Он был в элегантной черной жилетке, в белой рубашке и с «бабочкой». Еще бы «цилиндр» на голову.

Продавались здесь и различные марки тех времен. В этом же здании была и его хорошо меблированная квартира.

А это сам господин почтмейстер

А вот и интересная и наиболее современная часть парка Скансен. Здесь показано — откуда есть-пошли наши дачные участки по 4 сотки. «Мода» на такие домики возникла во время Первой Мировой, когда возникли проблемы с продовольствием.

Люди заводили небольшие участки земли, на которых выращивали всякие овощи, а рядом строили небольшой домик, в котором можно было бы и отдохнуть и иногда переночевать. Такой домик был невелик — не больше чем 2×2 или 2×3 метра, но аккуратен, ухожен и даже меблирован.

Добро пожаловать в мой загородный дворец!

Дальше проходим по улочке типичного шведского городка и заходим в магазин инструментов — прообраз наших современных строительных супермаркетов. Там же рядом есть и кафе. Со старинными фарфоровыми чашечками, в которые подается кофе, смолотый в ручной кофемолке.

В магазине инструментов и всякого хозяйственного инвентаря

Ну, вот мы и подошли к дому, в котором работал и жил до 1901 года основатель музея Скансен Артур Хазелиус (1833 — 1901). Это типичный дом для среднего класса времен 1830-40-х годов.

В этом доме жил и работал основатель Скансена Артур Хазелиус

Здесь уже можно отпустить нашего гида и уже самостоятельно побродить по улочкам и переулкам музейного городка в свое удовольствие. На прощание Марина сказала, что в Скансене ежегодно отмечается несколько интересных праздников (Вальпургиева ночь, Праздник середины лета, Рождество и т. п.), а один из праздников, придуманных Артуром Хазелиусом и отмечаемого особенно широко 6 июня — День Шведского флага. С 1983 года он стал официальным праздником Швеции.

Выйдя из Скансена, можно пойти в уникальный музей Vasa - в память о поднятом со дна моря флагманского корабля Швеции начала 17 века. Он совсем недалеко.

Ну, а еще можно прогуляться в южной части острова Юргорден, подъехав туда на трамвае № 7. Там есть где отдохнуть на свежем воздухе и также можно посетить еще один музей — принца Евгения, который был замечательным художником.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия