Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 22:59

Стокгольм. Первые впечатления

Стокгольм — Швеция Июль 2014

Описывать достопримечательности Стокгольма — дело неблагодарное для человека, который находился в нем проездом всего каких-то пару-тройку дней пролетом в другую страну. А вот первые ощущения и полученный опыт от его познания, может быть будут для кого-то и полезны.

Визит в Стокгольм получился случайно. Прошлогодний летний Север на Соловках так понравился всем, что новой целью прохладного лета была выбрана Исландия. Было задумано взять там напрокат джипы и проехать весь остров по кольцу против часовой стрелки. И Стокгольм оказался самым удачным местом для пересадки в Рейкъявик.

Еще на подлете к аэропорту Арланда, когда кончилась гладь Балтийского моря и показались десятки островов, образующих и сам город, и его пригороды, стало понятным, что Стокгольм не может оставить никого к нему равнодушным. Такой впечатляюще красивой картины я не помню ни от одного города, расположенного на берегах морей — ни от Петербурга, ни от Сиднея, ни, даже от Венеции. Десятки и сотни островов образуют столицу Швеции и ее пригороды. И каждый островок как картинка — чист и ухожен.

Для Стокгольма мы забронировали на три ночи современный и модерновый отель Scandic Ariadne, расположенный на берегу залива Lilla Vartan около причалов международных паромов. Несмотря на кажущуюся отдаленность от центра города, он оказался очень удобным — всего несколько остановок на метро от центрального острова Gamla Stan до остановки Garden и затем минут десять пешком. Из его окон открывались водные просторы залива и всегда был хороший свежий воздух.

Рецепция отеля Scandic Ariadne

От аэропорта до отеля (45 км) можно было бы доехать и общественным транспортом с пересадками, но мы решили взять такси, которое вышло и дешевле, и удобнее. Для тех, кому по душе общественный транспорт, есть поезда Arlanda Express со стоимостью билета 260 крон на человека по будням, а с четверга по воскресенье 260 крон на двоих — (1 $ = 6,6 SEK) и автобусы Flygbussarna со стоимостью билета в 100 крон с человека. Но потом, приехав в город, нужно было бы еще добираться до отеля на метро или все же брать такси.

У выхода из аэропорта стояла вереница такси с написанными на кузовах цифрами — стоимостью проезда до города. На нашу группу 10 человек мы взяли две машины — по 520 (на 4 чел) и 720 крон (на 6 чел) за машину соответственно. На обратном пути от отеля до аэропорта мы воспользовались другим такси, который вызвали по номеру 020-20-20-20. Их цена была в суммарном отношении на 200 крон меньше. Почти все водители такси были арабами.

Затем, уже в городе, по совету нашего гида — очаровательной ростовчанки Оксаны, пятый год как живущей и работающей в Швеции, мы приобрели электронные проездные на 72 часа, которые были действительны на все виды общественного транспорта. (Для справки — один проезд в метро стоит 36 крон). Для пяти пенсионеров или, как их называют в Европе — «сеньоров», бывших в нашей группе, такие проездные обошлись по 160 крон (при стоимости для остальных в 230 крон).

Интересно, что для пенсионеров-иностранцев действуют такие же скидки как и для граждан Швеции. И, что показательно — кассир даже не попросила у наших «сеньоров» показать паспорта, а поверила на слово. Забегая вперед, скажу, что такими «сеньорскими» скидками мы пользовались и при посещении всех музеев Стокгольма. Вспоминаю, что такое было совершенно нереально для нас, как граждан другого государства, при посещении музеев в Петербурге или в Москве.

Эскалаторы на станции Radhuset

Стокгольмское метро — тема, заслуживающая отдельного рассказа. С непривычки, людей привыкших к роскоши станций московского метрополитена, и особенно сталинского периода, оно шокирует. Дизайн станций в Стокгольме очень прост и функционален.

Художники и дизайнеры не стали выглаживать стены и покрывать их дорогими мраморными плитами. Вместо этого стены туннеля были слегка выглажены, подштукатурены и раскрашены в разные цвета. Каждая станция имеет свой неповторимый дизайн. Так что получилось «по-шведски» — и оригинально, и недорого.

После устройства в отеле, Оксана организовала для нас первую экскурсию — провела по своим любимым местам старого города Гамла Стан — исторического центра столицы, расположенного на острове. Начав с площади Stortorget, мы неспеша обошли его весь.

Площадь Stortorget, или Большая площадь — старейшая площадь Стокгольма.
На этой площади находится и музей Нобеля, а в Рождество в центре ее устанавливают ёлку, проводят народные гулянья и разворачивают главный стокгольмский Рождественский базар.

На главной площади Гамла Стан всегда многолюдно

Именно на этой площади в 1252 году и было положено начало столице Швеции. Она практически не менялась на протяжении веков — со всех сторон площадь окружена старинными каменными купеческими домами.

Эти камни помнят многое, в том числе и самое страшное и кровавое событие в истории страны — «Стокгольмскую кровавую бойню», во время которой датский король Кристиан Второй, опасаясь за свою власть, казнил на ней в 1520 году сотни шведских дворян, приехавших на торжества по случаю его коронации.

Сейчас на площади хорошо и спокойно. Вокруг много кафе, в которых отдыхают и проводят время и жители, и гости города. Вот и сейчас в центре ее на кларнете играет спокойные джазовые мелодии музыкант, а официанты, не суетясь, ждут новых посетителей.

Не дочка ли это короля со своей подругой?

Говорят, сюда совершенно спокойно захаживают и проводят свое свободное время и члены королевской семьи. Кто знает, а не дочка ли короля сидит сейчас со своей подругой в этом кафе? Ведь Швеция — образец демократии в Мире.

Только здесь еще можно встретить постройки начала 13-го века — то немногое, что уцелело от средневековой истории Стокгольма. Узкие переулки и закоулки. Иногда странные и мрачные, и даже со смотрящими из окон человеческими черепами.

В те времена стокгольмцам запрещалось занавешивать окна шторами — король должен был знать, что от него нет секретов. Такая традиция сохранилась у многих стокгольмцев и сейчас — но теперь они, наверно, просто хотят иметь больше света в своих квартирах в короткие зимние дни. На некоторых домах сохранились интересные раритеты — металлические зеркала, отражающие солнечный свет в окна противоположных сторон улиц.

Такие зеркала издавна устанавливались на солнечной стороне улиц, перенаправляя свет на другие окна

Значительную часть острова занимает Королевский Дворец, на площади у которого ежедневно, ровно в полдень проходит торжественная смена почетного караула. Так как мы оказались у Дворца уже ближе к вечеру, то нам оставалось довольствоваться только лицезрением часовых. И, если парень-часовой совершенно спокойно относился к фотосессиям вокруг него, то девушка в форме десантника ВМС, категорически запрещала всякое приближение к ней.

Дабл-селфи с часовым у Королевского дворца
Старинные пушки на Королевской площади
А вот ко мне — ни на шаг!

На месте многих улиц когда-то проходили крепостные стены, служившие городу защитой. Такое островное положение во многом защищало столицу от многочисленных в старину банд разбойников, опустошавших шведские поселения.

Очень интересен лестничный переулок Мортена Тротцига. И хоть он самый узкий в городе — мимо него не пройдешь! Назван он так в честь немецкого торговца, который в свое время скупал здесь недвижимость. Его ширина в некоторых местах всего 90 см и в нем можно насчитать 36 ступеней.

Самая узкая улочка-переулок Стокгольма

На соседнем островке Риддархольмен есть старинная церковь, заложенная еще в 1200 году — в ней похоронены все короли Швеции. Правда, кажется, за исключением одного-двух.

Жемчужиной Гамла Стан многие жители столицы считают церковь Риддархольмсчюркан — одно из самых старых сооружений Стокгольма. Это здание церкви — стройное, возвышенное и необыкновенно лёгкое, распознать несложно — его удивительный кованый шпиль, словно игла пронзает стокгольмское небо. Мы долго стояли под нею и судили-рядили как она была сделана и как крепились металлические части без сварки.

Жемчужиной Гамла Стан многие жители столицы считают церковь Риддархольмсчюркан

В одном из двориков Оксана показала нам знаменитую скульптурку «Мальчика, смотрящего на Луну». Чтобы все было хорошо, нужно рядом с ним положить монетку и, загадав желание, погладить малыша рукой по головке.

Но получалось только одним пальцем — настолько он был мал. Почему она такая маленькая? Полагают, что автор — скульптор Лисс Эриксон, создавший этот памятник в 1954 году, сделал его таким из-за мизерного гонорара, который ему пообещали. А навеяло на идею этого памятника его собственные воспоминания о детстве, в котором он, страдая бессонницей, подолгу и печально смотрел на Луну.

Вот такой он — самый маленький памятник в мире!

Старый город можно описывать бесконечно, но лучше, как говорится, его хотя бы раз увидеть.
Здесь на каждом шагу стоят памятники, висят мемориальные доски и разложены предметы старинного искусства. И трудно понять, что такое Средневековье, не побродив по его улочкам, каждый булыжник которых, наверняка может рассказать какие-то свои удивительные истории.

Если внимательно присматриваться, у многих домов можно даже найти вмурованные в стены камни с сохранившимися древними руническими надписями викингов. Можно долго стоять около них, пытаясь что-то расшифровать.

Таких камней с руническими надписями, сделанными еще древними викингами, очень много в кладке старых домов

Назавтра Оксана обещает нам показать дворцовый комплекс Дроттнингхольм, в котором с 1981 года проживает с семьей шведский король, построивший коммунизм для своих подданных. Он расположен посреди озера Меларен на большом острове Лувен. И, если на крыше будет висеть флаг, то значит он дома и, может быть можно будет напроситься к нему в гости на чашечку кофе.

А после можно будет совершить экскурсию на три интересных острова, находящихся в непосредственной близости от Гамла Стан — Корабельный, Крепостной и Юргорден. На первых двух зарождалась военно-морская мощь Швеции.

Остров Юргорден был и остается одной из главных достопримечательностей столицы Швеции — это остров и музеев, и отдыха. Основой его является Скансен - этнографический музей, в котором можно познакомиться с культурой всей Швеции.

Напротив от Скансена расположился музей ансамбля АBBA, неподалеку - Скандинавский музей (Nordiska Museet) по истории Швеции, а за ним — на берегу залива — модерновый музей затонувшего флагмана Швеции — корабля Vasa. А те, кто имеет детей, могут пойти в музей Юнибаккен (Junibacken) и попасть там в мир детской писательницы Астрид Линдгрен.