Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была вчера 21:24
Как интересно изучать собственное Отечество!

Ульяновск — Россия Май 2014

Как известно, музей в переводе с греческого — это Дом Муз, а я бы сказала — это Дом культурной памяти.

Вот она Муза Клио, которая вдохновляла великого историографа Николая Михайловича Карамзина на создание великого труда «Истории Государства Российского».

Музеи Ульяновска

К сожалению, в Ульяновске кажется, до сих пор нет музея великого земляка, хотя центральная библиотека, которую Ульяновцы раньше называли «Дворец книги», сегодня справедливо названа его именем.

Издревле говорят, для того чтобы понять душу незнакомого города, людей, которые в нем живут, надо посетить церковь, рынок и кладбище. Тогда мы получим представление о духовной жизни, об экономике города, а также об истории, об отношение к памяти предков.

Общая площадь Ульяновска на сегодняшний день составляет 622,46 квадратных километров — это, как говорит статистика из Интернета, шестое место по площади среди городов Российской Федерации!

Для города, в котором где-то 617 тысяч жителей, я насчитала порядка сорока музеев. Не знаю, много это или мало, но в некоторых их них, я хотела бы с вами побывать. Год назад, за один день я обошла пять музеев (они не большие).

Системы в посещении музеев тогда не было — просто «заходила по пути». Первым оказался новый литературный музей, который функционирует в Доме Языковых.

Музеи Ульяновска

Именно в этом доме останавливался А. С. Пушкин, когда путешествовал по Симбирской губернии, собирая архивные документы о восстании Пугачева.

Как вы помните Петруша Гринев — герой повести «Капитанская дочка» был уроженцем Симбирской губернии, что не случайно. Таким образом, «Капитанская дочка» — это первый русский реалистический роман, и место действия — как раз Симбирская губерния.

Музеи Ульяновска

Об истории этого дома вы узнаете из информации со стендов, когда посетите музей, на меня он не произвел большого впечатления. Выставку — художников-примитивистов, посмотрела с удовольствием, а вот другие экспозиции были закрыты.

Я еще слишком хорошо помнила, как в этом доме размещался детский дом, в котором я бывала у своих друзей по классу, поэтому, для меня, посещение музея было скорее побуждением личной памяти.

Все же Муза Клио помогает Ульяновцам беречь свою историю.

Музеи Ульяновска

Мне понравилось, что в городе очень много табличек, рассказывающих о том, кто архитектор того или иного старого здания.

Памятные доски установлены и на домах, где жили знаменитые наши современники.

Музеи Ульяновска

Кроме того любое название улицы, сопровождается напоминанием и о том, какое название эта улица носила раньше!

Вторым музеем на моем пути стала Гимназия, в которой учился Ленин.

Музеи Ульяновска

Должна признаться, что раньше в этой гимназии не бывала.

В мою бытность это была обычная школа № 1 им. В. И. Ленина.

Музеи Ульяновска

Я знала, что там есть мемориальный класс и парта, за которой сидел ученик 8 класса В.Ульянов, но интереса в то время к таким памятным местам я не испытывала.

Но вот и я пришла, теперь уже не в мемориальный класс, а в самый настоящий музей.

Музеи Ульяновска

Главной темой музея является история русской классической гимназии, и данного конкретного учебного заведения в период с 1809 по 1918 год!

Это единственный музей в нашей стране, который рассказывает об особенностях обучения в классической гимназии XIX века.

Музеи Ульяновска

Есть интересные документы и о братьях Ульяновых.

Вот какая интересная тема занимала, к примеру Александра Ульянова - Петербуржского студента, увлекавшегося естественными науками, а в прошлом выпускника этой гимназии.

Музеи Ульяновска

Одним из известных архитектурных сооружений Ульяновска является Ульяновский областной краеведческий музей имени И. А. Гончарова.

В этом музее фотографировать не разрешили — оно и понятно, «ценные образцы каких-то там пород»… Тайно я все же сделала один снимок и теперь вот размышляю — что это!

Музеи Ульяновска

Экспозиция краеведческого музея достаточно богата, Хотя многое еще и хранится в запасниках. Помню, что в детстве я любила бывать именно в этом музее. Правда, еще более интересными были турпоходы с учителем географии. Ведь не месте симбирской возвышенности, миллионы лет до нашей эры плескалось древнее море, так что и сегодня в окрестностях города, особенно на берегах Волги, можно найти и окаменелых древних моллюсков, и отпечатки древнейшей флоры и фауны. Во всяком случае, мы в детстве такие уникальные экспонаты находили. Однажды мы нашли ствол окаменевшего дерева и сообщили в этот музей. Теперь я искала «свой» экспонат, но нашла только фрагмент той окаменелости.

Замечательный Ульяновский областной художественный музей — один из старейших в Поволжье. Его коллекция начала формироваться еще в 1895 году и вначале была лишь одной из экспозиций историко-археологического музея.

В последствии, когда ценнейшее собрание уникальных произведений искусства из личной коллекции старинного дворянского рода Киндяковых, проживавших в Cимбирске, было национализировано во время революции, оно, к счастью не было утрачено, а влилось в фонд нового музея — художественного.

Музей был построен в 1912—1915 гг. в связи с 100-летием со дня рождения Гончарова, по проекту симбирского архитектора А. А. Шодэ (1863–1918). Проект предусматривал размещение в здании музея и билиотеки.

Сегодня здесь на первом этаже краеведческий музей, а на втором художественный.

Здание, как и многие знаковые сооружения в Симбирске было построено на месте разрушенного храма, но ульяновцы новых поколений привыкли к нему и полюбили. В архитектурном облике музея чувствуется его общественное и мемориальное значение, как это представлялось градостроителям начала XX века.

Этот музей, открывший свои двери для всеобщего посещения еще в 1920 году, ныне обладает подлинными произведениями Тропинина, Левицкого, Айвазовского, Репина, Брюллова, Саврасова. Здесь мы можем увидеть работы голландских, испанских мастеров XVII века, многое другое.

Даже портрет Павла I который так знаком петербуржцам по Гатчинской экспозиции, оказывается там представлен лишь списком, в то время как подлинник находится в Ульяновске.

Музеи Ульяновска

Целью моего похода в Художественной музей была картина — парсуна Марфы Собакиной, загубленной третьей жены Ивана Грозного. Я знала, что эта парсуна хранится именно в этом музее, что не случайно. Марфа Васильевна Собакина — дочь купца из села Собакино Симбирской губернии, сенгилеевского уезда была выбрана в жены грозным царем из двух тысяч претенденток.

Я расскажу об этой парсуне позднее, когда снова побываю теперь уже во Пскове, так как эту парсуну часто сравнивают с псковской иконой «Архангела Гавриила», что написана в первой половине XV века. Нужно ее увидеть!

А в Ульяновске, к сожалению, как раз в то время, уникальная парсуна «уехала» в Петербург, но я познакомилась с научным сотрудником музея, бывшей петербурженкой Галиной Михайловной, которая рассказала мне много интересного и о музее, и о его собраниях, и о роде Киндяковых, уникальная художественная коллекция которых так обогатила музей.

Музеи Ульяновска

Времена меняются. Одним из центральных музеев Ульяновска сегодня является не Дом-музей Ульянова, как это было раньше, а дом-музей Гончарова.

Это здание ульяновские жители всегда называлось «дом Гончарова», так как каждый знал, что в этом доме жил великий писатель.

Музеи Ульяновска

Я помню, как из этого дома выселяли жильцов, для того, чтобы отдать здание школе № 7, в которой я училась. Несмотря на то, что я ходила в эту школу пять лет, переступив порог уже нового музея, который открыл свои двери для посетителей в 1982 году, я, конечно же, ничего не узнала. Рестовраторы попытались восстановить интерьеры дворянского провинциального дома первой половины XIX века.

Вот кабинет.

Вот гостиная.

Как известно, здесь (тогда в двухэтажном доме), в 1812 году родился писатель Иван Александрович Гончаров.

Музеи Ульяновска

Экспозиция представляет собрание уникальных вещей, принадлежавшие самому писателю и его семье: книги с автографами, фотографии, портреты, документы личные вещи.

Музеи Ульяновска

Это комната матери писателя.

А это детская.

Музеи Ульяновска

Интересной показалась информация о том, почему в детских комнатах раньше располагались клетки с певчими птицами. Оказывается, в связи с печным отоплением, была опасность отравления угаром и в этом случае, птицы своими встревоженными голосами, предупреждали об этой опасности.

Конечно, турист, приехавший в Ульяновск, непременно захочет побывать в Мемориальном комплексе, где много интересного, и где находится мемориальная квартира-музей семьи Ульяновых

Музеи Ульяновска

Возможно, захочется побывать в музее современного изобразительного искусства им. А. А. Пластова. Кроме передвижных выставок, здесь можно познакомиться и с подлинными работами известного художника, уроженца Симбирска.

Музеи Ульяновска

Сегодня в Ульяновске много интересных музеев. Так в следующий раз мне очень хотелось бы посетить, открывшийся в 1980 году «Музей гражданской авиации». В экспозиции 32 самолета, которые добрались до места постоянной дислокации своим ходом. Это музей под открытым небом. Тут можно увидеть и «кукурузники», и Ту, и Яки и много других самолетов.

Оказывается эпизод с аварийной посадкой на шоссе в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России» снимался именно в Ульяновске, и самолет ТУ-134, который участвовал в съемке, сейчас как раз находится в этом музее.

Вообще в музее авиации более 1000 единиц хранения, так что есть на что посмотреть.

Может возникнуть вопрос, почему именно в Ульяновске открыли такой музей! Ну, во-первых, Ульяновск давно готовит летные кадры, а во-вторых — это город, который является одним из важных в отечественном самолетостроении.

Музеи Ульяновска

А вот и еще один музей, который, наверняка захотели бы посетить туристеры, это музей «Симбирская фотография», где вы увидите большую коллекцию фотоаппаратов XIX–XX веков. Конечно же, здесь можно заказать и фотосессию.

Сегодня в Ульяновске более 40 музеев. Много это или мало! Для рассказа на странице сайта — слишком много, но для туриста, который приедет в Ульяновск отдыхать и познавать, я думаю — будет вполне достаточно, чтобы не скучать!