Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Москва — Россия Январь 2014

Часть 1

«МОСКВА-СИТИ»

ММДЦ «Москва-Сити» — столичный деловой комплекс на Пресненской набережной. Его строительство началось в 1995 году при активной поддержке Правительства Москвы. Все вроде бы шло хорошо, но за последние пару лет в небоскребах приключались пожары.

Если верить официальному сайту компании, реализующей столь грандиозный проект, «в настоящее время построены и введены в эксплуатацию 9 многофункциональных комплексов»: «Башня на Набережной», «Башня Федерация», «Северная башня», «Город столиц», «Империя Тауэр», ТРЦ «Афимолл-Сити», «Башня 2000», гостиница «Novotel Москва-Сити» и торгово-пешеходный мост «Багратион».

В этих «башнях будущего» будут размещаться офисы и торговые центры, пафосные отели и жилые апартаменты, киноконцертный зал, многофункциональные центры, подземные автостоянки, даже Дворец бракосочетания, в общем, видимо, много еще чего необходимого для жизнеобеспечения столицы. Что-то уже действует, что-то находится на стадии завершения, некоторые объекты еще в проекте, но после полного ввода комплекса в эксплуатацию в 2017 году «Москва-Сити» будет «крупнейшим деловым, культурным и архитектурным центром г. Москвы, имеющим мировое значение и сосредоточившим в себе огромные финансовые и информационные потоки». Ну, в последнем-то мы и не сомневались:).

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 2

Ну, что сказать, башни делового центра действительно производят впечатление, такой кусочек Нью-Йорка в России. Наиболее эффектно смотрятся вечером, когда, словно пульт космического корабля, загораются мириадами крошечных огоньков. На одной высотке смонтирован гигантский телеэкран.

Светлана рассказывает историю о том, как детишек спросили, на что похож «Москва-Сити»? Девочка ответила, что на губную помаду (имея в виду ту высотку, что с телевизором, кстати, правда похожа!), а мальчик — что на… гнилые зубы xD. Как говорится, устами младенца, и ведь даже не поспоришь! Женщина зачастую видит лишь внешнюю картинку, покупается на напускной глянец, а мужчины улавливают самую суть и не боятся выражать свое мнение.

Мне вот тоже, например, «Москва-Сити» показался прикольным, полагаю, занятный аттракцион из него выйдет, будут туристов водить, в том числе и иностранных, чтобы потом у себя на родине рассказывали, что в России не только медведи в ушанках и с балалайками по Красной площади бродят, а еще и небоскребы строят! А на самом деле — эх, эти деньги да в нужное русло!.. В общем, как и с Олимпиадой.

МГУ — ГЛАВНЫЙ ВУЗ РОССИИ

Автобус поднимается на Воробьевы горы. Вообще-то, судя по почтовому адресу — Ленинские. Но они для меня всегда только Воробьевы — булгаковские, поэтому — немного мистические. Перед глазами расстилается чудесным ковром, нет, узорчатой русской шалью — Москва. Она такая разная: старинная и современная, с золотом куполов и мерцанием гимна стеклу и бетону — высоткам, с высотками же, но сталинскими, миленькими усадьбами, типовой жилой застройкой и трубами с длинными и мохнатыми косами — дымными выхлопами — живая, живущая, настоящая Москва!

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 2

На смотровой площадке — несколько голубых металлических биноклей — больших, неуклюжих, очень не удобных. И очень смешных! Мне приходится приподниматься на носочки, чтобы настроить изображение — приспособление явно не предназначено под мой рост «а-ля гном в прыжке» xD.

Но что-то видно. Высотки те же. Говорят, с Воробьевых гор все «7 сестренок» можно разглядеть. Но с моим зрением, видимо, только, здание МГУ. Да вот же оно, сзади, через дорогу от смотровой площадки. Уже, пусть и в дымке, красивое!

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 2

Еще успеваем сфотографировать симпатичную церковку с зеленым куполом недалеко от смотровой площадки, но не знаем — кому, чему она посвящена. И спросить забываем. Надо бежать в автобус, и мы едем (буквально одну минуту) до центрального здания МГУ.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова«один из старейших и крупнейших классических университетов России», главный ВУЗ страны. Создание университета — заслуга И. И. Шувалова и, конечно же, М. В. Ломоносова. Декрет о создании главной российской alma mater подписан императрицей Елизаветой Петровной 12 (23) января 1755 года, как раз в канун Татьяниного дня. С тех пор в день памяти этой святой в нашей стране отмечается День студента. Кстати, наша экскурсия, проходящая как раз 25 января, приурочена, в том числе, и к этому празднику.

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 2

МГУ включает в себя 15 научно-исследовательских институтов, 40 факультетов, более 300 кафедр и филиалы в странах СНГ: Азербайджане, Таджикистане, Украине и Узбекистане. Университет имеет в своём распоряжении более 600 зданий и сооружений, включая Главное здание на Воробьёвых горах. Есть корпуса и в других районах Москвы. Университет расширяется — продолжается строительство новых зданий, которые по доброй традиции также закладывают в канун Татьяниного дня.

Центральная часть Главного здания имеет 36 этажей, на которых размещены ректорат и общеуниверситетские службы. От центральной части расходятся 18-этажные корпуса общежитий с башнями до 24-го этажа. От них же расходятся 9-этажные сектора (здесь располагаются общежитие и гостиница). Примыкающие к главному зданию башни заселены профессорами и преподавателями.

Наша экскурсия начинается от памятника М. В. Ломоносову, что стоит на гранитном постаменте в сквере, через дорогу от главного здания университета. По обеим сторонам сквера — корпуса вечных соперников — химического и физического факультетов.

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 2

Взгляд великого ученого устремлен на новый корпус библиотеки. Летом в сквере бьют симпатичные фонтаны, и, наверное, очень приятно сидеть здесь, готовясь к очередному экзамену.

Пока мы фотографируем достопримечательности университетского комплекса, подходят наши экскурсоводы. Они — студенты-пятикурсники, в свободное от лекций и экзаменов время знакомят туристов с архитектурой, историей и современностью МГУ. Нашего первоначального лектора в легкой белой куртке (он с юрфака) сменяет весьма колоритный экскурсовод Димитрий, математик. Выглядит он как классический вечный студент — невысокий, в легоньком драповом пальтишке (а я нос в мех воротника кутаю — так холодно), с заметной уже лысиной, трудно определимым возрастом (навскидку не меньше 25, по интеллекту — в домаразменном периоде ученого мужа-пенсионера), с потрясающе подвязанным языком, богатейшими познаниями, кучей историй, широким кругозором, общительный, веселый, эрудированный, ведущий в универе секцию рукопашного боя, — в общем, вся часть женской группы (а нас было большинство) во главе с гидом Светланой прониклись глубокой симпатией к этому потрясающему молодому человеку.

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 2

(Димитрий объясняет расположение корпусов и внутреннее устройтво главного здания на схеме)

Димитрий рассказывает о строительстве здания на Воробьевых горах и упоминает легенду, согласно которой при строительстве зыбкие почвы замораживали с помощью высокотехнологичных машин-рефрижераторов, и якобы холодильники и по сей день работают в подвалах университета, на так называемом «этаже минус 3». А вот если их отключить, монументальная высотка плавно и неизбежно сползет в Москву-реку. На самом же деле грунт здесь изначально был довольно устойчив, а вот технологию заморозки почвы азотом и правда, применяли, но при строительстве другой «сестренки».

Вообще же, с подвалами МГУ связано много различных легенд: то сочинят, что в недрах здания скрыты секретные лаборатории или вообще корабль пришельцев, то предположат, что в подвальном бассейне плавает позолоченная статуя Сталина. «А еще расположена ветка секретного „Метро-2“ и подземный город Раменки-2!» — вставляю я свои «пять копеек», демонстрируя знание матчасти. Димитрий хитро усмехается: может, так и есть.

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 2

От сказок снова переходим к былям. На вопрос, сколько, по нашему мнению, в МГУ обучается и работает человек, правильно никто не отвечает. Оказывается, порядка 60 тысяч: 40 тысяч студентов + 20 тысяч преподавателей и обслуживающего персонала! То есть это целый город! «Город и есть, в Главном здании в наличии все, что необходимо для жизни», — подтверждает наш гид и потчует очередной байкой о студенте, который на спор не выходил из МГУ целый год.

Я, задрав голову, пялюсь на самый верх. Мне кажется, что там, под самым шпилем, непременно должен жить Ректор универа. Он мне представляется седым длиннобородым стариком, сидящим в маленькой, заваленной свитками и древними книгами комнатке перед большим стеклянным шаром, в котором сквозь туман видна вся университетская жизнь. Хотя, стоп, что это я науку с магией путаю? И я вполне прозаично спрашиваю, а что находится в шпиле? Как ни странно, на этот счет у Димитрия нет подходящей истории, он предполагает, что там находятся какие-нибудь коммуникации и антенны. «Техника КГБ?» — хитро щурюсь я, хотя легенда об оборудовании чекистов относится совсем к другой высотке. Но уже больно мне хочется послушать страшных сказок! Что, неужели за все более чем полувековое существование этого здания какая-нибудь не сдавшая зачет провинциалочка или высоконравственная барышня, не пожелавшая в обмен на «пятерку» ответить на посягательства престарелого профессора, не сиганула вон с того славного балкончика?

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 2

Студентки-то не прыгали. А вот легенда об одном заключенном (МГУ, как и многие «правительственные» объекты, строили ЗК), который, смастерив крылья и возомнив себя Икаром, решил по воздуху сбежать на волю, существует. Правда, чем закончился этот авантюрный полет, доподлинно неизвестно: то ли чувак разбился, то ли после удачного приземления был схвачен полицаями и расстрелян в застенках КГБ. Другая баечка о студенте, который забыл, что переехал на несколько этажей выше и по привычке ночью отправился за водкой через окно, закончилась более позитивно. По крайней мере, для парня. А вот его друзья, успевшие оплакать забывчивого однокашника, вмиг поседели (и, видимо, протрезвели), когда увидели на пороге комнаты вполне живого и здорового «покойника», да еще с гремящими в пакете бутылками. В общем, все весело там у них. Наверное, и привидения шастают, хотя бы души тех заключенных, которые умирали от непосильной работы и были замурованы в стенах здания…

А мы тем временем возвращаемся к центральному входу МГУ, украшенному скульптурами серьезных студентов. И под огромным транспарантом с поздравлением с Татьяниным днем проходим в стены alma mater. Это настоящий дворец знаний — правда, дворец, поскольку этот храм науки представляет собой целый комплекс, к жизнедеятельности которого мы немножечко прикоснемся.

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 2

В МГУ пропускная система, строгие охранники проверяют паспорта. Попадаем в вестибюль — огромный, с массивными колоннами, напоминающий холл станции метро. Вот на этом моменте я точно начинаю чувствовать себя попавшей в Хогвартс:).

Все в этом здании-городе кажется мне необычным: длинные полутемные коридоры, высокие потолки, парадные лестницы, просторные холлы, хитрые переходы, бюсты и изречения великих (например, Ломоносова), выгравированные на стенах вестибюлей, — после пятиминутной прогулки я окончательно убедилась, что самостоятельно отсюда выбраться не смогу! В этом здании, по словам Димитрия, около 100 лифтов. И есть даже свое почтовое отделение. А также кафе, столовая, магазины и бассейн с бирюзовой водой.

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 2

Из небольшого светлого холла с узорчатыми потолками, желтыми подтеками и облупившейся по углам штукатуркой, старенькой аудиосистемой в одном углу и боксерской грушей — в другом, Димитрий открывает дверь, ведущую на изящный балкончик.

Это открытая смотровая площадка на 16 этаже, с которой мы любуемся панорамами столицы. Видимость — отличная, белый снег на ровных квадратах ботанического сада, кажущиеся ярким стеклярусом небоскребы и пестрые бусины домов, такие близкие башенки самого здания МГУ. Захватывающее зрелище!

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 2

В Главном корпусе также находится общежитие, но это личное пространство, посему мы не можем оценить, насколько комфортно живется студентам за 70 рублей в день за койку. Зато в свое удовольствие бродим по коридорам, сидим на прикольных деревянных скамейках, отполированных за долгие годы задницами бывших школяров.

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 2

Заглядываем в аудиторию-музей (правда, через стекло) с антуражными старенькими партами и стендом с фотографиями героев Советского Союза — выпускников мехмата.

Сидим за партами в уже современном маленьком классе. На простых дешевеньких столах первокурсники уже успели оставить надписи в стиле «Здесь был…». Димитрий отворяет скрипучую раму со следами облупившейся краски, и в окно 17-го этажа (это заявленная в программе «закрытая смотровая площадка») врывается морозный воздух. Вот так все скромненько, без пафоса, совсем как 60 лет назад. Никакого пластика, подвесных потолков, ноутбуков на партах, даже доска — не электронная, а самая обычная, со следами мела.

Вообще, если честно, больше всего в МГУ меня поразило именно это отсутствие показного благополучия. Никаких белых лимузинов у входа, студентов в золотых цепях и с последними новинками техники, студенток, увешанных бриллиантами, в норковых шубах, надменных преподавателей с платиновыми моноклями.

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 2

Типичные скромно одетые профессора, хоть и в пиджаках. Обычные студенты — такие же толпятся у корпуса экономического факультета ЯрГУ им. Демидова (вижу их, когда с работы иду). Неформалов и негров тоже не видела xD.

Длинноволосые девушки в узких джинсах и кофтах с капюшонами, интеллигентного вида мальчики с умненькими личиками, в очках, похожие больше на хипстеров, чем на ботаников. Видели также студентку в коротеньких шортиках, покупающую сок в магазине, мальчишку, совсем еще ребенка, спустившегося в столовую в сланцах, — здесь все по-домашнему.

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 2

Хотя, конечно, обучение на платной основе стоит просто заоблачных денег. Например, 300 тыс. в семестр (для заочного образования). Для второго высшего нужно учиться 3 года. Теперь вот думаю (в шутку, конечно, так как ни то, ни другое в обозримом и далеком будущем мне не светит): квартиру покупать или учиться xD?

Задаю вопрос Димитрию. Отвечает: «Это только кажется, что поступить сложно, здесь, допустим, на географии, бывает, подают 2 человека документы, потом один отказывается — прошел на более престижный факультет, вот вы на свободное место и поступили». «Зачем мне география?» — удивляюсь я (экскурсовод уже знает, что я закончила юрфак, и ниже, чем на государственное управление, не хочу). «Да какая разница! Главное — это диплом МГУ! Диплом МГУ — это космос!».

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 2

Чтобы еще больше удивить (или запутать) Димитрий выводит нас ко второму входу — точной копии центрального. Здесь такой же вестибюль — станция метро, такие же высоченные потолки, массивные колонны и лестницы, даже охранники кажутся братьями-близнецами. А еще точно такая же столовая. Это, кстати, думаю, и будет одной из фишек данной экскурсии — обед в настоящей студенческой столовой!

(портал в страну знаний xD?)

Столовая МГУ похожа на банкетный зал — парадные интерьеры, под потолками — праздничные люстры. И на удивление низкие цены, раздача, пластмассовые потертые подносы, ложки (чайных нет!) и вилки, сваленные в ящички. В общем, я испытываю чувство сладкой ностальгии, попадая в такие вот советские интерьеры!

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 2

Почему-то не найдя своего любимого салата из свежей капусты, к собственному удивлению беру десерт, хотя сладкое патологически не люблю. Кушанье в стеклянной вазочке (38 рублей) состоит из плавающих в сиропе кусочков киви, банана, винограда, взбитых сливок из баллончика и венчающей весь этот шедевр клубники с зеленой веточкой. Вот честно, в тот момент мне кажется, что ничего вкуснее я не ела в жизни!..

* * *

Вот и подошла к своему логическому завершению наша замечательная поездка в Москву. Последний взгляд на здание МГУ, на город, утопающий в вечерних огнях, на переливающиеся разноцветными лампочками высотки «Москва-Сити» — теперь уж точно не отличишь их от космической станции. Мы любуемся столичными пейзажами. А где-то в окнах зажжен свет, мы видим простенькое оформление обычных московских квартир и старушку в платке, смотрящую на улицу. В Москве живут такие же люди, обычные, как мы, ничуть не марсиане. Наверное, и я могла бы также жить здесь, учиться в МГУ…

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 2

Мечты, мечты… Но я очень рада, что приехала сюда. Что побывала в главном университете России — сюда бы всех моих знакомых студентов, которые ноют перед сессией. Как можно не хотеть учиться??? Мы уезжаем. Москва остается позади, как сказочный сон. В автобусе тепло, и я сплю на четырех задних сидениях автобуса. Я еще вернусь в Москву, на Воробьевы горы, к (в?) МГУ…