Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Москва — Россия Январь 2014

Цель поездки — Москва.

Дата поездки — 25.01.2014

Бюджет поездки — примерно 2250 руб. (на двоих).

Экскурсионный тур «Высотки Москвы» — новинка сезона, разрекламированный еще в прошлом году, сразу привлек внимание. Уж если путешествовать от агентства (мы все-таки более тяготеем к «самтуризму»), то лучше выбирать интересный, небанальный маршрут или тематическую экскурсию. Увидели, загорелись, пообсуждали и… успокоились. А тут за несколько дней до поездки мужу приходит смс, дескать, на путевки существенные скидки. На выходные — планов никаких, настроение вроде хорошее, и по пути с работы мы решаем зайти в любимое турагентство (неоднократно ездили с ними, хорошо работают ребята, и программы у них занимательные).

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 1

Путевку оформили быстро, со скидкой и накопленными бонусами обошлась она нам всего в 1100 руб. с человека (вместо первоначальных 1750 руб.!). Удачное время (7 часов утра) и место (от Ярославля-Главного) отправления, морозец кусается, но в автобусе вполне комфортно, день обещает быть ясным и солнечным, а, значит, получатся симпатичные фотографии. Наша группа — небольшая, 22 человека, места можно выбрать любые, мы с мужем занимаем весь задний ряд. С момента выезда из города экскурсовод Светлана (очаровательная, эрудированная и очень приятная девушка, интересный рассказчик, прекрасный организатор) начинает путевую экскурсию, рассказывает о сталинских высотках, именуемых в народе «7 сестренок», и о современных небоскребах, также мы смотрим 2 документальных фильма по основной теме нашего путешествия.

В кафе на окраине Переславля-Залесского делаем санитарную остановку. Само заведение довольно антуражное, стилизованное под охотничий домик, с добротной мебелью, шкурой медведя и очаровательным металлическим кабаном при входе.

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 1

Одно плохо: в единственный работающий WC образовалась приличная очередь. Зато, какие чудесные зимние виды открывались перед нашим взором в этот утренний час!

Просыпающееся солнце окрашивало нежными красками придорожный лесок, отбрасывало оранжевые блики на снег. В рассветной дымке сказочным видением за макушками деревьев высился храм.

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 1

Пустынная дорога, трескучий морозец, смелый рассвет, огромное бордовое солнце и проясняющееся — голубеющее — небо — все это настраивало на позитивный лад. Чувствовалось, что путешествие наше будет удачным!

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 1

Не хочется перегружать этот рассказ энциклопедической информацией, пусть лучше он будет отчетом-впечатлением, иллюстрированным фотографиями. А с матчастью можно ознакомиться вот на этих Интернет-ресурсах: Википедия, официальный сайт МГУ.

МОСКВА ИЗ ОКНА ЭКСКУРСИОННОГО АВТОБУСА

Мы въехали в столицу, когда день уже вступил в свои права, и над городом-сказкой, городом-мечтой лазоревым куполом раскинулось хрустальное небо. В этот очаровательный денек Москва выглядела особенно празднично, пленяя нас своей далеко не провинциальной красотой, удивляя, восторгая, показывая все свои многогранные красоты и влюбляя в себя. Это я не люблю «Москву транзитную»: вокзал — метро — вокзал, с чемоданами и рюкзаками наперевес, то бегом — опаздывая на поезд, то в томительном ожидании на неудобном кресле в вокзальном вестибюле. Да и жить бы здесь, в шуме, суете, в этом бешеном ритме, с огромными расстояниями, я бы не хотела: в провинции я не так устаю. А вот «Москва экскурсионная», пусть и из окна автобуса, мне очень даже по душе!

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 1

Москва — город многоплановый, порой сочетающий в себе заведомо несочетаемое. Причем — странное дело — там, где это выглядело бы аляповато, пошло, дурновкусно, в Москве смотрится вполне органично. В этом городе шумные проспекты мирно соседствуют с узкими тихими улочками, новостройки — со старинной архитектурой.

Только здесь, в самом сердце столицы, можно наблюдать все многообразие архитектуры разных эпох, по которым, как по линиям жизни на ладони, можно было бы изучать историю нашей страны.

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 1

Из окна автобуса мы видим то аккуратные купеческие особнячки, то большие дома-стены, с высокими потолками и пышным декором фасадов, то скрывающиеся в тени парков усадьбы с аристократичными колоннами, то типовые пятиэтажки советских времен, то дома-дворцы, то унылые коробки прямолинейного конструктивизма, то сказочные терема и замки с остроконечными шпилями, то безликие, похожие на фабричные корпуса, строения хрущевских времен «борьбы с излишествами».

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 1

И по всему маршруту, то там, то здесь, среди этого архитектурного многообразия встречаются неизменные атрибуты столицы: изящные разноцветные церковки, чудом сохранившиеся после анархии «Красного Октября», и стильные хай-тековские небоскребы, похожие на космические корабли и делающие Москву похожей на город будущего из фантастических фильмов. Вот такая связь времен.

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 1

Впрочем, также узнаваемы монументальные торжественные здания с балкончиками, башенками, барельефами с изображением советской символики, изобилующие роскошной лепниной, с узкими окнами, украшенные весьма фантазийно, богато, дорого и пафосно, — мой любимый сталинский ампир. Дома, построенные в подобном стиле, помнится, особо впечатлили меня на улицах Минска. И в то время как многие презрительно называли архитектуру белорусской столицы «совковой», я была очарована этими парадными зданиями.

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 1

Если честно, меня немного удивляет сталинская архитектура. Зачем молодому государству, только что победившей «Красной Революции», разгромившей столько старинных памятников зодчества, разорившей прекрасные усадьбы, ненавидящей «буржуйские украшения», понадобилось создавать не менее пафосные дома? Стремление ли это стереть с лица земли все старое, накопленное веками, проверенное временем, и вновь построить, но уже свое, с клеймом «СССР», или банальное желание поселить кухарок и матросов во дворцы (но ведь они были изначально предназначены для элиты), чтобы доказать, что все в этой новоявленной стране «для народа»?

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 1

Впрочем, мы должны быть благодарны «власти крестьян и рабочих» за созданные шедевры — они куда лучше, чем хрущевский минимализм. На сменяющийся калейдоскоп московских домов можно любоваться бесконечно. Вот она, пышная, торжественная архитектура — наш вам ответ, господин аристократичный Санкт-Петербург:)!

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 1

Мы едем по центральным улицам столицы, на удивление в этот субботний день не забитым транспортом. Мы даже не стояли в пробках, ну разве что минуты 2 — 3.

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 1

За это время я от скуки сфотографировала двух гастарбайтеров-мусорщиков в оранжевых жилетках и не удержалась от сарказма: «Вот они, настоящие жители Москвы!» xD.

Наша первая остановка — Красная площадь. Во-первых, потому что просто невозможно приехать в столицу на экскурсию и не побывать в самом ее сердце. Во-вторых, здесь бесплатный и весьма приличный туалет. Впрочем, приоритеты расставляйте сами xD.

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 1

Красная площадь — она все такая же, совсем не меняется. Все та же блестящая брусчатка (совсем без снега!) с отражающимися бликами синего неба, под синим же небом, с организованными группами иностранцев (традиционно преобладают японцы xD), провинциалами с восхищенно-ошарашенными лицами (я, наверное, также выгляжу), праздно гуляющими москвичами (они — самые счастливые, потому что на самом деле мало кто из жителей столицы может позволить себе такую роскошь — прогулку по Красной площади).

Бордовые стены Кремля с «ласточкиными хвостами», на Спасской башне круглые часы (и снова хочется читать нараспев стихотворение), на площади вдалеке елка, торжественно устремлены ввысь башенки Исторического музея.

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 1

И самое главное чудо Москвы, ее украшенная самоцветами корона, ее сказка и волшебство — ведь можно не любить столицу, относиться с присущим всем провинциалам презрением, фыркать на излишнюю пафосность, но вот не восхищаться им — храмом Василия Блаженного — просто невозможно!

Сколько раз видела, фотографировала, фотографировалась на его фоне — и все равно каждый раз не просто любуюсь — испытываю непередаваемое чувство восторга перед этими переливами разноцветных куполов, яркими красками, богатством декора, удивительной праздничностью архитектуры этой восхитительной церкви!

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 1

Вы только на миг представьте, что этого чуда могло бы не быть… А спас его, отстоял неимоверными усилиями реставратор Петр Дмитриевич Барановский — как раз о нем нам рассказывали в музее сестер Цветаевых, на экспозиции «Александров — столица «101 километра», где мы побывали в январские праздники.

Москва в этот наш визит вновь завоевала мою некогда детско-юношескую влюбленность.

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 1

Это была Москва моего детства: с дефицитом советских времен на прилавках провинциальных магазинов, когда за продуктами и вещами ездили в столицу, на машине, с родителями, и щурить спросонья на яркое летнее солнышко — такой же погожий денек, как сегодня! — глаза, и ноги в сандалиях спускать на раскаленный асфальт, и платье оранжевое в оборках разлетается — я гуляю по Москве! — очереди в мясной магазин и какие-то неимоверно вкусные котлеты в столовой, тополиный пух и пыльная городская листва, отец остается отдыхать в машине, а мы с мамой — в «Детский мир», там солнце мигает глазами и куклы (раз в час?) выходят и танцуют, еще магазин «Русский лен» (может, иначе назывался, но льняные вещи там были, а мне купили куклу в русском наряде), уже загибающийся ВДНХ (все равно красивый!), где музей «Космос» (с тех пор меня непреодолимо тянет к звездам) и толстые черные боровы — достижения народного хозяйства, мама рассказывает, как в молодости гуляла здесь и покупала бутерброды с икрой — мне это кажется несбыточным чудом и волшебным, не существующим в реальности деликатесом (мне тогда лет 7, и икру, красную, я впервые попробую в 18)… В детстве каждая поездка в Москву была для меня праздником.

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 1

Москва моей юности: немного сумасшедшая, мне уже 18, ночная электричка (денег чуть больше чем на билет), паспорт в кармане смешного мешковатого пиджака, забитый челноками вагон, рядом пьют пиво друзья, ослепительное утро на Новом Арбате, рабочие поливают плитку перед кафе, во все глаза — «Метелица»! — здесь так мечтали тусить все девчонки из моего ПТУ, я кружусь, раскинув руки, нараспев: «Дорогая моя столица-а-а!..», потом зимой к знакомому на присягу, холодные пальцы сжимают пластиковую чашечку кофе (у нас таких еще не было), тогда же впервые попробовала шаурму, тоже казавшуюся заморским деликатесом, и уже с будущим мужем, 20-летняя, улыбаюсь на фото — худющая, в темно-зеленом пальто «солнце-клеш», его до сих пор ношу — на фоне Останкинской башни, и еще, позже — в смешной пестрой шапке, около сказочно красивых фонтанов уже оживающего ВДНХ, мы там еще голубей кормили… Какой романтичной была Москва моей юности!

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 1

И вот влюбленность эта возвращалась. Авантюризм, интрига, чувственность. Я хотела этот город физически, как желают любовника после долгой разлуки. Я хотела гулять по Москве, наслаждаться ее красками, торжественностью, красотой, архитектурой, улицами, набережными, скверами, парками, реками, усадьбами, вдыхать ее воздух, отравленный, но такой смачный, аромат тополиного пуха и специфический запах метро.

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 1

Милые, добрые москвичи, пишущие проникновенные, познавательные и всегда лиричные рассказы-прогулки о Москве! Пишите, обязательно пишите о своем городе, его интересных и неизвестных уголочках, рассказывайте нам, делитесь своей любовью, а мы (пусть и виртуально) будем сопровождать вас в этих прогулках и заново (в которой раз!) влюбляться в Москву!

«7 СЕСТРЕНОК»

Вообще-то к современным урбанистическим пейзажам и небоскребам я равнодушна, мне милее провинциальное захолустье, хранящее дыхание старины: избушки-покосюшки в кружевных наличниках, двухэтажные купеческие особнячки, вековые липы, раскидистые березки да поля-луга — российские просторы.

Но, как я упоминала ранее, Москва — город, не укладывающийся ни в какие рамки, ломающий все стереотипы, причем, делающий это без ожидаемой пошлости и показушности, с изумительной непосредственностью маленького ребенка, собирающего из цветных кубиков чудо-дома и диковинные замки-пирамиды. Посему задевающие за облака шпили и устремленные в небесную синь вышки-коробки (в такие дорогие вина в «Ароматном мире» упаковывают xD) из стекла и бетона вполне органично вписываются в московский пейзаж.

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 1

Особенно, если эти высотки — мой излюбленный сталинский ампир. Светлана говорит, что эта архитектура сочетает в себе «элементы средневековой готики и мотивы древнерусского зодчества» — и то, и другое — моя тема, вот, значит, почему я так влюблена в этот стиль! Жаль, конечно, что «7 сестренок» (как именуют их в путеводителях для иностранцев) мы видим лишь из окна автобуса, некоторые со смотровых площадок на Красной площади и Воробьевых горах. Только знаменитое здание МГУ изучаем более детально. Очень бы хотелось подойти к каждой высотке поближе, чтобы ощутить всю мощь и помпезность, подавляющую, восхитительную красоту этих триумфальных зданий. Еще больше хочется заглянуть внутрь, чтобы оценить убранство высоток, ведь, если верить Интернету, для декора помещений использовались натуральные материалы: дерево, мрамор, бронза, керамика и хрусталь. Также интерьеры и мебель были богато оформлены резьбой с изображением «лавровых венков, колосьев и пятиконечных звезд», а апогеем всего этого великолепия служили огромные бронзовые люстры с хрустальными подвесками.

Сталинские высотки — первые советские небоскребы. Здания были заложены в один день и час, в годовщину празднования 800-летия Москвы, 7 сентября 1947 года, в 13.00 по московскому времени. По первоначальному проекту места расположения «памятников величия советского народа и мощи СССР» были несколько иными, да и высоток было 8. Однако в связи со смертью И. В. Сталина восьмая «сестренка» на месте снесенного района Зарядье в Китай-городе построена не была, позднее на этом фундаменте возвели гостиницу «Россия».

(фото из Интернета, Википедия)

По идее Сталина высотки должны были окружать неким (магическим?) кольцом самый главный небоскреб — Дворец Советов. Кстати, упомянутый круг, пусть и неровный, можно и сейчас представить, глядя на карту столицы. А вот Дворец Советов (видимо, Кремль на революционный лад), к счастью, построен не был. По замыслу это должно было быть самое высокое здание в мире — 420 метров, а построить его планировали на месте взорванного специально для этих целей храма Христа Спасителя. Видимо, это казалось крайне символичным: на месте храма Бога, культового сооружения, оплота ненавистной новой власти религии соорудить памятник атеизму, цитадель «Красной Революции», Дворец Советов. Глядя на проект, хочется назвать эту громаду со ступеньками, обязательно выполненную в золотом цвете, пирамидой. И, наверное, строить ее, как и в Древнем Египте, должны были рабы системы: заключенные и солдаты (за неимением гастарбайтеров). Правда, сему творению была уготована участь другого монументального сооружения древности — Вавилонской башни. Нет, зеки и срочники вмиг не овладели языками различных государств. Началась Великая Отечественная война, металлический каркас здания переплавили на оружие, а потом уже не до пафоса стало — пришло время поднимать страну из руин. Долгое время на этом месте существовал бассейн «Москва», а после восстановили храм. А помните, что помешало строительству Вавилонской башни? Правильно, людская гордыня! Так и тогдашний руководитель новой страны задумал увенчать свой (пардон, советский!) Дворец громадной статуей «вождя пролетариата» и «безвременно», но вовремя ушедшего соратника. 100-метровая позолоченная фигура Ленина с протянутой в светлое будущее дланью должна была быть выше самой Статуи Свободы в США, как яркий пример преобладания Советов над свободой, тоталитаризма над демократией.

Кстати, и сама идея высоток была «слизана» с пресловутой «Амерички». Уж больно впечатлило товарища Сталина Муниципальное здание Манхэттена (1909 — 1912 гг., Нью-Йорк). Естественно, взыграла горячая кавказская кровь — ведь у горцев все должно быть самое лучшее (это мы еще из экскурсии в Абхазию усвоили). Так и родилась идея построить в советской стране шикарные небоскребы, краше, больше, выше — вот наш ответ вам, мисс буржуинская Америка!

Но проекту Дворца Советов воплотиться в жизнь было не суждено. Зато построили здание для Министерства иностранных дел — чтобы доказать «прогнившему Западу» крутизну СССР, 2 гостиницы — чтобы ошеломить роскошью столицы гостей из провинции и все тех же иностранцев, 3 жилых дома — чтобы показать, на что государство способно ради своих граждан (правда, избранных, но советских же!) и, наконец, храм науки — Московский государственный университет, ведь страна Советов — самая умная, просвещенная, научная (а, значит, антирелигиозная) страна в мире.

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 1

Здание Министерства иностранных дел (МИД) Российской Федерации.

Адрес: Смоленская-Сенная пл., д. 32/34.

Высота: 172 м, 27 этажей.

Годы строительства: 1948 — 1953 гг.

Архитекторы: В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус.

МИД мог быть единственным из зданий, не увенчанным шпилем, поскольку по проекту дом не выдержал бы подобной нагрузки. Однако товарищ Сталин выступил за однообразие — все здания должны быть со шпилями, и самолично дорисовал недостающую конструкцию на проекте. Что делать — пришлось архитекторам проявлять чудеса сообразительности, в результате было решено водрузить на здании декоративный шпиль, сделанный из стали, и потом покрасить. По словам очевидцев, колер шпиля даже отличался от основного объема здания, но время сравняло цвета. Уже после смерти вождя Хрущеву предложили избавиться от псевдо-конструкции, но новый правитель решил оставить шпиль с саркастичным комментарием: «Пусть это будет памятником глупости Сталина». Впрочем, это больше легенда. А вот украшающий Министерство иностранных дел герб СССР (очередная шпилька «загнивающей Европе») можно и по сей день увидеть на здании. К тому же, высотке дипломатов все-таки удалось выделиться: на его шпиле нет традиционной звезды.

Гостиница «Ленинградская».

Адрес: ул. Каланчевская, д. 21/40.

Высота: 136 м, 17 этажей.

Годы строительства: 1949 — 1954 гг.

Архитекторы: Л. М. Поляков, А. Б. Борецкий.

Здание возвышается над Комсомольской площадью, в народе называемой площадью 3-х вокзалов, и именно его мы видим, приезжая из Ярославля в Москву. Эта самая маленькая из сталинских высоток. Однако это не помешало крупнейшей в мире сети отелей «Hilton» приобрести столь очаровательное здание. После масштабного ремонта, с 2008 года, гостиница носит пафосное название «Хилтон Москоу Ленинградская». А я, глядя на красивые башенки, все время вспоминаю, как мои родители в молодости, приехав в Москву, по наивности зашли в гостиницу (пожить решили, благо — не далеко от вокзала), да так и вышли обратно — не по карману провинциалам советский пафос. Ну, хоть внутри побывали, в отличие от меня.

Гостиница «Украина».

Адрес: Кутузовский просп., д. 2/1.

Высота: 206 м, 34 этажа.

Годы строительства: 1953 — 1957 гг.

Архитектор: А. Г. Мордвинов.

Первоначально Сталин назвал этот проект «Гостиничное здание в Драгомилове», но при Хрущеве отелю дали название «Украина» — в честь самой близкой республики-сестры. В третий раз гостиница сменила название, когда ее перекупили очередные барыги, переименовав на пафосный манер «Рэдиссон Ройал».

(фото из Интернета, Википедия)

Высотка на Кудринской площади (бывшей пл. Восстания).

Адрес: Кудринская пл., д. 1.

Высота: 156 м, 24 этажа.

Годы строительства: 1948 — 1954 гг.

Архитекторы: М. В. Посохин, А. А. Мндоянц.

Эта высотка получила неофициальное название «Дом авиаторов», поскольку квартиры в этом здании в основном предоставляли работникам авиационной промышленности. На 18 жилых этажах размещается более 450 квартир, здесь же находятся развлекательный центр, магазины, кафе. Подвалы дома стыкуются с бомбоубежищем, а за ходом строительства пристально наблюдало КГБ в лице Берии. Есть легенда, что, когда строилось новое здание посольства США, на верхних этажах высотки размешалась спецаппаратура КГБ — агенты наблюдали за своими «заклятыми друзьями».

(фото из Интернета, Википедия)

Высотка на Котельнической набережной.

Адрес: Котельническая наб., д. 1/15.

Высота: 176 м, 32 этажа.

Годы строительства: 1938 — 1940 гг., 1948 — 1952 гг.

Архитекторы: Д. Н. Чечулин, А. К. Ростковский.

Примечательно, что строительство этого небоскреба было запланировано за несколько лет до начала официальной закладки сталинских высоток, еще до Великой Отечественной войны. Уже построенное здание, выходящее фасадом на набережную, стало правым крылом самой первой «сестренки». Это жилое здание, в его стенах находятся 700 квартир, магазины, почтовое отделение, кинотеатр «Иллюзион», а также музей-квартира Г. С. Улановой. Естественно, что жили здесь не обычные советские граждане, а все больше деятели культуры. Говорят, к строительству этого дома были привлечены заключенные, и якобы на стеклах и стенах можно заметить едва различимые надписи «строили зеки». Еще одна легенда повествует, что изначально предполагалось проложить тоннель от высотки на Котельнической набережной к… Кремлю! Но сему секретному плану было не суждено реализоваться.

Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 1

Административно-жилое здание на площади Красных ворот.

Адрес: ул. Садовая-Спасская, д. 21.

Высота: 240 м, 24 этажа.

Годы строительства: 1947 — 1952 гг.

Архитекторы: А. Н. Душкин, Б. С. Мезенцев.

Небоскреб стоит на самой высокой точке Садового кольца. Кстати, строительство этой высотки было сопряжено с определенным риском. Дело в том, что одновременно с ним строили метро «Красные ворота», посему некоторое время дому предстояло буквально балансировать на краю котлована. Грунт должен был осесть, а готовый дом рисковал стать похожим на очередную падающую башню. Посему решили применить уникальную технологию: по периметру котлована искусственно заморозили грунт, а дом начали строить с наклоном. В результате, когда почва оттаяла, высотка заняла вертикальное положение. Если верить Википедии, «такой способ больше никогда и нигде не применялся из-за сложности расчетов», а в не слишком прямом доме до сих пор случаются проблемы с лифтовым обслуживанием. В настоящее время в высотке размещены «Корпорация Трансстрой» и квартиры, а в левом крыле здания находится вестибюль станции метро «Красные ворота». Следовательно, подвал высотки связан со служебными помещениями метро и сетью специальных подземных коммуникаций.

(фото из Интернета, Википедия)

Главное здание Московского государственного университета (МГУ).

Адрес: Ленинские горы, д. 1.

Высота: 240 м, 36 этажей.

Годы строительства: 1949 — 1953 гг.

Архитекторы: Л. В. Руднев, С. Е. Чернышёв, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков, В. Н. Насонов.

Это самая высокая из сталинских «сестренок». Кстати, отличительной особенностью здания можно назвать бронзовые скульптуры, часы и барометры. Первоначально планировали построить столь грандиозное строение рядом со смотровой площадкой на Воробьевых горах, но вовремя осознали, что будущий храм науки рискует съехать в пропасть, и перенесли его на 800 метров вглубь. МГУ строили заключенные, и даже вроде как оставшееся после строительства поселение назвали «Солнцево», как тут не вспомнить гремевшую в 90-х ОПГ.