Турист Валентина Пушкарева (PushValentina)
Валентина Пушкарева — была 17 апреля 20:41
«Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов» — Рэй Брэдберри.

Сиде — Турция Октябрь 2013

Путешествуя по Турции, мы заехали на денек в Сиде.

Сиде (Side) — небольшой город на полуострове, в 75 км от Анталии, это «музей под открытым небом», археологическая зона Турции. Прибыв в 7 в. на этот полуостров, греческие поселенцы встретили здесь население, говорившее на своеобразном местном сидетском языке. До сих пор не расшифрованный язык коренных жителей Сиде относится к Индо-Европейской семье. Слово Сиде на анатолийском диалекте означает «гранат». В римский период Сиде достиг расцвета. В 8 веке город, прославившийся как большой и красивый, в результате арабского нашествия и грабежа опустел, и его жители переселились в Анталию. Долгое время город пустовал. И только в 1889 г. здесь появились мусульманские переселенцы с Крита, основав здесь рыбацкую деревню, из которой вырос туристический городок, где можно не только отдохнуть на море, но прикоснуться к истории древнего мира. Остатки римских строений мы можем увидеть и сейчас.

Сиде — музей под открытым небом

Рейсовый автобус из Манавгата привез нас к старому городу, к огромному полю с руинами, где возвышаются остатки крепостной стены, руины госпиталя, фундаменты зданий, в траве и кустах лежат остатки отделки зданий и строений, имеющие прекрасную резьбу с растительными и геометрическими орнаментами.

Вдоль дороги остатки торговых лавок
Сиде — музей под открытым небом

Чтобы попасть в центр старого Сиде, нужно пройти мимо всех развалин, мимо амфитеатра на 18 тыс. зрителей, рядом с которым (отчасти) сохранился общественный туалет с древней канализацией на 24 места. Перед амфитеатром расположены остатки Колонной улицы.

Амфитеатр

Проходим через древние арочные ворота, возведённые в честь римского императора Веспасиана. Веспасиан руководил городом на протяжении семидесяти лет, с 9 по79 г. н. э. Ворота до сих пор считаются главными в Сиде, высотой почти шесть метров, местные называют ее Монументальная Арка. За воротами можно увидеть площадь и фонтан Нимфеум.

Идем на оживленную торговую улицу, ведущую к морю.

Выходим к небольшой бухте с прогулочными катерами,

Сиде — музей под открытым небом

идем налево, и видим, как на берегу моря гордо возвышаются колонны храма Аполлона. Этот храм построен из белого мрамора во 2 веке. Здесь находилась торговая площадь и античная библиотека.

Храм Аполлона

В Сиде было две торговых площади — агоры, три колонных улицы и два порта. Сейчас мы видим лежащие на земле остатки колонн, зданий, перекрытий с удивительной резьбой, где люди просто ходят по произведениям камнерезного искусства.

Сиде — музей под открытым небом

Рядом с храмом расположены римские бани, сейчас в них археологический музей.

Берег здесь каменистый, виды прекрасные.

Сиде — музей под открытым небом

Идем вдоль берега, увидели небольшой песчаный пляж, почему бы не искупаться. Море теплое и чистое.

Сиде — музей под открытым небом

Немного отдохнув, идем дальше рассматривать руины. Проходим через древние ворота со стороны моря к полю развалин.

Здесь находится городская площадь — агора.

Идем мимо стоянки верблюдов:

Проходим живописные руины:

Сиде — музей под открытым небом

Снова уже с другой стороны подходим к амфитеатру, где проходили гладиаторские бои.

Сиде — музей под открытым небом

Перед амфитеатром стоит древний греческий храм Тихе возрастом более 1800 лет. Богиня Тюхе (Тихея) в греческой мифологии была богиней случая и удачи. В Риме ее называли Фортуна.

Теперь направляемся к выходу опять же через живописные руины:

Сиде — музей под открытым небом
Мне сверху видно все, ты так и знай
"Мне сверху видно все, ты так и знай"
Сиде — музей под открытым небом

Выходим к стенам города. (2 век до н. э.!). Конструкция эллинских стен очень интересна. Стена — это длинное трехэтажное здание в три уровня, что давало возможность солдатам третьего этажа обороняться, не мешая солдатам второго этажа. В помещениях, которые были в стене на среднем этаже, жили солдаты. Высота стен в разных местах разная, на северо-востоке города до 10 метров, толщина до 3 метров, а сами стены протянулись6 км. Они много раз перестраивались, разрушались, и кое-что сохранилось до наших дней.

Возле городской стены

Недалеко от стены проходит одна из Колонных улиц:

и когда-то красивый фонтан с бассейном:

Сиде — музей под открытым небом

Вот так интересно погуляли по музею под открытым небом.