TIBET-NEWWAYTRAVEL
Надежда Кайденко Эксперт — была вчера 17:04

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 2: Сертар Ларунг Гар взгляд изнутри

4

Монастыри Восточного Тибета (традиционная тибетская область Кхам) в основном относятся к школе тибетского буддизма ньингма. Реже кагью. Монастырь Сертар Ларунг Гар, в который мы направляемся, изучает школу ньингма. Ньингма — самая древняя школа тибетского буддизма, ее называют «школой старый переводов». В ньингма придерживаются исключительно первых переводов буддистских текстов с санскрита на тибетский язык. Оригиналы на санскрите были утеряны Индией, после нашествия из Афганистана. Поэтому первоисточники Учения школы ньингма — это тибетские тексты, переведенные в первые периоды пришествия буддизма из Индии в Тибет, начиная с 7–8 веков нашей эры.

7

Сертар Ларунг Гар был основан Учителем по имени Цзимей Пэньцхо, который медитировал в этих горах, в ущелье Лажун. Пять горных пиков, окружающих монастырь, образуют форму лотоса. (Вокруг этих гор лотоса есть паломнический маршрут — кора, которые тибетцы проходят за один день). Это уникальное место силы. Цзимей Пэньцхо пришел сюда с двумя учениками, и с 1980 до 1986 года общее число его последователей здесь достигло 5000 человек.

4

Цзимей Пэньцхо медитировал на месте, где сейчас стоит Зеленая Мандала. Именно на этом месте Учителем были обнаружены закопанные Падмасамбхавой сокровища — статуя Четырехрукого Авалокитешвары, которую сейчас сохраняют в стенах Мандалы. Мандала является самым сильным местром в Сертар Ларунг Гар. Здесь по сей день много паломников, которые ходят кору, крутят молитвенные барабаны, совершают простирания круглосуточно.

2

Цзимей Пэньцхо возведен в ранг Святых. Сейчас главным настоятелем монастыря служит его внучка Великая Дакини Мэньцхо.

Дакини Мэньцхо находится в монастыре обычно в летнее время, ее здоровье не позволяет ей находится на высоте монастыря весь год. Дакини не занимается административными делами, а только проводит важные службы.

2

Интересно, что сейчас в Сертар Ларунг Гар больше монахинь, чем монахов. Женская половина монастыря больше, и женский молельный павильон по площади и размаху больше, чем мужской.

Удивительное наблюдение с дороги, в Восточном Тибете растут березы! Настоящие русские березки, целыми рощами, белые пятнышки в суровых пыльных горах трассы G317. Только к двум часам дня мы выехали на нормальную асфальтированную дорогу (и то не надолго). Высота сейчас 2282 местра. Пейзаж изменился: из узких, пыльных каменных ущелий мы выехали на широкую дорогу, красивые хвойные леса с двух сторон, неожиданно попадаются целые стаи диких обезьян, сидящие вдоль дороги на ветках деревьев! Кстати говоря, тибетцы верят, что они произошли от союза обезьяны и женщины демона. Вот они эти обезьяны — прародители тибетцев в Восточном Тибете.

1

В три часа дня из тибетского района Аба (Нгава-Тибетско-Цянского автономного района) мы попали в Гарцзе-Тибетский автономный район, высота 3293 метра. Интересно, что дома тибетских жителей здесь трехэтажные, каменные, но третий этаж построен из дерева, выкрашен в красный цвет. Эти красные тибетские домики уже напоминают монашеские хижины монастыря Сертар Ларунг Гар.

На любом месте строительства тибетцы сперва ставят белую буддистскую ступу, украшают ее и только потом начинают вести работы. Вообще тибетцы народ довольно вольный, медлительный и ленивый, многие стройки так и заканчиваются установкой ступы и все)).

2

В четыре часа после полудня мы все еще были в дороге, и в какой-то момент стало казаться, что мы так и будем ехать бесконечно. Сперва казалось: вот уже за этой горой, вот уже за этой… Но дорога продолжалась очень долго.

Наконец, в пять часов дня мы прибыли в Сертар Ларунг Гар! Это не описать словами! Это не просто картинка. Атмосфера Сертара делает ноги мягкими, хочется сесть и созерцать, не выходить из состояния медитации очень долго. От красного рябит в глазах, красные хижины, красные одежды. Все приветствуют друг друга улыбкой. Только фотографировать людей здесь не принято, Вас могут наругать за то, что Вы пытаетесь тайно фотографировать лица, жителям Сертара это неприятно.

2

Вечереет, высота почти 4000 внизу, холодный мокрый снег приветствует нас. В монастырском общежитии для гостей нас встретила монахиня Юаньчжан. Высокая, худая, улыбчивая. Юаньчжан помогла нам с зарегистрироваться. Накормила вегетарианским обедом в столовой и проводила нас в молельный зал.

2

Здесь мы присутствовали на общей молитве и позже остались ждать важной встречи. К 19 часам женская половина (отгороженная от мужской желтой тканевой перегородкой) стала подвигаться ближе к границе. Женщины монахини ютились очень близко друг к другу. На мужской половине установили кресло, лампы, камеры.

В какой-то момент все резко встали и в зале воцарилось благоговение. Вошел Каньбу Содацзи — настоятель монастыря. Каньбу Содацзи не перерожденец в отличии от Даньцзен Цзяцхо, но его настолько любят и уважают, что в сердцах многих он как Великий Живой Будда.

2

Каньбу Содацзи просканировал женскую половину дважды. Мы были разбросаны по залу, стояли в самом конце, в задних рядах. Как он нас увидел в этой толпе, это загадка. Увидев, Содацзи пригласил нас сесть впереди, в первом ряду, монахини помогли перебраться, все были рады за нас, говорили: «Такое благословение, сегодняшнее Учение как раз посвящено Вам — иностранцам». Второе благословение.

После окончания лекции Каньбу Содацзи оставил слушателям три домашних задания:

1. отказаться от употребления в пищу мяса хотя бы на один день в 2015 году, чем больше, тем лучше;

2. спасти со скотобойни (или другим путем) хотя бы одно животное в 2015 году;

3. прочитать мантру ОМ-МА-НИ-ПАД-МЕ-ХУМ за все шесть миров 108 раз (чем больше, тем лучше, 1080 раз или 10800 раз, по желанию).

2

В Сертар я привезла с собой желтый хадак, который был подарен Каньбу Содацзи моему мужу во время его прошлой поездки в Сертар в декабре 2014 года. В момент моей встречи с Каньбу Содацзи я преподнесла ему хадак, и он в ответ повесил его мне на шею. Третье благословение.

Перед началом лекции, как и в конце лекции, была общая молитва минут на пять. Все присутствующие монахи читали молитвы вслух и наизусть.

Сегодняшнее Учение записывалось на видео для трансляции заграницу через англоязычный сайт Каньбу Содацзи. Тема лекции была посвящена уважительному отношению к животным и затрагивала вегетарианство. Каньбу Содацзи говорил по-китайски с приятным тибетским акцентом, но очень грамотно. Синхронный перевод на английский язык вела китайская монахиня. Белая как лотос, удивительно красивая девушка. Потом я узнала, что она имеет очень статусное образование, окончила Пекинский государственный университет и обучалась после в Америке, прежде чем пришла в монастырь и подстриглась в монахини.

Сертар в целом произвел на меня впечатление скопления умов, больше число монахов и монахинь, которых я встречала, о которых слышала ранее, пришли в монастырь уже после того, как достигли чего-то в обычной жизни: хорошее образование, успешный бизнес, карьера. Это отличает Сертар от монастырей Тибета, где служат только тибетцы, отданные в монастыри родителями еще в детском возрасте. В Сертар приходят сами, приходят взрослые люди, и здесь монахами могут служить люди любой национальности, конечно же после обучения. В монастыре есть две программы обучения: короткая 6 лет и долгая 12–13 лет. По желанию можно учиться и дольше, пока не выучишься до нужного тебе уровня. Все свободно. За свое просветление каждый отвечает сам.

1

Да, о встрече, я записала ее в аудио формат, могу поделиться записью с теми, кому это интересно.

После лекции на китайском и английском языках, началась лекция на тибетском. Время было уже 21–30, на тибетский язык мы не остались. Вернувшись в общежитие, мне не сиделось. Я решила отправиться наверх, к Мандале. Холодный мокрый снег, ветер прямо в лицо. Дорогу по ночным улочкам Сертара любезно показала работница общежития, которая тоже направлялась к Мандале. Мой подъем получился очень быстрым, не хотелось мокнуть под холодным снегом, спускались тоже почти бегом, так как двери общежития закрывались в 22–30. Из-за этой высокогорной пробежки ночью у меня была бессонница и легкая форма горной болезни. Правила акклиматизации никто не отменял! Высота 4000, это уже не Лхаса, тем более устали с дороги, и вся эта эйфория от вечерних благословений, надо быть осторожнее со здоровьем, ворчала я сама на себя переворачиваясь с бока на бок, бессонница.

1

ДЕНЬ 3

В 5 утра монахини соседки попросыпались, включили свет и начали про себя читать буддистские тексты. В 6 встали и мы. К 7 часам позавтракали и созвонились с монахиней Юаньчжан.

Юаньчжан повела нас к Мандале. Чем выше мы поднимались, тем сильнее и сильнее шел снег. Огромными хлопьями, как пышная сладкая вата, он валился с небес. Монастырь почти не было видно, только снег! Такая красота! Юаньчжан проводила нас к самой высокой точке монастыря, где вешают молитвенные флаги. Здесь я повесила флаги за всех моих друзей, родных, любимых людей и дорогих гостей, которые мечтают о поездке в Тибет.

Пусть Пути будут складываться. Тибет приглашает к себе тех, кому нужна эта встреча.

1

С вершины горы не хотелось спускаться. Если бы у меня было больше дней в Сертаре, я бы точно провела здесь день два. Уединяться, созерцать, тренировать ум, отличное место для практики. Тучи постепенно рассеивались, Сертар открылся, снег прошел, снова стало солнечно. Климат в Сертаре суровый. Высота дает о себе знать ежедневно.

Мы спустились к Мандале и стали проходить кору: сначала верхний этаж, потом нижний. Юаньчжан готова была водить нас там бесконечно. Мы много разговаривали. Она очень мудрая и открытая. Было интересно узнать о жизни монастыря изнутри. О ее личном опыте. Как она пришла сюда. Какие у нее планы. Я сделала много открытий для себя. Прониклась еще большим уважением к этому месту и к людям, здесь обучающимся.

Юаньчжан рассказала мне много о быте монастыря. О том, что за последние пять лет он начал восстанавливаться и улучшаться в бытовом плане. Заасфальтировали некоторые дороги, в самые большие общежития провели воду. Остальные индивидуальные монашеские кельи остаются без воды. Монахи сами с собой носят небольшие канистры с водой. Зимой вода замерзает и быт усложняется. Зимы здесь суровые, много снега, по 20–30 сантиметров.

После Мандалы мы отправились на мужскую половину монастыря. Здесь была встреча с Наставником Юаньбинь. Еще одна интересная фигура в монастыре. О нем знают все. Говорят, он достигает больших успехов в медитациях. За 20 минут, которые он уделил группе, он успел в сжатой и удивительно лаконичной форме изложить чуть ли всю философию буддизма, расставив акценты для «интересующихся», говорил о смыслах жизни, о понятиях счастья и удовлетворения, о способах практики. Когда мы стояли его слушали, я замечала, как проходящие мимо пожилые тибетские монахи показывали большой палец в знак одобрения и подтверждения своего уважения к Наставнику Юаньбинь.

1

Наставник Юаньбин говорил о том, как можно достигать счастья и жизнь наполненной смыслом жизнью. Он говорил о том, что нельзя ставить целью быть счастливыми только сейчас, в этом воплощении, потому что это бессмысленно. До настоящего у нас было уже много воплощений, и в дальнейшем будет много воплощений. Нам нужно работать над тем, чтобы улучшать себя, преображать энергию вокруг и тогда мир вокруг станет лучше. Вот это истинный смысл жизни, приносящий удовлетворение.

1

Наставник сделал большой акцент на буддистской философии и теории причин и следствий. Он сказал: «Большинство туристов приезжают в Сертар за красивой картинкой. Я надеюсь, что как можно больше людей из вас смогут увидеть под этой красивой картинкой ту ценность, суть и смысл того, что здесь происходит. Надеюсь, Вы сможете стать ближе к понимаю того, ради чего сюда уходят люди, чтобы найти себя в изучении тибетского буддизма. Я, как и все монахи, служащие здесь, надеюсь, что ваше паломничество в Сертар станет одной из причин, которая в дальнейшем даст хорошие плоды, положительные следствия.»

Еще Юаньбин говорил о том, что все три китайские философии Буддизм, Даосизм и Конфуцианство очень ценны, потому что они делают акцент на совершенствовании души человека, на развитии разума. Их стоит изучать. Он же пришел к тому, что Буддизм для него это наиболее целостная система.

После встречи с Наставником от Юаньчжан я узнала подробности, оказывается, Наставник Юаньбинь в прошлом доктор космических наук, занимался космическим кораблестроением! Неудивительно, насколько легко он может объяснять сложные философские буддистские теории. Встреча с Юаньбинь — четвертое благословение.

Далее времени оставалось немного. Мы напросились в гости в келью к монахине Юаньчжан. Оказывается, она и сама хотела нас пригласить и уже приготовилась готовить вегетарианский обед. Но времени было мало, на обед мы не могли остаться. Домик Юаньчжан внизу, на женской половине. Это довольно просторное по меркам Сертар жилище: два этажа, дворик. На первом этаже библиотека и теплая настилка на пол. Здесь Юаньчжан учится зимой. На втором этаже солнечный балкончик перестроенный в комнату, здесь снова библиотека, в этой комнате Юаньчжан живет летом. Монахиня подарила нам книги, которые мы выбрали сами. Я выбрала две книги, которые не купить в книжных магазинах, — написанные Каньбу Содацзи. Еще пообщались с Юаньчжан на буддистские темы. Встреча с монахиней Юаньчжан — пятое благословение. Огромное ей спасибо за уделенное нам время и теплый прием!

1

Ускоряемся, время летит, а как хочется остаться здесь еще на пару дней. После полудня мы встретились с остальными попутчиками, погрузились в автобусы. Следующий пункт программы необычный. Тибетские небесные похороны.

Читайте другие части отчета:

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 1: Дорога и монастырь Авалокитешвары

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 3: Тибетские небесные похороны и деревня Сисо

Китай: полезная информация

x

Комментарии

Margaritka
+2
19 апреля 2015 г. 18:53
Надя, насколько колоритное и одновременно мощное место!!!
TIBET-NEWWAYTRAVEL
20 апреля 2015 г. 7:37
место, действительно сильное,
здесь не просто скопление скопление умов,
здесь сосредоточение людей, работающих над улучшением энергетики во всем мире.
А учитывая размеры, объемы и масштабы, место просто огнедышащее!
vasilets
+1
19 апреля 2015 г. 18:54
Какая необычная застройка склонов холма...
TIBET-NEWWAYTRAVEL
20 апреля 2015 г. 7:38
монастырь в летний период вмещает от 40000 до 50000 человек!
власти уже приняли меры и провели черту, за которую монастырь не должен больше разрастаться ))
буддистский рай под контролем
Margaritka
+1
20 апреля 2015 г. 9:58
TIBET-NEWWAYTRAVEL писала 20 апреля 2015 г. 7:38
буддистский рай под контролем
типично китайская политика!
Borracho
+1
20 апреля 2015 г. 11:48
Дома, выстроенные в стену, поражают. Только что приехал из Мардина, там так же, только они песочного цвета.
maksim-nav
+1
20 апреля 2015 г. 16:43
Очень красивое место! Слегка покрытые снегом крыши домов очень интересно смотрятся.
julykum
+1
20 апреля 2015 г. 21:04
Приоткрыли завесу в загадочный и закрытый мир.
TIBET-NEWWAYTRAVEL
21 апреля 2015 г. 7:33
этот мир,действительно, очень загадочный,
в горах Тибета столько интересного и настолько сильного и масштабного!
ощущение реальности просто перевернулось, когда мы только въехали в Сертар,
"Это невероятно!"... шептали все...
PVV
+1
PVV
25 апреля 2015 г. 20:39
Очень необычно,очень загадочно,очень привлекательно.Хочу...................туда
bolshoy888
+1
25 апреля 2015 г. 22:24
Красивый необычный и непонятный нам мир!!!
vibas
+1
27 апреля 2015 г. 21:12
Просто потрясающее место!!!
Надо же так неординарно построить дома!!!
TIBET-NEWWAYTRAVEL
28 апреля 2015 г. 9:05
vibas , каждый из приезжающих монахов, остающийся на долгие годы обучаться, строил себе домик... так и получился этот ансамбль
Tomi-Aleks
+1
14 июля 2015 г. 22:41
Чудесное место и очень колоритное!!!!!
TIBET-NEWWAYTRAVEL
15 июля 2015 г. 10:09
Tomi-Aleks спасибо!
я так рада, что успела здесь побывать!
на прошлой неделе власти закрыли монастырь от туристов, не знаю теперь, когда снова откроют..
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.