Турист Ольга Кленкина (Olga1978)
Ольга Кленкина
был 27 сентября 2019 7:57

Толедо, Мадрид — Испания Март 2015

Общие сведения — поездка с 3 по 8 марта 2015. Не знаю, всегда ли там так, но тепло было просто фантастически. Днем была бы вполне уместна майка (хотя окружающие, видимо из уважения к календарю, ходили в одежде с длинным рукавом)), вечером — ветровка и тонкий весенний жилет. Каждый день — яркое-яркое солнце.

Проживание — поскольку официальной темой поездки была командировка на образовательную выставку AULA, около нее и жила в отеле Pullman. Ничего не могу сказать ни плохого, ни хорошего — обычные четыре звезды. Завтраки, с моей точки зрения, плохие — ничего горячего, нет даже яиц, хотя обычно они и в трешках есть. Интернет полудохлый, но на почту и Viber хватало.

Еда и сервис — вообще, если честно, потрясающе невкусно… Только в Толедо удалось реально хорошо поесть, потому что пошла в ресторан, перед которым стояла очередь. Цены, как ни странно, везде почти одинаковые, разница между дорогим и дешевым процентов в 30%. Кофе скверный, но, может быть, это я Римом избалована. Сервис — это что-то с чем-то… Так плохо меня в Европе нигде не обслуживали… А когда мне объяснили, что на всю Аточу (центральный вокзал) есть один служащий в информбюро, который говорит по-английски… Там вообще мало кто говорит по-английски! И это неудобно!)))

На тему поесть можно сходить на рынок в центре города. Место 100% туристическое, но тапас — на любой вкус, наливают неплохо, сангрия на каждом углу. Приятно, особенно вечером.

Транспорт. Автобусами не пользовалась, только метро и электричками. Надо учитывать следующее — если жить, как я, ближе к аэропорту, то может быть более удобно пользоваться не метро, а электричкой до Nuevos Ministeros. Днем и не очень поздним вечером сокращает до 40 минут езды. Нужно только помнить, что в выходные электричек почти совсем нет, и удобнее пользоваться автобусом аэропорт-Аточа.

Аэропорт. Это что-то с чем-то. Четыре терминала, расстояние между которыми составляет примерно 10 минут на автобусе, трансфер в одну сторону останавливается с одной стороны аэропорта, в другую — с другой, вывески размещены с поистине шейлоковской скупостью, англоязычный персонал владеет этим языком весьма условно… Короче, квест и экстрим входят в стоимость билета!

Общие впечатления от города

Мадрид — очень католический город. В нем нет стандартного старого района (за этим — в Толедо). Он очень строг, прям и устремлен в бесконечность. Это трудно описать, но легко почувствовать — есть что-то от «рыцаря на картине, что на звезды смотрит и ждет». В нем чувствует старый католицизм, или, даже, старое христианство, когда Христос на кресте умирал в муках, но с улыбкой…

В целом, город не произвел на меня впечатление достойного отдельной поездки, но, вот так, осмотренный мимоходом и за чужие деньги — вполне, вполне неплохо.

А теперь — детали и подробности)

В первый день, отпущенная пораньше за хорошее поведение, я выскочила в 15.30 на площади Испания из метро (в Мадриде — дорогое удовольствие, т. к. продается билет не на время, а до конкретной станции, т. е. вариант выскочил-глянул-заскочил обратно не прокатывает) и увидела вот это

Мадрид между делом

оказавшееся главпочтамтом. Нехилая такая почта… Как потом прочитала, на ней есть видовая площадка, но я там не была.

Обозрев площадь, покатилась вниз по улице в направлении Аточи с желанием посмотреть на тропический сад внутри вокзала.

Мадрид между делом

Забавно, но если есть планы поездок в Эскуриал или Толедо, отдельно можно не ходить. По пути забежала в Ботанический сад, который, по сезону, был гол и сероват,

но росшие там пряные травы так потрясающе пахли, и весь он был так акварельно светел, что оставил самые лучшие воспоминания (3 евро)!

Дальше от Аточи вверх-вверх-вверх по направлению к Пласа Майор. Дома однообразно-готико-осовременненые, но очень светлые и милые. Перед самым входом на Пласа кондитерская, где была куплена очень вкусная плюшка со взбитыми сливками, подъеденная на площади)

Мадрид между делом

На площади кафе-кафе-кафе, народ-народ-народ, но очень просторно, светло, как-то прозрачно и легко. Мне понравилось. Памятник, по-моему, Филиппу II. Нам, воспитанникам Тиля Уленшпигеля, как-то немного странно на него смотреть, но в Испании — вполне себе почитаемый монарх.

Дальше через тапас центрального рынка, пакетик жареных щупальцев осьминога, подъеденный вот на этой очаровательной площади

Мадрид между делом

к собору. Главный фасад обращен к дворцу, а вход с другой стороны. Сервис испанский — на дворцовой площади на этот факт ни одного указателя.

Внутри все очень красиво, торжественно и непафосно одновременно. Это первый испанский собор, который я подробно осматривала после Саграда Фамилия, и мне стало понятно, «откуда ноги растут» у Гауди. Он, конечно, взлет и песня, но и у него была взлетная полоса. Собор внутри очень красив и однозначно стоит посещения.

Дальше бросаем взгляд на королевский дворец, а внутрь — ну его. Интерьерами не интересуюсь, Гойя и в Прадо есть. Потолклась у решетки, доела осьминогов

Мадрид между делом

И дальше в путь вдоль дворца, милого сквера напротив (душевное место с фонтаном и памятником Карлу V (это который «над моей империей никогда не заходит солнце»))

И вдоль симпатичных садов и приятного вида на более современные районы Мадрида к египетскому храму.

Вот такой типично мадридский вид по дороге. С одной строны, эклектика, а с другой — единый дух города чувствуется. Это вам не Нюрнберг.

Мадрид между делом

Около египетского храма, подаренного Нубией в знак благодарности за помощь в раскопках просторно, ветрено и свежо.

Вход внутрь бесплатный и нестоящий, вид на новый Мадрид с террасы за храмом приятен.

Очень симпатично смотрится королевский дворец — вот так:

и вот так:

Остаток дня надо было куда-нибудь пристроить, и я поехала посмотреть арену для корриды. Она открыта до 18.00, приехала я позже, но за 19 евро внутрь особо не рвалась. Погуляла вокруг, поставила точку и обратно в центр

Мадрид между делом

Вот как-то так ночью выгляди главный городской собор

Следующий день (т. е. с 15.30, когда меня снова выпустили за хорошее поведение с работы) был посвящен музею Прадо

Из полезного: в музейном кафе приличная еда, в сувенирных отделах хорошая сувенирка. Особенно мне понравилось услуга печати на холсте понравившейся картины из коллекции музея. Аудиогид на русском не очень хороший, но и не очень дорогой. Требуют залог документа. Очереди в 15.30 не было, предварительный заказ не делала.

Коллекция Прадо общеизвестна, некоторых испанцев можно в полном объеме посмотреть только там, а впечатления у каждого личные, чего о них говорить)

Вечером потолкалась у тех же мест в районе королевского дворца. В центре на площадях было буквально не протолкнуться, страшное количество народа, по основным улицам ходили строем в шеренгу. А около дворца тишь и благодать, никого)))

На следующий день по рекомендации посетила стадион Сантьяго Бернабеу. Вроде бы и рекомендателю до того, чтобы мне советы давать еще лет десять расти, и тема не моя абсолютно (про футбол знаю только то, что в него мячом играют) — а понравилось! Тур достаточно дорогой, 19 евро, включает в себя прогулку по стадиону, визит в музей и раздевалку игроков. Место очень заряженное энергией, она просто парит над полем, это очень хорошо чувствуется.

С этого все начинается — панорамный вид на стадион

Мадрид между делом

Потом разнообразные приколки музея. Мне запомнилась фишка под названием «звуки Сантьяго Бернабеу». Вот такие слуховые трубы, в которых можно услышать крики трибун, звук гола, гимны и т. д.

В общем — музей может быть интересен и человеку, ничего не понимающему в футболе)

Дальше — путь вниз, на трибуны. В баре можно купить стакан колы и выпить ее, сидя на местах для болельщиков в секторе 300W. Раньше я думала, что поход на стадион на места под крышей абсолютно бессмысленен — в телевизоре видно лучше. Я ошибалась. Даже с самой верхотуры обзор был хорош, и детали движений нескольких косильщиков травы можно было разглядеть прекрасно.

Потом вдоль трибун в вип-ложу с кожаными сидениями, и через коридор в раздевалку игроков. Если честно, она показалась мне какой-то маленькой. Бассейны, джакузи и душевая вообще крошечные, как будто они моются после матча по очереди.

Дальше через выход для игроков заходим в тренерский отсек на само поле.

Мадрид между делом

И тут я понимаю, что билеты вниз брать нельзя — стадион колоссален, ничего же не разглядишь! Да и шея дико устанет, крутиться туда-сюда) Места для игроков с логотипом ауди показались мне странновато узкими. Футбол как вид спорта, конечно, не предполагает раскачку мышц плечевого пояса, но все сидящие на соседних креслах на местах для игроков упирались друг в друга плечами, не будучи при этом сверхспортивного телосложения.

Дальше в пресс рум и сувенирный магазин. По времени я провела на стадионе около двух часов, и получила удовольствие! Поняв, что в центр ехать вообще не хочется, все уже видела не по одному разу, решила пройтись пешком в сторону дома. Видела вот такие мадридские дома.

Мадрид между делом

На следующий день решено было рвануть в Эскуриал.

Рассчет был такой: в 14.30 я на Аточе, поезд идет, согласно инету, каждые 20 минут, в 15.30 я на месте, в 18.00 дворец закрывается, но мне этого хватит. Счаз!

Аточа — это самостоятельный квест Мадрида. Короче, я смогла узнать, где продаются билеты в Эскуриал только отстояв очередь в кассу. Объяснить это на стойке информации мне не смогли, так как англоязычного сотрудника там не было. Оказалось, что билеты продаются там же, где и билеты на метро, а уехать со станции Аэропорт мне было бы и быстрее, и дешевле. Билет можно купить сразу в обе стороны. Ладно, получив билет, я прохожу на платформу. Понимаю, что надпись «Эскуриал» имеется на трех платформах. При этом на платформах нет ни расписания, ни служителя, а на билете отсутствует номер поезда. Короче — ребята, если вы приехали в Мадрид — то сами виноваты. После 10 минут истерики в дальнем углу верхней галереи платформ был изыскан полицейский — о чудо! — говоривший по английски. Поняв, видимо, что ему дешевле будет засунуть меня в нужный поезд, он велел стоять здесь, и когда поезд придет, он меня в него посадит. Не обманул, так что только благодаря его любезности, я попала в нужный поезд. Ехал он до Эскуриала примерно полтора часа. Для меня поездка была приятной, я поезда люблю, но, все же, это очень долго.

Впрочем — пейзажики за окном были вполне приятны, особенно когда мы приблизились к горам. Так что мне даже книжка не понадобилась.

Приехала в Эскуриал. Поскольку принцип — если Вы к нам приехали, то это Ваша проблема — это общий принцип Мадрида (а, может, и Испании?), то глупостей вроде информационного щита с картой на вокзале не было. Основываясь на знании о том, что дворец находится посреди парка и идти надо в гору, нашла похожее местно на айфоновских Maps-with-me и почесала (а по иному не скажешь, поскольку было уже 16.10, а вход закрывался в 17.00) в горку-в горку-в горку между дивными пиниями, вдыхая свежий воздух. Несмотря на подъем, прогулка была приятной, мысль увидеть дворец грела. Добежала… чтобы узнать, что касса сегодня закрылась на 20 минут раньше (((Ну и ладно! Снаружи это выглядит примерно так:

Мадрид между делом

К интерьерам и гробницам равнодушна, сады хорошо видны, если залезть на ограду (а с нее не гоняют), пробродить потом часок между пиниями в парке до электрички в Мадрид было более чем приятно. В нем (парке) вообще очень много пород деревьев, условно идентифицированных мной как хвойные, поэтому запах просто умопомрачительный. Так что, в целом, поездка была познавательной (познан вокзал Аточа и маленький туристический городок) и приятной.

Следующий день — последний, и это — воскресенье. На работе бессовестно вру про ломящие лапы и отваливающийся хвост, получаю снисходительное: «Ладно, иди уже, куда тебе надо», и сваливаю на весь день — в Толедо. Туда ходит скоростной поезд с той же Аточи, билет надо покупать в кассе. Еще один практический совет по использованию мадридского вокзала — НЕ НАДО ВЕРИТЬ УКАЗАТЕЛЯМ! Суйте свой билет в нос каждому служителю, и руководствуйтесь взмахом руки. Помните, что терпение и труд все перетрут — уже третий из них, покорившись судьбе, довел меня до выхода к нужному поезду)))

Поезд стандартный, европейский, удобный и быстрый. Очень смешно выглядит платформа, на которую поезд прибывает — она отвернута от города и с нее видно только унылую засохшую пустошь. Т. е. объявляют «Толедо», все выходят, ты тоже, смотришь — а города-то нет… А он есть. Вот такой.

Мадрид между делом

Идти до старого города от вокзала около 20 минут до ворот. Можно сэкономить часть подъема, свернув влево и проехав примерно три четверти пути на эскалаторе (отмечен на карте города). Но это неспортивно)

Толедо — город с совсем другой атмосферой. В нем нет строгой одухотворенности предельно католического Мадрида. Идея сосуществования без уничтожения, но с взаимным осторожным интересом; борьбой, но не насмерть; готовностью (или необходимостью?) почувствовать разное, чтобы понять, что суть — одна, и без нее никак… Вот так у меня воспринялась философия Толедо, в храмах которого соседствуют, не уничтожая друг друга, раннехристианские фрески, арабские надписи, славящие Аллаха, и шестигранники Давида. В этом городе мне подумалось, как бы сложилась история Южной Америки, а, может быть, кто знает, и всей Европы, если бы столица Испании не была перенесена из Толедо в Мадрид?

Но — хватит о филососфии. Толедо — классический запутанный средневековый город, очень маленький, все расположено предельной компактно, система указателей — южно-европейская, т. е. они заканчиваются примерно за два-три квартала до нужного места. Дальше — или сам найдешь, или тебе оно не надо))) За день (с 9.00 до 17.00) я прошла абсолютно все и посетила все места, где висел хоть какой-нибудь Эль Греко, и еще пару музеев, где его, по каким-то странным причинам, не было. Вообще, именно Эль Греко был целью поездки (на мой взгляд, в Прадо он представлен как-то невнятно), и уэльгречилась я просто по уши)

Маршрут передвижений получился примерно такой: площадь Сервантеса с купленной в перкане феерически невкусной булкой, музей, где висит «Толедо ночью», который был закрыт без всяких объяснений. Ну и ладно. Вообще, в поездке в вс. был один минус — музей был закрыт, и примерно 20 евро плюса, потому что масса других мест пускали в этот день бесплатно. Вообще, думаю, что в обычный день покупка Толедо Pass может быть оправдана.

Туристов с утра почти не было, днем понаползло столько, что я подумала, как они тут в сезон в улицы помещаются???

Потом Алькасар, в который я не пошла, хотя обещали хорошую видовую. На площади перед ним два реально хороших сувенирных магазина, где я отоварилась на всю семью. Вообще в Толедо хорошая и интересная сувенирка, в отличии от Мадрида.

Дальше вниз, к забавной площади, где вход к картине Погребение графа Оргаса. Очень круто. Где-то читала, что увидевший ее Сальвадор Дали потерял сознание. Где-то могу его понять.

Оттуда совсем рядом дом-музей художника (в котором он не жил, и где нет ни одной его вещи, кроме картин). Но там висит один из вариантов его Апостолиады, так что — хочешь-не хочешь) (если нет времени — еще один есть в соборе, а в него идти надо).

так выглядит дворик домика

а так — один из маленьких прудиков внутри.

Прямо перед музеем — терраса над речкой с приятным видом. Если пойти налево к подъему, то справа от вас будет ресторан под стеной, еду в котором (единственную в этой поездке) смело могу рекомендовать.

Потом забежала в очередную синагогу-мечеть-церковь и потопала в сторону собора.

Мадрид между делом

Очень впечатляет. Вход сбоку, с аудиогадом за 8 евро (по-моему, русского нет, но не уверена). Зашла, побродила, послушала. Подумала — за что 8 евро? Ну, алтарь в стиле барокко. Ну, дырка в потолке, чтобы его освещать. Ну, каменное кружево хоров (это вы в Альби не были, вот там — каменное кружево). И за это 8 евро??? А потом я зашла в сокровищницу. И увидела «Совлечение одежд». И подумала: «И за это всего 8 евро???». Сумасшедшее впечатление.

Потом — музей вестготского искусства (вообще мимо, видимо, надо быть специалистом), монастырь с еще Эль Греко (уже ничего не может добавить к полученному впечатлению), вниз к самой старой мечети-церкви. Осмотр оставил равнодушной, но дворик с цветущей вишней, видом на новый собор Толедо (который не в старом городе), и окружающие город поля под золотистым, клонящимся к закату солнцем наполнил меня покоем и светом. Спасибо. У каждого есть места, где он чувствует себя частью мира и ощущает, что когда-то был частью Бога, и это наполняет не ужасом потери, а надеждой на возвращение. У меня добавилось еще одно.

Еще когда поднималась к городу, заприметила приятную (издалека, как оказалось), заросшую травой луговину у реки, и решила, что если время останется, возьму булку и поваляюсь на травке. Время осталось, к 17.00 все уже было осмотрено, а обратный поезд — только в 18.20, и я спустилась к реке со стороны старого города. Боже, какая грязь и вонь! Пришлось идти к мосту,

Мадрид между делом

перебираться по нему и любоваться Толедо с этой стороны вместе с заметным количеством народа. Можно было подняться к форту на этой стороны и посмотреть на старый город с другого ракурса, но час — ни туда, ни сюда. В итоге решила, что всего никогда не охватить, и осталась в одном из баров по дороге к вокзалу. Две копченые рыбины (объедение!), два бокала белого — день положительно удался, да и вся поездка, в целом, тоже!