Турист Oleg N. (Nomad)
Ура! Начинаю жить ЖИЗНЬ!

Сием Рип — Камбоджа Декабрь 2009

Камбоджа.

«Старый друг лучше новых двух»

Пословица.

Первый день.

Как это ни странно, но в начале седьмого я уже ехал по направлению к аэропорту. С учетом того, что в бангкокском аэропорту у меня никогда не возникало никаких проблем, и единственные очереди, где приходилось стоять были на паспортный контроль, я решил приехать туда за полтора часа до вылета, рассчитывая, что я без проблем все успею сделать. Как бы ни так. Регистрация билетов на ВСЕ рейсы Бангкок Аир велась всего на пяти стойках. Очередь туда была как за продуктами в начале девяностых, и плавно змеилась по зданию аэропорта. Я пристроился в конец очереди, постоял минут десять, и понял, что у меня есть все шансы не успеть. Поговорил с мужчиной, стоящим передо мной, и оказалось, что он находится в такой же ситуации, у меня даже было еще 10 минут форы.

Немного нервничая, мы обсуждали с ним возможность опоздать на рейс, когда опять проявилась вся прелесть Таиланда. Оказалось, что вдоль очереди ходит представитель авиакомпании с табличкой, на которой были написаны номера рейсов, и выдергивает из очереди народ, который явно не успевает на регистрацию. Сначала ушел мой собеседник, а через несколько минут я увидел на табличке номер своего рейса, и ломанулся вслед за ней без очереди. Меня быстренько зарегистрировали, осталось только пройти паспортный контроль, но это уже было делом техники. В результате я не только не опоздал, но и успел пару раз покурить перед вылетом.

Древние храмы и вечные пляжи. Часть 5

На камбоджийской таможне никаких проблем не было, 20 баксов, и через пять минут ленивый офицер ставит штампик на свежей, приятного салатового цвета, камбоджийской визе.

Сием Рип встретил меня солнцем, жарой и моим гидом, которого в русской транскрипции я звал Борей. Приятно в таком месте встретить знакомого человека, причем Боря тоже мне обрадовался. А как же, деньги прилетели…

Вспомнив молодость, я угнездился на мотобайке, пристроил сумку у себя на коленях, и мы поехали в гостиницу. Пока ехал, я поймал себя на мысли, что чувствую себя, как будто вернулся домой после долгого отсутствия. Замечу, что когда я ехал домой из Домодедово, то такого ощущения у меня не было…

Гостиница была на месте, и за 12 баксов мне достался здоровенный номер с двумя кроватями, вентилятором, телевизором, раскладным креслом-качалкой, балконом, и с ванной в санузле, что вообще редкость в тех местах, где я обычно останавливаюсь. В качестве бонуса, на ресепшене, было три компьютера с бесплатным (для постояльцев) Интернетом. Вот и говори после этого про страны третьего мира…

Древние храмы и вечные пляжи. Часть 5

С Борей мы договорились, что он заедет за мной немного позже, и заодно придумает, чем меня занять следующие два дня. Кинув шмотки, я пошел прогуляться по окрестностям и перекусить.

За последнее время Сием Рип очень изменился. Из небольшого, провинциального городка, он, благодаря бесконечно строящим аборигенам, превратился в конкретно туристический центр с огромными шикарными гостиницами, супермаркетами и бутиками. Там, несомненно, стало удобнее жить, но вот шарм маленького азиатского городка бесследно пропал. Еще несколько лет, и я не знаю, что там будет. Но явно не то, что я обнаружил всего пять лет назад. Позже, Боря рассказал мне, что камбоджийское правительство вбухивает громадные деньги в развитие города, постройку дорог и инфраструктуры, что бы способствовать развитию туризма. И должен заметить, что результаты налицо.

Широкое асфальтированное шоссе привело меня сначала к какой-то кафешке, где я перекусил, а потом и к рынку, по которому я шарахался в свой первый заезд.

В Камбодже поменялось все, даже ассортимент сувениров. Относительно небогатый раньше, сегодня предлагался полный ассортимент сувенирной продукции, такой же, как в соседних Таиланде или Вьетнаме. Много всего на любой вкус, главное отличие — что все куда как дешевле, чем в Тае.

Ну, и конечно, люди, в том числе и на рынке. Стоит только туда войти, как женщины начинают попискивать:

— Hello, sir! Bye something please…

— What are you looking?

— Hello, sir!

— Bye something…

— Bye…

— Something…

— Please…

Причем звучит это так: хелло сёёёёёёёёёёёёёёёёё………. бай самсииииин плиииииииииииз………… Очень мило звучит… Особенно, когда это все вери чииииииииип……

Побродив по рынку, и поудивлявшись ассортименту, я вернулся в гостиницу, где меня уже ждал Боря. На сегодня, в связи с уже поздним временем программа была не очень насыщенная. Для начала мы доехали до огромного искусственного озера West Baray. Прямоугольное, восемь на два с половиной километра, озеро впечатляло. Посередине озера находится маленький островок с развалинами одноименного храма, туда можно доплыть на кораблике, если есть лишние десять баксов. У меня их не было, поэтому посещение острова оставили корейцам, которых до неприличия много в Сием Рипе. И ладно бы, если бы они ходили по двое-трое. Но их привозят и увозят на больших автобусах, и попасть под такой корейский десант довольно неприятно. Мало того, что они постоянно галдят, так еще и сфотографировать ничего невозможно, потому что пока КАЖДЫЙ из них не сфоткается в каком-нибудь примечательном месте, они оттуда не уйдут.

Вдоль берега, прямо на воде, были понастроены домики, где копошились местные детки, пока родители с важным видом занимались своими делами, или купались в озере.

После озера Боря предложил мне посетить недавно открывшийся музей Кхмерской культуры. Так как где-то глубоко в душе, я считаю себя культурный человеком, я согласился, и откровенно говоря, не пожалел. Единственный его недостаток, что туда билет стоит почти как в Лувр — целых 12 баксов.

Зато экспозиция была шикарная. И в отличие от Лувра, народу там почти не было. Но музей чертовски красивый. Экспонаты стоят свободно, красиво подсвеченные, все подробно прописано — что, когда и откуда. В нескольких комнатах сделано что-то вроде кинотеатров, нажимаешь кнопочку на стене, выбираешь понятный тебе язык, садишься на мягкий диван, и специально для тебя включается интересное кино про Ангкор. Или про Байон. Или еще про что то, соответствующее тематике зала. Прикольно и интересно. В общем, если не жалко денег и пары часов времени, в этот музей вполне можно зайти.

После музея Боря отвез меня домой, и мы договорились встретиться с ним завтра в 7,30 утра.

Вечером я планировал посетить ночной рынок, так как ходить и торговаться на дневном очень жарко, да и все равно надо было чем-то заняться. По дороге перекусил, и вот он — Angkor Night Market. Эх, чего там только не было… И все вери чип…

Древние храмы и вечные пляжи. Часть 5

Открыл для себя новое развлечение — Fish Massage. В стратегических местах стоят надувные бассейны, в них налито сантиметров 30 воды, и там плавает множество каких-то серебристых рыбок длиной с палец. Платишь 2,5–3 доллара, садишься на бортик, опускаешь ноги в воду, и рыбы набрасываются на них, как будто их не кормили неделю. Ощущения очень приятные, как будто тебя покалывают иголочками, или пропускают слабый электрический ток. Главное при этом — не бояться щекотки, а то одна девушка, сидящая напротив так громко то хохотала, то визжала, что чуть не упала в бассейн.

Процедура продолжается минут двадцать-тридцать, и в стоимость входит банка пива или колы на выбор.

Второй день.

Планы на сегодня у нас были следующие. Сначала едем до так называемой Roulos Group. Это три основных храма (Preak Ko, Bakong и Lolei), расположенные в 14 километрах от города. Оттуда двигаем в другую сторону, в направлении горы Пном Кулен на Реку 1000 лингамов. На обратном пути заскакиваем в сам Ангкор. Дело в том, что в свой первый заезд я увидел большинство основных мест, и в этот раз просил Борю показать мне что-нибудь новенькое. Из старого я хотел еще раз посмотреть Ангкор Ват, Та Пром и Байон.

Итак, полвосьмого я загрузился на Борин мотобайк, и мы поехали до входа в Ангкор, что бы купить билет в храмы. На один день билет стоит 20 баксов, и помимо основных храмов, он так же действует в Рулосе. Цивилизация делает свое дело, и если в прошлый раз я отдавал фотографию (ее клеят на пропуск), то в этот раз меня сфотографировали на веб-камеру, и выдали пропуск с моей уже напечатанной и удивленной физиономией.

Крутой разворот в обратную сторону, и мы уже летим в сторону Рулоса.

Первый храм (Preak Ko) был небольшой и симпатичный. Напротив центрального здания была скульптура быка Нандина, на котором ездил (или до сих пор ездит) Шива, которому и был посвящен этот храм. Местами стены были плотно покрыты прекрасно сохранившимися надписями, в которых, по словам Бори, было написано все, что нужно было знать про это место. Кто построил, когда, кому, зачем и т. д. Очень удобно, не правда ли?

Второй храм (Bakong) был большой и красивый. Стандартно длинная дорога, ведущая к храму, сам храм с высокой центральной башней, стоящий на холме. Ведущая на верх лестница, с Сингами, охраняющими каждый новый ярус. Скульптуры слонов в упряжи размером в половину настоящего, стоящие по углам ярусов.

Красивые панорамы, открывающиеся сверху. Получаешь реальный кайф, когда оказываешься в таком месте. Боря, тем временем, рассказывал мне на внятном английском, что для чего и зачем, и хотя обычно я не люблю всяких экскурсоводов, слушать его было чрезвычайно интересно.

Третий храм (Lolei) был более интересен своей историей в Борином изложении, чем внешним видом.

Нагулявшись по Рулосу, я в очередной раз оседлал Борин байк, и мы двинули километров 60 в сторону Пном Кулена. Дороги нонче в Камбодже хорошие, не чета моему первому заезду. И все равно, больше часа на пассажирском сидении небольшого мотобайка было тяжеловато. Сначала о себе по полной программе напоминает любимый остеохондроз, потом он остается где-то на горячем камбоджийском асфальте, но начинает ломить все тело. Однако, как оказалось, что если раз в полчаса делать остановки минут на пять, то можно проехать хоть всю страну. К сожалению, я об этом догадался только на обратном пути, поэтому, когда мы приехали к нужному месту, и я узнал, что дальше предстоит полуторакилометровый подъем в гору, я молча пошел в сторону одного из многочисленных кафе, упал на стул и заказал себе холодный кокос. Надо было немного передохнуть.

Древние храмы и вечные пляжи. Часть 5

Кокос помог, и мы пошли вверх по тропинке, проложенной через джунгли. Тропинка местами довольно широкая и утоптанная, а местами ты лезешь по камням вертикально вверх, цепляясь за торчащие из земли корни. Без кроссовок там делать нечего.

Без особых потерь мы победили этот подъем и вышли к реке.

По дороге Боря рассказал мне, что во времена Кхмерской Империи жители исповедовали Индуизм, главными богами которого являются Вишну, Шива и Брама. Первым двум посвящено основное количество Кхмерских храмов. А лингам — это фаллический символ бога Шивы, символизирующий плодородие, плодовитость и т. п. Река, к которой мы вышли, течет с горы Пном Кулен, и издревле, за неимением под рукой оригинала, выполняла роль камбоджийского Ганга, где можно было смыть с себя грехи и прочую физическую и моральную грязь. В этом месте она на протяжении метров 100–150 образовывает три небольших водопада с заводями, где и смывали свои грехи древние кхмеры. Причем верхним водопадом (около которого мы стояли) мог пользоваться только король и члены его семьи, средним — жрецы и прочие высокородные граждане, а третий, самый нижний служил для массовой помывки простого люда.

Каменное ложе реки полностью покрыто остатками лингамов и прочей резьбой. Очень интересное зрелище — под темной прозрачной водой дно как будто выложено круглой плиткой, причем выложено очень ровно и практически везде. На скалах около реки на полустершихся барельефах все еще виден Шива, сидящий на Нандине. По мне, часовая дорога явно стоила этого интересного и необычного места.

Нагулявшись около королевского «бассейна», мы спустились ко второму, а потом и третьему ярусу, каждому по-своему интересному.

Древние храмы и вечные пляжи. Часть 5

Дорога вниз оказалось куда как легче и быстрее.