Турист almira
был 3 января 2012 12:24

Рим. В поисках прекрасного

Рим — Италия Июнь 2009

Поговорим о Риме — дивный град!
Он утвердился купола победой.
Послушаем апостольское credo:
Несется пыль, и радуги висят.

На Авентине вечно ждут царя —
Двунадесятых праздников кануны,-
И строго-канонические луны —
Двенадцать слуг его календаря.

На дольний мир глядит сквозь облак хмурый
Над Форумом огромная луна,
И голова моя обнажена —
О, холод католической тонзуры!

Осип Мандельштам

Итак, с благословления моих мальчиков, которые собирали меня не одну неделю, нашпигованная всяческими картами, аудиогидом (желательно начать слушать заранее), путеводителем, начитавшись информации и отзывов с Интернета, отвергнув «Навигатор» (пару раз пожалела), я в РИМЕ.

С помощью эрудированного соседа уже из иллюминатора самолёта я определила столицу Италии с высоты птичьего полёта. Город красиво вписывается в ландшафт страны, причудливо изрезанный точными геометрическими фигурами пашен всяческих оттенков жёлтого, коричневого и зелёных цветов, разделённых оросительными каналами. У меня было такое ощущение, словно я осматриваю иллюстрации учебника «История древнего мира». Впечатляюще!

Подготовленная заранее отзывами туристов из Интернета, переданная представителю «Гартур» (приехала я от туристической фирмы «Пакгруп»), я терпеливо дождалась в аэропорту туристов из Киева целый час, чтобы вместе отправиться наслаждаться великолепием Вечного города. Ожидание было украшено знакомством с яркой очаровательной влюблённой парой и время пролетело незаметно.

Рим. В поисках прекрасного
Автобус мягко повёз нас по тихим узким улицам РИМА. При свете фонарей он был просто сказочным. Мой четырёхзвёздочный отель «Ludovisi Palace» находится на Via Ludovisi в очень удобном месте. Недалеко от площади Барберини, виллы Боргезе, площади Испании. 15–20 минут ходьбы мимо великолепных зданий подобно американскому посольству, церкви Св. Марии Ангелов и Виктории, фонтана Наяд, по улице, усаженной декоративными мандаринами до железнодорожного вокзала Термини. С этого места начинались все обязательные экскурсии.

Здание, в котором я уютно устроилась на все дни проживания в Италии, построено в 17 веке и премило переделано под отель. Комнатка маленькая с огромной кроватью, кондиционером, шкафчиком с многочисленными вешалками, минибаром (всё, что внутри платно) и сейфом. Ванная комната тоже славная. Помимо ванны, совмещённой с санузлом, имеется биде, которое очень удобно использовать и не по назначению (ножные ванны для ваших отёкших и зудящих от беготни за день ног). Огромное на всю дверь зеркало.

Чистота и уют в номере поддерживается ежедневно: ежедневно меняется постельное бельё и все 7 (!!!) полотенец. Персонал отеля вежлив и приветлив. Абсолютно все (с горничной не общалась ни разу) говорят на правильном английском языке. Прекрасный континентальный завтрак. Вам предложат мюсли, хлопья с молоком, омлет, жареный бекон, 2 сорта колбасы, йогурт, сыр, джем в баночках, 3 вида сока, 2 вида выпечки, чай, кофе. А если попросите вам сделают великолепный капуччино.

Единственный минус — хорошая звукопроницаемость, несмотря на мои беруши, я засыпала под мерный храп одного из своих соседей.

Не сразу освоила пользование сейфом, вызвала девушку с ресепшена по телефону (под телефоном все необходимые для вас номера) и она любезно показала, как это сделать.

Мой туроператор, изучив меня, рекомендовала мне программу «Вечный город-Рим» с минимальным количеством экскурсий (обзорная по Риму, прогулка по Трастевере и Императорский Рим), за что я ей очень благодарна, я из тех людей, которые любят постигать всё самостоятельно, с чувством и с толком.

Где-то я читала, Вечный город привлекает к себе всеобщее внимание вот уже более 2000 лет и по-прежнему остается одним из самых великолепных и романтических городов мира. Рим — это дольче вита: магазины одежды итальянских дизайнеров, пенящееся капучино и изысканные вина.

Моя первая самостоятельная прогулка до Термини не обошлась без помощи карабинеров, именно они доступнее всего объяснили мой путь, к ним в дальнейшем я и обращалась. Все без исключения владеют английским языком.

Встретившись с сопровождающей в отеле «Royal Santina» с левой стороны вокзала Термини, вооружившись наушниками, позволяющими слышать гида даже на расстоянии 15–20 метров, мы отправились на обзорную по Риму.

Все достопримечательности Рима лучше обходить пешком, чтобы проникнуться неповторимым духом «вечного города». Исторический центр Рима достаточно небольшой, он занимает пространство от реки Тибр на западе до вокзала Термини на востоке, здесь находятся Испанская лестница, Пантеон, Римский Форум, Колизей, фонтан Трэви, базилика Св. Петра и Ватикан.

Всё же гид Ирина, позаботилась о наших ногах и пригласила нас проехаться на метро. В отличие от московского, римское метро не так красиво, напрягает отсутствие кондиционера, зато пол покрыт покрытием, по которому ты ходишь, не опасаясь поскользнуться. Мы сошли на станции «площадь Испании». Первое, что меня поразило,- это монументальная лестница, на которой отдыхали многочисленные туристы. Это то место, где знаменитые манекенщицы от Валентино и Гуччи демонстрируют шедевры мировой моды.

Испанская лестница получила свое название от находившегося поблизости испанского посольства. Лестница была сконструирована итальянским архитектором Франческо де Санктис. Испанская лестница является излюбленным местом свиданий для римлян и гостей города. Над лестницей возвышается церковь Пресвятой Троицы. Рядом находится Вилла Медичи, великолепный комплекс. У подножия лестницы помещён красивый фонтан Баркаччиа Пьетра Бернини.

Капитолий- местопребывание мэра города. Поднявшись по лестнице, в начале которой установлены колоссальные статуи Диоскуров, покровителей Рима, поднялись к конной статуе Марка Аврелия. Капитолийская площадь была спроектирована Микеланджело по заказу папы Павла III. В двух дворцах, стоящих по обе стороны площади, расположены музеи, но мы туда не заходили. Не могли пройти мимо Храма Божьей Матери. К главному входу ведут 124 ступени, построенные в 14 веке как дар по обету Божьей Матери за спасение города от страшной чумы. Сюда ведут своих детей под венец итальянские родители. Видели три свадебные процессии, по странному ли стечению обстоятельств всем парам было за 40 или то, что разведённый итальянский мужчина должен обеспечивать материально свою супругу до её смерти, не торопит его вести свою невесту к алтарю.

Первое, что я хотела посетить в Риме, — Колизей, за 2000 лет ставший символом города. Увидев издалека это сооружение, узнав его, все с удовольствием устремились к нему. Это сооружение глубокой древности и сегодня вызывает восхищение. Колизей был провозглашен святым местом «смерти Христа», многочисленных мучеников Древнего Рима. Первоначально он назывался Амфитеатр Флавиев, его строительство начал Веспасиан из рода Флавиев в 72 г. н. э., а достроил его сын — Тит в 80г. Колизей, вероятнее всего, получил это имя благодаря 40-метровой скульптуре (или «колоссу») Нерона, находившейся неподалеку, а не из-за размеров постройки, как принято думать.

Открытие Колизея праздновалось 100 дней. Колизей самый большой амфитеатр в мире, высотой 50 м, 3 яруса, в каждом из которых по 80 арок и рассчитан на 50 000 зрительских мест и имеет 4 главных входа. Зрители смотрели в Колизее кровавые шоу с дикими животными и гладиаторами, во время изображения морских боев арену заполняли водой. Колизей в первоначальном виде просуществовал до 8 века, когда Папа Павел III разрешил использовать своему племяннику камни Колизея для строительства собственного дворца. Его разрешение позволяло Кардиналу в течение 12 часов вывезти столько камней, сколько он сможет. Полный упадок Колизея был предотвращён папой Бенедиктом IV в. 18 веке. Таким образом, Колизей был сохранен для потомков.

Второе место, которое обязательно мечтает увидеть каждый приезжий, естественно и я, — знаменитый Римский Форум, занимающий площадь 500 метров. Название Форума, скорее всего, произошло от слова «форас» — место за пределами жилого центра. Первоначально, когда на различных холмах еще существовали отдельные поселения, здесь были построены торговые ряды. Но с возникновением самого Рима Форум стал его главным политическим и религиозным центром. Торговля плавно перместилась в другие места, а эта площадь была густо застроена храмами, базиликами, арками, трофеями, памятными колоннами, лавками, фонтанами, местами судебных процессов.

На территории Римского Форума находится древний Лапис Негрис (черный камень), который, по преданию, лежит на могиле самого Ромула; здесь же расположена и Курия — Сенат, сердце политической жизни Рима, открытая в 29 году до н. э. Но самым уникальным памятником среди всех построек является 40-метровая колонна Траяна (113 год), покрытая «кадрами», предвосхищающими основы кинематографии. Эти рельефы читаются слева направо и делают 23 оборота вокруг ствола колонны. «Фильм» представляет собой «хроники» Вечного города.

Фонтан Трэви, спроектированный Николой Сальви в 1732 году, одна из самых знаменитых римских достопримечательностей. Вода в фонтан поставляется старейшим римским акведуком. Работа над фонтаном продолжались с 1732 г. по 1751 г. Он расположен в нише дворца герцога Поли. Фонтан представляет собой Нептуна на колеснице, которую тянут морские кони и тритоны среди скалистых выступов и каскадов воды. Чудесные скульптуры выполнены П. Баччи. Легенда гласит, что путешественник, бросивший монету в фонтан, вскоре вернется в Рим, а у путешественника, который бросит 2 монеты — исполнится заветное желание.

Знаменитым на весь мир фонтан Треви сделал фильм «La Dolce Vita» (1960), в котором шведская красавица Анита Экберг танцует под его струями. На самом деле, делала она это не в настоящем фонтане, а в студийных декорациях. В 1995 году модели Клаудии Шиффер удалось искупаться в воде оригинального фонтана, делала она это для рекламной кампании итальянского дизайнера Валентино. Прямо на фонтан выходят окна квартиры Микеле Плаччидо (главный герой в фильме «Спрут»).

Посмотрели Rewind Rome — развлекательно-познавательное виртуальное путешествие сквозь века на машине времени с комментариями на русском языке. Вместе с героем мультипликационного фильма вы попадаете в Древний Рим и живёте его жизнью. Очень рекомендую посетить.

Памятник Виктору Эммануилу II напомнил мне скорее дворец, на самом деле, оказался композицией скульптур и колонн, спроектированный Саккони в 19 в. Например венецианский скульптор Кьярадия работал 20 лет над конной статуей короля, которая была закончена уже после его смерти, Галлори. Две квадриги с крылатыми Викториями были выполнены Фонтанной и Бартолини. В центре памятника была устроена Могила Неизвестного солдата в память о погибших в Первую Мировую войну.

Потом мы бродили среди мощеных булыжником узких улочек Трастевере (или по-русски — «Затибрье»), петляющих между увитыми плющом обветшалыми фасадами невысоких домов. Сохранились окованные железом двери, деревянные колеса на стенах, пестреющие цветами окошки с тяжелыми ставнями, на улице прямо с окон сушится белье. В Трастевере интересны две церкви.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере считается самой первой римской церковью, посвященной Мадонне. Основал ее папа Юлий I в. 340г, оно знаменито мозаиками, особенно работами Пьетро Каваллини. 22 гранитные колонны нефа взяты из древнеримских построек. На фасаде — изумительнейшая фреска изображает кормящую Богоматерь. Десять женщин держат лампады. Изображена сцена коронации Богоматери, сидящей по правую руку от Христа в окружении святых, на остальных 6 мозаиках в алтаре — сцены из жизни Девы Марии.

Церковь Санта-Чечилияин-Трастевере, возведена, по преданию, на руинах дома, принадлежавшего Чечилии (Цецилии), ставшей христианской мученицей в 230 г. Тело святой обнаружили в катакомбах св. Каллисто и захоронили в церкви, которую папа Пасхалий I в. IX веке перестроил. В гробнице около алтаря покоится исключительно красивая статуя св. Цецилии (Мадерно, 1600). В саду перед церковью установлена большая мраморная ваза времен Римской империи.

Когда попадёте в район, где живут евреи, обратите внимание на звёздочки над некоторыми окнами. В этих квартирах жили именитые евреи.

С набережной открывается вид на остров Тиберина, напоминающий по форме корабль. С ним связана легенда о том, что остров выбрала священная змея для жительства бога Эскулапа, судно которого проплывало по Тибру. Потому в древние времена Тибрский остров обустроили в форме корабля.

По дороге к мосту через реку Тибр прошли мимо больницы, в которой снималась сцена общения девушки со своей бабушкой из фильма «Необыкновенные приключения итальянцев в России». Вся группа с энтузиазмом стала вспоминать фильм и знаменитые, ставшими крылатыми фразы.

Целых две недели до нашего приезда в Италии была жара, Тибр измельчал и выглядел довольно-таки невнушительно, его вид оживляли семейства уточек, плавающих под мостом в ожидании корма, который бросали неиссякаемые толпы туристов (не забудьте прихватить кусочек хлебушка). Экзотику добавляли темнокожие сенегальцы, ведущие вялую торговлю дешёвым товаром (кто-нибудь у них покупает их товар?!) и потрясающий бомж с парой мешков со своими вещами, заботящийся о собаке с семью крохотными щенятами. Практически вся группа бросилась к баночке с мелочью, чтобы пополнить рацион больше собачке, нежели мужчине.

Вечером в первый же день я отправилась на экскурсию по ночному Риму, о чём я сильно пожалела. Нет, экскурсия и экскурсовод Наталья, влюблённая в город, были замечательны. Разница в четыре часа между Римом и городом, в котором я живу, отсутствие навыка хождения на длинные дистанции выбили меня из колеи, поэтому ночной город я созерцала сквозь прикрытые веки под равномерный шум мотора автобуса. Советую совершить пешую прогулку по столице ночью перед отъездом, когда вы уже достаточно будете ориентироваться, знать историю многих достопримечательностей и, в конце концов, чтобы запечатлеть сказочность Вечного города в своей памяти и на фото.

Следующий день мы посвятили Императорскому Риму. У подножия Палатина расположен вместительный Циркус Максимус — Большой цирк-ристалище. Ещё со времён Ромула здесь происходили священные обряды и игры в честь бога Конса. Впечатлила легенда, именно во время этих народных празднеств произошло похищение сабинянок, к которому римляне прибегли, чтобы создать семьи (своих женщин у них было мало). Согласно рассказу гида, мужчины, отцы и братья сабинянок, собрали войско, дабы освободить своих сестёр и дочерей из плена римлян. Мудрые пленницы, которые к тому времени обзавелись детьми, предотвратили кровопролитие, открыв ворота города, что каралось смертной казнью, и помирили мужчин. Это было в марте, с тех пор отголоски смелого поступка женщин можно найти в празднике 8 марта?! Насколько я знаю, среди официальных итальянских праздников он не значится.

Почувствовали себя аристократами в Авентине, прогуливаясь по городскому цветнику из роз и Апельсиновому саду. Заглянули в замочную скважину ворот (не стесняйтесь!), за которыми находится резиденция с 19 века членов Мальтийского ордена. Несколько дальше стоит Церковь св. Алексея, где некоторые туристы нашей группы поставили свечи за всех своих знакомых Алексеев. Нам рассказали трогательную легенду о житие этого святого.

Церковь Пресвятой Девы Марии в Космедин по праву считается одной из жемчужин средневекового Рима. Впечатляющий, но строгий интерьер даёт нам представление о церкви 8 века. С левой стороны портика хранится мраморная маска — Уста Истины: легенда повествует о том, что лжецы, помещающие руку в эти уста, остаются безрукими. Нас предупредили взвесить все «за» и «против» прежде чем тянуть руки к Устам, чтобы сфотографироваться!!! Напротив церкви находится Фонтан Тритонов.

Собрав воедино наши гиды, карты, познания, мы стали постигать Рим самостоятельно, кстати, сэкономив значительно на трансфере и экскурсоводах. Поясняю, за посещение виллы Боргезе совместно с группой, я должна была заплатить 28+14 евро. Я заплатила только10.50 евро за билет. Прочитав информацию из гида (рекомендую «оранжевый гид»), я точно знала, в каких залах мне задержаться, а какие пробежать «галопом», как это и делается с экскурсоводом.

Итак, молодой кардинал из Боргезе, страстный коллекционер художественных произведений строит особняк для того, чтобы он стал местом культуры. Даже окружавший его парк стал постоянной выставкой статуй, фонтанов под открытым небом. Галерея после многолетних реставрационных работ снова была открыта публике только в 1997 г., до этой даты вилла имела богатую историю, которую можно прочитать в любом путеводителе. Дух захватывает от работ Бернини, его воздушная скульптура «Аполлон и Дафна», изображающая превращение нимфы Дафны в лавровое дерево, чтобы избежать преследования Аполлона. «Похищение Прозерпины», представляющая бога царства мёртвых в момент похищения дочери богини земли Геи. Для меня было огромным счастьем увидеть своими глазами знаменитые картины Рафаэля «Положение во гроб» и «Портрет Дамы с единорогом», шесть работ Караваджо, Тициана.

Пожалуй, самой яркой и величайшей достопримечательностью для меня стал Ватикан-резиденция Римских пап. Нельзя не восхититься великолепием Площади Св. Петра, на которой высится самый главный храм христианского мира, СОБОР СВ. ПЕТРА. Чтобы насладиться панорамой города вы обязательно должны подняться на купол, спроектированный Микеланджело. Огромный свод выделяется на фоне неба, в то же время, находясь с ним в архитектурном согласии. Великий гений начал сооружение купола в преклонном возрасте, после его смерти работа была закончена Фонтаной и Порта. 7 евро на лифте, плюс 380 ступеней пешком и Рим с высоты 136 метров у ваших ног.

Каждый христианин испытывает почтение к хранящимся в соборе Св. Петра религиозным святыням, а грандиозное здание собора и собранная в нем и в Ватиканских музеях коллекция шедевров скульптуры и живописи не оставят равнодушным человека любого вероисповедания. Все входы на его территорию охраняют швейцарские гвардейцы, одетые в форму, придуманную еще Микеланджело, Для посещения открыты площадь и собор св. Петра и Ватиканские музеи. По Латеранским соглашениям 1929 г. между Италией и Ватиканом, помимо собора Святого Петра. Ватикану принадлежат несколько экстерриториальных церквей в Риме: Сан-Джованни-ин-Латерано, Санта-Мария—Маджоре, Сан-Паоло.

Посетив купол или крышу, на лифте (или по лестнице) спускаетесь в собор. В соборе стоит сразу посетить крипту. Если Вы входите в собор с площади, нужно пройти через пункт контроля (металлоискатель и досмотр вещей); очереди немаленькие. Будьте внимательны! Если вы случайно выйдете из собора, то попасть обратно можно будет снова через пункт контроля. Придется отстоять очередь заново. Для посещения Ватикана необходима одежда, закрывающая плечи и ноги (шорты, короткие юбки, открытые майки недопустимы).

В портик открываются пять дверей: первая слева — Дверь Смерти, большую ценность представляет центральная бронзовая дверь15 века, Святая дверь в самом конце правой стороны портика и две двери современной эпохи: Дверь добра и зла, и Дверь Святых Таинств.

Прямо под куполом над могилой апостола Петра находится Главный алтарь. В первой капелле справа помещена «Пьета», одна из самых известных и любимых работ Микеланджело.

Справа от пилястров стоит бронзовая статуя св. Петра. Меркантильно, но вы можете потереть ногу Св. Петра, дабы получить прощение и попросить его о чём-то сокровенном и хорошем.

Ватикану мы посвятили целый день, поэтому мы посетили и его Священные гроты и Сокровищницу.

Ватиканские музеи представляют свой особый мир. Я поняла, что со времени Возрождения не было великого художника, который не оставил бы здесь бессмертного следа своего гения. Заплатив 14 евро, мы поддались чудесному очарованию красоты, собиравшейся здесь не один век.

Мы бродили среди знаменитых статуй. Помните, знаменитый Лаокоон и его сыновей, на которых напали морские змей, Персея с головой Медузы?

Ватиканская библиотека первая в Европе по древности и богатству рукописей и библиографических редкостей.

Чтобы описать станцы Рафаэля и Сикстинскую капеллу потребуется не одна страница, советую уютно устроится с гидом в руках и, осматривая всё вокруг, читать описание эпизодов из Ветхого Завета. Сопоставлять картины в гиде с картинами на сводах и стенах. Полагаю, вы проведёте там не менее часа, наслаждайтесь!

Пройдя по Виа дель Корзо, можно выйти к Пантеону — самому таинственному памятнику античности. Это здание, построенное до нашей эры и посвященное всем богам, сохранилось лучше всех остальных древнейших достопримечательностей Рима. Частично оно было реконструировано около 120 года н. э. А в 609 году эту языческую постройку превратили в церковь. Пантеон имеет круглый римский корпус и фронтальный греческий портик. Высота здания, как и его диаметр, составляет 43,3 метра, а полусферический купол строения даже выше купола знаменитого собора св. Петра. После объединения Италии этот храм был превращен в мавзолей королевской семьи.

Недалеко от улицы Скрофа высится Церковь св. Людовика французского, национальная церковь французов. Жемчужинами этого храма являются замечательные полотна Караваджо в капелле св. Матвея, изображающие житие Святого.

Не могли не поехать во Флоренцию ради галереи Уффицы. За билеты туда и обратно на поезд-экспресс заплатила 84 евро и 10 евро за Уффицы. Этот дворец датируется 16 веком, был выполнен по проекту Вазари. Это наиболее полная художественная галерея Италии. Получили огромное удовольствие от картин БОТИЧЧЕЛИ, РАФАЭЛЯ, ЛЕОНАРДА ДА ВИНЧИ, МИКЕЛАНДЖЕЛО, ТИЦИАНА. Планируйте провести в Уффице не менее 3–4 часов.

Пробежали по Баптистерию (сфотографировались на фоне Ворот Рая), церкви Св. Марии с Цветком, Орсанмикеле, побродили по площади Синьории, любовались знаменитой Лоджией Ланци с её знаменитыми шедеврами: Персеем с головой Медузы Челлини и «Похищение сабинянок» Джамболоньи. Ювелирные лавки на мосту Понте Веккио завораживают взгляд туриста разнообразием и ценой, можно поторговаться, но даже со скидкой изделия, на мой взгляд, дороговаты. На большее не хватило времени.

Немного написала о церквях, их свыше трёхсот в городе, побывала в десяти, включая и Церковь Св. Марии Великой, Собор Св. Иоанна в Латеране и Святую Лестницу.

Нам постоянно твердили быть осмотрительными, остерегаться карманников. К счастью, мне попадались только порядочные люди. Атмосфера в Риме солнечная, как и погода, его жители и гости дружелюбные. Повсюду улыбающиеся люди. Каждые 300–500 метров карабинеры — Италия заботится о своих гостях. Ещё раз хочу отметить большое количество людей, говорящих на английском языке. С гордостью заметила, что большинство россиян неплохо на нём общаются.

Перед отъездом я подключилась на МТС «гостевой» + роуминг, поэтому СМС за 8 рублей и 15 рублей минута разговора для меня было недорого.

Несколько раз пользовалась метро и автобусом. Билеты продаются в табачных и газетных киосках. Один билет разрешает посадки на всех видах транспорта (метро, автобус, трамвай) с пересадками в течение 75 минут после того, как вы его прокомпостировали. Не рекомендую ездить «зайцами», я — законопослушна и в своей стране, а в Италии, если не ошибаюсь, очень высокие штрафы.

Итальянская кухня великолепна. Обедать и ужинать ходили в маленькие ресторанчики, где нас радушно встречали все работники заведения. За 20–25 евро вас порадуют салатом (антипастой), макаронными изделиями со всевозможными начинками (пастой), хлебом с умопомрачительным запахом печи и фужером домашнего вина. Сюда же включается и сервис. Пицца от 5 евро и выше. Любителям томатов черри и сыра моцарелло советую попробовать салат Капрезе.

Выбирали такие кафе, где меню с ценами выставлялись прямо на витринах улиц. Часто встречали официанток русских. В таких заведениях вам предложат меню на русском языке. Во всех кафе и музеях мы расплачивались картой «Виза».

В галерее Боргезе и Уффици категорически запрещается фотографировать, все вещи вы сдаёте в гардероб. А в музеях Ватикана вам разрешат фотографировать, но не во всех, естественно, залах.

Прогулки по Риму — это бесконечное лазание по его изумительным холмам, на третий день ноги уже просто «не хотят идти». Одной парой УДОБНОЙ обуви вам не обойтись, категорически не берите обувь с каблуками: мостовые выложены камнем.

Во многих отзывах перед отъездом читала о тщательности проверки на таможне, вплоть до того, что проверяют каждую вещь в чемодане. Во время моей поездки ничего подобного не наблюдала. Обычная проверка, как и во многих аэропортах России.

Это моё первое знакомство с Италией. У меня ощущение полной нереальности происшедшего. Мне не верится, что я видела знаменитые на весь мир достопримечательности Рима. Но теперь я точно знаю — «Все дороги ведут в Рим».

Рим, ночью

В ночи лазурной почивает Рим.
Взошла луна и — овладела им,
И спящий град, безлюдно-величавый,
Наполнила своей безмолвной славой:
Как сладко дремлет Рим в ее лучах!
Как с ней сроднился Рима вечный прах!..
Как будто лунный мир и град почивший —
Всё тот же мир, волшебный, но отживший!..