Турист Любовь Артемьева (Liu1608)
Любовь Артемьева
была 17 октября 2021 10:42

Гуна-Яла, Панама — Панама Сентябрь 2014

Индейцы куна-яла (другое произношение тоже имеет место быть — «гуна-яла»), живущие на островах живописного архипелага Сан-Блас (Панама, Карибское море) уже давно стали известной достопримечательностью страны. Это раньше к ним ездили только журналисты и ученые-антропологи, теперь же предприимчивое племя сделало свою культуру своеобразным туристическим аттракционом и, надо сказать, немало в этом преуспело.

Поездка к островным индейцам куна-яла

Немного фактов: из 378-ми островов архипелага обитаемы только 50. На них и живут индейцы куна-яла, занимаются рыболовством, разведением лобстеров и других «морских гадов», шитьем знаменитых «мол» и других сувенирных изделий с той же тематикой и туризмом. Немалую часть дохода имеют куна-яла и от сельскохозяйственной продукции, в частности, от выращивания кокосов.

Им принадлежат не только острова, но и значительные участки на панамском побережье Карибского моря. Когда-то предки куна-яла жили, в основном, на суше, а на островах занимались рыболовным промылом. Но после очередной вспышки малярии и других тропических болезней все поменялось: на континенте теперь — работа, а жизнь — на островах.

Поездка к островным индейцам куна-яла

Из всех коренных народностей Панамы куна-яла — самые развитые. У них есть свой язык, религия, праздники, традиции, костюмы. Их представители заседают во всех административных государственных органах страны, а земля провинции Куна-Яла со столицей в городе Эль-Порвенир является законодательно закрепленной собственностью племени.

Несмотря на то, что многие свои культурные и традиционные события хитрые индейцы уже давно приспособили под белых туристов, здесь все равно можно воочию понаблюдать за их повседневной жизнью. За готовкой национальных блюд из бананов и кокосового молока,

Поездка к островным индейцам куна-яла

изготовлением долбленых лодок и аутентичных весел к ним,

охотой

и другими промыслами. Если повезет, попадете и на праздник. Самыми частыми торжествами здесь являются женские инициации: празднование дня, когда девочка уже повзрослела и может выходить замуж и выбирать: чего бы ей больше хотелось — остаться в племени и шить «молы» или отправиться учиться в Панама-Сити и вести светский образ жизни. С праздниками осторожнее: пьют индейцы на них много и смотреть на это не всегда приятно. Плюс, конечно же, торжество это не совсем для туристов, и можно ощутить себя лишним.

Старейшины племени жалуются, что молодежь все больше выбирает города, уезжает с родных островов и не соблюдает традиций. Вроде бы это закономерно, однако старики досадуют не столько на то, что девушки и парни рвутся к красивой жизни, а на то, что у них закрепиться в столицах и достичь успеха не очень получается. Хозяин острова, на котором мы жили, с грустью рассказывал, как, приезжая в Панама-Сити по своим делам, он наблюдает на улицах своих неудачливых соплеменников: спившихся, просящих милостыню, неустроенных и несчастных. Лучше бы оставались дома! — говорит он, и сложно с ним не согласиться.

Лирическое отступление про «молы»: когда-то эти расшитые цветные квадраты были просто частью национального женского костюма куна-яла. Самоценность они получили в середине прошлого века, когда американские миссионеры привезли их домой с Сан-Бласа в качестве сувенира. Обнаружилось, что «мола» вполне может быть самостоятельным произведением искусства, самобытным и оригинальным. Как часто бывает с востребованным товаром, аутентику свою «мола» потеряла: если раньше женщины куна-яла шили «молы» для себя, аккуратно и с любовью расшивая и украшая каждую деталь, то теперь это — своеобразная индустрия и серьезная статья дохода племени. «Молы» шьются быстро и небрежно, часто представляя собой «штамповку» для туристов. Найти симпатичные изделия становится все труднее и труднее, а цена на них — все выше и выше.

Поездка к островным индейцам куна-яла

Впрочем, путешествие к куна-яла, даже несмотря на наступление на них глобальной цивилизации, все равно остается замечательным и интересным опытом погружения в другую среду. Дополнительный бонус: здесь совершенно чудесный пляжный отдых, связи нет, интернета нет, продукты свежие… Такая поездка — отличный вариант для того, чтобы «перезагрузиться» и забыть на пару дней о стрессе и проблемах.

Как добраться?

Из Панама-Сити есть даже варианты приехать на Сан-Блас по земле. Однако там предсказывали многочасовое путешествие на джипе 4×4 по бездорожью, а я и сама не любитель подобных развлечений без лишней надобности, а мои попутчики — тем более. К тому же, поездка на машине предлагается, в основном, в рамках дейтрипа, а нам хотелось задержаться у куна-яла на подольше.

В итоге, был выбран самолет. Ну как самолет — симпатичная «авиамаршрутка» от Air Panama, вылетающая из аэропорта Albrook ранним утром в направлении Эль-Порвенира, Ачутупо и пару других населенных пунктов архипелага Сан-Блас.

Поездка к островным индейцам куна-яла

Мы выбрали Ачутупо, это самый отдаленный «город» куна-яла, нам хотелось «дикости». Это «крайний» пункт владений куна-яла, расположенный в нескольких десятках километров от региона Дарьен, граничащего с Колумбией.

Лететь — около часа, при подлете открываются чудесные панорамные виды на сам архипелаг, а также можно посмотреть на большие острова-коммуны, облепленные индейскими хижинами.

Обратите внимание: в Эйр-Панама есть ограничения по весу багажа, а самих туристов при регистрации тоже взвешивают, чтобы избежать перегруза. Самолетик на 20 человек, действительно, маленький, и это важно!

Где и как жить?

В качестве варианта для проживания был выбран Dolphin Lodge. Таких островов, специально оборудованных для размещения туристов, на Сан-Бласе много, и все они довольно однотипны — небольшой пляж, домики-бунгалки, столовая. Факторы, по которым выбирался именно этот «отель», ниже… Есть и более дорогие острова, и более дешевые. Нам нужно было чтобы Ачутупо, чтобы было уютно, безопасно и приватно)

Поездка к островным индейцам куна-яла

На что нужно обратить внимание:

— какой пол в бунгало? Многие острова предлагают размещение с песчаным полом, но панамская мушка и остальные «звери-насекомые» довольно больно кусаются, поэтому, если есть возможность, выбирайте размещение с дощатым полом.

— индивидуальное ли размещение?

— есть ли в бунгало туалет-душ, или же удобства «вынесены» в отдельный домик, и пользоваться ими могут все проживающие на острове.

На что не надеяться)):

— Интернета нет. Вообще.

— мобильной связи нет… Иногда долетает что-то, но в любом случае оно не постоянное и не качественное.

— горячей воды нет. Вообще.

Зато из окна бунгало открывается поутру симпатичный пейзаж: пальмы, море, волны, тишина и покой:

Поездка к островным индейцам куна-яла

Кстати, художественное преувеличение: нет окон в бунгало, двери тоже символические, как и бамбуковые стены. Ничто не запирается, поэтому, если страшно рисковать какими-то ценностями, лучше оставить их в Панама-Сити. У меня за все три моих посещения Сан-Бласа ничего не пропадало, но я читала отзывы про другие лоджи, что не все было так радужно, поэтому решайте сами. Все равно ни денег, ни гаджетов там не нужно — проживание на острове подразумевает трехразовое питание и бутылку воды в день, все остальное можно купить за небольшие суммы, а кроме фотоаппарата никакая техника там не нужна.

Кормят, кстати, вкусно, но по оценкам попутчиков-мужчин: маловато. Морепродукты, рыба, овощи — все свежее и здоровое. А вот с напитками так себе: газировка и «сок из порошка». Хотя казалось бы — тропический лес рядом…

Отдельное замечание насчет воды: только бутилированная! И для чистки зубов тоже! Амебы и прочие инфекции не дремлют, а пресную воду индейцы качают к себе на острова из тропических рек.

Чем заняться?

Помимо питания, в поездку еще включены всякие разные экскурсии по окрестностям. По 2 в день. У нас можно было поездить по рядом расположенным островам и пляжам, посноркелить, посетить индейскую коммуну и смотаться на тропическую реку.

В общем, что было, то и предложили… Все было мило и интересно. Немного напрягло количество мусора, которое производят индейцы в своих коммунах и безразлично выкидывают его прямо в лазурные карибские волны. Вокруг туристических островов мусора не было, наверное, их специально так организовывают, чтобы течения относили всю гадость подальше.

Охраняет архипелаг Панамский карибский батальон:

Поездка к островным индейцам куна-яла

Рядом колумбийская границы, и все по традици боятся наркотрафика.

Вообще, поездка в рамках 2 дня и 2 ночи (утром приехали, переночевали, а утром следующего дня уже был самолет) оказалась очень увлекательной, наполненной эмоциями и в то же время расслабленной. Мы подзагорели, накупались, наелись лобстеров и морской рыбы, познакомились со множеством интересных людей, узнали о том, что у куна-яла есть свои Адам и Ева, поучаствовали в торжестве инициации, и некоторые даже рискнули отведать индейский слабоалкогольный напиток «чича»… Мы отлично провели время и, естественно, накупили «мол». Пока, Ачутупо!

Аэропорт:

Чек-ин:

И маленький самолетик уносит нас к небоскребам панамской столицы. Предстоит еще множество путешествий, но к куна-яла, я уверена (по работе или сама), я еще вернусь и не раз!