Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был сегодня 0:37

Армения Июль 2014

Сегодня едем к монастырю Дадиванк, а от него, сначала по трассе идущей в каньоне реки Тартар, а потом по проселку к горячим источникам Джермаджур. Маршрут тяжелый на весь день, но в отличии от предыдущей поездки к Ериц Манканцу, теоретически осуществимый самостоятельно. Хочу заранее предупредить, что здесь я не описываю свое собственное путешествие, а предлагаю объединить в один маршрут два места в которых я побывал в разное время. Поэтому все приведенные фотографии монастыря Дадиванк сделаны в марте, а источников Джермаджур в июле.

День толпы и люди. Дадиванк, Арцах

Я умышленно многократно повторяю трудные на первый взгляд армянские названия. Если посмотреть внимательно то, они хорошо разбираются. Ванк это монастырь. Видите остаток совсем короткий Дади (ванк) или Гоша (ванк) просто имя основателя. Да даже это ЖУтко ЖУЖащее название горячих источников — Джермаджур. Джерма — явно терма (все побывали тут), а джур — она не ЖУЖит, она ЖУРчит. На армянском джур — вода, она ЖИдкость.

С раннего утра потихоньку едем по глубочайшему ущелью реки Тартар. Стенаний титанов особо не слышно, скорее ослы орут, хотя кто их разберет. Ведь никто не знает как Титаны стенают.

День толпы и люди. Дадиванк, Арцах

Река достаточно быстрая, но для сплава слишком много мелких участков, плот пожалуй не пройдет. Нужно еще раз посмотреть в начале лета когда тает снег в горах. Я впервые в этих местах. Природа приятно удивила, кругом горы поросшие лесом. Деревушек совсем мало.

Скотинка, как ни странно гуляет сама по себе. Есть в кого, у них и мама видно не прочь по лесу прогуляться.

День толпы и люди. Дадиванк, Арцах

Коровы скачут по горам с грациозностью балерин. Не удивительно что мясо в Карабахе мне показалось немного жестковато. Журчание реки, высокие горы поросшие лесом, в пейзаже ничего менять не надо он совершенен. Езды от Шуши до Дадиванка часа три.

Во все времена ущелье Тартар было дорогой откуда приходили завоеватели. Прошло много лет, но до сих пор это направление считается особо опасным. Двадцать лет назад здесь стоял насмерть отряд полковника Жанны. Странно все это. В обычной жизни Жанна милейшая женщина, к тому же прима драматического театра.

День толпы и люди. Дадиванк, Арцах

Я привык понимать назначение технических устройств, чем и горжусь. Очень редко приходится спрашивать зачем и почему сделали так, а не иначе. Инженеры должны понимать друг друга без слов. Здесь пришлось спрашивать. На доминирующих вершинах стоят мачты, между ними натянуты мощные тросы перекрывающие ущелье. С тросов свешиваются гирлянды из проводов. Зачем? Защита от молний? Можно сделать гораздо проще и закрыть большую площадь. Нет не для этого. Моя голова просто отказывается думать про войну. Это перетяжки против самолетов и вертолетов, что бы те по ущельям не могли прорваться к городам. В раю со странным названием Тартар все готово к новой войне.

Монастырь доминирует над рекой и дорогой. Красив очень. Сказать какого века этот монастырь очень тяжело. Он откровенно многослоен. Когда то здесь проповедовал и здесь же был захоронен Святой Дади — ученик апостола Фаддея (могила св. Фаддея находится за пределами современной Армении, но на ней тоже стоит армянский монастырь). Если очный ученик апостола, значит совсем давно, в первом веке.

День толпы и люди. Дадиванк, Арцах

Все столько раз разрушалось и строилось по новой что за точную датировку мало кто поручится. Скажем так эти храмы служащие фундаментам церквям двенадцатого века очень древние.

Дадиванк часто упоминался и видимо процветал в девятом веке, был полностью разрушен в двенадцатом, восстановлен в тринадцатом… Все здесь так. Наверно все эти цифры не критически важны сейчас для нас. Важен образ и его общее воздействие. Мое ощущение — это настоящее. Здесь все до последнего камня соответствует идее христианства. Сохранились древние прекрасно выполненные какие то кружевные хачкары.

День толпы и люди. Дадиванк, Арцах

Ведь не всегда удается сохранить эту красоту. Даже в нашем сегодняшнем «высококультурном» мире бывает и вот так.

Фото из интернета

Так получается что гении день за днем творят красоту, но наступает День Толпы и в этот день толпа сметает все на своем пути. Это не важно какая толпа дикие монголы или гунны, а может элегантные шевалье или высоколобые арийцы, просто нужно что бы очередной недомерок с бегающими глазками поднялся повыше и прокричал заветные слова: «Они едет ваш корм!». Этого вполне достаточно, толпа она достаточно хитра. Ей не надо два раза объяснять что наступил ее день, Великий День Толпы. Она и сама знает, что с этого дня изнасилование почитается за доблесть, а грабеж за смышленость.

День толпы и люди. Дадиванк, Арцах

Сущность человека не сильно изменилось со времен стаи. Стая, в рамках которой развивались поведенческие инстинкты, существовала миллионы лет, цивилизация не больше десяти тысяч. За десять тысяч лет не может сформироваться устойчивый видовой признак. За это время идеологи сумели создать позолоту под которой до поры до времени могут скрываться базовые инстинкты. Если чуть-чуть потереть песочком позолота слезает и появляется страшный джин — толпа, которая идет отнимать корм у чужой стаи. Такое поведение основа естественного отбора для стайных животных, недомерки с бегающими глазам это хорошо знают и широко этим пользуются.

Монастырь можно условно разделить на две части. Одна совсем старая, которую и не пытались восстанавливать, вторая относящаяся к первой половине тринадцатого века частично восстановленная. Как и все старинные монастыри Карабаха Дадиванк очень хорош. Хорош и сам по себе, а в обрамлении окрестных вершин еще лучше.

День толпы и люди. Дадиванк, Арцах

Бродили по монастырю довольно долго, пока на дошли до Соборной церки Арзу-Хатун. Церкви ровно восемьсот лет, она была освещена в 1214 году.

Я не сразу заметил самое главное. На стенах церкви едва заметные фрески.

День толпы и люди. Дадиванк, Арцах

Сижу на грязном полу, смотрю на портрет Женщины которая родила Бога. Ее подвиг, для меня, обобщенная идея подвига всех матерей. Между мной и художником восемь веков, он мне ближе моих современников. Я понимаю его язык лучше чем тот который знаю с детства. Ему не надо слов и букв, здесь мимо головы прямо в душу.

Я знаю эти фрески не могли сохранится, их давно должны были уничтожить. Да собственно возникает странное ощущение, что они давно, как и полагается, были уничтожены, а сейчас опять возникли на стене, потому что так надо. Когда находишься в таких местах не важно веришь ли ты в Бога, не важно и как ты его называешь. Здесь ты получаешь доступ к мыслям и чувствам не достижимым для других людей.

День толпы и люди. Дадиванк, Арцах

Давайте попрощаемся с монастырем и поедем дальше. Да важно, когда будете выезжать на дорогу идущую на монастырскую гору, посмотрите не идет ли на встречу туристический автобус. Разъехаться очень тяжело. Я предпочел ехать метров сто задним ходом, что на Ранглере, с его плохим задним обзором, тоже так себе развлечение. Все это мелкие не удобства не обращайте внимание. Важно что там очень красиво и по настоящему.

Дорога от Дадиванка до Джермаджур достопримечательность сама по себе. Сначала идет прямо над бешенной рекой Тартар.

День толпы и люди. Дадиванк, Арцах

Потом длинный туннель, через который грузовик протискивается с трудом, на спущенных колесах. Мы ехали с геологами, которым нужно было вывезти образцы породы, поэтому про грузовик я точно знаю, мы его минут тридцать через этот туннель пропихивали.

Сразу за туннелем машин совсем нет. За руль сел Димка, поехали побыстрее. После моста через Тартар открывается роскошная, радостная, светлая долина.

День толпы и люди. Дадиванк, Арцах

Езды от Дадиванка до Джермаджура как минимум час. Джермаджур место удивительное, то что там красиво уже не обсуждается, но кроме этого там из-под земли шарашит кипяток.

Не знаю кому как, но мне от вида гейзеров становится весело и радостно, а эти еще так здорово все вокруг разукрасили. Кстати вы в курсе, что вот это ярко красное и зеленное -это вполне живые организмы, которые живут в кипятке. Некоторые знаете согласны даже в кипятке жить только бы не приставал никто.

День толпы и люди. Дадиванк, Арцах

Дети понятное дело полезли купаться, хорошо что не прямо в кипяток, в какой то естественный резервуар рядом, видимо старый кратер от гейзера. Сначала долго кричали, что им это очень полезно и они сейчас вырастут в два раза, но потом им стало плохо и они долго отходили в ледяной речке. Вода была не настолько горячая чтобы они так раскисли, видимо толи пары (хотя почти не воняло), толи общее воздействие самой минеральной воды. Учитывая что почти полчаса они не хотели есть, что для мальчиков пятнадцати лет не характерно, хватанули они какой то фигни достаточно серьезно.

Потом мы пошли смотреть другие горячие источники, но по дороге увидели водопад, пошли смотреть его, потом увидели выход чистого белого мраморного пласта, полезли за образцами, потом бегали за зайцем…

День толпы и люди. Дадиванк, Арцах

Потом позвонили наши друзья, которые закончили грузить образцы, а также купили в соседней деревне ягненка и большой кувшин вина. Причем кувшин нужно было освободить и отдать хозяевам, а мужикам самим без нас ну ни как не справиться. Ну и ладно, я не расстраиваюсь, когда вижу что не досмотрел какое ни будь интересное место. Это хорошо, остается повод вернуться, а здесь мы пропустили вот такую например забаву.

Фото из интернета

Кроме этого на скалах в горах огромное количество петроглифов и народ говорит очень много интересных. Одни из самых ранних изображений охоты с собаками.

Уже после поездки посмотрел на карту и понял что Джермаджур находится прямо рядом с Джермуком (курортом про который я писал в своих заметках по Армении), только дороги никакой нет, надо пешком идти, а кто против, есть у меня знакомые, которые будут не прочь прогуляться.

День толпы и люди. Дадиванк, Арцах

Вроде все по этому маршруту. Ну еще одну фотографию уж больно веселая и разноцветная.

Маршрут очень рекомендую. На мой взгляд, получаются хорошо сбалансированные историческая и природная составляющие, безусловно не скучная хотя и тяжела дорога. Хорошего путешествия.