Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был вчера 19:19

Армения Июнь 2014

Хочу предложить вашему вниманию маршрут к крепости Джараберд и монастырю Ериц Манканц. Эти удивительные памятники архитектуры расположены в Мартакерском районе Арцаха. Я дам в этой заметке карты, но очень не рекомендую ездить самим, а тем более ходить туда пешком без провожатых. Эта заметка совершенно не годятся для того что бы базируясь на ней самостоятельно организовывать поездку. Я просто хочу рассказать вам, что скрывается под тем или иным довольно чуждым для русского слуха названием. Если вам станет интересно, вы можете сами связаться с людьми которые могут показать вам это место. Я видел рекламу туров по этому району в Степанакерте.

Над облаками, поверх границ. Джараберд, Арцах

Маршрут тяжелый на весь день, последние километров тридцать дорога грунтовая, идет по лесу, периодически разветвляется, никаких ориентиров или указателей нет. Кругом лес, спросить дорогу прямо скажем не у кого. За все время видели только военный пост на мосту через речку. Там ребята видимо должны были охранять стратегически важную переправу, но они пели песни с девчонками. Мои друзья подарили им жбан с вином, здоровый кусок брынзы и одолжили до нашего возращения плеер, чтобы было подо что танцевать. Думаю на этом направлении враг не пройдет.

Наша группа разделилась на две. Часть народа пошла к крепости пешком (обозначено на карте черной линией проведенной дрожащей рукой), а часть поехала на машинах. В принципе, те которые пошли пешком рассчитывали, что к их приходу будет готов шашлык, не сложилось… Добрались до места почти в одно и тоже время.

Почему они на карте нарисовали эти белые пятна я не знаю там везде лес

Пешее путешествие по достаточно разреженному и очень красивому лесу доставило огромное удовольствие. Удивило полное отсутствие тропинок. Здесь просто совсем нет людей, зверья тоже почти нет. Видимо, сильно подъели в голодные времена, пустой ореховый и дубовый лес это не типично. Лес без подлеска, много ручьев, удивительно красиво. Шли без груза, да еще под горку, удовольствие в чистом виде.

Над облаками, поверх границ. Джараберд, Арцах

Через реку Тартар перебрались по какому то печальному мостику. Если бы ребята не сказали, что они по нему месяц назад переходили, я бы не пошел. Как этот мостик ветром не сдуло я не знаю. Крепость Джараберд стоит на вершине высокой скалы на слиянии рек Трхи и Тартар. Она контролирует единственную на добрую сотню километров вокруг дорогу.

Джараберд (Водяная Крепость) была здесь всегда. Всегда — это не то что сто лет или тысячу лет, просто всегда. К сожалению не найдена обычная для Армении стела об основании крепости, поэтому точная дата не установлена, но персидские географы еще до нашей эры настойчиво рекомендовали по этой дороге воевать не ходить, т. к. дорогу полностью перекрывают лучники сидящие в крепости и не достижимые для ответных стрел.

Над облаками, поверх границ. Джараберд, Арцах

Опять увидел здесь герб который мне давно не дает покоя, вообще армянская геральдика это совершенно не обыкновенная штука, там целые книги на стенах написаны. Это не из Джараберда, но все равно приведу.

А здесь опять две птицы, а над ними солнце. Долгое время монахами интерпретировалось как Бог Отец — Бог Сын на небесах (два голубя и солнце). Один из армянских католикосов, по моему, не самый умный из них, приказал даже везде левую птицу посбивать, дабы усилить идею единобожия.

Над облаками, поверх границ. Джараберд, Арцах

Ответ неожиданно был найден далеко отсюда в Персии. Тот же барельеф и надпись: «Два брата, два свободные орла, равные под солнцем». Девиз династии Аршакуни царей Ассирии и Армении. Когда то ведь предлагали мне работу в Северном Иране, в цене не сошлись. Сейчас бы наверно бесплатно поехал, ведь там можно посмотреть продолжение всего этого, а точнее наоборот начало.

Крепостная гора изгрызена подземными ходами. Я сначала подумал, зачем, ослабляют защиту? Хотя если разобраться, что тут страшного, если полезут, спустил вниз тележку камней и дальше пошел.

Над облаками, поверх границ. Джараберд, Арцах

Система укреплений очень навороченная и запутанная. Видно что строительство разновременное. Строили одно на другом, в зависимости от нужд нового времени. Хочу предупредить, когда лазишь по таким и крепостям, нужно быть максимально осторожным. Крепость осматривается снизу-вверх, нужно как можно раньше разобраться с логикой конструкции. Иначе можно крепко провалится. Тут понимаете в чем дело, допустим — это самая распространенная конструкция — замок на вершине скалы. За тысячу лет все пересыпало землей выросли деревья и кусты, вы думаете что поднялись на вершину скалы, а реально вы на крыше замка… А теперь попрыгайте… Это шутка такая дурацкая. Не лезьте сразу наверх, почти наверняка прямо под вершиной пустоты, если не замок то дозорная башня точно стоит.

Мы запланировали на крепость час. Не поняли ничего, даже назначения основных сооружений. Пожертвовали обедом полазили еще. Ребят, там надолго. Поеду в следующий раз встану на Тартаре с палаточкой, форель половлю и все не торопясь посмотрю. Пока просто понятно, что это мощнейшее оборонительное сооружение. Я вот к примеру лучник плохой, но кирпичом я бы вряд ли промахнулся мимо оппонента, который там идет внизу по дороге.

Над облаками, поверх границ. Джараберд, Арцах

Если вы умеете переправляться через речки по двойными тросам (обезьяннику), перебравшись на другую сторону Трхи, можно добраться до старинной разрушенной церкви. У нас времени уже совсем не оставалось, возвращаться по этому бездорожью темноте ни у кого особого желания не было и мы быстрее поехали смотреть монастырь Ериц Манканц. Еще километров десять, но здесь дорога относительно прямая.

Монастырь 17 века, построен на пожертвования Мелика (Князя) Израиляна. Логика строительства именно в этом месте понятна. Ребята говорят, что здесь вдоль реки каждые десять километров какие то развалины. Видимо, по тем временам, это была дистанция подачи сигнала опасности.

Над облаками, поверх границ. Джараберд, Арцах

Красиво очень, но как то совсем безлюдно и заброшенно. Здесь наверно настоящий монастырь надо сделать, для монахов, а не для туристов. На земле валяются какие то древние барельефы. Это наверно царь поехал себе невесту искать. Эти в юбочках на принцесс похожи, хорошенькие.

Кроме церкви в монастыре есть трапезная и кельи. Собственно все не плохо сохранилось, нужно просто привести в порядок. Если вы не являетесь знатоком и ценителем армянской архитектуры позднего средневековья зарезервируйте на осмотр монастыря где ни будь полчаса, может сорок пять минут. Ничего сверхъестественного нет, но сочетание прекрасной природы и древнего памятника оставляют впечатление настоящего и правильного. Так что по возможности очень советую съездить.

Над облаками, поверх границ. Джараберд, Арцах

Если говорить о поездке в целом, мне показалось, что район Джараберда — Ериц Манканца один из самых интересных в Карабахе. Очень впечатляет «рамка от картины», и крепость и монастырь расположены в прекрасных безлюдных горах, покрытых роскошными лесами. Летом было очень красиво, я представил себе как это будет выглядеть осенью и начал активно искать причину почему мне нужно приехать в Арцах в октябре.