Турист Екатерина (Chiffa7)
Екатерина — был 23 марта 20:50
все работаю и работаю... даже читать некогда, не то что пытаться писать...

Моё самое магическое слово 2011 года - Карелия... Часть первая. Без Вологодских палисадов

Вологда — Россия Август 2011

Под аккомпанемент марша Радецкого мы выезжали на Ярославское шоссе. Мы — это Лена уже перечисляющая, чем можно перекусить на ранний завтрак в пути, Оксана, проводящая ревизию компакт-дисков с музыкой в дорогу, и я за рулем, решающая сложный вопрос — как мне хуже ехать на 120 против только-только встающего солнца — с солнцезащитными очками или без.

Первая короткая остановка была запланирована за Ярославлем в селе Горушка рядом с городом Даниловым. Там стоит ныне восстанавливающийся Даниловский Казанский женский монастырь на Горушке. В 1894 на этом месте была основана женская община, а в 1901, одновременно с началом строительства большого храма, община была преобразована в монастырь. Строительство храма в честь Казанской иконы Божьей Матери, удалось завершить только в 1918 г., когда храм и был освящен.

Огромный, нарядный храм, среди крапивы, дощатых гаражей и маленьких сельских домиков, смотрится странно. Строивший храм архитектор В. А. Косяков (1868–1921), известен, как автор известного Морского собора в Кронштадте, подворья Киево-Печерской лавры на Университетской набережной в Санкт-Петербурге и многих других сооружений в различных городах России, по его проекту построен православный храм в Сеуле, столице Южной Кореи.
И стоящий перед нами храм, построен со столичным размахом.

В годы Советской власти в соборе был склад, водонапорная башня и даже сельпо в одном из приделов. После 60-х храм передали государству и он был разворован местными жителями — тащили все от кровельного железа до стекол. В 2002 храм начал восстанавливаться и утром воскресенья, стоя за храмовой оградой мы слушали церковное пение. Что-то в этом есть — прозрачное небо, воздух, наполненный запахом вековых сосен и чуть-слышное мелодичное пение монашек.

Вторая запланированная остановка была в селе Покровское, где расположена усадьба Брянчаниновых. Усадьба Покровское была отстроена в 1809–1810 годах Александром Семеновичем Брянчаниновым. По свидетельству, николаевских времен краеведа, Г. Лукомского: «Строитель усадьбы (А. С. Брянчанинов) с большою любовью относился к своей новой усадьбе и когда в 1812 году он должен был уезжать в Москву в действующую армию, то думал с ужасом, — что будет с усадьбой? «Отрада моя, кому-то ты достанешься?». Усадьба принадлежала роду Брянчаниновых до революции. Сын строителя усадьбы — Дмитрий Александрович Брянчанинов (1807–1867) — стал известнейшим православным теологом — святителем Игнатием, причисленным в 1988 г. к лику святых. Этот факт повлиял на судьбу усадьбы положительно — восстановление в 1992 г. начато не без инициативы РПЦ.

Сейчас усадьба с честью носит звание «объекта федерального значения», здесь нет, так часто встречающегося, несоответствия охранных надписей и состояния памятника архитектуры. Усадьба окружена любовью сотрудников музея, очень ухожена и утопает в цветах; к цветению сплошным ковром метровых колокольчиков под вековыми липами парка мы опоздали, но клумбы встретили нас во всей красе.

От главного здания с мезонином полукругом отходят крылья, заканчивающиеся флигелями. Дом снаружи богато украшен лепниной. К востоку от дома располагается Покровская церковь, построенная в 1811 году. Интерьер дома полностью утрачен, нет ни потолков покрытых росписью, ни каминов, ни дверей, украшенных когда-то, по свидетельству очевидцев, искуснейшей резьбой.

То, что сейчас в доме, можно назвать скорее «евроремонтом в стиле начала 19 века», чем восстановлением интерьера. Экскурсия посвящена почти полностью процессу восстановления усадьбы и святителю Ингантию, так что мы быстренько обежав дом сверху донизу ушли в парк.

Парк небольшой, но достаточно красивый; регулярная часть со строгими аллеями переходит в ландшафтный парк, спускающийся к достаточно большому пруду.

После прогулки по усадьбе мы едем в Вологду. Небольшая заминка с квартирой и вот мы находим нужную улицу и заселяемся. После душа и небольшого перекуса привезенными с собой продуктами мы разделяемся — Оксана не спала всю ночь и уже когда-то была в Вологде, а мы с Леной здесь впервые, так что Оксана остается спать, а мы берем такси и едем смотреть город. Таксист попался совсем молодой парень и на просьбу отвезти на центральную площадь к Кремлю, попросил или адрес, или более простую формулировку, в итоге сошлись мы с ним на «памятнике мужику с лошадью и вокруг много-много церквей».

Вот вечером нас возил уже другой дядька, в возрасте, солидный, и самое главное — готовый рассказывать где и что нужно посмотреть. Вот тогда-то мы и выяснили, что не попали к самому известному в городе палисаду, в Спасо-Прилуцкий монастырь и усадьбу Гальских, которая сейчас тоже находится в отличном состоянии.

Днем мы погуляли по Кремлю, сходили в художественный музей, расположенный в бывшем Воскресенском соборе. В экспозиции работы советских и современных художников, причем картины представлены так, что в бывшем алтаре висит огромное полотно с распятым Иисусом и его окружают работы по церковной тематике, тогда как у входа нас встречала светская живопись, пейзажи и портреты. В подклете небольшая выставка вологодского советского графика Феодосия Бочкова, представлены иллюстрации, плакаты, зарисовки Вологды, сделанные в начале 20-го века. Хорошие работы, запоминающиеся.

После музея обошли по периметру Кремль, поглядели на фонтаны в парке ВРЗ (вагоно-ремонтного завода? Или как?), фонтаны стоят близь моста на каждом из двух имеющихся в парке прудов по фонтану, причем пруды — это часть оборонительного рва времен Ивана Грозного, посмотрели часовню в честь 2000-летия христианства, прошли по набережной реки Вологды (ну что такого, что в Москве — Москва-река, а в Вологде — река — Волгода) и поднялись на колокольню Софийского собора. Вид с колокольни отличный, пройдя пару кругов и нафотографировавшись, отправились дожидаться Оксану и пить квас в кафе рядом с Кремлевской площадью.

Потом еще немного прогулялись по центральной части города, съездили к домику Петра и поужинали в клубе М8.

О палисадах.

в словаре Даля: ПАЛИСА́Д, палиса́дник м. франц. забор, тын, ограда из тычин, из жердей тычком, стойком. Палисадник, около жилья, делается из двойного, долбленого прогона и строганых тонких балясин, образуюших род решетки; палисад военный, или вкруг тюрем, состоит из сплошного частокола, из заостренных кверху свай, связанных шипами, сквозным прогоном или пришивным брусом.

Известная по песне «Песняров» примета Вологды — палисад, стала вологодской случайно — название города поставили для рифмы; но вологодцы (или волгожане?) стараются соответствовать высокому званию «города с резными палисадами» и сейчас даже проводят конкурс на лучший палисад. А так резных палисадов в городе очень долгое время не водилось.

Вот до такого палисада, получившего звание лучшего в 2010 г. в Вологде, мы не добрались. Да и в принципе не могу сказать, что у каждого дома с хорошей резьбой стоит по соответствующему палисаду.

Но просто домов с отличной, очень выразительной и красивой резьбой в городе много. Резьба украшает и балконы, и крылечки, и окна, и коньки крыш.