Турист Елена (Elpon)
Елена
была вчера 16:40

Коломна — Россия Март 2015

Так получилось, что основательного знакомства с Коломной у нас еще не было, хотя не раз доводилось проезжать рядом по М5 в сторону Рязани и Константиново. Поэтому в весенние праздники было решено восполнить коломенский пробел.

Коломна выросла из древнего городища на высоком правом берегу Москвы-реки, там, где в неё впадает река Коломенка.

Коломна: Кремль, Посад, калачи и пастила

Неподалеку, в пяти километрах, Москва-река сливается с Окой. Долгое время Коломна была приграничным городом — южнее начиналось Гуляй-поле. Поэтому еще в XII веке здесь занялись строительством оборонительных сооружений. А в 1525—1531 гг. Коломна обзавелась мощным каменно-кирпичным Кремлем.

Город неоднократно страдал от набегов Золотой Орды. В начале XVII Коломна поучаствовала в треволнениях Смутного времени. С середины XVII, когда граница Московского государства отодвинулась от города, Коломна утратила свое военно-оборонное значение и постепенно преобразовалась в богатый торгово-промышленный центр.

По улице Октябрьской революции, которая служит продолжением Новорязанского шоссе, доезжаем до главного туристического объекта Коломны — Кремля. Напротив — Иоанно-Богословский храм с его 67-метровой колокольней.

Коломна: Кремль, Посад, калачи и пастила

Оставляем автомобиль на стоянке и, минуя Кремль (куда мы еще вернемся), шагаем в сторону Пятницких ворот. Во-первых, там находится музей «Калачная». И, во-вторых, оттуда, по ул. Зайцева, есть удобный выход к Москве-реке — прямо к понтонному мосту через нее.

Вообще-то, на сайте музея «Калачная» было оговорено, что предполагаемое посещение желательно забронировать заранее, но я опрометчиво не стала этого делать. И зря — мы бы не попали в музей, поскольку был праздничный выходной день с особо рьяным наплывом туристов. Но нам повезло — одна из тур-групп не приехала к сроку — и мы записались на ближайший освободившийся сеанс.

Времени до начала хватало, чтобы немного побродить по берегу Москвы-реки.

Коломна: Кремль, Посад, калачи и пастила

На противоположном берегу есть удачные точки, позволяющие запечатлеть колоритную панораму Коломенского Кремля.

Коломна: Кремль, Посад, калачи и пастила

За понтонным мостом начинается дорога, ведущая к Бобреневу монастырю. Его еще называют «сторожем Коломны». Согласно легенде, монастырь основан в 1381 году князем Дмитрием Волынцем, по прозвищу Боброк — героем Куликовской битвы.

В музее «Калачная» существует расписание — к назначенному сроку (примерно через каждые 40 минут) собирают группу (по моим оценкам — по 30–40 человек) и рассаживают её за столы.

Коломна: Кремль, Посад, калачи и пастила

Посетителей ждет театрализованный рассказ о выпечке реальных коломенских калачей.

Представление включает дискуссию о рецептуре, приготовление хмелевой закваски, смешение муки разных сортов,

Коломна: Кремль, Посад, калачи и пастила

замешивание теста и его разделку на ледяном столе. Калачи выпекают в воссозданной двухподовой калачной печи, которую топят березовыми дровами — без коры — чтобы не было привкуса дегтя и излишней смуглости.

В процессе спектакля зрителям наглядно демонстрируют: что значит — дойти до ручки, как раскатать и закатать губу.*

По ходу представления всех подчуют калачами со сливочным маслом и чаем.

Коломна: Кремль, Посад, калачи и пастила

Стоимость посещения музея «Калачная» 250 рублей. В лавке при музее предлагают на вынос свежевыпеченные калачи по 50 рублей за штуку. К слову, оптимальный срок хранения настоящего калача — всего 9 часов, а максимальный — 24 часа. Издревле в рецептуру калача входят лишь мука, соль, вода плюс хмелевая закваска. Благодаря такому составу, калачи совершенно не плесневеют, но быстро черствеют. В старину, калачи не пекли впрок. Их выпекали ровно столько — сколько можно продать за торговый день. Потому-то калачи были в пять раз дороже «ситного».

*Дойти до ручки. Калач по форме представляет собой замок с ручкой (дужкой). Горожане покупали калачи у торговцев «на вынос» прямо на улице и тут же съедали, держась за тонкую ручку. Поскольку руки были не всегда чистыми, ручку от калача не ели, а отдавали окрестным собакам или нищим.

*Чтобы калач в печке, поднимаясь и покрываясь корочкой, не лопнул, перед выпечкой на его толстом пузе делали надрез ножом — губу. Под эту губу (раскатав её) напыляли немного муки. Потом губу закатывали обратно и ставили калачи в печь. А затем, когда калач уже испечен и пышет теплым ароматом, губу можно опять раскатать, присовокупить под неё маслица, и … Объеденье!

Коломна: Кремль, Посад, калачи и пастила

Купив несколько калачей для своих домочадцев, идем гулять по окрестным улицам. Здесь, на территории Коломенского посада, среди уютных домиков и старинных купеческих лавок, словно витает дух русского торгового города.

На улице, которая так и называется Посадская, внимание привлекает очень нарядный храм Николы на Посаде XVIII века, украшенный сверху несколькими рядами живописных кокошников. Храм недавно отреставрирован — приведен к первоначальному виду, теперь дело за воссозданием ажурной ограды.

Коломна: Кремль, Посад, калачи и пастила

По соседству, во флигеле купцов Сурановых — музей «Коломенская пастила» (ул. Посадская, д.13а).

К нему ведет старинная каменная мостовая, высвобожденная из-под асфальта.

Коломна: Кремль, Посад, калачи и пастила

Древняя Коломна славилась яблоневыми садами. Дабы добро не пропадало, коломенцы еще в древности изобрели способ готовить из яблок вкусное и полезное лакомство — пастилу. Многим Коломна была известна именно благодаря своей пастиле.

А в бывшем здании пастильно-конфетного заведения купца Чуприкова располагается настоящая «Фабрика пастилы», где приглашают поучаствовать непосредственно в процессе изготовления сладости (ул. Полянская, д.4).

Коломна: Кремль, Посад, калачи и пастила

Еще один уголок исторической Коломны воссоздан на старой площади с историческим названием Молочная. Здесь реконструировали водозаборную колонку «Шевлягинская Бассейка». Эта колонка была частью общедоступного городского водопровода, сооруженного на средства купчихи Марии Николаевны Шевлягиной. Теперь колонкой можно снова пользоваться.

Свободных мест на сеансы в пастильные музеи уже не было. Посему мы ограничились покупкой коробочки с классической коломенской пастилой. Как и в случае с музеем-калачной, визит лучше планировать и бронировать заранее.

Возвращаемся к Пятницким воротам — это главный вход в Кремль.

Коломна: Кремль, Посад, калачи и пастила

Названы ворота по имени святой Параскевы Пятницы — покровительницы торговли. Видимо потому, что с внешней стороны Кремля к воротам примыкала торговая площадь — Житная. Правее ворота соседствуют с часовней Параскевы Пятницы. Арка ворот оформлена в виде подковы (видно сужение внизу) — символа благополучия и счастья.

Замечу попутно, что у въезда открылся новый музей «Изначалья — Сие деньги коломьски».

С внутренней стороны проездной башни — икона Божией Матери Донской. Еще здесь на стене есть раритетная табличка, вмурованная еще во времена РСФСР…

Коломна: Кремль, Посад, калачи и пастила

Территория Коломенского Кремля уникальна.

Здесь, наряду с мощными крепостными стенами и башнями, величественными древними монастырями, на уютных улочках встречаются колоритные деревянные домики с изящными резными наличниками и каменные дворянские и купеческие особняки XVII—XIX вв.

Коломна: Кремль, Посад, калачи и пастила

— Каменнные жилые дома часто строили по «рекомендованному» (т. е. типовому) проекту, таковы, например дома Луковникова и Мозгова, построенные стиле провинциального русского ампира в первой половине XIX в.

— Не все стены и башни Кремля сохранились. Но Алексеевская или погорелая башня, построенная в 1525—1531 гг., уцелела. Погорелой она названа из-за частых пожаров, ранее случавшихся в ней.

Коломна: Кремль, Посад, калачи и пастила

— Церковь Николы Гостиного, 1501 год. Интересна тем, что службы в ней начинались на час раньше, чем других церквях — для удобства деятельных купцов города (по принципу: кто рано встает — тому Бог подает).

— Подходим к Соборной площади. Успенский кафедральный собор ведет свое начало с 1378 года. В тот год войска Дмитрия Донского впервые одержали победу над золотоордынцами в битве на реке Воже. В честь этой победы и был заложен храм. Нынешний облик здание приобрело в 1682 году.

Коломна: Кремль, Посад, калачи и пастила

Правее — Тихвинский храм в псевдорусском стиле. Далее — церковь Воскресения Словущего. По преданию здесь, когда церковь была еще деревянной, венчались Дмитрий Донской и суздальская княжна Евдокия.

— Еще одна панорама Соборной площади. Отсюда хорошо видна Успенская шатровая звонница (1692 г.). Справа — Ново-Голутвин женский монастырь с желтой колокольней.

Коломна: Кремль, Посад, калачи и пастила

— Ново-Голутвин монастырь. Его главный собор — церковь Святой Троицы (1705 г.)

Коломна: Кремль, Посад, калачи и пастила

— В мае 2007 года в северной части Соборной площади появился памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию.

— Приходское училище 1865 г. Сейчас в здании действует общеобразовательная средняя школа.

Коломна: Кремль, Посад, калачи и пастила

— Дом Куприна. Сюда в 1911—1913 гг. к родственникам приезжал писатель А. И Куприн.

— Успенский Брусненский женский монастырь основан в 1552 году.

Коломна: Кремль, Посад, калачи и пастила

— В 1852—1855 гг. возведен пятишатровый Крестовоздвиженский собор. Примечательны башни монастырской ограды в стиле русской готики с белокаменными поясами, арками и звездами.

— За монастырским подворьем — сохранившийся фрагмент могучей кремлевской стены. Грановитая башня отличается архитектурным изыском: с внешней стороны она выглядит шестигранной, а с внутренней — четырехгранной.

Коломна: Кремль, Посад, калачи и пастила

— Коломенская, Круглая или Маринкина башня. Она была западной сторожевой вышкой города, которая охраняла Астраханский тракт (Московско-Рязанскую дорогу) — ту самую, по которой мы въехали в город. Башня двадцатигранная, но издалека она кажется круглой. Название «Маринкина» связано с именем известной польской авантюристки Марины Мнишек — жены Лжедмитриев. Единственный захват Коломенского Кремля был спровоцирован ею — Марина Мнишек обманным путём впустила в город поляков, приказав снять ворота с въездной Пятницкой башни. По преданию, через 2 года после этого, Мнишек была заточена в Коломенской башне. Еще одна легенда гласит, что в той же Коломенской башне припрятаны сокровища Марины — но они заколдованы и потому невидимы.

— С восточной стороны Кремля — Ямская башня и еще один фрагмент крепостной стены. От Ямской башни раньше начиналась Ямская слобода, где размещались конюшенный, охотничий и ямские дворы. Сейчас на этом месте — городская автостанция. Другое название башни — Троицкая, оно связано с названием близлежащей церкви -Пресвятой Троицы-на-Репне.

Коломна: Кремль, Посад, калачи и пастила

http://kolomna-kreml.ru/ на сайте Коломенского кремля найдется масса нужных сведений для планирования поездки в Коломну, например, какие есть музеи и выставки, где находятся наиболее выигрышные видовые точки. Автотуристам нелишне будет знать, где расположена автостоянка на территории кремля — она отмечена на схеме. Мы въезжали со стороны ул. Зайцева, поворот налево, далее по знакам Р. Парковка довольно вместительная, несмотря на выходной день, свободных мест поутру было достаточно.

http://kolomnapastila.ru/ вся информация о музеях «Коломенская пастила», «Музейная фабрика пастилы», «Калачная», «Изначалья: Сие деньги коломьски». На сайте рекомендуется забронировать удобное время посещения.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия