Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была 14 апреля 14:43

Мадейра — Португалия Сентябрь 2011

Мои рассказы о Мадейре:

Остров вечной весны... Мадейра, общие вопросы.

Остров вечной весны. Фуншал — город, убегающий в горы

Остров вечной весны. Левады — дорога сквозь облака...

Остров вечной весны. Дорога на Запад...

Как только не называют Мадейру — «остров вечной весны», «жемчужина в океане», «субтропический рай»… А название острову дал его первооткрыватель, чье имя помнят и сегодня на острове, Зарку, назвав его простецким прилагательным «Древесный», что на старопортугальском и звучит как «Мадейра».

Кто только не бывал на Мадейре за прошедшие после ее открытия века! Великий мореплаватель Христофор Колумб, рассказывая испанской королеве Изабелле, как выглядит маленький остров в Атлантическом океане, просто скомкал лист бумаги для наглядности, изображая гористость Мадейры.

Иван Гончаров, наш писатель, мореплаватель и переводчик министерства внешней торговли, описал остров в своем известном романе «Фрегат Паллада». Побывав на Мадейре, роман я перечитывала совсем с другими чувствами и эмоциями, невольно сравнивая что было и что стало… «И солнце тут светит не по-нашему, а как-то румянее. И тени оттого все резче, а из-за заборов выглядывает не наша зелень!» — ничего не поменялось на Мадейре со времен Гончарова…

Начало туристическому буму дала всем известная императрица Сисси, дважды побывавшая на острове и возвращавшаяся с Мадейры совершенно другим человеком.

На острове жил и творил Карл Брюллов, оставивший нам прекрасные акварельные виды Мадейры. Отдыхали здесь и царские родственники, жил внук декабриста Волконского (его портрет хранится в музее в Кабо Жирао), поэт и великий князь Константин Романов, писатель Андрей Мещерский. Русская знать 19 века любила Мадейру и охотно восстанавливала здоровье в ее благодатном климате.

И как же манила Мадейра своими секретами и красотами, удивительными видами и невероятными открытиями! И как же хотелось увидеть все своими глазами, использовав наши мадерьянские каникулы с максимальной пользой! Дни были заполнены до предела, пляж сиротливо скучал в одиночестве, потеряв всякую надежду заманить нас своими шезлонгами и щедрым солнцем. И не то, чтобы мы совсем отказались от пляжа и океана, просто времени было так ужасающе мало, а посмотреть хотелось невероятно много!

Путешествие по восточному побережью острова я предвкушала весь отпуск, специально отодвинув его ближе к окончанию, как в детстве, оставляя самое вкусное напоследок.

Все в той же конторе возле отеля, намекнув на скидку за постоянство и получив ее почти незамедлительно, мы купили экскурсию по Восточному берегу. Цена вопроса была порядка 20 евро с человека, что с тем, фантастически приятным курсом, было сущей мелочью. Забирали нас опять от отеля, вот только выезд был настолько ранний, что зевала даже машина, которой пришлось петлять по узеньким дорогам, забираясь высоко в горы.

Камаша.

Мадейра. Остров вечной весны. Дорога на Восток...

Маленький поселок, на востоке от Фуншала. Славу городку принесли его жители, умеющие виртуозно плести из ивовых прутьев все, что только можно придумать: рамки для картин и огромные кресла, сумки и абажуры, подносы и корзинки, кровати и колыбели, шкатулки и фигурки, подсвечники и кашпо. В «Центре плетения», заезд в который неизбежен с любым гидом, можно посмотреть, как создаются все эти вещицы. А в выставочном зале можно посмотреть на настоящие чудеса: «Ноев ковчег» с животными, португальскую каравеллу с плетеной командой и прочие шедевры, скажу я совершенно не преувеличивая.

А еще Камашу — родина португальского футбола. Первый футбольный матч прошел в 19 веке и сделал футбол национальной идеей Португалии. В общем-то мадерьянцы про Камашу прежде всего говорят, что это родина футбола, а потом уж вспоминают и все остальное. Стадион, на котором состоялся самый первый матч, находился перед фабрикой, где и плетут всю эту красоту. Сейчас от стадиона ничего не осталось, на этом месте разбит цветник.

Кстати, Роналду — уроженец Мадейры. А кроме того, здесь он национальный герой, икона, гордость и краса Мадейры! Улыбка Роналду мелькает здесь чаще, чем что-нибудь другое, и для фанатов его таланта здесь непочатый край сувениров. Есть даже улицы имени Роналдо и конечно, всеобщая любовь к кумиру здесь достигает кульминации. Если португальский — не ваш конек, просто скажите «Роналду» и на вас потечет елей обожания — совет проверен на практике.

Но городку с нами очень не повезло, он был первым на нашем пути и полусонные туристы не смогли оценить по достоинству ни его тихой прелести, ни плетеных произведений искусства. Не было сил и воспеть гимн во славу Роналду. Запомнился только кофе, раскрывший глаза и начавший нас потихоньку возвращать к жизни…

Впрочем, нас можно было понять — все ждали самого интересного и невиданного, пика Ариэйро, расположенного на высоте 1818 метров над уровнем моря, третьего по высоте на Мадейре. Именно туда мы и отправились, бегло осмотрев Камашу…

Пику ду Ариэйру.

Мадейра. Остров вечной весны. Дорога на Восток...

Подъем к этому пику — уже приключение, да еще какое! Месячный запас адреналина расходуется через два крутых поворота и организму придется переходить на стратегические ресурсы. Смотреть по сторонам страшно! В смысле, страшно интересно… Не знаю, сколько нервов нужно тем, кто кружит по этим дорогам на высоких туристических автобусах, я, наверное, не смогла бы пережить эдакое. Но и на машине было жутко, когда камушки, выбитые с полотна дороги, ухали в бездонную пропасть, ничем не отгороженную от дороги. На самых страшных поворотах полотно дороги наклонялось под самым невероятным углом, норовя сбросить нас куда-то вниз. Навстречу неслись не менее лихие водители, совершенно не думавшие сбросить скорость и проявить хоть какую-то разумность на дороге.

Мадейра. Остров вечной весны. Дорога на Восток...

На пике есть радиолокационная станция противовоздушной обороны. От кого она защищает и кто может желать зла такому доброму острову, для меня было загадкой тогда, да и сейчас я не могу ответить на этот коварный вопрос. Но видна она издалека и служит сигналом, что жуткому серпантину близок конец и можно будет отдышаться и остановить карусель в голове…

Мадейра. Остров вечной весны. Дорога на Восток...

Пику ду Ариэйро — место для настоящих романтиков, влюбленных в горы. Здесь сложно не проникнутся суровой красотой вершин и даже если горы — это совсем-совсем не ваше, все равно, именно на Ариэйро вы ахнете и изумитесь! Потому что очень красиво, просто невероятно красиво!!!

Можно подняться на верхнюю площадку, на самый край скалы, чтобы почувствовать высоту, на которую вы забрались. С этой скалы на облака нужно смотреть не так, как все привыкли. Здесь облака плывут под ногами, как их видишь из самолета. И очень хочется опустить руку в этот белоснежный пух, но дотянуться не получается…

Мадейра. Остров вечной весны. Дорога на Восток...

Ну, а если горы — это ваше все, то по Пику ду Ариэйру можно погулять. Есть разного уровня сложности тропинки, по которым уходят группы туристов. Экипировка нужна соответствующая, подготовка физическая тоже — это вам не по левадам гулять, тут опыт требуется. Видела тех, кто возвращался с маршрута — вид их вызывал искреннее уважение. Горы исчерчены тропинками, по которым туристы покоряют вершины Ариэйро и поглядев на них становится понятно, что такое не каждому по плечу.

Мадейра. Остров вечной весны. Дорога на Восток...

С Пику ду Ариэйру можно подняться на самую высокую точку Мадейры — Пику Руиву (1861 метр). Есть хитрая тропа к этому пику, требующая только хорошей обуви, веры в свои силы и страстного желания увидеть Мадейру с высоты. Ну и 5 часов свободного времени, на дорогу туда и обратно. В сезон по этому маршруту проходит ежедневно около 1000 человек! Наверное, можно не уточнять, что это был не наш вариант, хотя безумство храбрых завораживало и влекло за собой…

«Нас ослепила великолепная и громадная картина, которая будто поднималась из моря, заслонила собой и небо, и океан, одна их тех картин, которые видишь в панораме, на полотне, и не веришь, приписывая обольщению кисти…" Это Гончаров, «Фрегат Паллада», про это самое место написал. А я лучше Гончарова все равно не скажу…

Да мне там и не хотелось отвлекаться на разговоры. Меня заворожили облака. Я и не представляла, что они бегут по небу с такой скоростью, закрывая все, что находится под ними и поблескивая под солнечными лучами. Вспомнилось детское желание пробежать по облаку или хотя бы прокатиться на нем. Казалось, что они могут выдержать любой груз и плыть на них было бы так интересно…

Мадейра. Остров вечной весны. Дорога на Восток...

Этим облакам Мадейра обязана своей буйной растительностью. Облака рождаются над океаном и цепляясь за верхушки гор, просыпаются легкими дождями на остров, давая жизнь самым древним лесам нашей планеты — лауриссильве. Эти леса были на Земле до ледникового периода и сохранились только на Мадейре, благодаря ее островному расположению.

На Пику ду Ариэйру всегда солнце — тучи не могут забраться так высоко и солнечный день здесь всегда, какая бы непогода не была на побережье. Правда, ветер здесь тоже всегда и очень сильный, буквально сбивающий с ног и норовящий унести вас вместе с этими облаками в дальние дали…

Даже законченный циник здесь проникнется величием природы и красотой места, да и как может быть иначе там, где облака плывут под ногами…

Для туристов здесь сделано много: бесплатная автомобильная стоянка, достаточно просторная, кафе, магазинчик. Можно передохнуть и посидеть, подсматривая за дикими кроликами, которые подбегают совсем близко и умильно поглядывают, ожидая угощения. Кролики хоть и дикие, но совсем не пугливые. Главное, смотреть под колеса, уезжая — кроликов жалко…

Дорога обратно, с пика, впечатляла ничуть не меньше. Серпантин закручивался вокруг горы, петляя и выписывая кружева и узоры. Наш водитель, он же гид, активно жестикулируя, пытался приобщить нас к мадерьянским красотам, совершенно забывая, что за руль тоже нужно хоть изредка держаться. Откуда столько темперамента у португальца, а тем более жителя Мадейры — мне не понять, но страха мы натерпелись на три жизни вперед. Спасибо, машина сама дорогу хорошо знала, на водителя не надеялась и вывезла нас живыми и невредимыми. Про невредимых я не для красного словца сказала, столбиков сбитых вдоль дорог очень даже много и что стало с теми, кто улетел вниз, думать как-то не хотелось…

Рибейро Фриу.

Рибейро Фриу это и деревенька, и начало одной из многочисленных левад, и форелевая ферма — каждый найдет что-то свое. А еще здесь растут одуванчиковые деревья. Ну, во всяком случае, именно так их назвал наш гид. На вид — куст раскидистый, размером с сиреньку нашу, а цветет он самыми настоящими одуванчиками, я попала на желтую стадию. И подумала: это наши одуванчики такие недомерки или мадерьянские такие переростки? Во всяком случае, перспективы у цветочков очень могучие! Почему я не сделала парочку фотографий этого чуда природы, загадка даже для меня… Хоть возвращайся!

Есть здесь и другие необычности. Я соглашусь, что трехметровые папоротники могут и не удивить. Но вы видели ромашковое дерево? Я о таком даже не догадывалась! А ландышевое? Тоже растет здесь, в Рибейро Фриу!

Форелевое хозяйство здесь образцовое, чем-то напоминает наше, под Адлером. Вот только вокруг совершенно удивительная природа, скрашивающая невзрачность бетонных ванн-бассейнов, где растет форель. Думаю, расти рыбкам в таком экологическом и эстетическом месте приятно вдвойне и смотрит рыба на жизнь совершенно иначе, чем форель на обычных рыбохозяйствах. Во всяком случае мне, жалеющей все живое, вынужденное находиться в неволе, так показалось.

Мадейра. Остров вечной весны. Дорога на Восток...

На Рибейру Фриу можно погулять и по леваде. Это самая простая тропинка, идущая вдоль не самой крутой левады. Но водопады в наличии имеются, а в конце, как и положено, красивый вид в награду за упорство и преодоление трудностей горной дороги. Поэтому, если вы не очень уверены в своих силах, но левады увидеть хочется, то выбирайте Рибейру Фриу, ее осилить проще всего.

Сантана.

Мадейра. Остров вечной весны. Дорога на Восток...

Деревня названа в честь Святой Анны, матери Девы Марии и бабушки Иисуса Христа. Славится Сантана прежде всего своими треугольными домиками, с красно-синими окошками и соломенными крышами до земли. Домики эти называются «палберу"и самые старые из них уже отпраздновали свой 150-й день рождения. В домике жила одна семья, готовили хозяйки всегда на улице, в верхней части были спальни, внизу — бытовой этаж.

Мадейра. Остров вечной весны. Дорога на Восток...

Есть на острове легенда, что именно в этом месте высадились первые поселенцы-португальцы и сам Гонсалес Зарку. Именно они и начали строить такие домики.

Настоящих домиков, в которых как и прежде живут мадерьянцы, осталось совсем немного, около сотни. Но для туристов есть специальная аттракция — несколько домиков, утопающих в цветущих гортензиях, высоко на горе, с шикарным видом на остров, горы и синеющий вдали океан. В домики можно заходить, чтобы посмотреть, как жили люди в таких домах. Где-то сидят женщины, занимающиеся народными промыслами и можно посмотреть, как что делается и сразу купить понравившуюся вещицу. Цена будет выше, чем в Фуншале, это единственный минус.

Здесь же подрабатывают молоденькие девушки в национальной одежде, предлагающие за очень символическую плату совместную фотосессию. Ну как тут отказаться!

Мадейра. Остров вечной весны. Дорога на Восток...

Сама Сантана — самый обычный городок, затерявшийся в бесконечных горах Мадейры, греющийся под жарким солнцем, радующий буйной зеленью и совершенно невероятными цветами. Здесь тихо, уютно, неспешно, радушно и так хорошо, что кажется, что здесь ты уже была, всех давно знаешь и вернешься в Сантану еще не раз.

Мадейра. Остров вечной весны. Дорога на Восток...

Как-то получалось на Мадейре, что куда бы мы не забредали, в каком бы городке не оказались, казалось, что возвращаешься в те места, где отдыхал в детстве каждое лето, где все тебя знают, все тебе рады и будут обязательно ждать, когда же ты вернешься…

Фаял.

Мадейра. Остров вечной весны. Дорога на Восток...

Небольшая деревенька, названная в честь местного дерева — бука, «myrica faya». Место ничем особым не примечательно, кроме красивых видов и фруктов, которые здесь выращивают в масштабах острова. Местные жители продают туристам цветы и фрукты со своих садов, почти как и у нас. Вот только лежит на их прилавках заморский бананас и мини-бананчики, очень сладкие и совершенно непривычного нам вкуса.

Мадейра. Остров вечной весны. Дорога на Восток...

Расположен Фаял на перекрестке дорог, и если вы едете на Пику ду Ариэйро, в Сантану, Рибейро Фриу, то Фаял проедете обязательно. А значит, гид остановит машину, чтобы местные жители смогли заработать денег, продав вам очень вкусные и экзотические фрукты.

Мадейра. Остров вечной весны. Дорога на Восток...

Если вы прилетите на Мадейру зимой, то сможете погулять под деревьями мимозы. Говорят, цветы этой неженки здесь просто огромные! А в остальное время царствуют гортензии — белые, голубые, лиловые, сиреневые. И все высокие-высокие, ароматные-ароматные!

Машику.

Мадейра. Остров вечной весны. Дорога на Восток...

Машику — первая столица Мадейры, еще до Фуншала. Был столицей город недолго, всего 10 лет. О том, что означает название города, споры ведутся на Мадейре до сих пор. Одни считают, что назвали его в честь родного города Зарку в Португалии — Моншики, другие считают, что назвали город в честь первого переселенца-англичанина Мэшина. Где скрыта правда — пока неизвестно, да не так уж это и важно…

Когда- то остров был разделен на два капитанства, в одном главным городом был Фуншал, а во втором — Машику. Но ему так и не удалось стать важнее и главнее всех на острове и слава «вечно второго» приклеилась к Машику намертво. Несмотря на его внушительные размеры, город производит впечатление сонного, тихого и никуда не спешащего.

Недалеко от пляжа, в порту, есть табличка, на которой можно прочесть, что здесь, в 1419 году, высадились «Первооткрыватели архипелага редкой красоты, португальские мореплаватели Гонсалеш Зарку и Триштан Тришейра».

В Машику есть единственный на весь остров песчаный пляж. Песок привозили с Марокко, специально для туристов, любящих полежать на песочке. Доехать до этого пляжа можно и из Фуншала, как впрочем, и из любого другого места Мадейры — здесь все близко. И если в Фуншале на мой взгляд, тихая и размеренная жизнь, то в Машику она почти стоит на паузе, замерев среди необыкновенной красоты гор, океана, ярких и теплых крыш и щедрой растительности.

Мадейра. Остров вечной весны. Дорога на Восток...

Недалеко от Машику, высоко в горах, есть смотровая площадка с чудесными видами — остров, как на ладони! Можно увидеть, как много солнечных батарей на Мадейре — щедрость мадерьянского солнца давно поставлена на службу людям.

Мадейра. Остров вечной весны. Дорога на Восток...

Но мне понравилось наблюдать, как на посадку заходили самолеты. На фоне синего океана яркие фюзеляжи смотрелись очень празднично, и шли они бесконечной чередой, подарив мне невероятное количество фотографий. И сейчас жалею, что беспощадно удалила их дома, решив, что так много разноцветных самолетиков мне совсем не нужно…

Мадейра. Остров вечной весны. Дорога на Восток...

С этой горы хорошо видна и взлетно-посадочная полоса, которая кажется игрушечной и удивляет то, что самолеты все-таки попадают на нее, привозя все новых и новых туристов на Мадейру.

Впереди нас ждала самая крайняя точка острова, место удивительной красоты! Кто-нибудь непременно скажет, что у меня слишком уж часто встречается слово «удивительная» и «невероятная». Поверьте мне, это я еще скромничаю, на Мадейре все удивительное, разнится только степень этого самого удивления и начинается она с уровня «невероятное»! Не верите? Прилетайте — и вы убедитесь в этом сами.

Мадейра. Остров вечной весны. Дорога на Восток...

Мыс Святого Лаврентия — Понта ду Сан Лоуренсу.

Чаще всего здесь звучит всего одно слово, произносимое на всех языках мира: «Парадайз!!!» И мне добавить к этому совершенно нечего…

Дело шло к вечеру… Намотавшись по серпантинам, преодолев массу перепадов высот, то взмывая над облаками, то опускаясь к уровню моря, мы проехали немало километров дорог. Да и дороги эти иногда больше напоминали козьи тропы — как машина умудрялась их преодолевать — загадка! Если добавить, что в таком темпе проходили все дни нашего отпуска, с той разницей, что иногда мы больше ходили, а иногда больше кружили на машине, можно представить степень усталости вестибулярного аппарата. И последний рывок на самую крайнюю точку острова доконал меня окончательно! Хотелось выползти на дрожащих ногах из машины, как-нибудь доковылять до густого тенечка под скалой, подставить лицо ветру, закрыть глаза и тихо умереть, никому не мешая. Ну не люблю я кружиться по горам!!! А горные дороги снились даже ночами, стоило лишь прикрыть глаза: перевалы, виражи, облака, всплывающие из бездны, тающий вдали океан и горы, горы, горы…

Это я к тому, чтобы было понятно, в каком бодром настроении мое тело доставили на мыс Святого Лаврентия. И вот выгружаюсь я на твердую землю, прикидывая, куда бы отползти для принятия смерти безжалостной и…

В общем, передумала я умирать сразу же. Потому что увидела я просто невероятную красоту и только смогла прошептать, вместе со всеми: «Парадайз…»

Совершеннно пустынный и одинокий берег: каменистый, красноватый. Причудливо изрезанные скалы, словно отправляющиеся в далекое плавание или словно окаменелые паруса затонувших кораблей, выглядывающие из океана и разрезающие каждую волну своими острыми краями.

Ничего зеленого вокруг, сколько ни вглядывайся вдаль — и это на самом зеленом острове! То ли лунный, то ли марсианский пейзаж на многие километры.

Ветер, сильный и крепкий ветер, соленый и пахнущий странствиями, со свистом и стоном скользит вдоль этих красных скал, напевая свои песни или жалуясь на что-то — кто поймет его язык и разгадает слова его песен…

Океан… Синий-синий, спокойный в своем величии и совершенно бескрайний… Веет от него таинственностью, недосказанностью, легендами. И осознание того, что впереди на много тысяч и тысяч километров нет ни одного клочка суши, уносит душу в мечтах…

На скалах следы извержений вулканов, словно напоминание, что остров появился по прихоти гневливых богов. Есть даже потоки лавы — ее можно потрогать, когда еще появится такая возможность! Лава холодная, застывшая, совсем нестрашная и сложно поверить, что когда-то она выжигала все живое на своем огненном пути…

И небо… Высокое, чистое небо, где солнце и облака играют в догонялки с ветром…

Мадейра. Остров вечной весны. Дорога на Восток...

Океан что-то рассказывал. Он многое знает и все-все помнит. И всем, кто приходит на мыс, океан рассказывает свою любимую историю…

Давным-давно, от берегов Португалии, отходили каравеллы открывать новые земли во славу португальской короны. От высокого скалистого Кабо да Рока в бесконечную синюю даль отправлялись стройные шхуны под белоснежными парусами, весело надувавшиеся ветрами, навстречу приключениям и испытаниям, ураганам и штормам… Уходили — и исчезали. Иногда — навсегда, в неприветливой пучине, безвестные и бесславные и корабли, и их экипажи. Но были и те, кто возвращались — герои, чьи имена запомнила капризная история, бережно сохранив их подвиги и деяния, открытия и свершения… И их было много. Тех, кто принес Португалии славу великой морской державы.

Так ушла навстречу неизвестности каравелла Гонсалеса Зарку — «Святой Лаврентий». Эта каравелла, проблуждав по океанским просторам, неожиданно для всех добралась до неизвестных дотоле берегов. Красные острые скалы высились на горизонте, словно выступая из синих вод Атлантики. Паруса весело выгнулись, поймав попутный ветер… Обнадеженная увиденным команда радостно закричала что-то веселое и приветственное сотней охрипших глоток. На капитанском мостике стоял сам Зарку. Он тоже кричал: «Святой Лаврентий, вперед!!!»

В этот день корабли португальского короля причалили к берегу неизвестного острова. Остров назвали Мадейрой — очень уж много на нем росло деревьев. А самый далекий мыс получил имя Святого Лаврентия, в память о первом корабле, добравшемся до этих берегов и в благодарность святому, охранявшему моряков на этом непростом пути…

И там, где начиналась история Мадейры, заканчивается моя история о Мадейре. И это мне кажется очень правильным — ничего красивее мыса Святого Лаврентия на острове все равно нет…

Послесловие…

Вы думаете, Мадейра стала любовью с первого взгляда? Нет, нет, нет!!! Ни с первого, ни со второго, ни с третьего взгляда ничего такого не произошло. И я совсем не знаю почему… То ли весь запас чувств я отдала Лиссабону и на Мадейру просто ничего не осталось. То ли не смогли мы с Мадейерой понять друг друга — не знаю! Улетала я с острова, понимая, что возвращаться мне не за чем, все, что хотела — увидела. И бросая копеечку в океан, я меньше всего думала о новой встрече…

Прошло время.

В кухне висят яркие прихватки, привезенные с Мадейры…

Диск, подаренный после спуска на тобоганах, ни разу не вынимался из музыкального центра. Лучшее лекарство от печалей души — музыка Мадейры…

Солнечный луч, пересекающий паркет — напоминает только Мадейру…

И каждую весну, с первыми солнечными деньками, на подоконнике зацветает роскошная гортензия, голубая, как небо Мадейры, и ароматная, как аллеи сада Монте, что тоже на Мадейре…

В роскошных букетах, подаренных мужем, обязательно мелькнет гортензия, напоминающая Мадейру…

На праздничном столе будет «Матеус» — вино Мадейры…

И все чаще и чаще, скользя по карте мира взглядом, ищущим новых приключений, я притормаживаю на малюсенькой точке, посреди Атлантики, недалеко от Португальских берегов — Мадейре….

Настоящее чувство проверяется временем…

И с этим согласятся все, кому выпало счастье узнать Мадейру.