Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была 19 апреля 20:59

Мадейра — Португалия Сентябрь 2011

Мои рассказы о Мадейре:

Остров вечной весны... Мадейра, общие вопросы.

Остров вечной весны. Фуншал — город, убегающий в горы

Остров вечной весны. Дорога на Запад...

Остров вечной весны. Дорога на Восток...

Это было приключение, не лишенное авантюризма, легкого экстрима и совершенно невероятной, захватывающей дух красоты. После этого я, законченный урбанист, путешествующая по городам и с вожделением любующаяся дворцами, регулярными парками, храмами, площадями и прочими достижениями рук человеческих, неожиданно для себя осознала, что добровольно лишила себя самых ярких и незабываемых впечатлений, подарить которые может только встреча с природой. Этот день изменил меня и открыл новую страницу в коллекции моих впечатлений и восторгов…

Мадейра. Остров вечной весны. Левады — дорога сквозь облака...

Быть на Мадейре и не погулять по левадам — непростительное упущение для любого туриста! Мы этого допустить не могли. Недалеко от нашего отеля была небольшая контора, в которой улыбчивый и общительный юный мадерьянец продавал экскурсии по острову. Самые долгие споры вызвали именно левады. Хотелось, с одной стороны, красоты невероятной, но, с другой стороны, чтобы не умереть в конце маршрута — альпинист-скалолаз я еще тот, предпочитаю для прогулок тротуары…

Сначала немножко из истории левад. По сути своей левады — это каналы, созданные человеком и предназначенные для сбора дождевой воды в горах и доставки ее в долины и поля. Слово «левада» уходит своими корнями в португальский язык и переводится как «приносить, нести». Стало быть, левады несут воду с гор людям. Левад на Мадейре невероятное количество, общая их протяженность достигает 1500 км и они просто опоясывают весь остров. Эта ирригационная система создавалась с 15 века, вручную, с минимальной охраной труда. Рабов обвязывали веревками, вручали им молотки и отправляли пробивать каналы вдоль отвесных скал. Сколько народа погибло при этом — история умалчивает, но думаю, немало душ забрали левады.

Вдоль каналов-левад в то же время были проложены и тропы, для обслуживания и расчистки, которую время от времени было необходимо проводить. Вот по этим-то тропам и гуляют туристы, сочетая неплохую физическую нагрузку с созерцанием красот Мадейры.

Мадейра. Остров вечной весны. Левады — дорога сквозь облака...

Выбор маршрута — самое важное при подготовке к левадам. Тут все очень просто и наглядно. Существует три туристических уровня сложности маршрутов (левады, для которых нужны навыки и опыт альпинистских восхождений я не рассматриваю, оставляя тему для профессионалов).

— Зеленый уровень. Приятная прогулка почти по прямой, незначительный уклон рельефа приветствуется. Дорога будет красиво петлять среди гор и долин, не обещая крутых подъемов и спусков. Виды красивые, как и везде на Мадейре. Расстояние невелико, соответственно и восторг вряд ли зашкалит.

— Желтый уровень. Значительно сложнее рельеф и длинее сам маршрут. Включены сложные, но не особо опасные участки, по дороге много водопадов, виды впечатляют и зашкаливают по красоте. Усталость и некая слабость в ногах, в конце маршрута, гарантированы.

— Красный уровень. Для выносливых туристов, у которых за плечами опыт похода в горы. Обязательна специальная обувь для трекинга и соответствующая экипировка. Красота мест будет просто невероятной. Длина и высота подъемов тоже. Может занять весь день и даже не один.

Зеленый уровень мы отвергли, как несерьезный. Красный тоже не рассматривали — отсутствие нужной обуви, равно как и отстутствие нужного опыта, остудило наш пыл. Потому мы погрузились в изучение маршрутов желтого уровня.

Вариантов на каждый уровень сложности много. Бывают круговые, когда старт и финиш зациклены в интереснейший маршрут. Есть маршруты «туда и обратно», как правило, они идут вверх, вверх, вверх, заканчиваются красивейшим водопадом и после незначительной паузы на отдых, бутерброд и водичку, возвращают вас назад, к старту. Вот такой мы и выбрали. Наш «продавец счастья» пытался отговорить нас, напирая на то, что мадам будет тяжело на маршруте. Но мадам попалась на редкость упертая, сомнения в силах и выносливости только добавили упрямства, и я буквально вытребовала именно этот маршрут. Да и виды с него открывались самые красивые, что ж тут сомневаться-то! Пообещав заглянуть в контору после левад и поделиться впечатлениями, мы пошли готовиться к экстремальному отдыху.

Нас ждал маршрут номер 27, Caldeirao Verde, продолжительностью ориентировочно 4.30 часа и длиной туда и обратно 12 километров. В сопроводительном документе было написано, что это маршрут «является узким и местами может быть весьма сложным для прохода. По этому маршруту имеют право ходить только хорошо тренированные люди с опытом передвижения по гористой местности». Опыта у меня не было совершенно никакого… Гордость распирала…

Признаться, к походу в горы мы особо готовы не были. На ноги взяли из дома кроссовки, причем облегченный вариант с кучей дырочек, отлично промокавший и собравший половину камней со склонов на подошву. Даже рюкзачок я не подумала прихватить — совсем уж напрасно, признаю. А рюкзак был бы очень нужен.

С собой помимо фотоаппарата нужно взять:

— воду,

— пару бутербродов для перекуса,

— запасные носки, чтобы поменять промокшие во время форсирования тоннелей,

— теплая кофточка или ветровка тоже не помешают, в горах очень свежо,

— фонарик.

На марштуте нет кафе и даже простых поильников или фонтанчиков с питьевой водой. Привал бывает ровно в середине маршрута или в том месте, откуда вы повернете назад. Привал обычно в совершенно диком месте, где горы, папоротники выше человеческого роста, красота природы и захватывающий вид с самой высокой точки вашего маршрута. В качестве стула — камни, стол и кондиционер тоже отсутствуют, да в горах кондиционер и не нужен.

Выезжали мы из отеля до рассвета, чтобы бродить совершенно неторопливо и вернуться в приличное время.

Совет: собираясь на левады, внимательно посчитайте вашу группу. Если состав ее порядка 6 — 8 — 10 человек, это хороший вариант. Все, что больше, будет утомительно и неинтересно. Брести за чьей-то спиной, не видя ничего, кроме мелькания тропы, не самое интересное из занятий. Ну, а если не очень уверены в своих силах, уточните, будут ли в группе норвежцы. Тогда вас на себе до финиша всегда дотащат, если что, да и прогулка пройдет в бодром и интенсивном темпе, когда не нужно притормаживать, дожидаясь отстающих. Не знаю, почему, но норвежцы очень любят Мадейру и ее левады. Их очень много бродит по маршрутам, опыт у них громадный, энтузиазм еще больше, а это вдохновляет на подвиги, знаете ли…

Хороший проводник из местных тоже не помешает.

Во-первых, вам расскажут мимо чего вы проходите и что мелькает там, вдали. Во-вторых, поможет если что. В-третьих, хоть и полно на любом маршруте стрелок, с перстом указующим, все же заплутать дело нехитрое, как потом выпутываться, я даже не представляю… Ну и спокойнее как-то с профессионалом…

Наша группа была невелика: мы из России, парочка юных бразильцев, сплоченный коллектив норвежцев под предводительством опытного товарища, всего 8 человек. Норвежские бабули дали класс, сразу возглавив нашу группу, правда, сдали на обратной дороге. Но мое уважение к ним велико и по сей день!

Перед левадами для нас сделали санитарную остановку в придорожном кафе — в горах удобств не имеется.

Мадейра. Остров вечной весны. Левады — дорога сквозь облака...

Через пару минут нас подвезли к стоянке транстпорта, выгрузили, раздали желающим палки для ходьбы (я отказалась — себя бы дотащить, куда тут еще и палка…) и повели к началу маршрута.

Нам предстояло пройти шесть с лишним километров вверх, добраться до водопада, насладиться его видом, поскольку пока наслаждаешься — отдыхаешь, развернуться обратно и пройти тот же самый маршрут вниз, вернувшись на стоянку, к машине.

Начало левады — сплошное удовольствие и релакс! Широкая и утоптанная тропинка, чудесные виды, приятная погода, ласковое солнышко! И что сложного в маршруте, удивлялась я немножко…

Мадейра. Остров вечной весны. Левады — дорога сквозь облака...

КрасОты завораживали. Совершенно дикие дебри и девственные заросли открывались за новыми поворотами. Деревья, хорошо помнящие динозавров лично и поименно, окружали меня. Замшелые скалы, причем, замшелые в прямом смысле слова — влага делала свое дело, укутывая неприветливые склоны в зеленый бархат насыщенного сочащейся водой мха, подступали к тропинке слева. Правый мой бок был открыт приключениям — неширокая дорожка, на которой еле-еле умещались ступни, заканчивалась обрывом, с которого падать было откровенно страшно и столь же откровенно катастрофично.

Сначала горы не обещали особого экстрима и тропинка уводила в райские кущи, заросшие дикой, но страшно симпатичной и ароматной гортензией. Было невероятно красиво и пахло весенним лесом, заросшим подснежниками. Кавалеры презентовали дамам скромные букетики этой красоты.

Мадейра. Остров вечной весны. Левады — дорога сквозь облака...

А потом дорога вильнула, взбрыкнула и подарила совершенно невероятный вид, заставивший всех ахнуть и выронить букетики из рук. Впереди была бесконечность, уходящая в небо и тающая в голубой дымке. Передать увиденное словами у меня не получится, фотография тоже штука несовершенная. Глаза, вкупе с мозгами, работают ловчее, запоминая на всю жизнь редкостную красоту этого места. После «охов» и «ахов», изумления и восторгов, начинаешь различать детали: домики, приютившиеся на склонах и в долинках, океан, почти невидимый за складками гор, горизонт, тающий и сливающийся с океаном. И восторг от величия природы переполняет, толкая вперед, к новым чудесам Мадейры…

Мадейра оказалась девушкой сговорчивой, красот для нас припасла немало, а раздавала их щедро. Дальше не было места для усталости, я только успевала любваться и восхищаться, изредка вспоминая, что надо все это еще и фотографировать, дабы показать все это дома и отправить еще кого-нибудь по нашим стопам.

А между тем горы начали показывать свой крутой нрав. Дорога нещадно петляла, совершенно не предупреждая, в какую сторону вильнет тропинка вдоль левад. Да и сама тропа сузилась до совершенно несерьезного размера, заставляя в самых узеньких местах идти боком и приставным шагом. Наш бодрый норвежец неутомимо задавал темп, проводник переместился в хвост нашей миниколонны, прикрывая тылы и подгоняя их, не давая отставать и заплутать. Склоны гор украшала спелая земляничка и красивые горные цветы, не одними гортензиями богаты горы!

Мы поднялись почти к облакам. Высота была заметна, только если смотреть вниз, со склона. Под ногами была пропасть: почти вертикальный склон уходил вниз, щедро украсив себя глыбами камней и кущами древ, намекая, что падать здесь не рекомендуется. Проводник поведал нам, что случаи падения со склонов имели место быть, потому и расставлены столбики с натянутой веревочкой. Покачав столбик и проверив веревочку, я на всякий случай прижалась к скале — никакой особой надежды эти веревочки мне не внушили, честно говоря…

Мадейра. Остров вечной весны. Левады — дорога сквозь облака...

Смотреть было интересно не только вниз. Вверх убегали высоченные горы, заросшие совершенно древними деревьями и украшенные свисающими корнями. Не хватало только динозавров или парочки мамонтов. Сошли бы и неандертальцы, если уж совсем беда с реликтовыми животными.

Ходить в горы с норвежцами мне понравилось, а бабули поначалу ускорились так, что мы с бразильянкой только успевали переглядываться и включать новую скорость, дабы совсем уж не опозориться. В оправдание скажу, что отыгрались мы лишь на обратной дороге, оставив наших бабусь за флагом и гордо прорычав «Йес!», обгнав их задолго до финиша. Стыдно нам не было, нас распирала гордость…

По дороге были водопады, возможно не такие великие и могучие, как Игуасу или Ниагара, но их было много, они были совершенно дикие и возникали совершенно неожиданно. Сначала на голову извергался веер ледяных брызг, потом туманное облако всплывало выше вершин, а потом из-за поворота показывались водопады. Поскольку в то время я еще была не избалована водопадами, то радовалась любому и восторгалась ими вполне искренне. Да и кому может не понравиться их дикая красота!

Мадейра. Остров вечной весны. Левады — дорога сквозь облака...

Вода левад подпитывается этими водопадами, совершенно ледяными. Мне не верилось, что вода на самом деле такая холодная, как об этом рассказывают. Проверила — все правда, пальцы свело мгновенно!

«А горы все выше, а горы все круче, а горы уходят под самые тучи» — писал о Мадейре дедушка Чуковский, вспоминая прогулки по левадам. Скажете, не был там Чуковский? Ну, не был и не был, но в голову приходили только эти строчки, потому что забирались мы все выше и тучи можно было потрогать руками и даже попытаться оторвать кусочек, чтобы спрятать ее в карман, на память. Виды из-под самых туч открывались невероятные! Мадейра оказалась очень маленьким островком, затерянным посреди океана…

Мадейра. Остров вечной весны. Левады — дорога сквозь облака...

Деревья на левадах образуют естественные тоннели, иногда совершенно перекрывая тропу. Тогда приходится проползать под ними, стараясь не потревожить их вековой покой. А то, что покой вековой, очень и очень заметно. Совершенно фантастические формы, мистические очерания ветвей, неожиданно выглядывающие из облаков и встающие на пути, и все это густо покрыто мхом, добавляя древности и таинственности месту. Папоротники, выше меня ростом, разрастаются вокруг водопадиков, дорисовывая картины доисторического леса.

Впрочем, все это исчезает, стоит только вынырнуть из тучи на залитый солнцем отрезок тропинки. И тогда яркие и сочные краски режут глаз невероятной зеленью, открывается перспектива совершенно синих гор, тающих в неверной и зыбкой дали, а лазурь Атлантики подмигивает где-то далеко-далеко…

Разливу романтизма в душе мешала дорога, все время забирающаяся вверх, начавшая подкрадываться усталость, закладывающие и звенящие комариным писком уши и разверстая почти под ногами пропасть. Пропасть организовывала и мобилизовывала, не давая расслабляться. Осознание того, что зазевавшись можно легко отправиться в свой последний полет и выдернуть тебя на тропку никто не успеет, не потому, что ловить не будут, а потому, что не среагируют. Ну, а крутизна бездны не оставляла никаких надежд на мягкую посадку. Левады — штука серьезная, не прощающая легкомыслия!

Мадейра. Остров вечной весны. Левады — дорога сквозь облака...

Если совсем уж повезет, то на маршруте будут тоннели. Фонарики тут пригодятся, потому как не всегда свет в конце тоннеля виден, иногда нужно к нему долго идти. На ощупь — невозможно, через тоннель проходит все та же левада, журчит ледяной ручеек, иногда очень глубокий, в который так не хочется отступиться. Тоннели невысокие, даже мне пришлось идти согнувшись, а ростом я совсем не удалась и редко сгибаю гордую голову. В тоннеле согнула, да так и шла в три погибели, ощупывая руками скользские и острые стены, надеясь в душе, что никакая зверушка не облизывается сыто на мои чумазые пальцы. Под ногами тоже не шоссе: неровный каменный пол, холодный ручей и абсолютная темнота, не боящаяся хлипкого фонарика. Ноги мокрыми стали сразу и дальше я карабкалась вдоль левад под чавканье в кроссовках, хваля себя за запасные носочки.

Теннелей было много. Уже на втором по счету было совершенно безразлично, насколько много воды впитали кроссовки, пара литров туда-сюда ничего не меняла. Последний тоннель оказался самым низким и подарил мне шишаку на макушке, когда я слишком уж горделиво вскинула голову. Могучий подзатыльник, отвешенный Мадейрой, заставил меня пригибать голову еще ниже и не вертеть ею по сторонам, обучаюсь я очень быстро…

Заканчивались тоннели жутким местом: узенький уступ вокруг нависшей скалы шел по кругу, неизвестно куда выводя в конце пути. Наш проводник цвел как майская роза, стращая нас опасностью этой тропинки. Наглые мы, едва пройдя совсем уж узенькое место, стребовали остановки для фото. Проводник обалдел, и пока он пытался прийти в себя от нашего нахальства, народ успел сделать пару кадров.

Мадейра. Остров вечной весны. Левады — дорога сквозь облака...

На узких дорожках мы иногда встречали другие группы. Не скажу, что их было много на нашей леваде, все же маршрут мы себе выбрали не самый легкий, но навстречу нам попадались туристы. Разойтись было сложно: группы останавливались загодя, пользуясь небольшими расширениями тропинок, пропускали нас (или мы их) и потом шли дальше. Иногда группы мелькали в совсем уж дальней дали, осваивая другие маршруты. Выше нас не забрался никто, это было приятно и подпитывало силы.

К главному водопаду мы вышли совсем неожиданно, его даже не было слышно: то ли ветер уносил звуки, то ли горы их заглушали — не знаю. Но повернув за выступ скалы мы увидели величественное зрелище — рокочущий водопад всей своей мощью обрушивался в небольшое бирюзовое озеро…

Мадейра. Остров вечной весны. Левады — дорога сквозь облака...

Здесь у нас и был привал. Кто-то полез изучать скалы, с риском свернуть себе шею. Кто-то устроил фотосессию у водопада. Кто-то устроился с бутербродами, возвращая организму потраченные калории. Кроме нас, в этом месте оказались еще какие-то группы, просочившиеся иными путями-дорогами, ими они и ушли, не дожидаясь нас.

Наверное, это все же была усталость. Все-таки отмахали мы немало, причем все время в гору и горы были не шуточные. Но красота места, прохладный воздух, ароматы совершенно невероятных цветов и роскошной зелени как-то подозрительно быстро справились с усталостью и через несколько минут воспрянувший народ весело и шумно восторгался красотами, обступившими нас.

А любоваться было чем! Совершенно дремучие и первобытные дебри обступили водопад и почти реликтовое озерцо. Папоротники, размером с дубы, окружили поляну. Мягкий мох, толстый, словно персидский ковер, покрывал все: скалы, деревья, тропинку, валуны. Казалось, выключи звук у водопада, и тишина оглушит всех! Если бы на поляну спикировал птеродактиль, это было бы куда естественней, нежели группа туристов в современной одежде, так не соответствующей этому месту. Ну хоть бы в шкуры завернулись все, что ли…

Мадейра. Остров вечной весны. Левады — дорога сквозь облака...

Есть, кстати, совсем не хотелось. Прихваченные с собой пара бутербродов были честно разделены пополам и съедены, только из-за того, что тащить их обратно было совсем уж невмоготу. Хотя норвежцы силы восстанавливали знатно, опыт — штука великая. Мы немножко потянули время, давая отдых ногам и внутренне собираясь к продолжению нашего путешествия вдоль левад. Грела мысль, что теперь дорога будет все время идти вниз и будет намного легче. Зря грела! Вниз дорога оказалась ничуть не проще, а идти вдоль обрыва было еще страшнее…

Зато были тучи, сквозь которые мы все время проходили. Я наслаждалась моментом — ну когда еще я вот эдак запросто смогу войти в тучу и выйти, пройдя ее всю? Тучи внутри были очень теплыми, немножко влажными и закладывали уши, словно ватой. Выныривая из тепленькой тучи, все вздрагивали от холода и спешили нырнуть в новую, услужливо распахивающую нам свои объятья.

Мадейра. Остров вечной весны. Левады — дорога сквозь облака...

То ли походить сквозь облака и тучи дело такое непростое, то ли еще что тому причиной, но усталость давала о себе знать все чаще и чаще. Наш проводник благословил русско-бразильскую часть на самостоятельное возвращение и отправился помогать неутомимому норвежцу транспортировать совсем было приунывших бабулечек. Да и тот момент, что дорога петляла по тем же самым местам, сыграл свою роль. Идти было уже не так захватывающе интересно — эффект новизны и неожиданности напрочь отсутствовал. Зато накапливалась усталость. Под ноги все чаще попадались коряги и выглядывающие из земли камни, неверная дорожка осыпалась под уставшими ногами, норовя отправить и нас вслед на камнепадом.

Тоннели мы прошли в бодром темпе, совершенно проигнорировав тот момент, что наша обувь собрала месячный запас влаги на этом участке левады, обращать внимание на такие мелочи сил уже не оставалось. Хотелось устроить привал и благородно подождать отстающую часть группы, но мы понимали, что это во-первых, будет совсем нечестно, у них-то привала не предвидится и догонять всегда сложнее, а во-вторых, идти после привала будет еще сложнее. И мы упрямо шли вперед, изредка останавливаясь для фотографирования левады или уставших себя.

Мадейра. Остров вечной весны. Левады — дорога сквозь облака...

Маршрут завершился как-то совсем неожиданно, в тот самый момент, когда открылось второе или еще какое по счету дыхание и мы ощутили небывалый прилив сил. Почему-то сразу стало грустно, что интересное приключение закончилось. Если бы в этот момент нам кто-нибудь предложил пройти по еще одной леваде, пошли бы все, не раздумывая. Пока мы огорченно и вместе с тем, облегченно вздыхали, обсуждая увиденное и сфотографированное, подошла самая героическая часть нашей группы. Их мы встретили овацией! Бабульки выглядели не в пример нас бодрее и веселее, поблагодарили нас за приятную компанию и с нескрываемой иронией поинтересовались, не устали ли мы, такие неопытные.

Как оказалось, не устали! Вечером, едва отмыв кроссовки и наскоро переодевшись, мы отправились в любимый ресторанчик, где совершенно без угрызений совести заказали роскошный ужин с вином и катапланой, с мадерьянским десертом, душистым мадерьянским хлебом и еще чем-то очень и очень вкусным, чего, честно говоря, я не запомнила. Это был самый роскошный ужин в моей жизни, съеденный без малейших угрызений совести и переживаний за отложенные запасливым организмом калории!

Потом мы долго-долго гуляли по Фуншалу, любуясь ночными огнями, усыпавшими горные склоны, слушая гудки океанских лайнеров, уплывающих в дальние страны, дыша ночной Атлантикой и предвкушая новые путешествия по удивительно красивой Мадейре, таящей столько интересных открытий и неожиданных сюрпризов…