Турист Ярослав Глухов (YaroslavGlukhov)
Ярослав Глухов — был сегодня 13:43
Молодой учёный-африканист

Пермь — Россия Август 2014

В предыдущем рассказе мы остановились на Соборной площади перед Спасо-Преображенским Кафедральным собором — Художественной галереей Перми.

Спасо-Преображенский Кафедральный собор был построен в 1798—1820 гг. Архитекторами являются М. Ф. Казаков, Ф. М. Росляков, П. Т. Васильев, И. И. Свиязев и, предположительно, Г. Х. Паульсен. Собор был построен здесь, на высоком берегу реки Камы в Перми, не случайно: в 1560 году Строгановыми был основан Спасо-Преображенский монастырь в г. Пыскоре (теперь это село в Усольском районе Пермского края). В 1781 году первый наместник Перми решил перевести монастырь в Пермь. Монастырь разобрали и по Каме сплавили в Пермь. Сначала собор хотели поставить на Егошихинской горе (где-то на границе между Ленинским и Мотовилихинским районами, возле Северной Дамбы и Цирка), но потом остановились на лесной опушке Сенькино, вокруг которой вырубили не все деревья.

Прогулка 8 километров по Перми. Часть II, Соборная

В 1799 году император Павел I указом учредил самостоятельную Пермскую епархию. После этого Спасо-Преображенский монастырь был обращён в Архиерейский дом (в начале XXI века это двухэтажное здание, примыкающее к собору на углу улицы Монастырской и Комсомольского проспекта). В это понятие входит место жительства епископа, резиденция, духовное имение, комплекс зданий при епископских покоях, и все хозяйство.

С 1798 года началось строительство кафедрального зимнего собора во имя Преображения Господня. Постройка окончена в 1820 году. Келейная церковь переименована в Крестово-Митрофановскую. В 1798 году заложен был также большой летний кафедральный собор во имя Преображения Господня (освящён в 1818 году). Сюда был помещен очень большой иконостас Пыскорского Преображенского храма.

Прогулка 8 километров по Перми. Часть II, Соборная

Колокольня собора построена в стиле русского классицизма. Предположительно, автором является Г. Х. Паульсен. Реставрировался собор в 1853 году архитектором Г. П. Летучим и в 1901 — Р. И. Карвовским.

В годы Великой Отечественной войны на шпиле колокольни росли берёзы, а во время празднования Дня Победы в 1946 году собор чуть не сгорел: в шпиль попала осветительная ракета из праздничного салюта. Теперь высота колокольни — 73 метра.

Прогулка 8 километров по Перми. Часть II, Соборная

Расположенная в глубине квартала часовня имеет несколько иной стиль, в её облике просматриваются черты барокко. Особенно характерно смотрится купол. Колокола были взяты с бывшего Пыскорского монастыря и подняты на колокольню собора в 1831 году.

В 1922 году Архиерейский дом был отдан художественному музею. А в 1933 году собор был закрыт и переоборудован под галерею. Потом в нём находился Пермский Государственный областной (Краеведческий) музей, а в 2008 году здание было отдано под церковные нужды. Теперь здесь находится храм Святого Митрофана Воронежского.

Прогулка 8 километров по Перми. Часть II, Соборная

А в 2010 году была освящена колокольня собора, и на нее водрузили крест.

Итак, теперь же мы отправляемся в прогулку по одной из главных и центральных улиц Перми — Компросу. Мы с вами будем идти по скверу, который расположен посередине проспекта. Это отличный вариант поближе познакомиться со столицей Прикамья.

Прогулка 8 километров по Перми. Часть II, Соборная

И первый интересный объект — это Выставочный зал Перми. Он был открыт в 1976 году и располагается в обычном жилом 6-этажном дома по адресу: Комсомольский проспект, 10.

Кстати, на Компросе установлено огромное количество памятников и скульптур!

Скульптура «Пасха», памятники Д. Н. Мамину-Сибиряку и Святому Николаю Чудотворцу я показывал в предыдущем рассказе.

А теперь, уже непосредственно на Комсомольском проспекте, нас встречает скульптура «Вода и воздух — две стихии для полёта». Скульптура появилась в 2010 году.

Прогулка 8 километров по Перми. Часть II, Соборная

Первый квартал уже позади. Если перейти во второй «мини-сквер» и посмотреть на перекрёсток с улицей Советской, то можно заприметить старинное здание — дом купцов С. С. Боброва и П. Г. Гаврилова, позже — Пермская женская учительская гимназия. Это здание возвели для пароходчиков братьев Каменских. В 1909 году здесь открылась женская учительская семинария. Сейчас здесь размещается Дом детского творчества «Пермячок».

Через дорогу, тоже на перекрёстке, находится жилой дом, выкрашенный в довольно непривычные для мегаполиса цвета — в белый и розовый.

Прогулка 8 километров по Перми. Часть II, Соборная

И вот нас уже ждёт скульптура «Солнышко», символизирующая гармоничное единство человека с миром.

А вот и перекрёсток с улицей Петропавловской. На нём расположено несколько достопримечательностей.

Это массивное здание советской эпохи.

Прогулка 8 километров по Перми. Часть II, Соборная

Здесь же расположена одно из самых примечательных зданий улицы Петропавловской — часовня Святого Стефана Великопермского. Она построена в 1882. Стефан Великопермский (в миру Степан Храп) — это креститель народов коми, первый епископ Пермский, жил в 1346–1396 годах, в XVI веке причислен к лику святых. Он крестил народы коми, проживающие в Перми Малой, которая тоже входила в Пермь Великую, в нынешней республике Коми, а нынешнюю территорию Пермского края (то есть Пермь, Чердынь, Соликамск и другие города) крестили его приемники.

С левой стороны расположен дом купчихи М. М. Барановой — тоже историческое здание, построенное в конце XIX века. Для некоторых покажется, что конец XIX века — не такое-то уж и древнее здание, но для Перми это так. Именно в XIX веке Пермь развивались очень большими темпами.

Прогулка 8 километров по Перми. Часть II, Соборная

Я хочу отметить ещё одну особенность Компроса: по центру проспекта проложен сквер, но на перекрёстках далеко не всегда встречаются переходы, поэтому будьте внимательней, когда переходите из одного «мини-сквера» в другой.

А теперь нас ждёт скульптура «Сны» — отражает всю красоту Пермского края. Мне она очень понравилась!

Прогулка 8 километров по Перми. Часть II, Соборная

Вот мы уже подошли к самому широкому и нагруженному перекрёстку — с улицей Ленина.

Здесь находится здание губернского детского приюта 1850 года постройки. Здание имеет бледно-оранжевый цвет и вносит свою красоту в панораму перекрёстка.

Здесь же расположен ЦУМ — центральный универсальный магазин, универмаг «Пермь». Обратите внимание на то, что окна сделаны в коми-пермяцком стиле с характерными рисунками.

Прогулка 8 километров по Перми. Часть II, Соборная

В самом центре города встречает своих гостей и гостиница «Урал».

Скульптура «Кама-река» появилась в 2010 году и символизирует древние традиции Пермской земли. Она выполнена из камня и металла в пермском зверином стиле.

А завершу я этот рассказ у скульптуры «Легенда о пермском медведе», или как его чаще всего называют скульптура «Пермский медведь». Появилась она тут совсем неслучайно: по словам авторов проекта, идея памятника связана с представлением иностранцев о том, что «по улицам уральских городов обязательно должны ходить медведи». Первая скульптура была установлена в 2006 году, а эта — в 2009.