Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был сегодня 0:37

Эль-Пасо — США Февраль 2015

В национальном парке Биг Бенд мы оказались совершенно неожиданно для себя самих. В четверг вечером позвонили друзья и пригласили провести в парке четыре дня начиная с пятницы. В доме, который они сгоряча зарезервировали, места хватало не только для нашей небольшой компании, но и при необходимости, для всех наших придворных. Мы не заставили себя долго уговаривать, заботами мы обременены не сильно, сын прогульщик опытный, собраться — только подпоясаться. Ура в горы! Я не ошибся, в Техасе тоже есть горы. Может не самые высокие, чуть больше двух тысяч, но это безусловно горы, а не холмы.

Ослиные уши

Биг Бенд самый большой и самый малопосещаемый парк в Соединенных Штатах. Туда нельзя заехать по дороге в какое другое место. Он в самом дальнем углу Техаса. В Биг Бенд попадают только те кто туда специально едет. Есть еще варианты незаконной иммиграции в Мексику, но желающих не так много. Наш путь в Биг Бенд лежит по Десятой Дороге (Флорида — Калифорния). Дорога эта прямая и бессодержательная. По своей насыщенности событиями езда по Десятке напоминает трансатлантический перелет: вышел на трассу, поставил круиз на 135 км, пошел. После того как ребенку исполнилось пятнадцать, для супруги настали счастливые времена. Мы ведем машину с ребенком по очереди, а она построила себе «домик» на заднем сидении нашей не маленькой машины и славно проводит в нем время. У нее там телевизор, холодильник, чайничек, музычка на все настроения, так что не скучает.

После Форта Стоктона поворот в сторону парка. Единственный относительно большой городок на почти трехсот километровой дороге от Десятки до парка — Альпина. Самое удивительное, что в этой деревне посреди пустыни довольно большой университет. Кроме этого в Альпине хороший климат, там не так жарко. Город расположен на высоте больше тысячи метров и зимой здесь дело периодически доходит до самого настоящего снега.

Ослиные уши

Следующий за Альпиной городок Терлингуа, где мы решили остановиться. В путеводителях двадцатилетней давности Терлингуа обозначен как город призрак. В течении почти тридцати лет в нем не было постоянных жителей. Когда-то давно здесь успешно развивался большой поселок с испаноговорящим населением. Мне бы хотелось чтобы читатели понимали как устроены Соединенные Штаты, поэтому рискуя показаться занудой, я употребляю правильные термины. Часто испаноязычное население юга Штатов называют мексиканцами. Что совершенно не верно. Большинство из них никогда мексиканцами не были, не были мексиканцами и их далекие предки. Это испаноязычные Американцы. Техас, населенный самыми разными народами, объявил о своем выходе из состава Мексики практически сразу после объявления Мексикой независимости от Испании. Так что ребята живущие в Альпине не больше мексиканцы, чем немцы, которые живут во Фредериксбурге или итальянцы из Корсиканы.

Когда-то в Терлингуа добывалось 40% процентов американской ртути. В те времена правительство не требовало полного восстановления ландшафта и как следствие территория вокруг Терлингуа носит венерический характер. На десятки километров вокруг располагаются желтые глинистые дюны — отвалы ртутных рудников. На них ничего не растет и врядли когда ни будь будет расти. Сначала хотели рекультивировать, а потом решили, что так тоже красиво. Пусть будет местной достопримечательностью. Выучил там новое английское слово. Оказывается в обиходном английском языке ртуть называется не merсury, а quiсk silver. Я раньше слышал это словосочетание, но думал, что речь идет о каком-то особом сплаве включающем серебро.

Ослиные уши

Кроме людей в занятых в добывающие промышленности, здесь всегда было много военных. На рубеже двадцатого века в соседней Мексике большое развитие получило «робингудство». Мексиканское правительство не контролировало примыкающие к Штатам северные провинции. Вооруженные отряды совершали налеты на американские приграничные деревни, грабили, а потом откатывали часть добычи в приграничные деревни на мексиканской стороне. По понятным причинам популярности бандитов у мексиканского населения не было предела. Преследовать их на территории Мексики не имело смысла. Они просто вешали ружье на стенку и становились мирными крестьянами. Особо отличившийся «герой» Франсиско (Панчо) Вилла, по свидетельству своих летописцев, лично расстрелял более трехсот человек.

Штаты вынуждены были построить форты на расстоянии порядка 15 км друг от друга и нанять тысячи рейнджеров для контроля за движением бандитов. После Первой Мировой войны политическая ситуация в Мексике стабилизировалась. Мексиканская армия взяла под контроль свою сторону границы и нападения на американские деревни прекратились. В память о тех временах осталась бесконечная цепочка брошенных фортов и краса и гордость Голливуда — техасские вестерны.

Ослиные уши

Терлингуа находится практически на границе Национального Парка. Мы всегда стараемся не влезать в сам парк с жильем. Дороги обычно очень не плохие и проехать лишние тридцать — сорок километров от дома до тропы не велик труд. За то в городках, которые находятся вне парка, жилье получше и подешевле (из парков хозяевам гостиниц даже канализационные отходы приходится вывозить, а воду привозить, причем желательно на разных машинах), нормальные рестораны и что не маловажно при техасских расстояниях есть бензоколонки.

Одна из высочайших вершин Техаса – Каса Гранде (2233) и не смейтесь у нее просто верхушка отломалась, а то бы она совсем большая была.

Парк Биг Бенд — это территория заключенная в большой петле пограничной с Мексикой реки Рио Гранде. В парке больше сотни пешеходных маршрутов, пару десятков велосипедных и четыре на плотах и каяках. Режим парка не строгий, реально можно ходить и ездить где угодно. Посетителей совсем мало и рейнджеры не лютуют. Если плаваешь по Рио Гранте на своем плавсредстве, его следует зарегистрировать у пограничников. Строго нельзя разводить костры. Увидят дым, бегать за тобой не будут, вызовут пожарный вертолет, а ты заплатишь. В качестве первого маршрута по Биг Бенду мы выбрали тропу с забавным названием Ослиные Уши. Вообще то если честно — место это называется Уши Мула, но мул нам зверь чужой, а Ослиные Уши вызывают воспоминание о классике, там ведь даже адрес был где получить.

Ослиные уши

Огромное преимущество парка в том что он по техаски ухоженный и поддерживается в идеальной чистоте. Дороги в отличном состоянии, но разгонятся нельзя очень много диких животных. Вообще то на въезде в парк должны собирать по двадцать долларов с машины (билет на три дня), но в будке почти никогда нет рейнджера и отдать эти двадцать долларов некому. На этот раз рейнджер был, но выходные были бесплатные и наш праздник халявного путешествия продолжился. Дело в том, что парки не должны получать доход, а расходы на содержание Биг Бенда видимо не велики, поэтому деньги они собирают достаточно редко, «пусть неудачник» платит.

Разминочная тропа была не длинная и простая, три километра в одну сторону практически без уклона. Здесь представлен типичный ландшафт каменной пустыни. Для людей, разбирающихся в геологии, понятно какая веселуха здесь была когда наша планета была молодой шустрой девушкой. Кругом заросшие жерла вулканов, лавовые поля, колоссальные разломы. Место красивое, но своеобразное, на любителя так сказать. Оно бывает неотразимо в марте, когда пустыня зацветает, а в феврале на счет цветов все было очень скромненько.

Ослиные уши

Польза от Ослиных Ушей была в любом случае, мы поняли что для зимних маршрутов нужно выбирать территории не продуваемые холодным ветром, либо в долине Рио Гранде либо в каньонах Чисос.