Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была 26 марта 11:25

Мадейра — Португалия Сентябрь 2011

Мои рассказы о Мадейре:

Остров вечной весны. Фуншал — город, убегающий в горы

Остров вечной весны. Левады — дорога сквозь облака...

Остров вечной весны. Дорога на Запад...

Остров вечной весны. Дорога на Восток...

Солнечный зайчик неторопливо исследовал квартиру, неслышными прыжками приближаясь все ближе и ближе. Покачался на ноге, перепрыгнул на колени, пробежался по руке и взлетел на самый краешек бокала. В бокале нежилось густое, как жара и темное, как кровь вино. Солнечный зайчик отчаянно развлекал совершенно приунывшую меня — абсолютно неинтересное лето докатилось до августа и обессиленно изнемогало в жаре, ежедневной рутине дел и душевном безделии… Нужны были идеи, причем срочно и желательно самые неожиданные. И в тот момент, когда расшалившееся солнце сбросило своего зайчика в бокал, забрезжила робкая мысль. Что-то напомнило это вино, в душе зазвенела разухабистая музыка, ветер раздул парусом поникшую штору и запахло океаном. И слово, в котором была вся надежда спасти совершенно пропащее лето, выскочило у нас одновременно… Мадейра!

Остров вечной весны... Мадейра, общие вопросы.

Далекая Атлантика подмигнула невероятной синью своей волны, солнце пробежалось по океанской глади, расцвели яркие и необычные цветы, душа проснулась, и мы наперегонки бросились к компьютеру, судорожно подсчитывая, сколько накопилось дней за внеурочные дежурства на выходные и праздники. Дней выходило много — приятно много!

Действовать пришлось быстро — очень уж сроки поджимали. Испросив у строгого начальства отпуск за подвиги трудовые и изрядное усердие на работе, с оговоркой сурового босса, что раньше сентября «и думать не могИ», мы развернули активную подготовку.

1. Виза.

Виза — португальский шенген. Получили мы ее очень быстро, в рекордные сроки, просто собрав все необходимые документы, обозначенные на сайте. Никаких особых мер для быстрой выдачи мы не предпринимали — то ли звезды были благосклонны, то ли просто везло, то ли судьба решила, что на Мадейру нам очень надо, сказать не могу. Но сообщение о выдаче визы ошарашило, мы готовились ждать дольше. Добрые португальцы выдали годовую визу, которая как-то больше и не пригодилась, но душу тянула страшно, не давая спокойно жить и работать. В общем, одна из самых приятных в получении виз для меня — португальская. Так в душе родилась первая симпатия к пока еще неведомой мне стране…

2. Перелет.

Остров вечной весны... Мадейра, общие вопросы.

Мы решили не тратить время зря и познакомиться сначала с Лиссабоном и его окрестностями, продлив наше путешествие на несколько дней и подарив себе одни из самых ярких впечатлений. Любовь к Лиссабону настигла меня с первых шагов по этому городу и живет в моей душе по сей день, подпитывая надежду еще не один раз побывать в этой замечательной стране. Именно переполняющие чувства к Лиссабону и привели меня на Туристер, и за это я городу очень и очень благодарна. Про Лиссабон я много чего написала, повторяться не буду. Сегодня разговор не о нем.

Лететь мы решили португальским «ТАР». Я свято верю, что родной аэропорт летчики знают лучше всех, самолет, как хорошая лошадка, домой бежит всегда быстрее, а от добра не ищут. Рейс нашли быстро, удачно состыковали обратный перелет с пересадкой опять в Лиссабоне и забронировали билеты.

От Лиссабона до Мадейры почти 2 часа перелета, потому все проходит в эконом-режиме (печенька и сок), а самолет заполнен «под завязку».

Но чтобы счастье вашего полета было полнейшим, расскажу вам, что аэропорт Мадейры входит в десятку самых сложных для посадки.

Построен он на насыпном участке земли, отвоеванном у океана. С одной стороны горы, с другой — океан. Боковой ветер, частенько там бывающий, заставляет уходить на второй и так далее круги, усложняя посадку. Добрая моя дочь нарыла на просторах интернета ролики, снятые из кабины самолета и с земли — страшновато было смотреть. Но ребенок решил закалить меня на земле, используя суворовский постулат о «тяжело в ученье». Результат оправдал себя — страх мне был неведом, а вот любопытство зашкалило при заходе на посадку.

Остров вечной весны... Мадейра, общие вопросы.

Интересно и то, что под взлетно-посадочной полосой проложена автострада, по которой деловито снуют машины, Дорога настолько популярна, что я сбилась со счета, пытаясь подсчитать, сколько раз мы проехали под полосой, на которую время от времени плюхались самолеты.

Самолет заходит на Мадейру по очень большой дуге, почти облетая остров. И все то, что мы видели дома, изучая карту, а через несколько дней исследовали на местности, проносится под крылом самолета, завораживая красотой картинки.

Остров вечной весны... Мадейра, общие вопросы.

Манера сажать самолеты у португальских летчиков тоже весьма запоминающаяся. Мне пришлось упереться руками в спинку впередистоящего кресла, чтобы не сползти с него, так резко самолет начал снижаться. Под крылом пикирующего бомбардировщика, в смысле самолета, промелькнула невероятная красота Мадейры, потом самолет тяжело бухнулся на полосу, чуть подпрыгнул, прокатился и остановился там, где заканчивалась полоса и начинался океан. Было эффектно и очень красиво. Если любите американские горки — летайте «Тапами»!!!

Совет: если сесть по правому борту, при заходе на посадку полюбуетесь Мадейрой, облетев почти весь остров (чего там лететь-то!). Если сесть по левому борту, то полюбуетесь Фуншалом, правда быстро и на высокой скорости. Поэтому гораздо зрелищнее правый борт.

3. Аэропорт и трансферт.

Остров вечной весны... Мадейра, общие вопросы.

Аэропорт ничем примечательным не запомнился. Деньги менять не нужно — в ходу привычные евро. Багаж разгружают быстро. Все компактно и информативно. В общем, самый обычный аэропорт.

Мы совершили большую глупость, заказав трансферт до отеля. Прилетев на остров и получив багаж, тоже добравшийся в целости и сохранности, мы пошли искать нашу перевозку. Машины не было, равно как и встречающих товарищей. Решив, что летели мы слишком быстро, а машина за нами едет слишком медленно, мы решили смиренно ждать своего часа. Через час дерзнули потревожить звонком. «Подъезжаем!» — было нам ответом. И подъехали-таки, ровно через два часа после посадки нашего самолета, не извинившись за опоздание и сделав вид, что все так и должно быть.

Все это время, потраченное на ожидание, гнев боролся с жадностью. Жадность победила, я понимала, что психануть и добраться самим нам никто не препятствует, но и денюжки кровные тоже никто возвращать не станет. Посему врученный при встрече пакет, что к товарищам можно обратиться за незабываемыми экскурсиями по острову, я мстительно выкинула, едва зайдя в отель, надеясь очень, что водитель все видит и не переминет рассказать своему боссу.

Уже потом я поняла, что на Мадейре никто никуда не торопится, что в общем-то характерно для многих, если не всех островитян. Надо набраться терпения и не портить себе ни нервы, ни отдых, пытаясь добиться невозможного.

Совет: добраться из аэропорта самим совершенно не проблема, не повторяйте нашей ошибки, и вы не потеряете целых два часа оплаченного и столь желанного отдыха!

4. Отель.

Остров вечной весны... Мадейра, общие вопросы.

Конечно, хорошо бы, чтобы отель был на берегу и смотрел всеми окнами на океан — это понятно и без меня.

Выбирали отель мы сами, долго, придирчиво и тщательно. Требование у меня было одно, чтобы открыв глаза, я видела океан. Все остальное мне было все равно. Отелей на Мадейре много, на любой вкус и кошелек. Выбирать сложно — конкуренция на высоком уровне. Наш отель меня устроил всем — я засыпала под шум океанской волны и просыпалась до рассвета, чтобы встретить новый день на балконе. Не пропустила ни одного рассвета, очень уж красиво было. К концу отпуска я привыкла встречать в предрассветной мгле океанские лайнеры, тихонько забредающие в порт отдохнуть и высадить туристов.

Остров вечной весны... Мадейра, общие вопросы.

Днем мимо нашего отеля проходила, покачиваясь и постреливая пушками, веселая пиратская шхуна — пунктуальная, хоть часы проверяй, что уже поражало.

Остров вечной весны... Мадейра, общие вопросы.

Несколько раз в отеле проводились мадерьянские вечера, с традиционным угощением, песнями, плясками, раздачей милых сувениров на память и все-отельными танцами под веселые ритмы национальной музыки.

Остров вечной весны... Мадейра, общие вопросы.

Кормили хорошо, полотенца меняли несколько раз в день, на пляж вели панорамные лифты, у отеля было несколько бассейнов, в океан уходили удобные мостки — все удовольствия присутствовали! О чем я в свое время и написала в отзыве об отеле.

Совет: Если вы берете номер с видом на океан, то попросите этаж как можно выше, тогда вид будет действительно радовать. Все, что ниже 5 этажа, как правило, перекрыто обильной растительностью. Рецепция редко в этом отказывает, только при высокой заполненности отеля, но тогда есть аргумент в виде денюжки, он работает всегда и в любой стране. И изучите предварительно карту местности: есть ли вокруг магазины и рестораны, есть ли у отеля бассейн и как оборудован вход в океан. С горным рельефом Мадейры это очень важно.

5. Пляжи.

Остров вечной весны... Мадейра, общие вопросы.

Сразу скажу, что Мадейра — остров вулканического происхождения. Пляжей, приятных песчаных отмелей, на строве нет и в помине. В лучшем случае, это камни и галька, не самого симпатичного цвета.

Поэтому отели первой линии строят деревянные помосты и мостки с лестницами, ведущими прямо в океан. Это удобно, но удовольствие уже не совсем то… Океан даже в сентябре бодрил, но Атлантика очень ласковой не бывает, да и тратить время на лежание на пляже на таком красивом и интересном острове, как Мадейра, было бы большой глупостью. Только в самый крайний день перед отлетом, мы позволили себе ничегонеделание и валяние на пляже, очень уж насыщенным выдался наш неожиданный отпуск…

Остров вечной весны... Мадейра, общие вопросы.

На Мадейре есть всего один насыпной песчаный пляж, созданный искусственно. Мы до него тоже добрались, в своих путешествиях по острову. Но Мадера должна быть каменистой, в этом ее своеобразие и ее прелесть…

Совет: почитайте отзывы по отелю, прежде чем бронировать. Хорошие завтраки, конечно, приятно, но гораздо важнее пляжная территория — пара бассейнов, удобный вход в воду, полотенца у бассейна еще никому не мешали, а отдых значительно упрощали. И еще один момент — Мадейра курорт возрастной, молодежи очень мало, соответственно и развлечения в отелях возрастные или совсем никакие.

6. Транспорт.

Остров вечной весны... Мадейра, общие вопросы.

Мы жили практически в Фуншале — столице острова, и проблем с транспортом не испытывали — все было под боком. Есть автобусы, удобные и придерживающиеся расписания. Есть такси. Такси очень много, они скучают, поджидая туристов и рады довезти вас куда пожелаете. Но дело в том, что Фуншал не такой уж и великий город, мы путешествовали пешком, всего один раз добираясь до отеля на автобусе, потому что устали изрядно, час был очень поздний, а возвращаться было сильно в гору.

Остров вечной весны... Мадейра, общие вопросы.

Есть только один момент. Мадейра — это горы, горы, горы и еще раз горы. Ровный участок дороги найти сложно. И если часть дороги вы идете «под горку», то обратно возвращаться придется уже «в горку». Чем и пользуются таксисты. Ну, а если добавить дегустацию знаменитой мадеры, то вы поняли, да?

Во время нашего отпуска билет на автобус (желтые, муниципальные — это важно!!!) стоил 1 евро. У водителя можно приобрести карточки Giro, стоит она чуть меньше 2 евро (одна карточка на одного человека). Выйдя из автобуса, карточку можно зарядить деньгами на очередной проезд, в любом магазине с прессой. Положить на карточку можно любую сумму, но не меньше 2 евро. Внимательно подсчитайте ваши поездки, возврата денег не будет. При входе в автобус с карточки считывают 1 евро. Если предварительно изучить карту города и окрестностей, а потом ознакомиться с расписанием и маршрутами автобусов, то какую-то часть экскурсий можно будет совершить на автобусе — дешевле трансферта вы не найдете.

Совет: ходите больше пешком, очень уж у них вкусная кухня. Связь этих двух моментов вы увидите дома, встав на весы после отпуска.

7. Дороги.

Остров вечной весны... Мадейра, общие вопросы.

На Мадейре дороги разные. Если посмотреть на карту острова, то будет очень хорошо видно, что есть старые дороги, петляющие по горам, взбегающие на вершины и спускающиеся к океану. Содержатся они в очень пристойном состоянии, но былого лоска в них давно нет. Их достоинство — поистине роскошные виды, открывающиеся по сторонам.

Новые магистрали, прямые и широкие, пробиты сквозь толщу гор. Они соединили остров так удобно, что дорога из конца в конец острова не займет много времени, сокращая путь домой в разЫ. По этим дорогам путешествовать совсем не интересно, но очень быстро и очень удобно. Мадерьянцы говорят, что их остров напоминает хороший швейцарский сыр — в нем столько же дырок.

Потому на всех наших экскурсиях дорога «туда» шла извилистыми тропами, а дорога «обратно» была короткой и прямой, как стрела. Пара тоннелей, эстакада — и вы уже дома.

Остров вечной весны... Мадейра, общие вопросы.

Мы умудрились несколько раз проехать сквозь самый старый тоннель Мадейры, пробитый в горах одним из самых первых — вполне современная конструкция, хотя он и не самый длинный из всех тех, что мы проехали.

Путешествие на автобусе по дорогам Фуншала — удовольствие полное экстрима, после которого американские горки выглядят смешной забавой для детсадовцев. Узкие дороги, где и одной машине или автобусу тесновато, петляя и заворачивая под прямым углом, взбираются в гору. Для того, чтобы транспорт мог разминуться, устроены парковочные карманы, в которые автобусы еле-еле помещаются. Транспорт несется в гору на большой скорости, надсадно взвывая и отчаянно сигналя, встречный — ведет себя ничуть не лучше. Иногда кажется, что протиснуться между домами будет просто нереально и без ободранных боков дело не обойдется. Аборигены, привыкшие к аттракции с детства, внимания не обращают и весело судачат, продираясь в автобусе сквозь лабиринт улочек. Выброс изрядной порции адреналина вам гарантирован, пока будете добираться до нужной вам остановки…

Совет: Прокатитесь на автобусе, взбудоражте нервы — это будет незабываемое приключение по самой дешевой цене!

8. Кухня Мадейры.

Остров вечной весны... Мадейра, общие вопросы.

Самое приятное знакомство с новыми странами — за обильным столом, накрытым местными специалитетами. Хороший ресторан расскажет про место вашего отдыха куда больше и намного образнее любого гида. И покидать новую страну вы будете знатоком ее обычаев и традиций. Мадейра — не исключение. Поскольку остров принадлежит Погртугалии, то и еда та же самая. И все же, свои особенности, несомненно, имеются. А поскольку в нашей мини-туристической группе, я всегда отвечаю за «чем мужа накормить», то тему изучаю пристально.

Ресторанов очень много, практически все кормят отменно — на таком невеликом острове плохая репутация становится быстро известна всем, а за нею следует и скорое разорение. Мы честно собирались каждый вечер посещать новое место, но выбрав один ресторан быстро подружились с обслуживающим персоналом и ходили только туда. Все меню попробовать не успели, да такой задачи и не было. Порции солидные, все красиво сервировано, а очередь из желающих — лучшая реклама любому ресторану.

Кухня Мадейры — это рыба, мясо, вина, овощи, фркуты. И все бы вроде ничего — полезная и здоровая пища, но есть же еще десерты и совершенно невероятной вкусности хлеб… Потому — горы вам в помощь, без них и половину нельзя будет попробовать…

- Морепродукты.

Очень много вариантов — на любой вкус, кошелек и аппетит.

Я бы выделила катаплану — очень вкусная смесь мидий, креветок, кальмаров, осьминожек, тунца, трески и бог весть еще какой рыбы в красном соусе и кольцами лука и специями. Подается в сковороде-катапланнице, брать лучше на двоих, хотя это и для двоих задача серьезная. Вкусно очень и дома так не получится, как ни старайся!

Остров вечной весны... Мадейра, общие вопросы.

Треска. Для мадерьянцев и португальцев это просто какой-то стратегический продукт! Я ходила в обычный магазин просто восхититься размерами отдела, продающего треску. У нас в стране такого почитания не добился ни один продукт. Треска вся привозная, потом ее сушат очень долго. Сухую треску перед готовкой отмачивают, а потом запекают с картофелем, луком, сыром. За что так любима бакаляу, так называется это блюдо, я так и не поняла.

Названия рыбных деликатесов португальские, к этому нужно быть готовым. Атум у них тунец, полво — осьминоги, эшколадо — рыба на гриле, распластанная и без головы, эшпада — рыба-меч.

Совет: катаплану пробовать обязательно — настоящий вкус Мадейры!

Мясо.

Тоже имеет место быть, да еще какое! Шашлык — эшпетада, подадут всегда с выдумкой и комплиментами от повара, можно наесться им одним. А можно заказать совсем уж какую-нибудь экзотику — оленя, косулю, дикую козу. Мясо готовить умеют и делают это с душой. Муж погрузился в упоительный мир дегустации мясных специалитетов, отрабатывая все нажеванное на гористой местности.

Совет от мужа: попробуйте козленка, олень его никак не впечатлил.

Закуски.

Принесут обязательно! Это могут быть оливки, салатные листики, овощи, сыры, паштеты, хлеб. Не хотите — откажитесь, иначе платить все равно придется.

Хлеб.

Есть на Мадейре невероятно вкусный хлеб, при всей своей простоте приготовления — боло-де-каку. Обычная лепешка, разрезанная и смазанная тоненьким слоем масла и пряных трав. Приносят всегда теплую (выпекают при вас) и разрезанную на порции. С винами Мадейры получается очень и очень вкусно! Спасали только горы…

Десерты.

Гордость острова — боло-де-мэр-де-Мадейра, медовый пряник с пряностями и мадейрой. Его покупают, как сувенир, так и упаковывают. Без всяких консервантов может хранится целый год, только приобретая новые оттенки вкуса. Мадерьянцы по праву считают его своим послом в большом мире.

Разнообразные суфле, муссы, мороженое из свежайших фруктов. Буквально пару часов назад банан, манго или любой иной фрукт висел на ветке, греясь под солнышком и вот он подан вам на тарелочке, нежный, вкусный и изящный, как любой десерт на Мадейре. В общем, тут и горы уже помогают слабовато…

Совет: очень советую попробовать мадерьянский десерт, он так и называется. Напоминает немножко бланманже: крем патисьер, много мелко порезанных фруктов и совсем немного нежнейшего бисквита. Порция большая, мы брали одну на двоих — очень вкусно!

Вина.

Остров вечной весны... Мадейра, общие вопросы.

Белая сангрия — вкуснейшая история после жаркого дня! Посидеть за запотевшим бокалом, любуясь закатными небесами и слушая шум волны — чудесный релакс, вид на океан прилагается…

Мадера. Родина сего напитка — Мадейра. Все знают историю про бочки, в которых перевозили вино на континент, эти бочки и щедрое солнце сделали вино легендой. На острове мадеру пьют, как компот, тут опыт надобен. Не скажу, что мадера потрясла мои вкусовые рецепторы, но обилие сортов этого напитка впечатлило! Прихватите знакомым и друзьям, как сувенир.

Мадеру можно купить как в специализированных магазинах, так и в обычных супермаркетах, где выбор тоже богатый, а цены гораздо гуманнее. Бывает она сухой, полусухой, сладкой и полусладкой. Цена была от 20 евро и сильно выше за десятилетнюю бутылку и 7.50 — 10 евро за пятилетнюю бутылку. Трехлетняя будет еще дешевле. Ну, а коллекционные стартуют от цены больше ста евро за бутылку. Часто в ресторанах устраивают дегустации, где можно выбрать свой вкус мадеры или сходить в дегустационный бар с этой же целью.

Матеус. Нежное молодое вино. Вот оно понравилось, продается в неизменном виде и с неизменным вкусом и у нас, так что иногда можно вспомнить Мадейру за бокальчиком, не отходя от дома так уж далеко…

Понча. Купить этот лимонного цвета напиток можно в каждом магазине Мадейры. Пьют его горячим или охлажденным. По своей сути это коктейль из белого вина, меда, тростникового сахара, свежевыжатого лимонного сока. Знатоки утверждают, что он очень похож на тодди, но я настаивать на этом не буду. До дегустации пончи дело у нас так и не дошло…

Совет: дегустируйте сангрию на обед, матеус берите к ужину, мадеру — домой в качеств подарка, не прогадаете.

Фрукты.

Остров вечной весны... Мадейра, общие вопросы.

Если что уж и пробовать на Мадейре, то это фрукты — спелые, сочные, сладкие — удержаться совершенно невозможно! Покупать можно в супермаркете или на рынке Фуншала «Меркадо», работающем в первой половине дня. Не скажу, что на рынке все дешево, а с нынешним евро о дешевизне и заикаться не стоит. Но попробовать нужно. Особенно порекомендую бананы, которые выращивают на Мадейре и продают свежесорванными. Таких обширных банановых плантаций мне видеть пока не доводилось нигде. Бананы Мадейры очень необычны на вкус, отличаются от привычных нам. Самые вкусные сорта яблочный и серебряный. Муж, большой любитель этого фрукта, воздал должное их необычному вкусу.

Мне же пришлась по душе местная маракуйя, такого разнообразия сортов я тоже нигде не встречала. Гуляя по рынку и притормаживая у каждого незнакомого на вид форукта, на свой вопрос: «Что это?», получала неизменный ответ — «Маракуйя». Сортов так много, что все я не запомнила, как ни старалась: классическая, тропическая, банановидная, апельсиновая, лимонная, томатная. О чем я и сейчас жалею, так это о том, что не удосужилась сфотографировать все разнообразие фуншалского рынка!

Совет: на рынке продается местный фрукт, по виду напоминающий банан зеленого цвета в пупырышках. К нему давно и прочно приклеилось имя бананос, якобы его вкус напоминает одновременно банан и ананас. Мадерьянцы его называют «филюш дентру» — «детки внутри», за маленькие соты внутри плода. Это плод монстеры и купить его можно на рынке, он там представлен в изобилии. Ничего интересного во вкусе нет, разрезав фрукт пополам мы наковыряли пару чайных ложечек невнятного чего-то, оставляющего на языке ощущение колючести. Лучше купите бананы или маракуйю — вам наверняка понравится.

9. Остров цветов.

Остров вечной весны... Мадейра, общие вопросы.

Мадейру не напрасно называют островом вечной весны. Климат мягкий, сильной жары или холода не бывает, самые комфортные месяцы — август и сентябрь, с температурой 22 — 30 градусов. Вода в эти месяцы 20 — 24 градуса. Комфортная влажность, круглогодичное цветение растений, приятное солнце, голубое небо — все раполагает к замечательному отдыху.

Цветок Мадейры — стрелеция.

Остров вечной весны... Мадейра, общие вопросы.

Его изображение встречается на сувенирах, стрелеция цветет на всех клумбах и ее продают в букетах на рынке (один цветок стоит около 1 евро). Такого изобилия этих цветов редко где еще встретишь, а мадерьянцы гордятся своим символом и обязательно вам подарят эту красоту!

Но мне полюбилась гортензия — ее на Мадейре еще больше!

Остров вечной весны... Мадейра, общие вопросы.

Растет она в диком виде на каждой горе, разливаясь нежнейшими голубыми озерами. В парках гортензии самых разных расцветок и такого разнообразия я даже не ожидала увидеть. Вот гортензий я нафотографировалась в полное свое удовольствие, собрав самую полную коллекцию расцветок этого нежного цветка. У нас гортензии почти не пахнут, а на Мадейре они издают нежнейший аромат подснежника, что меня совсем уж удивило и поразило. С той поры у меня на подоконнике живет голубая гортензия, расцветающая с первыми весенними деньками и радующая своим цветением почти до нового года.

Совет: если вы любите цветы в большом количестве и под каждым забором — Мадейра доставит вам колоссальное удовольствие своим цветущим видом. И этим она полностью оправдывает свое звание острова вечной весны!

10. Сувениры.

Остров вечной весны... Мадейра, общие вопросы.

Сувениров на Мадейре великое множество! Про вездесущие магнитики и тарелочки я упоминать не буду, это понятно и без меня. Делают их все те же рукастые китайцы, придавая им мадерьянский колорит и разрисовывая цветами Мадейры любую керамическую вещицу. Смотрится мило и симпатично.

— Кружева ручной работы. Настоящее произведение искусства. Настоящие шедевры в единственном экземпляре по не самой низкой цене, увы! Но любоваться никто не запретит. Все, что только можно придумать, от маленькой салфетки до огромной скатерти, женские блузки и конверты для новорожденных, есть в магазинах.

— Текстиль. Разнообразные текстильные штучки из тканей мадерьянских расцветок. Выглядят настолько позитивно и ярко, что я не удержалась и накупила салфеточек и прихваточек, которые украшают мою кухню и совсем не потеряли своей яркости после стирок. Для любителей всего большого, есть огромные покрывала и скатерти. Цена на них, сами понимаете…

— Вина. Это не только знаменитая мадера. Есть зеленое вино (вино верде), красное и белое. Цена приемлимая, вкус отменный.

— Азулежу. Есть на пробке, в виде подставок под горячее на кухню, есть просто керамические плиточки с характерным голубым рисунком. Очень и очень красиво.

— Плетеные изделия. Если будете в районе Камаша, то поразитесь умениям мастеров и разнообразием плетеных форм. Найти можно все, от маленьких, почти крошечных сувениров, до предметов мебели. Цена зависит от размера.

— Шерстяные кофты и шапки. Очень толстые и теплые, в них, наверное, в мороз не замерзнешь. Узор простенький, но связано красиво. Стоят дорого, но если заберетесь в горы — купите не раздумывая. Мадейра комфортна у побережья, высоко в горах очень холодно.

— Пироги. Боло-де мэр, с использованием тростникового сахара, меда и мадейры. Лежит долго, совершенно не портясь. На вкус очень необычный и сладкий. Подарок более чем мадерьянский.

— Пробка. Как и во всей Португалии, на Мадейре много магазинов, продающих изделия из пробки. Цена не самая дешевая, но как показала жизнь, пробка очень долговечный материал и сумкам из пробки практически нет сноса.

Все сувениры перечислить невозможно, но каждый найдет для себя что-то, что захочется увезти на память об этом солнечном и цветущем острове.

Совет: везите в подарок мадеру — настоящий мадерьянский сувенир, который с годами становится только лучше, если, конечно, получится отложить дегустацию…

11. Экология.

Остров вечной весны... Мадейра, общие вопросы.

Невероятно чистый остров! Никакие трубы не дымят, никакие свалки не тлеют — воздух чист и вкусен, океан совершенно синий и невероятно прозрачный, зелень яркая, цветы пестрые, экология отличная. Чтобы сберечь то, что имеют, мадерьянцы активно используют солнечные батареи, как источник энергии. Каждый дом на крыше снабжен этими батареями, в огромном количестве они разбросаны и по всему острову. С активным солнцем, щедро заливающим Мадейру, грех этой энергией не пользоваться.

Совет: будьте аккуратны, на каждую брошенную бумажку здесь смотрят очень косо, а пустая пачка из-под сигарет с предупреждениями нашего минздрава, выдает с головой национальность тех, кто намусорил…

12. Что посмотреть на Мадейре?

Остров вечной весны... Мадейра, общие вопросы.

Мадейра неисчерпаема на экскурсии, пешие походы, подъемы к пикам, путешествия из конца в конец острова. Возвращаться на остров можно бесчетное количество раз, чтобы досмотреть неувиденное, каждый раз понимая, что Мадейра в очередной раз утаила что-то особенное. Мы провели более чем активно наш отпуск и посмотрели очень и очень много. Еще больше осталось так и неувиденным…

— Фуншал.

Остров вечной весны... Мадейра, общие вопросы.

Смотреть город надо — как-никак, столица. Город расположен вдоль океана и убегает высоко в горы. Красиво будет везде и мест для прогулок более, чем достаточно.

— Прокатитесь на фуникулере.

Фуникулер позволит полюбоваться городом с высоты птичьего полета, увидеть замечательные виды, подняться высоко в горы, не напрягая ног и послужит началом очень красивой экскурсии в парк Монте.

— Парк Монте.

Невероятно красивое место! Царство гортензий и тропической зелени, где день пройдет незаметно и увлекательно.

— Покатушки на тобоганах.

Остров вечной весны... Мадейра, общие вопросы.

Из сада Монте можно спуститься вниз не на фуникулере, а на тобоганах, эдаких санях, с уханьем и свистом несущимся по отполированному асфальту и укрощаемыми двумя мадерьянцами, подпитывающими свой трудовой энтузиазм все той же мадерой. Весело — это не то слово! Настоящее мадерьянское развлечение. На финише вас еще и сфотографируют.

— Ботанический сад.

Остров вечной весны... Мадейра, общие вопросы.

Место удивительной красоты и прелести. В сад можно добраться на рейсовом автобусе, испытав все радости этого транспорта, По саду легко и просто бродить без гидов — все снабжено табличками. В сезон цветут роскошные орхидеи. Настоятельно рекомендую!

— Прогулка по левадам.

Остров вечной весны... Мадейра, общие вопросы.

Быть на Мадейре и не погулять по левадам — самая большая из ошибок. Эти экскурсии разнообразны, есть на любой уровень физической подготовки: от легкой прогулки по широкой тропинке до весьма сложного подъема высоко в горы. Но такая красота открывается по дороге, что любая усталость проходит, стоит посмотреть вокруг.

— Путешествие на запад острова:

Камара ди Лобуш

Кабо Жирао

Рибейра Браво

Бока да Энкумеада

Робокаль

Порту Мониш

Водопад «Фата невесты"и Сейшал

Сказать, что это красиво будет слишком мало. Это просто невероятная красота, которую нужно увидеть, коль уж вы выбрались на Мадейру…

— Путешествие на восток острова:

Машику

Понта ду Сан Лоуренсу

Остров вечной весны... Мадейра, общие вопросы.

Здесь можно будет погулять выше облаков и увидеть дома, в которых раньше жили мадерьянцы. Красота такая, что самое часто повторяемое слово будет на всех языках звучать одинаково: «Парадайз!!!»

Конечно, обо всех этих путешествиях по острову, я расскажу более подробно в своих отчетах.

Совет: не покупайте экскурсии в отеле или у турфирм — неоправданно дорого и очень большие группы. Погуляв вокруг вашего отеля, вы увидете множество контор, продающих эти путешествия по гораздо гуманным ценам, да и группы, в самом тяжелом случае, буду не больше 6 человек. Язык у гида, он же и водитель — португальский и английский. Вам все расскажут, покажут, проведут без очереди и остановятся для «фото-штопа». Ничего лучше и не придумать, с учетом серпантина дорог.

13. Мадерьянцы.

Чудесные, милые, отзывчивые люди! Гуляя по Фуншалу, можно обращаться к любому местному жителю, чтобы спросить извечное: «Как пройти в библиотеку?» Вам ответят на очень понятном и грамотном английском и быстро сориентируют на местности, для особой понятливости махнув рукой в нужную сторону. Если и после этого вы не очень поняли, куда же вам идти дальше, вам с готовностью нарисуют схему, а то и предложат проводить.

Медерьянцы неторопливы и степенны, никогда и никуда не спешат — жизнь на острове не располагает к торопливости и суетности. Работают они тоже неспешно. Часы работы, написанные на двери магазина или конторы совершенно ни о чем не говорят и можно сколь угодно долго сотрясать воздух гневными тирадами — это никого не трогает. Гораздо эффективнее будет позвонить по указанному телефону (на закрытой двери обязательно будет бумажка с номером) и дождаться вальяжного продавца. Вам так искренне улыбнутся и так душевно поприветствуют, что ваш гнев растает, как пломбир на солнцепеке.

И не обращайте особого внимания на довольно-таки суровые выражения лица жителей Мадейры — под неприступной внешностью скрывается очень доброжелательная и приветливая душа, согретая щедрым солнцем и умиротворенная красивейшими видами мира, в котором они живут с самого рождения.

Совет: улыбайтесь и вам улыбнутся в ответ обязательно…

Мадейра — яркая, ароматная, веселая, пестрая, вкусная, разная. Нега, подаренная солнцем и океанскими волнами на побережье, сменяется суровым ветром и холодом в горах. Цветущие сады, поражающие разноцветием и ароматами, сменяются обнаженными вершинами гор и плывущими под ногами облаками. Кривые, петляющие дороги, доводящие вас до головокружения и полной потери ориентации на местности, сменяются ровными и строгими трассами, нанизанными на многочисленные тоннели. А еще замечательные люди, чей характер настоян на мадере и неприступности гор, щедром солнце и синей Атлантике, веселых песнях и задорных плясках, будут окружать вас каждый день.

И Мадейра подарит вам весну, когда бы вы не прилетели на остров!