Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Адлер — Россия Октябрь 2013

Часть 1

АХШТЫРСКАЯ ПЕЩЕРА И ДЗЫХРИНСКОЕ УЩЕЛЬЕ

Когда на море шторм, а за окном уютного номера довольно прохладно, самое время отправляться на экскурсию в горы. Мы, освоившись в окрестностях Адлера, предпочитаем самостоятельно организовывать путешествия, благо немало интересных туристических объектов, куда достаточно просто добраться и самим. Например, экскурсия к Ахштырской пещере с прогулкой по Дзыхринскому ущелью — вполне легкий и увлекательный маршрут.

Проезд: остановка у ТЦ «Plaza», автобусы краснополянского направления № 105, № 135, ехать до остановки «Форелевое хозяйство» (поселок Казачий брод). Билет стоил 27 руб./чел.

Адлер: акварельные этюды октября (14-30 октября 2013). Часть 2

Доехали с комфортом, вышли на остановке «Форелевое хозяйство». Для начала полюбовались красивой панорамой пушистых разноцветных гор, которые осень богато разукрасила сочными яркими красками, и отправились на поиски Ахштырской пещеры (спасибо всем тем добрым людям, выкладывающим в сети подробные маршруты — они нам очень помогли!).

Мимо рыбной фермы и магазина «Золотая рыбка» направляемся к ресторану «Каньон» и дальше — к жилым домам. Обходим слева желтый четырехэтажный дом с адресом «ул. Форелевая, 45», немного поднимаясь в горку. Пройдя под развешенным над головами бельем через дворик этого дома с детской площадкой, видим ориентиры — 2 ржавых металлических турника. Если пройти их насквозь, то можно спуститься к подвесному мостику через реку Мзымту. Мы же проходим между турниками — отсюда начинается тропа к Ахштырской пещере. Если верить неприметному указателю у турников, то до пещеры всего 300 метров, хотя муж впоследствии уверял меня, что расстояние больше.

Тропка круто ведет в горы, под ногами — камни, корни деревьев, опавшая листва. Учитывая, что вчера весь день шел ливень, до сих пор очень скользко. После прокуренных баров и клубов с рок-концертами дыхания мне не хватает, а сердце готово выпрыгнуть из груди. Маршрут первой категории, говорите? Так-то да, это мне надо больше внимания уделять своей физической форме:).

Адлер: акварельные этюды октября (14-30 октября 2013). Часть 2

По счастью тропка (на самом деле по лесу их проложено множество, и какую именно выбрать, подскажет лишь интуиция) периодически выводит к природным смотровым площадкам, с которых открываются захватывающие дух виды на Дзыхринское ущелье и бурую полоску ворчливой Мзымты. Немного кружится голова от горного воздуха, высоты и всего этого великолепия, созданного умелым скульптором — природой.

Отвесные скалы, словно художником-авангардистом раскрашенные небрежными мазками стальных, темно-серых и даже слегка серебристых оттенков, кажущаяся сделанной из мягкой ваты зелень — от бледно-лимонного, песочного до насыщенно-изумрудного тонов. Картинка — шикарная, достойная того, чтобы отщелкать несколько кадров, а заодно отдохнуть.

Адлер: акварельные этюды октября (14-30 октября 2013). Часть 2

Поднимаемся выше, мимо склоняющихся к тропе высоких деревьев, похожих на великанов, приглашающих долгожданных гостей в заповедные чертоги. Шуршит под ногами мокрый желто-рыжий ковер из опавших листьев — он намного почетней пресловутой «красной дорожки». Меняется открывающаяся с обрыва панорама: верхний край Дзыхринского ущелья выглядит, словно гигантский горный дух — лохматый старик, ветерок треплет кроны деревьев — золотисто-зеленые волосы деда. И вот он — долгожданный самый открыточный вид: поросшие лесами пестрые склоны, на горизонте превращающиеся в силуэты — синие хребты на фоне ясного светлого неба, а внизу — зажатая скалами Мзымта.

И вот уже видны антуражные каменные ступеньки, засыпанные бурой листвой. Поднявшись, оказываемся на площадке с деревянными столиками, неработающим кафе и стендами с информацией о пещере.

Адлер: акварельные этюды октября (14-30 октября 2013). Часть 2

Здесь тоже есть симпатичная смотровая площадка, правда, огороженная, откуда открываются потрясающие панорамы. Кажется, небо здесь ближе — и его глубокий голубой атлас, припорошенный белоснежным пухом облаков, можно потрогать рукой.

Вход в пещеру — 150 руб. Расплачиваемся с неразговорчивым охранником и по щербатым — выдолбленным в горной породе ступенькам спускаемся к пещере. Лестница довольно узкая, с одной стороны — шершавый, покрытый растительностью бок горы, с другой — головокружительный вид на отвесные скалы. Хорошо хоть, перила есть, не так беспокойно:).

Адлер: акварельные этюды октября (14-30 октября 2013). Часть 2

Ахштырская пещера расположена на правой стороне Ахштырского ущелья на высоте 120 метров над рекой Мзымтой, имеет глубину 160 метров. Пещера была открыта в 1903 году французом Э. Мартелем и его проводником-жителем поселка Казачий брод Г. Ревинко. В 1936 году археолог С. Н. Замятнин обнаружил в Ахштырской пещере стоянку первобытного человека. Ученые установили, что около 70 тысяч лет назад пещера служила приютом неандертальцам, спустя тысячелетия в ней жили кроманьонцы — предки современного человека.

А еще Ахштырскую пещеру в свое время облюбовали страшные пещерные медведи. Говорят, здесь можно увидеть так называемые «медвежьи шлифовки» — отполированные шкурами зверей выступы стен. При археологических раскопках в пещере были обнаружены древнейшие орудия, кости обитавших в те далекие времена животных, теперь их можно увидеть в музее истории Адлерского района. Исторический экскурс вглубь веков, безусловно, интересен.

Адлер: акварельные этюды октября (14-30 октября 2013). Часть 2

Но куда романтичнее звучит легенда, согласно которой именно в Ахштырской пещере плывший в Колхиду в поисках Золотого руна Одиссей повстречался с жутким циклопом Полифемом. Что и говорить, любят горы Кавказа герои древнегреческих мифов:).

Ахштырская пещера — небольшая, но довольно интересная. При входе можно увидеть таблички с указанием исторических слоев.

Адлер: акварельные этюды октября (14-30 октября 2013). Часть 2

Около входа в пещеру — очередная смотровая площадка, вокруг — гирляндами вьющаяся зелень, фактурные скальные выступы и маленькие гроты.

Адлер: акварельные этюды октября (14-30 октября 2013). Часть 2

По мокрой лесенке поднимаемся к самому входу — погружаемся в историю земли.

Адлер: акварельные этюды октября (14-30 октября 2013). Часть 2

Первый зал — очень низкий, даже моего роста не хватает, дальше — уже можно разогнуться.

Пещерка полутемная, искусственного освещения явно маловато, жаль, фонарик не захватили. Под ногами разбегаются лужицы, с потолка капает, своды пещеры влажно блестят в неверном подсолнечном свете. Учитывая, что мы гуляем совершенно одни, впечатления просто захватывающие.

Адлер: акварельные этюды октября (14-30 октября 2013). Часть 2

Чувствуем себя маленькими героями из книжки про Тома Сойера. Гуляя по гулким пустым коридорам, невольно ожидаешь увидеть хотя бы крыс или летучих мышей. А каменные наросты того и гляди — превратятся в злобных гоблинов.

Кстати, один нарост на своде зала подозрительно напоминает приведение — может, это Дух Ахштырской пещеры? Мурашки по коже — у меня слишком богатое воображение:).

Адлер: акварельные этюды октября (14-30 октября 2013). Часть 2

В залах пещеры есть углубления, впрочем, слишком узкие, чтобы пройти, но очень интересно, куда же ведут эти таинственные коридоры: быть может, в тайные кузницы горных гномов?

Скользкие камни под ногами, рельефные стены — невольно создается ощущение, что мы попали в желудок доисторического чудовища xD. Но вместе с тем, как же прекрасны эти совершенные изгибы и наросты — дизайнерские творения лучшего архитектора мира — Природы, кажется, что каменные складки похожи на влажную шелковую ткань.

Адлер: акварельные этюды октября (14-30 октября 2013). Часть 2

Особенно впечатляет высокий свод последнего зала, похожий на переплетение застывших тел древних или инопланетных чудовищ. В общем, если вы смотрели «Чужих», тот эпизод, где спецназ, пройдя сквозь безжизненный комплекс станции колонистов, оказывается на территории космического корабля пришельцев, вы меня поймете xD.

Картинку из фильма ужасов усиливает постоянно капающая вода и какие-то шорохи. Впрочем, представителей фауны в Ахштырской пещере мы не заметили, а вот флора в виде зеленого кустика была:).

Адлер: акварельные этюды октября (14-30 октября 2013). Часть 2

Скажу честно, пару раз мне становилось реально жутковато. Все казалось, что из-за поворота появится огромный циклоп, а за спиной мерещились чьи-то мягкие шаги. Возможно, с нами забавлялся дух Ахштырской пещеры (тот самый, похожий на Каспера), ладно хоть предстать во всей своей адской красоте так и не решился.

А, может, предупреждал, чтобы подобно предшественникам — туристам (не менее, видимо, диким, чем первобытные люди) мы не портили организм пещеры, прикрепляя на своды монетки. Знаете, есть такой обычай — вроде как для того, чтобы вернуться. Так вот здесь он выглядел совершенно варварским…

Адлер: акварельные этюды октября (14-30 октября 2013). Часть 2

Впрочем, не будем злоупотреблять гостеприимством недр матушки-Земли и испытывать терпение Духа пещеры. Идем назад, к живительному свету, голубому небу и зелени, отщелкав кучу кадров.

Любителям пощекотать себе нервишки и сделать антуражные фото такая прогулочка (да еще при отсутствии народа) придется по душе — уж больно хорошо получаются расширенные от ужаса глаза на фоне древних камней xD.

Адлер: акварельные этюды октября (14-30 октября 2013). Часть 2

Спуск от Ахштырской пещеры показался более быстрым, но не менее экстремальным. Вот где было действительно страшно: как-то не хотелось катиться кубарем с горы, хотя муж и уверял, что так было бы быстрее xD. В общем, когда мы, наконец-то спустились, я почувствовала себя немного уверенней, но ненадолго. Поскольку в наши планы входила прогулка по верхней кромке Дзыхринского ущелья.

Вернувшись к уже знакомым турникам, спустились к подвесному мостику через речку Мзымту, угрожающе качающемуся над бурлящими мутными водами, с погнутыми перилами. Как ни странно, прогулка по нему после ожидания встречи с гоблинами и циклопами в пещере показалась совсем не страшной. Даже останавливались, чтобы сделать несколько симпатичных кадров поросшего лесом ущелья.

Адлер: акварельные этюды октября (14-30 октября 2013). Часть 2

Дзыхринское ущелье образовано левым притоком Мзымты — маленькой речкой Дзыхринкой. Глубина ущелья — 60–100 метров, протяженность — 1,3 километра. Такое чуждое для нашего уха название Дзыхра произошло либо от древнего абхазско-абадзинского слова «дзышра», что означает «местность, жаждущая воды». Это предположение доказывает тот факт, что находящиеся здесь карстовые массивы зачастую совершенно безводны. По другой версии, в переводе с абхазского название ущелья означает «скала, где много воды», что подтверждается наличием водоемов, в том числе каскада водопадов. Вот такие противоположные точки зрения:)

Перейдя мостик, можно было бы пойти направо — там, на берегу реки устроен небольшой кемпинг с кафе и беседками, где предлагают отдохнуть и отведать кавказских деликатесов. Но нас традиционно влечет в горы. Посему направляемся налево, начиная крутой подъем.

Адлер: акварельные этюды октября (14-30 октября 2013). Часть 2

Под ногами — все те же корни и камни, путь не из легких. Не думала, что у меня может быть такая одышка! Прогулка по левобережной кромке Дзыхринского ущелья через горный осенний лес тяжела, но чрезвычайно увлекательна!

Со смотровых площадок открываются изумительные виды на все ту же Мзымту, но уже на противоположный берег — Ахштырское ущелье. Увидели и вход в Ахштырскую пещеру, к которому пробирались очередные жертвы циклопа, ну, то есть туристы xD. А еще над пещерой муж разглядел некий вход, предположив, что это какая-то дикая пещера. От открывающихся видов перехватывает дыхание — как высоко мы забрались, даже выше, чем расположена Ахштырская пещера!

Адлер: акварельные этюды октября (14-30 октября 2013). Часть 2

Кажется, что мы гуляем в облаках. Или на Олимпе. Чувствуем себя героями песенки «Альпинист» группы «Элизиум», которую я тихонечко напеваю:

«Я знаю — ты горы обожаешь,

Знаю — гулять средь облаков.

Знаешь, ведь я в тебя влюбляюсь,

Знай, знай, знай — когда мы высоко».

Адлер: акварельные этюды октября (14-30 октября 2013). Часть 2

Каменистая тропка подводит к краю обрыва.

Горы — уже вровень с нами, близкие лохматые макушки, отсюда они кажутся мягкими покатыми холмами, совсем не крутыми, хотя это впечатление и обманчиво.

Адлер: акварельные этюды октября (14-30 октября 2013). Часть 2

А еще мы видим, как строят очередной Олимпийский объект, видимо, какой-то чудесный подвесной мост прямо среди горных вершин. Думаю, получится забавный аттракцион, хотя, конечно, и портит совершенную горную панораму.

Фото на камне, свисающем с обрыва, фото на краю пропасти около березки — даже сейчас смотреть жутковато. Но горы к нам благосклонны, как и ко всем, соблюдающим осторожность и элементарные правила безопасности. И, безусловно, уважающим горы, природу.

Адлер: акварельные этюды октября (14-30 октября 2013). Часть 2

Хотя, конечно, ощущение, что ты стоишь на вершине, внизу — головокружительный обрыв, до неба — подать рукой, вдыхаешь пьянящий аромат леса, слушаешь щебет птиц и далекий рокот реки, и чувствуешь себя частью всего этого — это что-то непередаваемо восхитительное!

Тропка выводит нас на небольшую полянку, поросшую деревцами, здесь можно передохнуть после крутого подъема.

Адлер: акварельные этюды октября (14-30 октября 2013). Часть 2

Увидели далеко внизу полноводный водопад. Наверное, до него тоже можно как-то добраться.

Дошли до вершины, где под ногами валялись обломки камней, а внизу в карьере сновали экскаваторы, наверное, материалы для олимпийской стройки добывали, вгрызались в вековую горную породу. Честно говоря, зрелище это было грустное, да и путь преграждал забор, поэтому мы повернули назад.

Адлер: акварельные этюды октября (14-30 октября 2013). Часть 2

Обратный путь ожидаемо был нелегок. Огромное спасибо моему мужу, который всю дорогу вел меня за руку, поддерживая и помогая спуститься. А кеды предательски скользили, норовили зацепиться за коварные корни. В общем, я таки умудрилась дважды приземлиться на пятую точку xD. В конце пути (а обратно мы спускались всего минут 15) колени болели нещадно, ноги дрожали и подгибались от напряжения. Первые шаги по плоской поверхности показались несказанным наслаждением!

Форелевое хозяйство («Племенной форелеводческий завод «Адлер»). Адрес: 354393, г. Сочи, Адлерский район, с. Казачий брод, ул. Форелевая, д. 45а, тел.: 8 (862) 243-12-11, сайт: http://forelevoe-hozyaistvo.ru.

Это крупнейшее в России племенное хозяйство, где разводят один из самых деликатесных видов рыб. Например, радужную форель завезли сюда в 1911 году аж из Северной Америки! В состав рыбьей фермы входят 111 стометровых прудов, в которых растят радужную и янтарную форель, черноморского лосося.

Адлер: акварельные этюды октября (14-30 октября 2013). Часть 2

Конечно, приехать сюда и не отведать хваленой рыбки, было бы непростительным преступлением! Посему перед автобусом мы успели заскочить в магазин от завода «Золотая рыбка» и купить превосходной слабосоленой форели. Что и говорить, королевская рыбка оказалась просто божественной — я такую вкусную еще ни разу в жизни не ела! Надо ли говорить, что на следующий год мы снова вернулись сюда:).

До Адлера ехали все на том же автобусе № 135, по той же цене. В целом, наша поездка получилась хоть сложной и энергозатратной (двух гор за один день оказалось многовато), но чрезвычайно увлекательной и красивой, «отяжелившей» наш фотоаппарат на гигабайты фотографий. Как видите, эту экскурсию легко организовать самим, так что — советуем.