Турист Маргарита Кушниренко (Margaritka)
Маргарита Кушниренко — была 2 января 2022 2:10
сейчас в Москве

Поленово-Бёхово ...как оно было

Тульская область — Россия Сентябрь 2014

Усадьба Поленово стала моей навязчивой идеей после того как я в поезде Сочи — Москва возвращалась из бухты Ольгинка в 2012 г. с двумя очаровательными бабулями, которые расписали мне красоты этой усадьбы так, что она прочно запала мне в душу.

К прочему, в том же поезде и тогда же перед глазами всплыла репродукция из далекого детства, которая висела на стене в бабушкином доме. Я запомнила на всю жизнь, что она принадлежала перу В. Поленова — выдающегося русского пейзажиста 19 в. и называлась «Заросший пруд»

За
За

Как много эмоций и размышлений в детском сердце вызывал этот деревянный мосток над старым зацветшим прудом. А уходящая в темноту леса тропинка будила самые разные картинки в моём воображении. А грусная женская фигурка заставляла размышлять о её судьбе, мыслях и чаяних.

Но с годами ушла бабушка, не стало ее дома, затерялась где-то репродукция… забылось…

И вот в вагоне прозвучало так полюбившееся из детства имя художника, к тому же, со слов очаровательных соседок-старушек оказалось, что усадьба Поленово стоит на реке Оке.

А с рекой Окой у меня сложилась особая любовь! ПриОкские просторы и невероятной красоты ландшафты являются для меня образчиками красоты русской земли:

— Константиново — родина Есенина

— Таруса — краса городов русских

— Пущино с его невероятной красоты ландшафтом и водопадом как и мн. др.

закат над Окой у водопада в Пущино

И с того самого ж/д дня, я ждала момента отправиться в усадьбу Поленово.

Зная за собой особенность запланировать кучу -кучейную и, в итоге, увидеть по пути все кроме того, ради чего выбирали это направление, мы с подругой решили поехать специально сугубо и для ради Поленово.

Наконец-то, все звезды сошлись, и мы целенаправленно поехали только в музей-усадьбу выдающегося русского просветителя и во многом совершенно уникального человека Василия Дмитриевича Паленова.

Нас впечатлило, как все цивильно организовано на подъезде к усадьбе. Всё по-серьезному и на высоком уровне: охраняемый въезд перекрывает всю дорогу, от которого еще метров 300–400 до платной парковки и там регулировщик-разруливатель за определенную мзду в 100 рублей поставит вашу машину на солнцепеке, зато на охраняемом.

Мы не захотели на солнцепеке, а охрана нам была нужна в самую последнюю очередь, тем более за деньги, поэтому приглядев солидную тень от дерева на дальней стоянке (которая, к тому же, оказалась бесплатной), просчитали её движение по солнцу и поставили машину так, чтобы вернувшись застать её ещё в тени.

Довольные своим таким удачным маневром, который сулил нам хорошее начало, отправились покупать билеты на экскурсию в усадьбу…

Но касса оказалась на незапланированном перерыве. Подождали…

и снова подождали…

опять подождали…

Плюнули и пошли в усадьбу, решив, что будем ориентироваться на месте.

Сама усадьба оставила неизгладимое впечатление. Поразило абсолютно всё.

Сегодня Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова — это один из крупнейших музеев-заповедников страны и один из самых известных в России и за ее пределами.

Нас так увлекли уютненькие и разнообразные по стилю домики каждый со своим названием и все по проектам художника, которые настолько сделаны с любовью и высоким вкусом, что могу поручится, что ничего подобного я не встречала.

самые оригинальные скоречники какие только нам доводилось встечать

Его территория (870 га) включает подлинный дом-музей, мастерскую художника «Аббатство», хозяйственные постройки, Троицкую церковь в с. Бехово, построенные по проектам В. Д. Поленова, а так же усадебный парк, сад, окружающие территорию усадьбы луга, леса, сельскохозяйственные угодья.

Это не усадьба помещика, это не усадьба в виде дачи российских господ высшего света. Это усадьба ХОЗЯИНА, где всё до малейших мелочей продумано и использовалось его творческими и трудовыми руками.

Красивенная сосновая аллея

идет мимо хозяйственных построек курятника, коровника и конюшни, которые со стороны настолько аккуратны и милы, что в них за счастье жить людям

Домики для коров и лошадей обнесены выложенным из камня забором под черепичной крышей

Поленово-Бёхово  ...как оно было

Перпендикулярно от этих хозяйственных дворов лежит летний театр

С легкой руки Василия Поленова он был назван — греческий театр. Мы с интересом его обошли и больше всего нас впечатлили именно лабиранты-подходы к самому театру.

Греческий театр
"Греческий театр"
заросли дикого винограда на подступах к "греческому театру"

Живописно заросшие диким виноградом плетенные сеточкой изгороди, размещенные в виде лабиринтов, буквально втягивают во внутрь

Поленово-Бёхово  ...как оно было
сцена греческого театра - летний театр
Поленово-Бёхово  ...как оно было

Ближе в главному хозяйскому дому, справа от него располагается живописнейшая хозяйственная постройка в европейском стиле фахверк

фахверк

Во времена жизни художника с торцевой стороны было хранилище садового инвентаря, с фасада, в самом большом помещении, была столярная мастерская Ивана Михайловича Никишина, который по чертежам Поленова делал лодки для поленовской флотилии. Восточная торцевая часть была амбаром, где хранилось зерно для лошадей. Сарай так и назывался «дяди Иванов сарай».

Теперь это очаровательное строеньице выполняет функции выставочного зала, где устраиваются выставки из фондов музея, связанные со знаковыми событиями в жизни и творчестве представителей поленовского рода и жизни усадьбы.

От этого кладовки-амбара-мастерской открывается самый лучший вид на усадебный дом В. Д. Поленова и его мастерскую под кодовым названием — аббатство, где довольно часто можно было встретить и его учеников и друзей за трудами творческими

Аббатство
"Аббатство"

Ведь среди поленовских учеников были столь именитые и яркие художники как К. Коровин, И. Левитан, А. Головин, а среди друзей — И. Репин, И. Шишкин, В. Васнецов.

главный дом и художественная мастерская Аббатсво
главный дом и художественная мастерская "Аббатсво"

На лужайке перед усадьбой разбита круглая клумба для подъезда экипажей, как это было не только модно в те времена, но диктовалось необходимостью при приеме гостей.

Последующие исторические события ВОВ оставили свой отпечаток на земле усадьбы. Дальше нее враг не прошел и об этом нам сообщает обелиск.

Чот нам с Аничкой взгрустнулось, как всегда при виде напоминаний об ужасах любой военщины…

обелиск на центральной круговой клумбе

Но день был погожый и жаркий, да и красоты вокруг было немеряно, посему настроение и позитивные мысли взяли верх. Разомлевшие на лавочке под солнышком и расслабленные мы вяло подошли к контролеру у входа в усадьбный дом, чтобы решить простой вопрос оплаты прохода на экскурсию на месте.

Оказалось, что в нашем случае надо ждать, когда наберется группа, ко всему прочему, здесь же не прошло и наше предложение об оплате на месте.

Потусовались, почесали репу, подумали — возвращаться за билетом вАААще не входило в наши планы. На том и порешили, что осмотрим для начала всю территорию усадьбы и её красивейшие окрестности, а уж на обратном пути, насладимся экспозицией в самом доме художника.

вид от дома на реку Оку

Для реализации своих намерений обошли здание усадьбы вокруг, прониклись гармоничной простотой гения художника

и пошли по тропинке к реке Оке

Поленово-Бёхово  ...как оно было
вид на реку оку и окские просторы от дома-усадьбы Поленова

Направление выбрали не избитое — не по Окской алле — по косой проторенной дорожке, а свернули напрямую к реке на еле приметную тропинку.

Поленово-Бёхово  ...как оно было

Она бежала по заросшему сосняку

Поленово-Бёхово  ...как оно было

и вывела нас на укромную опушку, где среди ветвей было при хозяине усадьбы Поленове организовано уединенное местечко для созерцания просторов Оки.

Нам так понравилось сидеть на этой милой лавочке у деревянного столика в тени листвы, что уже никуда не хотелось идти дальше. Почему то нам подумалось, что известный художник вполне мог сидя здесь, набрасывать разные эскизы его выдающихся картин

Из густой тени нас выпроводил свежий ветерок, который заблудившись среди чащи из ветвей и стволов, напитался прохладой.

Поленово-Бёхово  ...как оно было

Озябнув без движения в сумраке леса, мы пошагали дальше вниз по склону и вскорости вышли к изгороди, ограничивающей владения Поленовых от просторного заливного луга на вотсочном берегу Оки. Не исключено, что во время паводков он полностью затапливается талыми водами.

Мы не стали выходить за пределы усадьбы, а пошли вдоль забора, памятуя, что в той стороне на территории усадьбы есть еще интересующие нас домики

Поленово-Бёхово  ...как оно было

Вскоре в густой тени деревьев на взгорочке показалось строение под названием банька «Домик Прокофьева»

Ныне она служит мастерской для юнных дарований. Следы которых легко обнаруживаются прямо на открытой веранде

Поленово-Бёхово  ...как оно было
мальберт на веранде баньки домик Прокофьева
мальберт на веранде баньки "домик Прокофьева"
деталь "домика Прокофьева"

Побродив вокруг бывшей баньки, мы подались по едва заметной тропинке вверх к основной — Окской аллее.

Путь к ней нам преградил удачно восстановленный домик бывшего лодочного сарая — поленовского Адмиралтейства. Он служил ХОЗЯИНУ- сараем для зимовки лодок, построенного по типу фахверка в 1895 году

Адмиралтейство
"Адмиралтейство"
якорь около Адмиралтейство
якорь около "Адмиралтейство"

Сейчас это выставочный зал современной живописи, прости Господи… Лучше бы не заходили не то, что вспомнить нечего, а еще хуже…

Поленово-Бёхово  ...как оно было

Да уж теперича это вам не то, что давеча!!!

Читая о жизни Василия Поленова, я прониалась особой атмосферой идилческих картины — образчик духовного и высоко творческого стиля жизни поленовской семьи на берегу полноводной реки:

«в усадьбе он большую часть времени проводил в лесу — чистил, прорубал, лечил, и на реке, где много работал над дамбой, которой думал задержать песок и восстановить пляж, бывший в начале пребывания в этих местах: дамбу называл „восьмым чудом света“. Детей он тоже приучал чуть ли не с пятилетнего возраста плавать самостоятельно на лодках, грести, управляться с парусами. У каждого из детей были собственные лодки плоскодонки до семи лет, а с семи лет — килевые. Была одна большая лодка четырехпарная, на которой ходили на распашных: сам Поленов был капитаном, а дети матросской командой. Капитан был довольно суровый, и команда его побаивалась. Название большой лодки было „Яилатан“ — имя Наталия, прочтённое наоборот. Это было имя жены Поленова. Поленовым был сделан детям целый флот: были маленькие пароходы-буксиры, носившие названия пароходов, плававших по Оке. Баржи, на которых перевозили камни для строительства вдоль берега затонов, пристаней, дамб»

Художник, просветитель, общественный деятель, семьянин, отец, муж, сосед, архитектор, наставник, друг и мн. др и всё ему удавалось проявлять совершенно и гармонично!!!

Поленово-Бёхово  ...как оно было
выход из усадьбы к реке Оке
ворота на замке
вывеска с внешней стороне усадьбе

Тем временем мы с подружкой выходим за ворота усадьбы и через живописный мосток через небольшой овражек спускаемся к реке Оке

Поленово-Бёхово  ...как оно было

Которая тут же нас порадовала благолепными видами и наличием присутствия прекрасного пляжика.

Народ на нём во всю оттягивался… кто загорал, кто ловил рыбку, кто просто смотрел в никуда

пляж усадьбы Поленово
вдалеке заброшенная пирстань между Бёхово и Поленово
Поленово-Бёхово  ...как оно было

И эта атмосфера вневременья так на нас подействовала, что у нас у обеих хором помутился рассудок и мы, вдруг, спонтанно решили подождать катера, чтобы съездить в Тарусу.

Ждали… Ждали… Ждали…

Слава Богу, катерок не поспешил, потому что в какой-то момент солнышко зашло за тучки, потянуло прохладным ветерком… Он-то и привел нас в чувство:

— А что собственно мы тут ждём???

— Да и куда это мы собрались?

— а мы что знаем расписание корабликов?

— или у нас не стоит тут машина?

— а не дай Бог он придет и отвезет нас в Тарусу и окажется сегодня последним???

— и чО тогда?

От, такого нехитрого хода мыслей мы подскачили, как ужаленные. Прозрев, что ждать нечего у моря погоды, мы вспомнили про деревянную дальнюю деревеньку Бёхово на этом же берегу Оки

Поленово-Бёхово  ...как оно было

В ней есть святой источник и Церковка, тоже построенная по проекту В. Д. Поленова.

Тем более, что впереди призывно замаячил причал.

Так мы подались вдоль берега по проторенной дорожке, необдуманно застроив себя на маршрут в 6 км по кругу

Идти было приятно вдоль водицы, наблюдать за жизнью флоры, фауны и людей, активно проводящих свой отдых на реке Оке

флора Оки

Поленово-Бёхово  ...как оно было

Мы застревали над каждым кустиком, цветочком

Поленово-Бёхово  ...как оно было

Ловили, изобретательно маскирующихся от нас в траве лягушек

фауна Оки

А когда коротко ли долго ли, но в итоге подошли к высокому косогору, с Бёховским погостом, за которым и была нужная Церковка Поленова со всей очевидностью поняли, что обе находимся в предобморочном состоянии — дюже солнышко припекло наши головушки.

На косогор ведет довольно крутая лестница, то что она идёт в тени стало единственнным нашим спасением. Мы отстаивались на ней и отсиживались и отлеживались

лестница от реки Оки в село Бёхово

Поленово-Бёхово  ...как оно было

Но таки-то поднялись до самого верху.

Здесь мы были очередной раз приятно удивлены тем, что на косогоре по-последнему слову милиорационной мысли выполена дренажная система.

Поленово-Бёхово  ...как оно было

Не зра же одно из основных направлений деятельности музея — развитие и рост заповедника, полная мемориализация исторического ландшафта, создание уникального национального парка на севере Тульской области, в верхнем течении реки Оки, парка-заповедника среднерусского пейзажа

Ведь Поленов, поселившись на окском холме, сумел бережно сохранить удивительную красоту окского пейзажа. В настоящее время территория музея-заповедника с окрестными лесами и лугами представляют мало измененный участок естественной природной и историко-культурной среды

Все такие явные и конкретные признаки интенсивной работы сотрудников музея и такое заботливое радение о достояниях земли русской — похвально! Именно это взбодрило нас пуще хорошего ушата воды на солнцепеке и мы бодренько припустили по живописнейшей дорожке вокруг косогора с погостом к поленовской Церковке

Здесь же влево находится ответвление к святому источнику. Но там буйной толпы было не меряно по случаю выходного дня, что притомозило наше намерение немедленно испить святой водицы…

Так мы миновали святой источник и поднялись к Церковке

Церковь Святой Троицы (с. Бехово) построенная по проекту В.Д. Поленова

Вот где поистине благодатное место с благолепными видами на Оку реку! Сердце замирает!!! В самом храме тоже здорово-прездорво!

Поленово-Бёхово  ...как оно было

дорожка от храма мимо погоста к реке Оке

Мы, словив очередную порцию полнейшего счастья, решили перехитрить сами себя и обратно в Усадьбу пойти другим путем

Поленово-Бёхово  ...как оно было

Толи у нас на солнцепеке основательно поплавились мозги, то ли мы так напугались, что возможно поплавятся на обратном пути напротив солнца с его отражением от воды …

Но нам обеим разом, вдруг, втемяшилась, что по проезжей дороге будет возвращаться покороче и побыстрее и, вроде как, там растут деревья стройными рядами со стороны солнца, загораживая его во второй половине дня от праздношатающихся.

Решили — сделали. Но когда ещё шли деревенскими улочками и по теньку — всё было именно так и всё радовало

Поленово-Бёхово  ...как оно было

Зато, как только вышли на дорогу, по которой предстояло идти большую часть пути, вот тут то мы поняли, что основательно попали. Прямая голая дорога без единого деревца впереди обрекала нас сожалеть о неправильно сделанном выборе.

Я забыла упомянуть, что по легкомыслию и наивности, мы решили, что осеннее солнце не злое и сильно не пирпекает, посему мы обе оказались без каких-либо головных уборов и даже без солнечных очков!!!

Как мы дотащились до КПП в усадьбу я помню смутно. Знаю одно, что я спасительно трещала, так как Аничка держалась за нить моего голоса, как утопающий за соломинку. Каких только я не вспоминала историй из своей богатой на приключения путешественнической жизни…

Но почему то в голову лезли самые безрадостные из них. Но Аня сказала, что ей все равно о чём, лишь бы я говорила и говорила без умолку. Тут ещё кончилась вода…

Те несчастные 300–400 метров от шлагбаума до нашей машины нам показались дорогой длинною в жизнь.

Благо там нас ждал чаёк со специями, который отрезивл наши мозги. И мы все еще горя желанием наведаться в музей повернули в усадьбу на второй круг.

Но тут на оказию случилось поперек пути увидеть симпатяшный туристический центр, который вначале дня нас не понял и не продал нам желанные билеты на экскурсию

Мы снова сделали заход в него и не с того боку-краю… в смысле, хотели сократить дорогу и пошли напрямую через кафе.

И вот тут и наши тела, и ноги, и наш разум отказались нас слушаться, заземлившись у одного из столиков. Не успели мы присесть, тут как тут, как лист перед травой, нарисовалась официантка, а наши языки помимо нашей воли — идти за духовной пищей в музей — стали перечислять блюдЫ и напитки…

Ох, и вкусно же было нам! . и кстати, вполне себе по цене приятно и доступно!

Немного спустя, на горизонте, нарисовалсь свадьба на разукрашенном цветами и кольцами лимузине

Поленово-Бёхово  ...как оно было

Мы вдохновленные тем, что всегда и везде считается хорошей приметой — встретить свадьбу, еще больше расстеклись в лучах заходящего солнца и больше не помышляли ни о какой экспозиции из картин, так как музей уже закрывался

Поленово-Бёхово  ...как оно было

Глядя на счастливых молодеженов, сорадовались им, что начинают свою совместную жизнь в таком благолепном месте!!! Так дополнительно убеждались, что усадьба Поленово любимый уголок, несмотря на то, что находится не близко от многих населенных пунктов.

И мы однозначно для себя решили, что приедем сюда ещё, Бог даст, не раз — уж очень мы всем здесь прониклись!

… только непременно сделаем работу над ошибками…

P. S. Обязательно одевайте в Поленово головные уборы. Носите солнцезащитные очки, даже в пасмурный день и не ходите по дороге от Бёхово, а возвращайтесь по тропинке строго вдоль реки.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автобусные туры