Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была 19 апреля 20:59

Оттава — Канада Сентябрь 2014
Путешествие в страну кленовых листьев. Оттава

Город стал компромиссом при выборе столицы государства — мудрая королева Виктория самолично назначила Оттаву главным городом юной Канады, чтобы пресечь всякие поводы для недовольства французской и английской сторон. Торонто и Монреаль равно претендовали на звание столицы, и оба города остались ни с чем. Есть легенды, как долго и неспешно выбирала королева столицу, и решила судьбу города ее нарядная шляпная булавка, наугад воткнутая в карту. Но я не очень верю в подобное — слишком умной женщиной была Виктория, чтобы доверить решение столь важного вопроса какой-то булавке…

Канадцы произносят название столицы с ударением на первую «О» и очень не любят, когда название произносится неправильно. Словно тайный пароль, позволяющий отличить «своего» от «чужого» звучит название канадской столицы. Поэтому, не забывайте и называйте так, как принято в Канаде — Оттава.

Название «Оттава» с индейского переводится как «Место встреч», так же звали и индейцев племени алгонкинов, населяющих эти земли. Когда-то, до того как Канаду завоевали белые люди, место служило для торговых встреч и совершения сделок алгонкинами. Здесь производился обмен товарами, добычей и, кто знает, может и скальпами. Первые поселенцы по достоинству оценили место, где сливаются реки Оттава и Ридо и основали здесь свое поселение.

Путешествие в страну кленовых листьев. Оттава

Жители деревушки занимались прокладкой канала, соединившего реку Оттава и озеро Онтарио. Главным на строительстве канала был Джон Бай, его имя и дало название городу Байтаун. Город быстро рос, расширялся и развивался, и уже в 1854 году получил свое нынешнее имя — Оттава.

Географически Оттава расположена очень удобно: до Монреаля — 2 часа пути, до Бостона — 6 часов, до Нью-Йорка — 7 часов, до Торонто или Квебека — 4,5 часа, до Ниагары — 6 часов, до Вашингтона — 12. Вот и катаются жители города на длинные уик-энды по всей стране, пользуясь хорошими дорогами и небольшими расстояниями.

Оттава двуязыкий город. Квебекская часть говорит на французском, но и английский знает отлично, соответственно и вторая половина города знает французский, хоть и говорит на английском. Дети растут в двуязыкой среде как минимум, а с учетом того, что иммигрантов в Канаде немало, то маленькие канадцы знают несколько языков практически с рождения. Прислушиваться к речи коренных жителей — особое удовольствие. То, как совершенно незаметно для себя они перескакивают с языка на язык, перемешивая фразы в совершенно непереводимый непривычному уху коктейль, было очень интересно. Даже парламентарии на заседаниях парламента привычно общаются на двух языках сразу.

Только в Оттаве можно переходить из почти Англии в почти Францию, всего лишь переехав через мост. И разница очень заметна — меняется архитектура, сама атмосфера. Кажется, что так не бывает, но стоит там оказаться самому и понимаешь, что в Канаде бывает еще и не такое!

Оттава совсем не похожа на столицу. Ну как может быть столица без огромных пробок на дорогах, спешащих прохожих, суетного и стремительного ритма жизни, смога, висящего над городом и закрывающего крыши небоскребов? Оказвается, может!

Начну с того, что в Оттаве практически нет небоскребов — аккуратные дома в окружении зелени, садов, цветов, парков. Белки, ощущающие себя хозяевами города, а потому не нахальные, а очень даже доброжелательные и охотно позирующие. Дети, никуда и никогда не спешащие. Мамы с колясками. Стар и млад, занимающийся спортом и ратующий за здоровый образ жизни.

А еще воздух — читый, прозрачный, вкусный. В центре столицы пахнет не бензином и выхлопами, а травой, хвоей, свежестью и цветами. Растениям здесь комфортно, в Оттаве что только не растет, правда, в чуть измененном виде. У березы листья круглее и с гладким краем, у дуба круглые желуди и лист сглаженнее — то ли климат их так изменил, то ли на канадской земле все чуть иначе выглядит — этого я не знаю.

Промышленных труб, дымящих и чадящих, тут нет и в помине. Но зато есть крупный порт и развиваются высокие технологии.

Жители Оттавы настолько неспешны и неторопливы, что это совсем уж никак не связывается со столичным темпом жизни — а они именно так живут, и это всех устраивает.

Город, помимо франко и англоговорящих частей, поделен на Верхний — буржуазный, практически символ власти, и Нижний — город ремесленников и рабочих.

В Оттаве очень много парков, обойти все под силу только тем, кто живет в городе на постоянной основе. Нам посчастливилось побывать в одном из них — парке, где расположен Ридо-холл, официальная резиденция генерал-губернатора Канады. Здесь проводятся дипломатические встречи, официальные приемы, останавливаются монархи, приезжающие в Канаду.

Путешествие в страну кленовых листьев. Оттава

Вход в парк перекрыт шлагбаумом и на входе стоит очень представительный канадец. Но шлагбаум просто запрещает въезд в парк транспорта, чтобы не пугать белок и не портить красоту лужаек. Мы же прошли беспрепятственно.

Путешествие в страну кленовых листьев. Оттава

Идеальная осень встретила нас в этом парке, та осень, какую можно увидеть лишь на картинках — пестрая, солнечная, с летящими паутинками и солнечными лучами, запутавшимися в разноцветной листве. Огромные лужайки, укрытые осенним ковром листвы, собрали невероятное количество белок. Белочки в Канаде все черные, темпераментные, но дружелюбные. Совершенно не обращая внимания на нас, белки искали желуди и утаскивали свою добычу в гнезда, стараясь, чтобы мы все же не заметили, где хранятся запасы их еды — доверяли они нам не полностью.

Путешествие в страну кленовых листьев. Оттава

Аккуратные аллеи парка засажены именными деревьями. В парке есть традиция, после официального приема важных гостей, высаживается дерево. Коллекция собралась огромная — принцесса Диана, Елизавета Вторая, Дж. Кеннеди, Кофи Анан. Таблички указывают кто, когда, зачем и почему посадил то или иное дерево. Все прочитать было просто невозможно, но знакомые имена выхватывались на ходу.

Путешествие в страну кленовых листьев. Оттава

Во время Второй мировой войны Канада предоставила убежище королевской семье Нидерландов именно в Ридо-холле. После войны, в благодарность приютившей их стране, принцесса Юлиана прислала в Оттаву луковицы 100 000 тюльпанов. Весной, в мае, в Оттаве проходит ежегодный фестиваль цветов, когда город превращается в цветущий сад тюльпанов.

Встретились в парке и тотемы, то ли инуитов, то ли алгонкинов — точно не скажу, уточнить было не у кого. Тотемов много, нужно просто поискать их по парку.

Путешествие в страну кленовых листьев. Оттава

Парк сложно назвать уединенным — группы туристов прибывали все время, пока мы там релаксировали среди деревьев и белок. Но размеры парка огромны и три автобуса с китайскими туристами затерялись на просторах, почти не мешая слушать тишину и фотографировать красоту.

Путешествие в страну кленовых листьев. Оттава

Расположен этот парк в очень уединенном месте, далеко от центра города, но красота его компенсирует все превратности доезда до этого отдаленного места.

Гуляя по Оттаве, все время ловишь себя на сравнении — вот это — самая настоящая Англия, а вот это — Франция. На одной площади могут располагаться сразу несколько достойных туристического внимания объектов.

Национальная галерея Канады.

Путешествие в страну кленовых листьев. Оттава

Совершенно современное здание из стекла и гранита, немножко космическое, нереальное и парящее в закатных лучах. Это лучшая картинная галерея Канады. Изначально идея музея заключалась в популяризации и сохраненияя произведений искусства именно канадских мастеров. Но и мировые шедевры в галерее представлены весьма достойно. Девиз галереи:«Культивировать правильный художественный вкус у канадцев и поощрять их интерес к изящным искусствам». Основана галерея была в 1880 году, но в это здание переехала лишь в 1988 году.

Перед входом стоит «Мамаша» Луизы Буржуа.

Путешествие в страну кленовых листьев. Оттава

Высоченная паучиха, около 10 метров, кажется готовой в любую минуту сорваться с места и устремиться по своим паучиным делам. Каждый уважающий себя турист стремился встать рядом для фото на память. Застать паучиху в одиночестве было очень непросто. Почему именно паучиха — потому что под брюхом мешок, заполненный 26 мраморными яйцами белого цвета.

Канадская паучиха считается шестой по счету скульптурой художницы и последней. Сама Луиза говорила, что посвятила паучиху своей матери, которая была ее лучшим другом и всегда была умна и дружелюбна, как паучиха.

Вся серия пауков под общим названием «Мама» разбросана в Японии, Испании, Великобритании, Южной Корее и Канаде.

Справа от галереи есть и свой Нотр-Дам, самая известная католическая церковь Канады.

Путешествие в страну кленовых листьев. Оттава

Нотр-Дам — кафедральный собор архиепархии Оттавы (1832 год), внесен в реестр национальных памятников Канады. Собор хорошо виден с Парламентского холма, красив и вблизи, особенно в лучах заходящего солнца. Служба в соборе ведется, конечно же, на двух языках. Собор получил свою известность за сочетание неоклассической и неоготической архиектуры. И стоя рядом с собором, совершенно невозможно поверить, что это не Европа.

Памятник миротворцам.

Путешествие в страну кленовых листьев. Оттава

Расположен между собором, Парламентом и Национальной галереей. Единственный в мире памятник, посвященный миротворческим операциям! Открыт в 1992 году, в память о 110 000 солдат, участвующих в миротворческих операциях с 1948 года. Памятник изображает трех солдат-миротворцев, один из которых женщина, стоящих на камне, проходящем через обломки войны, что и символизирует разрешение конфликта.

Есть неподалеку и то ли памятник, то ли просто тотем, как память о тех, кто был первым на землях Канады.

Путешествие в страну кленовых листьев. Оттава

Место, где расположены все эти памятники и музей, находится недалеко от канала Ридо, отделяющего Парламентский холм. Улицы не лишены своего очарования, похожи на самую настоящую Европу и только развевающиеся канадские флаги и кленовые листья помогают не потеряться в пространстве.

Музей цивилизации.

Путешествие в страну кленовых листьев. Оттава

Крупнейший исторический музей Канады, находится на другом берегу, в Гатино, в квебекской части Оттавы. В музей мы не попали и целью нашей было полюбоваться Парламенским холмом, рекой и видами онтарийской части Оттавы с холма перед музеем. Погода постаралась и приберегла для нас чудесный солнечный вечер, порадовав всеми возможными переходами закатных красок.

Путешествие в страну кленовых листьев. Оттава

Было не просто красиво — было фантастически красиво! Тишина предзакатного часа разливалась над рекой, не нарушаемая почти ничем, солнце дарило тепло, подсвечивая все вокруг в мягкие золотые цвета, величественные шпили возносились высоко в небо и появилось ощущение невероятного умиротворения и восхищения миром, способным подарить такую красоту.

В тот вечер я даже не догадывалась, что капризное канадское солнце давало почти последнюю гастроль, прощаясь с нами до самой Ниагары…

Путешествие в страну кленовых листьев. Оттава

Следующий день был хмурым, с пронизывающим холодом и ветром, и посвященным канадскому Парламенту.

Путешествие в страну кленовых листьев. Оттава

На Парламентском холме построен Парламент Канады (1876 год).

Вокруг Парламента огромный парк, где много зелени и очень много памятников историческим персонам, так или иначе связанным с историей страны. В парк можно проходить бесплатно и беспрепятственно.

В парке стоит памятник Елизавете Второй — верхом на лошади, в мундире, достаточно молодая Елизавета смотрит на вас с высоты своего положения.

Путешествие в страну кленовых листьев. Оттава

Есть в парке и другие скульптуры.

Перед парламентом — огромное зеленое поле. В теплые летние дни здесь можно понаблюдать развод караула. Гвардейцы в красных мундирах и высоких медвежьих шапках воспроизводят старинный ритуал смены караула у стен Парламента.

Летом можно полюбоваться конной полицией, патрулирующей Парламент. Холодная осень лишила нас этих ярких развлечений, подсунув взамен ледяной ветер, низкую дымку и тяжелые облака, к которым все время приходилось обращаться с просьбой не проливаться хотя бы дождем…

День Канады — 1 июля, национальный праздник, который проходит именно на Парламентском холме и собирает очень много канадцев.

Перед Парламентом есть интересный фонтан — не фонтан, огонь — не огонь, а то, что названо «Огонь столетия».

Путешествие в страну кленовых листьев. Оттава

Зажжен этот огонь в 1966 году, в честь 100-летия Канадской конфедерации. В центре горит огонь, вокруг него — течет вода, а по бортику расположены гербы 12 областей Канады.

Вокруг огня всегда толпа туристов, наблюдающая, как газ пузырится, пробиваясь из толщи воды и вспыхивает, вырвавшись на свободу.

Здание Парламента увековечено на канадских купюрах. Восточный блок украшает лицевую часть стодолларовой купюры, а западный — пятидолларовую купюру.

Неоготический стиль здания подтвержден многочисленными горгульями, украшающими башни. Испокон веков они отпугивают злых духов от здания, ну и по совместительству служат водостоками в сильные ливни. С обязаннстями справляются хорошо, а потому и прижились рядом с канадской властью. Их очень хорошо видно на Часовой башне.

Путешествие в страну кленовых листьев. Оттава

Башня с часами, она же Башня Мира, в которой расположены Сенат и Палата Общин.

С этой башни открывается чудесный панорамный обзор на Оттаву. Можно полюбоваться куполом Библиотеки Параламента, в которую мы эдак запросто прошли, чтобы посмотреть, но которую строго-настрого было запрещено фотографировать. Схулиганить и снять библиотеку от колена у меня не вышло, смотрели в руки, что называется. А жаль — красота, да еще какая! Говорят, раньше можно было фотографировать.

Путешествие в страну кленовых листьев. Оттава

С башни видно далеко. Так далеко, насколько позволяет погода. Нам не сказать, чтобы очень повезло, но дождя не было и на том спасибо. Разглядели шпили Нотр-Дам, где еще вчера грелись под солнечными лучами.

Путешествие в страну кленовых листьев. Оттава

Национальная галерея хмурым серым утром тоже не сияла лучами.

Да и Музей Цивилизации проигрывал, без эффектной солнечной подстветки.

Путешествие в страну кленовых листьев. Оттава

Памятник месье Шампену, географу и открывателю канадских земель, тоже хорошо заметен с башни.

И конечно же мосты, которых в Оттаве очень и очень много.

Путешествие в страну кленовых листьев. Оттава

Подниматься на башню стоит однозначно — виды Оттавы предстают во всей красе и даже не слишком чистые стекла не будут препятствием для фотографирования.

Путешествие в страну кленовых листьев. Оттава

Перед Парламентом процветает протестное движение. Теперь, слыша по телевидению о той или иной акции протеста перед канадским Парламентом, я на это сообщение не реагирую практически никак — это у них такое развлечение. И канадцы чувствуют себя активными в социальном плане, и протестное движение не скучает, и парламентариям есть чем себя занять. В обязанности парламентариев в обязательном порядке включено ежедневное общение с протестующими активистами. Каждый день они выходят «к народу», чтобы поговорить о том-о сем и «уважить» своим вниманием.

Путешествие в страну кленовых листьев. Оттава

Самое интересное было, когда выехав из Оттавы, мы параллельным курсом продолжили двигаться с парой автобусов, наполненными именно этими протестующими господами, которых организованно и культурно отвозили домой, в их отдаленный от Оттавы городок. Комментарии излишни, как говорится…

Парламент было интересно посмотреть изнутри, что нам удалось и о чем я совершенно не жалею! Про эту экскурсию я обязательно расскажу отдельно, потому как иначе мой отчет грозится растянуться и убежать в бесконечность…

Вокруг Парламента мы тоже погуляли вволю, любуясь видами на Оттаву и узнавая места, изученные накануне.

Путешествие в страну кленовых листьев. Оттава

Реставрационные работы несколько затруднили нашу исследовательскую деятельность и проникнуть во все закоулки оказалось несколько проблематичным. Забравшись так далеко, что нас вежливо попросили повернуть обратно, мы тем не менее, обошли здание почти по кругу.

Путешествие в страну кленовых листьев. Оттава

Как всегда, мне не хватило нескольких дней для более полного и тщательного изучения Оттавы. Задержавшись неприлично долго в Парламенте и вокруг него, дальше пришлось ускоряться. А ускоряться, как раз и не хотелось — Оттава не терпит суеты. Чудесная архиектура манила и требовала тщательного ознакомления. История подкидывала интересные сюжеты, на которые так хотелось найти все ответы. Улицы звали неспешно прогуляться, заглядывая в сувенирные магазинчики и покупая бесчисленные подарки.

Путешествие в страну кленовых листьев. Оттава

И только дорожные знаки понимали, что времени остается все меньше и меньше и недвусмысленно намекали, что пора ускориться и взять хороший темп…

Путешествие в страну кленовых листьев. Оттава

Мы еще раз вернулись к Парламенту. Величественное здание проводило нас, пожелав счастливого пути и хорошей погоды. Симпатичные полицейские, обрадованные рассосавшимся протестом и пустеющей лужайкой, предложили фотографию на память. Кто ж откажется?

Город, где французское уживается с английским, вопреки устоявшимся во всем мире историческим параллелям и вечной войне на страницах романов Фенимора Купера, поразил и покорил. Своей необычностью. Своей терпимостью. Своей чистотой и красотой, бушующей зеленью и скромно спрятавшимися домами. Своими жителями, совершенно незаметно для себя перепрыгивающими с одного языка на другой. И даже своими черными белками, ничего и никого совершенно не опасающимися. Словно здесь нечего и бояться…

Оттава тихонечко становилась воспоминанием…