Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 16:13

Орел — Россия Апрель 2014

В России много городов, одни из них славятся какими-то ремёслами, другие красотой пейзажей, а Орёл известен тем, что это родина писателей И. С. Тургенева и Л. Н. Андреева, философа М. М. Бахтина, историка Т. Н. Грановского. С Орлом связаны жизнь и творчество Н. С. Лескова, А. А. Фета, А. Н. Апухтина, родившихся в Орловской губернии, И.А Бунина и многих других выдающихся людей.

В годы правления Петра I город получил статус центра провинции, а в конце XVIII века стал центром Орловской губернии, куда входила значительная часть нынешних Брянской и Липецкой областей. Расположенные вокруг Орла плодородные земли привлекали сюда виднейшие дворянские семьи, благодаря чему город стал средоточием дворянской культуры.

«Орёл вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу Родины никакой другой русский город». Так писал о городе писатель Николай Сергеевич Лесков.

В Орле много мест, связанных с писателями и литературой. Сегодня мы погуляем по литературным местам города.

Дом книги с бюстами русских писателей и поэтов на фасаде

В историю русской литературы Орёл вошел прежде всего как родина И. С. Тургенева. Здесь он родился в 1818 году, детство провел в имении своей матери Спасское-Лутовиново, куда возвращался неоднократно в течение жизни и где написал многие свои произведения («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети»). В городе с его именем связано многое. Имя Тургенева носят улица, где он родился, областной драматический театр, педагогический институт, средняя школа, городская библиотека.

Местная достопримечательность — уютный сквер «Дворянское гнездо» на берегу реки Орлик. Он был открыт в 1903 году и сразу стал культурным центром города и любимым местом отдыха горожан. От этом парке в своих произведениях упоминали Бунин и Лесков. Считают, что прототипами героев романа «Дворянское гнездо» Тургенева были представители дворянских семей города, жившие рядом. А за основу образа главной героини романа, Лизы Калитиной, Тургенев взял жизнь молодой дворянки Евдокии Коротневой, которая росла и воспитывалась в фамильном доме орловской усадьбы. Есть «Дом Лизы Калитиной» рядом с этим сквером, вернее то, что от него осталось и за забором.

Орёл литературный

Сразу же в сквере был установлен бюст Тургенева, но тот, который мы видим сейчас, работы Г. П. Бессарабского, установлен в 1971 году. Беседку-ротонду, которую называют Тургеневской, поставили в 1967 году во время реконструкции сквера.

Орёл литературный

Ландшафтный парк «Дворянское гнездо» объявлен охранной зоной. Людей там гуляет много, кто купается в Орлике, кто устроил пикник. Парк очень симпатичный! Вот если бы еще не мусорили.

Еще есть в Орле сквер Памяти И. С. Тургенева, в котором в 1968 году к 150-летию писателя установили ему памятник работы Г. П. Бессарабского.

Орёл литературный

Торговый центр на улице Ленина называется «Малиновая вода».

Рядом с ним есть интересное здание, бывшее здание гостиницы купчихи Е. К. Иордан, построенное в середине XIX века по проекту архитектора Д. В. Орехова. Она упоминается в письмах И. С. Тургенева. Возможно, писатель останавливался в ней в свой приезд в Орёл в 1858 году. В конце 1859 года здесь проживал писатель-фольклорист П. И. Якушкин. Здесь бывал и И. С. Бунин.

Орёл литературный

Еще один русский писатель, родившийся в 1831 году в Орловской губернии, — Николай Семёнович Лесков, о котором писали:«Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть».

Дом-музей Н. С. Лескова открыт в доме №9 по улице Октябрьской в 1974 году. Это дом, где прошли детские годы писателя. Основу экспозиции составляют его подлинные вещи. Воссоздан его последний литературный кабинет в Петербурге.

Орёл литературный

На берегу Орлика рядом с Александровским мостом разбит сквер Лескова, а рядом на небольшой площади в 1981 году установлен памятник Н. С. Лескову и героям его произведений. Рядом здание гимназии, в которой учился Лесков, и церковь Михаила Архангела, которая упоминается в нескольких его произведениях.

Вокруг на колоннах стоят Левша, и «очарованный странник» с цыганкой Грушей, и леди Макбет Мценского уезда Катерина Измайлова, Любовь Онисимовна с Аркадием из «Тупейного художника», лесковские праведники — протопоп Туберозов, отец Захарий и дьякон Ахилла из романа «Соборяне». Все они связаны с малой родиной их создателя.

Орёл литературный

В Орле несколько десятков улиц, которые связаны с литературой, то есть носят имена знаменитых писателей, поэтов или критиков. Вернемся в район Дворянского гнезда на улицу Салтыкова-Щедрина.

Дом № 1 — это памятник архитектуры XIX века (Дом купца Бакина), его называют Домом Писателей, так как здесь находится Орловское отделение Союза писателей России и издательство «Вешние воды».

Орёл литературный

На доме установлена мемориальная доска в память о писателе Петре Проскурине, который в 1964–1968 годах жил в Орле.

Рядом с домом в 1997 году установили памятник поэту А. А. Фету, уроженцу Орловской губернии.

Орёл литературный

Свернем на улицу 7 ноября. Здесь в одноэтажном деревянном доме на кирпичном фундаменте под номером 24 размещается «Дом-музей Т.Н Грановского», филиал литературного музея И. С. Тургенева. Т. Н. Грановский — знаменитый русский историк и общественный деятель первой половины XIX века.

В музее находятся портреты Т. Н. Грановского, его современников, фотокопии документов, библиотека историка, высказывания о Грановском Н. Г. Чернышевского, Н. А. Некрасова, А. И. Герцена, фотографии родных и близких. Другой зал посвящен жизни и творчеству выдающегося русского критика и публициста Д. И. Писарева, который также родился в Орловской губернии.

Дальше по улице проходим мимо здания дирекции музея И. С. Тургенева,

затем мимо еще одного здания XIX века, на котором есть табличка «Здание бывшей губернской художественной школы».

Орёл литературный

Сворачиваем в Георгиевский переулок и выходим к музею И. А. Бунина. Музей открыт в 1991 году в здании середины XIX века. Годы, прожитые в Орле, занимают очень важное место в биографии Бунина. Здесь вышла первая его книга «Стихотворения 1887–1891 годов». В «Орловском вестнике» были напечатаны впервые его рассказы «Первая любовь», «Божьи люди», «Воргольский помещик», статьи о Н.Успенском и Т.Шевченко. Здесь же впервые был опубликован труд, обессмертивший имя И. А. Бунина в истории русской литературы, — перевод поэмы Г. Лонгфелло «Песня о Гайавате».

Из воспоминаний Бунина: «В бессонные ночи в Париже я нередко вижу… древний Мценск, тенистые аллеи Спасского-Лутовиново. Не так давно видел себя во сне молодым, веселым, на берегу Орлика… Когда я вспоминаю о родине, передо мною прежде встает Орел…».

На Пролетарской горе, рядом с местом, где Орлик впадает в Оку, в 1995 году установлен памятник И. А. Бунину.

Орёл литературный

Но пока проходим дальше через Литературный сквер к музею И. С. Тургенева на улице Тургенева, 11. Это — старейший литературный музей России, он был основан в ноябре 1918 года в честь 100-летия со дня рождения великого писателя. Музей занимает два расположенных рядом здания. В одном из них развернута литературная экспозиция, а в другом размещается мемориально-бытовой отдел, где собраны подлинные вещи и мебель, принадлежавшие И. С. Тургеневу.

Следующее здание № 13 на улице Тургенева — Музей писателей-орловцев. Этот особняк построен в 1850–1852 годы по проекту архитектора И. Ф. Тибо-Бриньоля — бывший дом орловского вице-губернатора Н. П. Галахова, жена которого Ольга Васильевна, урожденная Шеншина, была племянницей поэта А. А. Фета и наследницей И. С. Тургенева. В музее развернуты экспозиции, посвященные творчеству поэта А. А. Фета, писателей конца ХIХ — первой половины ХХ веков Л. Н. Андреева и Б. К. Зайцева, М. М. Пришвина, автора художественных биографий А. С. Пушкина и И. С. Тургенева — И. А. Новикова. Основу экспозиции музея составляют подлинные вещи писателей, воссозданы интерьеры их рабочих кабинетов.

Орёл литературный

Улицу Тургенева пересекает улица Максима Горького. Эта улица необычайно богата на литературные достопримечательности.

За перекрестком расположено солидное здание Управления МВД России по Орловской области. На его месте когда-то находился дом генерала А. П. Ермолова. Здесь герой Отечественной войны 1812 года, недавний наместник Кавказа встречался с приехавшим 1829 году в Орел Александром Пушкиным.

На стене здания УВД есть памятный знак, на котором барельеф с изображениями Ермолова и Пушкина и текст: «Из Москвы поскакал я на Калугу, Белев и Орел и сделал таким образом, двести верст лишних, зато увидел Ермолова».

Орёл литературный

Идем дальше по улице Максима Горького. В доме № 23 находится самый молодой музей Орла — музей М. М. Бахтина. Михаил Бахтин — философ, литературовед, лингвист, музыковед, выдающийся мыслитель XX века, труды которого переведены на все основные языки мира. Музей расположен в здании, построенном в 2003 году на месте бывшей усадьбы отца философа. В одном из флигелей этой усадьбы родился Миша Бахтин. Кроме музея здесь ресторан и гостиница, правда с литературным названием.

Выходим на главную городскую площадь — площадь Ленина. Напротив здания областной администрации находится Орловский государственный академический театр имени И. С. Тургенева. В этом здании в 1976 году он открыл свой 161 сезон спектаклем «Дворянское гнездо». Сейчас здание на реставрации к 450-летию города.

Орёл литературный

На площади стоит ничем не примечательное здание гостиницы «Русь». В стоявшем когда-то на её месте доме губернатора чуть более двух веков назад родилась Анна Керн… И по этой улице в 1829 году, по всей вероятности, въезжал в Орел по пути из Белева Александр Пушкин.

На стене следующего жилого дома также табличка о том, что здесь жил известный поэт Дмитрий Блынский. К своему стыду я ничего о нем не знала. Его называют «орловским Есениным».
«Пойдем в мой край,
В поля, в луга Орловщины,
Нигде я лучше края не встречал.
Я тут на „ты“
С любым ручьем и рощею,
Тут для меня
Начало всех начал».

Орёл литературный

Следующее «литературное» здание — Областная библиотека имени И. С. Бунина. Здание построено в 1958 году на месте взорванного в 1940 году кафедрального Петропавловского собора.

17 октября 1992 года в сквере перед зданием библиотеки открыт бюст писателю И. А. Бунину скульптора О. А. Уварова.

Орёл литературный

В Университетском сквере на улице Комсомольской рядом с одним из корпусов Орловского университета есть два памятника. Один — памятник А. С. Пушкину, открытый в честь 200-летия со дня рождения поэта. Здание за ним — тоже памятник архитектуры — бывшее реальное училище, открытое в 1873 году в доме купца Калашникова на Болховской улице. Училище носило имя Великого князя, цесаревича, будущего императора Александра III.

Второй — памятник Сергею Есенину скульптора Н.Извекова, открыт 28 сентября 1991 года на месте, где был дом жены поэта Зинаиды Николаевны Есениной-Райх, к которой неоднократно он приезжал.

Орёл литературный

На улице Карачевской, в доме № 61 родился Петр Потемкин (1886 — 1926) — поэт и драматург, один из ведущих авторов журнала «Сатирикон».

На Пушкарной улице в доме, где прошли детские и юношеские годы писателя, есть дом-музей Л. Н. Андреева.

И это не всё: Орёл посетили в свое время Н. М. Карамзин, Н. В. Гоголь, Т. Г. Шевченко, здесь бывал Л. Н. Толстой. Не зря с Орлом связаны лучшие произведения русской литературы XIX века, и Орёл наряду с Москвой и Санкт-Петербургом считают крупным литературным центром.