Турист Ярослав Глухов (YaroslavGlukhov)
Ярослав Глухов — был сегодня 0:13
Молодой учёный-африканист

Пермь — Россия Август 2014

Эта прогулка у нас не была запланирована, просто, незадолго до прогулки нам пришла мысль, а не пройтись ли нам по Коммунальному мосту и Компросу? Итак, вот, 2 августа, мы садимся в машину и едем. Папа высадил нас в Камской Долине, на другом берегу от центра Перми. Нам предстояло пройти немного по улице Спешилова до Коммунального моста. Улица названа в честь пермского писателя Александра Николаевича Спешилова (1899–1985), автора романа «Бурлаки». А. Н. Спешилов родился 5 октября в деревне Тупица Слудской волости Пермского уезда, участвовал в Гражданской войне на стороне Красной Армии, награждён медалями «За боевые заслуги» и «За трудовую доблесть».

По пути у нас только один перекрёсток с улицей Борцов Революции, о которой я расскажу отдельно. И вот мы не замечая уже заходим на Коммунальный, или как его называют в народе Старый мост.

Мы шли с левой стороны, так как отсюда открываются потрясающие виды на Пермь, справа же только порт с кранами. Отсюда же виден Городской пляж Перми — узкая полоска песка.

Прогулка 8 километров по Перми. Часть I, Камская

Ещё немного мы идём по мосту и уже видим замечательные виды на Пермь и на реку Каму — главную артерию Пермского края. Кама разделяет край на Западный и Восточный, тем самым «разрывая» его на две части.

Теперь про сами виды с моста, я буду показывать и рассказывать с севера на юг, то есть на фотографии слева направо.

Прогулка 8 километров по Перми. Часть I, Камская

Если смотреть в бинокль не на берег, а на Каму, то в самом-самом «конце» можно увидеть строение, перегораживающее её. Это КамГЭС — главная достопримечательность Гайвы — одного из микрорайонов Перми. О ней мы поговорим в следующий раз, а сейчас поговорим о самом городе.

В левой части мы видим Мотовилихинский район города Перми — самый старый из районов. Он возник, когда вдоль реки Егошихи начали строить заводы, так и появились всем известные Егошихинские и Мотовилихинские заводы.

С Коммунального моста лучше всего просматривается 275-метровая Мотовилихинская Телебашня и жилой комплекс «Паруса над Камой», первая очередь которого уже завершена, вторая ещё только строится. Они находятся в микрорайоне Городские Горки.

Прогулка 8 километров по Перми. Часть I, Камская

Если присмотреться, то будет виден Пермский планетарий и смотровая площадка перед ним. А на берегу Камы стоит Речной вокзал и Пермь I (читается как «Пермь Первая»). А высотка на заднем плане — это здание по Уральской, 119. Там же рядышком Волжская академия водного транспорта, а чуть ниже — Петропавловский собор — самый старый каменный храм Перми, построен в 1724 году, расположен в микрорайоне Разгуляй. Вдалеке виден памятник — это мемориал «Скорбящая». И заканчивает «парад достопримечательностей» на фотографии ниже 182-метровая Пермская Телебашня Уралсвязьинформ красного цвета.

Итак, и у нас осталось только здание «Витус» и жёлтое классическое здание на улице Монастырской.

Прогулка 8 километров по Перми. Часть I, Камская

И главное строение скайлайна Перми! Пермская Картинная галерея! Здание Галереи теперь принадлежит Русской Православной Церкви, это Спасо-Преображенский Кафедральный собор, но до сих пор внутри здания висят картины, а на бывшей соборной территории находится Пермский зоопарк. История, конечно, очень печальная, но само здание очень красивое и высокое — один только шпиль 73 метра!

И нам осталось только взглянуть на Пермскую Соборную мечеть, но к ней мы ещё вернёмся сегодня.

Теперь давайте же взглянём на другую сторону моста, там мы видим ещё одну церковь Перми — главный храм Пермского края — Свято-Троицкий Кафедральный собор, или Слудская церковь. Названа она так по горе Слудке, на которой находится.

Прогулка 8 километров по Перми. Часть I, Камская

Вот так идя, мы и не заметили, как мост практически кончился! Уже показалась очень зелёная Набережная Камы и практически уже закрылись виды на город.

И появились железнодорожные пути.

И здесь же мы увидели одинокий замочек, который я не мог не сфотографировать.

Прогулка 8 километров по Перми. Часть I, Камская

Вот и закончился Коммунальный мост.

И вот уже перекрёсток с улицей Окулова. Она названа в честь Степана Акимовича Окулова — известного участника Гражданской войны на Урале, уроженца Перми. И вот отсюда лучше всего можно рассмотреть огромный 25-этажный двухсекционный жилой комплекс «Сапфир».

Прогулка 8 километров по Перми. Часть I, Камская

Этот жилой комплекс очень хорошо просматривается и из Камской Долины, и с Эспланады.

И ещё я вам хочу сказать, что Пермь — город контрастов. На улице Попова, а именно на ней очень хорошо это видно, стоят деревянные полуразрушенные и при этом жилые дома. А за ними — современное здание «Лукойл-Информ».

Вот мы незаметно подошли к перекрёстку с улицей Монастырской — нам нужно сворачивать, но тут стоит очень красивое, но практически заброшенное здание. Я сам про него ничего толком сказать не могу, интернет тоже не помогает… Не знаю.

Прогулка 8 километров по Перми. Часть I, Камская

Мы пошли налево, а вот если идти направо, то через 1,8 километра вы найдёте дом, в котором жил Колян Наумов из сериала «Реальные пацаны». Это дом грузчика, памятник архитектуры, зелёного цвета, построен в 1920-1950 гг. Сам я там ещё ни разу не был, но очень хочу обязательно побывать!

Ну а мы обернулись назад, ещё разок взглянули на «Сапфир» и двинулись дальше.

Прогулка 8 километров по Перми. Часть I, Камская

Улица Монастырская (в 1937—2012 гг. — улица Орджоникидзе) названа так по Слудской церкви. Для водителей автомобилей скажу, что улица односторонняя, мы по ней шли против движения.

Улица встретила нас старым домом, у которого низ каменный, а верх — деревянный. Здание, к сожалению, изрисовано граффити. Пермь от граффити никуда не может деться.

Прогулка 8 километров по Перми. Часть I, Камская

На Монастырской располагаются исторические здания из красного кирпича. К сожалению, все строения находятся в аварийном состоянии.

Два здания жилые. Но условия оставляют желать лучшего. Руки постоянно не доходят до исторических зданий, в этом мы скоро убедимся.

Прогулка 8 километров по Перми. Часть I, Камская

Здесь же находится красное здание, которое относиться к Пермской Соборной мечети — это Медресе города Перми.

А вот и сама мечеть. Построена она в 1902—1903 гг. А. И. Ожеговым. Здание очень красивое, мне нравиться.

Прогулка 8 километров по Перми. Часть I, Камская

Сейчас буду вас удивлять: через дорогу от архитектурно-исторического памятника находится бизнес центр «Серго»!

Он портит вид не только на мечеть,

Прогулка 8 километров по Перми. Часть I, Камская

Но и на Пожарную Каланчу 1879 года, не нужно мне и говорить, что она тоже в аварийном состоянии.

И вот прямо здесь, опять-таки полуразрушенный дом, полностью в граффити. Какой контраст!

Прогулка 8 километров по Перми. Часть I, Камская

И вот у нас уже перекрёсток с улицей Куйбышева. Жёлтое здание слева — это усадьба купца А. Г. Гаврилова, построенная в конце XIX века.

И, скажем так, очень обшарпанный жилой дом.

Прогулка 8 километров по Перми. Часть I, Камская

Ну закончим мы всё-таки на положительной ноте. Мы пришли на Соборную площадь, и перед нами — Спасо-Преображенский Кафедральный собор.

Прогулка 8 километров по Перми. Часть I, Камская

На Соборной площади находится памятник Святому Николаю Чудотворцу. Памятник открыли в 2008 году в честь 285-летия Пермским землячествам и Международным фондом славянской письменности и культуры.

Прогулка 8 километров по Перми. Часть I, Камская

Немного пройдя вглубь площади, мы видим прекрасную колокольню собора, увенчанную золотым крестом. Мне кажется, что это самое красивое здание в городе!

Прогулка 8 километров по Перми. Часть I, Камская

Здание при этом ещё и высокое — 73 метра в высоту!

И здесь же установлен памятник Д. Н. Мамину-Сибиряку — русскому прозаику и драматургу. Дмитрий Наркисович родился в 1852 году на Висимо-Шайтанском заводе Пермской губернии, ныне посёлок Висим Свердловской области.

Прогулка 8 километров по Перми. Часть I, Камская

И памятный крест в честь 2000-летия Рождения Христова.

Но нам не повезло, скульптура «Пасха» была отгорожена от публики, поэтому только такая не очень качественная фотография.

Прогулка 8 километров по Перми. Часть I, Камская

Здесь, на высоком берегу Камы, я и закончу свой рассказ.