Турист Вадим Смирнов (turist_52)
Вадим Смирнов
был 17 октября 2023 14:15

Гонконг, Себу, Эль-Нидо, Боракай + 1 город — Филиппины Январь 2015

Программа пребывания

Так же как и свадьба, наше путешествие планировалось заранее и практически одновременно со свадьбой. Тогда ещё было не известно какой будет курс доллара, а желание сделать путешествие особенным было обязательным условием, так как я путешественник со стажем, и эта поездка налагала определенные обязанности на меня, как профессионала турбизнеса.

Выбрать именно Филиппины меня сподвигло то, что в декабре 2013 я уже был на Боракае, но хотелось узнать эту страну поближе, ведь Боракай — это не все Филиппины, также как и Паттайя — это не весь Таиланд, а Бали если и часть Индонезии, то вообще может рассматриваться как отдельное направление. И на мой вкус Филиппины лучшая страна в Азии для отдыха, просто потому, что там лучше всего говорят по-английски, отношение к русским туристам такое же как ко всем хорошее, народ дружелюбный и есть красивые места.

Хотелось улететь сразу после свадьбы, на следующий день, но так как ЗАГС не работал в праздничные новогодние дни, медовый месяц пришлось рассчитать на 20 дней, праздники захватить не удалось. Самый экономичный способ лететь из Москвы — это вариант с ночевкой в Гонконге на пути туда и на пути обратно, значит 2 дня «терялись» на этот город, получилось 17 ночей на Филиппинах. Самые значимые места, которые хотелось посетить — это Бохол, где собраны различные визитные карточки страны, Эль Нидо — весьма интересное место, кто любит плавание с маской, экзотические острова и пляжи.

Получилась такая программа Гонконг (1 ночь)- Себу (3 ночи) — Бохоль — Пуэрто Принцесса — Сабанг (3 ночи) — Эль Нидо (5 ночей) — Боракай (5 ночей) — Гонконг (1 ночь)

Почти все перелеты забронированы заранее, отели тоже, но к сожалению не все отели взяли плату за проживание заранее (не знал, что скажу когда-нибудь такое))), но обо всём по порядку.

Начало

И вот отгуляв весело свадьбу, настал день отправления и с хорошим настроем утром в 9 утра поехали на вокзал, вечером вылетели Аэрофлотом в Гонконг. Сразу оговорюсь, что жена моя Саша нигде не была, кроме Турции и Египта и данная поездка воспринималась с ещё большим трепетом. Утром следующего дня мы уже подлетали к этому оживленному мегаполису, окруженному горами и океаном, который настолько перенаселен, что высоченные небоскребы строят иногда стеной друг к другу без видимого расстояния между ними. Обычно в январе здесь погода 15–20 градусов, когда прилетели было как раз примерно 20 и иногда светило солнце. В такое знаменательное для нас время ничто не должно было омрачить наш отдых, как в общем то и получилось.

Для туристов, которые прилетели в Гонконг из Москвы, а до этого ехали на поезде, потом на метро целый день до Шереметьево, а до этого ещё была свадьба в лучших русских традициях, можно порекомендовать одно — идти спать. Но нас сразу не хотели заселять в номер и было решено отправиться по запланированному маршруту.

Саша, будучи знатоком кухонь многих стран мира, интересовалась прежде всего национальной кулинарией и просила, чтобы я хоть раз сводил её в ресторан мишлен. Прочитав tripadvisor было по карману и по интересу к кухне того народа, к которому мы приехали, посетить ресторан Tim Ho Wan Dim Sum с одной звездой мишлен. Он принадлежал к сети ресторанов, которые были известны своими думплингами — пельмешками из рисовой муки, известными во всем мире. А выбрали именно его, так как он находился в 100 метрах от нашего отеля, судя по карте, которую взяли в отеле. Была бы у меня эта карта сразу, не пришлось бы брать такси от станции скоростного поезда, доехали бы на метро — и дешевле и быстрее, дороги в Гонконге такие путаные, что небольшое расстояние можно ехать долго, хотя пробки достаточное рекое явление.

И вот простояв в очереди на входе в этот известный хваленый «ресторан» минут 40, мы сделали заказ прямо на улице, вооружившись карандашом и маленьким листочком, где нужно поставить галочки. Короче, если коротко резюмировать данное заведение — обычная забегаловка без каких-либо элементов ресторанного сервиса, но зато качественное питание, считающее эталоном кантонской кухни. Теперь мы знаем, как они должны выглядеть эти блюда. Стоимость обеда примерно 100 г. долларов, что примерно было равно 800 рублям на двоих, но мы не наелись)

Немного отдохнув, была еще проба корейской кухни в дешевом кафе, где цены на порядок ниже, но и пища совсем непривычная, а вот на вечернюю прогулку мы купили в переходе метро суши и гунканы по 3 г. доллара (1 гонконгский доллар — 8 рублей) и употребили их вместе с глинтвейном, оставшимся со свадебного банкета на Аллее звезд, где стояло всего два столика, а гулявшие туристы фотографировались на фоне небоскребов и таких статуй:

на аллее звезд
Если кто по лицу не узнал, боевую стойку узнают все

Там ещё такие звезды с именами гонконгксих актеров и их отпечатками пальцев.

Медовый месяц на Филиппинах

Это место — одно из немногих таких туристических мест, типа набережной, где нет транспорта и тетенек, предлагающих массаж и тем более арабов, предлагающих гашиш и т. п.

Самый известный актер

А вот здесь всё есть — это район Коулун. Шоппинг там какой-то однообразный, не считая обычных торговых центров — это либо подделки на часы, либо коренья и порошки китайской медицины.

самый яркий район вечером

Так как история Гонконга насчитывает не так много лет, как города Китая, то и исторических мест в центре немного, а тот центр города, где все самые большие и красивые небоскребы 30 лет назад был морским дном, который сделали островом и называется этот район Гонконг, как и весь город-страна. На нём есть трамвайчик, ведущий на пик Виктория, с которого открывается потрясающий вид на весь город, но на него мы не успели. Сувениров каких-то особенных из Гонконга также не привезёшь, намного больше различных китайских вещиц можно найти в китайском квартале Бангкока, нежели чем здесь.

Филиппины

В славный город Себу мы прелетели напрямую из Гонконга днём и у нас было полдня на изучение второго по населению филиппинскому городу, который всё равно в 15 меньше столицы Манилы.

Уже проходя из самолета по коридору в здание аэропорта в мою сторону послышалось знакомое «бьютифуль мэн» от первой же работницы аэропорта и Саша небезосновательно сделала вывод, что в Филиппинах особое внимание к лицам мужского пола европейской внешности. «Ах вот почему тебе Филиппины нравятся!», — сказала она. Само собой мусульманские страны мне нравятся намного меньше, где все мужики навязчиво лезут к русским (европейским) девушкам.

Про Себу было мало информации. Знали, что надо быть осторожным при передвижении ночью пешком, и то что купаться можно только на острове Мактан, а гостиница у нас расположена в центре Себу-Сити, до пляжа пешком не дойти. Рядом находится остров Бохол и у нас было 2 полных дня, чтобы в какой-то из них организовать туда поездку. Как туда доплыть примерно знали. До пляжа мы и не торопились добраться, времени впереди было достаточно, а вот то, что самые утомительные экскурсии нужно делать в начале поездки — это правильно. Организм после русской зимы накопил много энергии, что даёт возможность подолгу бодроствовать, это я знаю, так как шестой год подряд езжу в январе в Азию.

По дороге из аэропорта таксист сразу предложил поехать нам смотреть на китовых акул на следующее утро и напомнил, что Себу славится ещё и этим. Местечко с акулами находилось далеко, 150 км в г. Ослоб и для таксиста это был неплохой калым — прокатить нас туда и обратно, мы взяли его визитку и пошли селиться. Отель Best Western Lex Cebu можно рекомендовать всем, кто приехал в центр Себу. И место неплохое, как потом выяснилось безопасное даже поздно вечером. Номера новые, всё наполнение соответствует, бассейн на крыше 10-го этажа, персонал услужливый, короче пять из пяти.

На выходе из отеля одна из центральных улиц с постоянно сигналящими маршрутками и мотоциклами.

маршрутки Себу

По традиции уже сразу начали изучать местные кафе и более прилично выглядело заведение Zubi Chon с нарисованной свиньёй на логотипе. Всё указывало на то, что это очень приличное место: цветы в зале, идеальная чистота, надпись на стене, что мы экономим 100 песо на каждый кило свинины, если заказываем здесь, а не в аэропорту, значит есть филиал даже в аэропорту, народ сидел рядом и уплетал очень даже по нашим меркам большие порции. Вообще филиппинская кухня наполовину состоит из изделий из свинины, а именно из грудинки. Собственно именно это блюдо мы и заказали, но предусмотрительно взяли одно блюдо на двоих + рис + напиток, который дали бесплатно из какого-то фрукта, который растет только на острове Себу. В общем обед за 300 песо прошёл на Ура и немного разморил, но любопытство осмотреть город до наступления темноты было сильнее, а на ресепшн висела табличка, что есть бесплатный шаттл до центрального универмага или типа того в 16:00. В общем подумали, что там и есть центр, поехали, так как надо было найти турфирму, где нам будет разьяснено по поводу экскурсий.

Описание экскурсий в отеле, мы поехали на вторую (плавание с китовыми акулами), хотя конечно для медового месяца нужно было организоваться на первую, но времени мало было, всё рапланировано.

Торговый центр AYALA потрясает своим размахом, количеством бутиков и кафешек, но также потрясает своей бестолковостью и отсутсвием национального колорита, чисто американский мегамолл. Только внутри, как обычно, кондиционер работает в режиме «холодильник», ведь филиппинцы очень любят кондиционеры ставить на минимум. Разве что сад посередине радует глаз:

в торговом центре Ayala город Себу

Турфирма находилась рядом с этим центром и пока пили кофе и ждали завершение дождя пришли к закрытию этой турфирмы. Потом двинулись по направлению к отелю, стали ловить такси, но в 6 часов, в час пик, это сделать двум российских туристам невозможно, никто не остнавливается. Мы заблудились, пошли не в ту сторону, и уже начали встречать местных жителей, которые гадили прямо на тротуар (местный колорит), пошли обратно и минут через 20–30 всё же поймали таксиста, который нас подвёз. Один километр мы ехали минут 30 наверно, такие там пробки.

В торговом центре мы сделали ещё одно полезное дело, вставили местную симкарту в магазине айфонов и теперь могли позвонить единственному человеку, которого знали — это таксист. Китовые акулы не каждый раз встречаются мне и мы договорились с ним на завтра на поездку в Ослоб.

Вечером, не рискуя далеко от отеля уходить, пошли в заведение напротив, где было написано VIDEOKE Stand up Comedy tonight.

Здесь мы опять прочуствовали местный колорит, сидят две тихих компании филиппинцев, пьют пиво, но на сцене развеселый крашеный парень и трансвестит подшучивают над всеми по очереди и поют разные хиты. Шутили они на двух языках, английский язык вообще норма в Филиппинах — это второй национальный язык, кое-что было понятно, но всё равно сначала было скучновато, но тут вышла приглашенная звезда.

Звезда караоке

Неплохо развлеклись, даже мурашки по коже от этого голоса, но сам персонаж был скорее переодетым мужиком, чем траснвеститом, в общем вот такие певицы там встречались, даже на массовых мероприятиях.

На следующий день мы поехали через весь остров Себу с таксистом на китовых акул за новыми впетчатлениями. Дорога была неутомительной, даже интересной, места то новые. Остров Себу заселен в основном как раз вдоль берега моря, где мы ехали и поэтому постоянно ехали через поселки и деревни, изучая быт местных жителей, также много встречалось промышленных объектов, таксист иногда был экскурсоводом и что-то рассказывал. Приехав на место, обнаружили что место популярное среди россиских туристов и не только, после оплаты 1000 с чел. дают вот такой листок,

Медовый месяц на Филиппинах
Прочитав инструкцию сразу понимаешь, насколько близко они будут плавать

Спасательный жилет и маску с трубкой не очень высокого качества. Давно мы не купались в море, а тут сразу чуть ли не верхом на этих огромных акулах, пусть и безобидных, но все равно впетчатления оставило неигзладимые. Главное нам обоим понравилось, так как до этого Саша не очень любила нырять с маской даже в Египте.

На обратном пути таксист не повез на водопады, которые являются также местной достопримечательностью. так как дорога была плохая, но остановился около церкви, которая являлась музеем, где работник музея поведал нам историю древних племен живущих здесь и представил экспонаты музея, захоронения и вещи из этой церкви — кстати это было почти бесплатно, работал музей на чаевые.

В городе Себу каждый год в январе проводится фестиваль Синулог, но если бы о нём знали заранее, то могли на него попасть, но сроки пребывания в Себу у нас были в будние дни, а фестиваль с пятницы по воскресенье. Но настроение местных было праздничным, и в этот вечер мы гуляли на круглой площади с новогодней ёлкой посередине, если её можно так назвать, где установлены палатки, жарящих шашлычки и столики. Похоже на наши городские парки в майские прадники, тоже сцена с народной самодеятельностью, запах горящих мангалов и куча народу с цветными шарами. Операторы сотовой связи проводили рекламную фотосессию.

Медовый месяц на Филиппинах

На следующий день надо ехать на Бохол, решено было выдвигаться на пароме OceanJet в 8:30, для этого в очередной раз воспользовались отличным шведским столом нашего отеля и плотно позавтракали. Паром идёт 2 часа и можно было бы даже вздремнуть, если бы не режим «холодильник» внутри салона. В порту билеты продаются по 1000 песо в один конец, но можно купить по акции за 500 песо, странная система, но видимо рассчитана как раз на туристов, которые возвращаются одним днём, объяснить, как купить билеты по акции точно не смогу, знаю что возврату не подлежат и всё, обратный билет взяли на последний рейс на 18:30. Прибыли в порт Тагбиларан и сразу взяли такси и экскурсовода-водителя у первого, кто нам предложил, тот самый маршрут, который мы и хотели. 2500 песо на весь день и посещение Шоколадных холмов, сада бабочек, круиз по реке с обедом, ну и конечно же долгопяты были гарантированы.

Для начала шоколадные холмы- уникальное природное явление. Национальный парк, где 1368 холмов покрытые негустой растительностью создают неземной пейзаж. Для подьёма на обзорную площадку и вход в парк взяли небольшую плату, наш водитель обо всём позаботился и даже принёс зонт, когда мы спускались вниз.

Медовый месяц на Филиппинах

Сильно не повезло тем, кого накрыл ливень как раз при подъёме наверх, но успели насладится видами как раз перед дождём. Вообще Бохол внешне сильно отличается от Себу, местные здесь живут в основном сельских хозяйством. Много ферм и деревень и мало городов, природа более разнообразна.

в Саду бабочек на о. Бохол

Приехали в сад бабочек, где кроме бабочек были очень красивые растения, также минут за 20–30 до дождя, он нас как бы догонял всё время, едешь 2 км дождь, потом 2 км солнце, потом опять. 3 недели до нашего приезда прошёл тайфун и разрушения после него порой были видны, люди восстанавливали свои картонные строения. В этот день мы многое узнали про быт местных жителей и даже родилась пословица: филиппинский мужик за свою жизнь должен построить лодку, каждый год восстанавливать дом после тайфуна и родить десять сыновей.

А вот оно.. дерево!
А вот они.. деревья

На фото выше дорога проходит через Man-Made forest специально посаженный лес на склонах, чтобы не было обвалов во время ливней. Достаточно большой промежуток дороги, на который даже свет проникает с трудом — тоже местная достопримечательность. Но какой там воздух не передать через фото-видео!

Ну и, наконец, самый долгожданный поход к долгопятам, там их называют тарсиеры. Это самые маленькие лемуры в мире, на видео не совсем понятно какой у них размер, но если считать только тело без хвоста, то примерно 7–8 см. Место обитания этих животных тщательно охраняется и притягиевет туристов со всего света, чтобы посмотреть на этих зверьков, больше напоминающих полевых мышей, если бы не глаза.

Филиппинский догопят

Сфотографироваться рядом с ним вряд ли получится, из-за их размера и удаленности тропинки от них самих, всего в этом месте, где за вход с нас, как студентов взяли 50 песо их 7, но мы видели только 5, двое куда-то упрыгали, как нам объяснили местные.

После этих зверьков нас ожидал круиз по реке Лобок (ударение там, где положено) на плавучем ресторане, за него просили 450 песо, но хотя разнообразия деликатесов мы не увидели, только крабов, была приятная живая музыка, как обычно, но обычно для Филиппин, так как так петь, как филиппинцы в Азии никто не поет. Во-первых репертуар очень неплохой, во-вторых голоса, что мужские, что женские подойдут для любого конкурса, где Меладзе и какой-то другой композитор проводит отбор. Бывало зайдёшь там в отхожее место, думаешь радио играет, а на самом деле уборщица под нос напевает какой-нибудь хит Шакиры.

Медовый месяц на Филиппинах
Круиз по реке ЛОБОК сопровождался живой музыкой и небольшим банкетом

Так вот кроме песен и небольшого банкета на берегах Лобка можно увидеть тропические леса и народные танцы местного населения Висайя (вообще в Филиппинах 40 народностей). Даже по этому танцу можно понять, что русские к филиппинцам по обычаям и менталитету ближе, чем к другим народам Азии. Такие танцы и у нас примерно во время застольев.

танцы народов Филиппин

Следы прошедшего тайфуна были больше всего видны именно здесь, потому что река вышла из берегов и смыла некоторую инфраструктуру на Лобке (на круизе мы составляли разные выражения с этим словом, развлекались, как могли). Круиз немного утомил из-за большой влажности и духоты, но наш гид-водитель объявил последнюю остановку у питонов и мы прибыли на место. Надо сказать, что там целый зоопарк. Кроме питонов, были птицы всякие, черепахи, а к питонам пускали всех по очереди и давали сфотографироваться. Местный экскурсовод в зоопарке опять не дал заскучать.

Медовый месяц на Филиппинах
Местный экскурсовод считает себя не только звездой, но и женщиной

Ближе к вечеру около окончания маршрута памятник европейским завоевателям, которые в 17 веке приплыли сюда и Филиппины после этого были под контролем Испании 350 лет. Кстати, в Себу можно посетить памятник Магеллану и местному герою Лапу-Лапу, но до них из-за жесткого графика также не доехали, от отеля они были достаточно далеко.

Медовый месяц на Филиппинах

Пляжи в Бохоле все плохие, но после такой программы, очень сильно хотелось искупаться и наш водитель смог привезти только к какому-то бетонному пирсу, где кучка местной шпаны купалась и бухала, скамейки мокрые, ни лежака, ни шезлонга. Все нормальные пляжи на соседнем острове Панглао, но до отправления нашего парома было всего 1,5 часа и мы не стали заморачиваться, опять же на Бохол можно и нужно ехать на 2–3 дня минимум.

Обратно с пирса встречали многочисленные таксисты, которые хотели довезти до отеля по цене несколько выше, чем по счетчику, мы думали поймаем других, но нас ждала опять та же участь, хоть был уже не такой час пик, такси не получилось тормознуть, пошли пешком. Ходить в Себу примерно также как и в Паттайе, везде что-то жгут, пыль и т. п. Немного подумав, поехали на маршрутке-джипни, если уж приехали, надо было и это попробовать. До нас ехала только одна, её ещё надо было увидеть и остановить.

На утро взяли такси по счетчику и приехали в аэропорт, ожидал рейс на Палаван в а/п Пуерто Принцеса и далее небольшой трансфер, который мы заранее заказали (трансфер от отеля), но им не воспользовались. Не воспользовались по той причине, что прилёт был в 15 часов, а трансфер от отеля был в 14:30, а следующий в 18:00 и кроме нас на него претендовало ещё двое, которые должны были приехать, да и не бесплатный он 500 песо, а у нас режим экономии из-за курса доллара и ждать было невмоготу. На самолете были русские, которые скооперировались для поездки в Эль Нидо, а также были ещё двое, которые также ехали в Сабанг. Надо сказать, что отель мы нашим меркам выбрали очень крутой, то есть когда бронировали он был 7000 руб, а сейчас он стал 12000 руб. в сутки. Провести там планировали 2 полных дня и 3 ночи. Местная транспортная компания Lexus взяла с нас за трансфер 300 песо и мы поехали, но с пересадкой на автостанции Пуерто Принцеса, где купили кое-какой провиант, потому что не знали какие цены в этом Сабанге и есть ли там вообще магазины. Проверяющая на автостанции, увидев у нас манго, спросила несколько раз не едем ли мы в Эль Нидо, оказывается в Эль Нидо манго везти нельзя — суровые правила.

В отель прибыли в 19 вечера, ехали в битком забитом микроавтобусе с местными жителями и багажом, ехать оказалось недолго часа 1,5–2. В отеле Sheridan планировали сделать свадебную церемонию, скорее напоминающую романтический вечер, но персонал был не готов к такому заказу, может быть даже и к лучшему, 3500 песо и неизвестно, что было бы на столе. Главная достопримечательность Сабанга Подземная река, протекающая недалеко от него, которую в 1999 году включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

пляж в Сабанге (Палаван)

Вся деревня состоит из одной улочки и небольшой площади, где есть туристический центр, в котором оплачивается посещение подземной реки (не экскурсия, а вход на территорию национального парка), автовокзал-терминал Lexus и несколько кафешек.

Наш отель находился в 100 метрах от этой площади.

Всё время пребывания были большие волны и стояли красные флаги — купаться щапрещено, по причине того, что может унести в море подвоным течением, хотя вода там отличная и пляж тоже.

Единственный плюс нашего отеля — это большой бассейн и собсвтенная территория

Медовый месяц на Филиппинах

Номера и корпуса отеля напоминают средний 5* отель в Египте, цены в ресторане и на экскурсии завышенные. Ресторан со шведским столом с пиццей и пастой тоже напоминает египетский.

вид на горы в отеле Шеридан

Медовый месяц на Филиппинах
в этом скучном отеле играть не с кем

Следующий день у нас был свободный, забронировали экскурсию на поздемную реку, билет на автобус в Эль Нидо и самое главное романтический ужин в одном из самых неприметных кафе. Заказали оформление и разные деликатесы, чтобы всё было готово, когда мы вернемся после экскурсии. Причём заказ делали при свечах, выключение электричества здесь не редкость.

Медовый месяц на Филиппинах

Местные красоты изучили, взяв напрокат мотобайк, посетили ферму нашего отеля, на коаторую кстати в самом отеле продают экскурсию более чем за 1000 песо.

Там есть разводят всякую живность и есть даже страусы

Медовый месяц на Филиппинах

Но как нам сказал охранник не для продажи, а так просто для туристов.

Закат здесь происходит не на море, а за горой, до которой как раз доехали на закате

Чтобы увидеть этот закат надо ехать от Сабанга примерно 20-25 км от моря

Подземная река по-моему самая длинная пещера в мире, где можно сплавится на лодке, но туристов катают конечно не по всей её длине, но и этого достаточно, чтобы увидеть это уникальное природное образование.

Конечно, фотографировать в темноте в движущейся лодке почти невозможно. Поэтому сразу скажу, что фотографии и даже видео не скажут почти ничего об этом месте. Там надо побывать и увидеть эти огромные в десятки метров высотой залы, и узкие длинные коридоры, и полчища летучих мышей, которые… конечно же спали днём, подвешенные под сводами пещерами, но не все, некоторые всё же летали с издавая зловещие звуки. Живность также была и перед входом в пещеру.

Медовый месяц на Филиппинах

по дороге к подземной реке

Ну, а вечером рядом с площадью, на берегу океана нам накрыли стол.

Медовый месяц на Филиппинах

Местные очень старались украсить так, как мы просили, два парня соорудили музыку, ставили различные медляки, создали нам подобающую атмосферу. Кстати туристов в тот день было уж очень мало, даже в эту кафешку никто не пришёл, никто не мешал нам, да и мы никому не мешали. Надо сказать, что посидели неплохо: 1,5 кг кальмара, 0,5 креветок, целая рыбина, Boracay Rum (видимо специально с Боракая привезли для нас) и всё это получилось дешевле, чем в отеле, а там бы наверняка было бы всё «по-европейски».

Ужин с колоритом филиппинской деревни удался.

Утро следующего дня, уже было не такое бодрое, как предыдущие. Предстояла 6 часовая поездка в Эль Нидо. Но мысли о том, что наконец то едем на курорт, где можно купаться добавляли позитива. Как обычно на позитиве ничего экстраординарного не произошло, доехали в наш отель, который был самый дешевый из всех и в котором предстояло провести 5 ночей. В номере всё было по минимуму, душ, горячая вода, кондиционер от которого было мало толку, балкон, зато в отеле было много интересных изюминок. Кругом расставлены горшочные растения, кафе было под окном, море слева под балконом, массажный кабинет напротив. Интернет хоть и был формально, фактически я нашёл его только в последний день пребывания в 5 утра, когда все спали и никто не подключался к нему.

Известно было, что пляжи около самих отелей в Эль Нидо не очень хорошие, но это если сравнивать с пляжами на островах Эль Нидо, а так в принципе очень даже ничего, только мелко и водоросли, зато какие там закаты!

Медовый месяц на Филиппинах
Закат в первый вечер пребывания

Вечером того же дня нужно было осмотреться и забронировать экскурсии по островам, которыми так славится Эль Нидо.

У водителя трицикла, который признался, что ему нравятся туристы из России любезно подвез к одной из сотни турфирм, где продаются туры. Мы заказали все четыре и получили скидку по 300 песо на каждый из трёх туров. Кстати опять нам повезло с погодой, потому как в этот день многие туры были отменены из-за больших волн. Внесли предоплату и пошли смотреть центр Эль Нидо. Кроме этого я не забронировал единственный перелет от Эль Нидо до Манилы, куда летают маленькие самолеты частной авиакомпаниии, которые я думал взять по приезду, но в Арт Кафе — в месте, где есть точка продажи этих билетов, сказали билетов нет и даже если бы были, они стоят по 5500 песо каждый, зато такой перелет экономил время на дорогу до ближайшего аэропорта Пуерто Принцеса.

Вариантов не осталось, надо найти интернет и забронировать билет до Манилы, так как от Манилы был билет на Катиклан (Боракай) на 14:35

Многие в интернете могут прочитать, что в Эль Нидо всё дороже, чем в остальной части Филиппин: и еда, и жилье, но мы видимо опровергли это, так как жили за 1100 песо в день, питались в различных недорогих совсем заведениях, или например на балконе:

Кризисный ужин

хотя конечно стол не всегда был так скуден. По дороге продавались помидоры, огурцы, перец и лук для салата, а взять тарелку и соусы у нашего приветливого отельного персонала можно было легко. С одной стороны кризис, а с другой у них всё равно салаты не такие, как мы любим, одна свинина или лапша

ужинаем по простому

Лапша кстати за 90 песо - вот эта большушая тарелка. Но самые большие кулинарные изыски ждали нас на экскурсиях.

Эль Нидо. Тур, А, B, С.

Перед первым туром А, зашли в интернет кафе и купили билет до Манилы, взяли последние 2 места по 3300 песо, то есть по нормальной ещё цене. Совет всем - планируйте всё заранее и покупайте всё тоже заранее, надеюсь эта история вам поможет. Про переезд в Манилу чуть позже. И так, тур А.

Медовый месяц на Филиппинах
Краткое описание туров по островам Эль Нидо. Взял сразу три тура должны дать скидку 300 песо на каждый тур !

Для того, чтобы было понятней ещё больше, где проходят эти туры, можно кликнуть на интеракивную карту сайта туристер в фотоальбомах, там они схематично обозначены, всё фото из моего фотоальбома привязаны к месту на карте. В каждом туре были остановки в уникальных местах, типа пещерах, снорклинг, пляжи, места для фото и конечно обед.

Медовый месяц на Филиппинах

Так вот, какие были впетчатления от первого тура. Во-первых почти везде, где проплывали были вот такие скалы

Самое уникальное место, которое посетили была Secret Lagoon, закрытая лагуна, скорее большая лужа, окруженная высокими скалами.

в Secret Lagoon

Для купания с маской тоже была остановка в интересном месте. Вообще Палаван, я считаю, одно из лучших мест для дайвинга и снорклинга, но как потом оказалось в турах B и С рифы были совсем хорошие, так что тур А запомнился не снорклингом. Да и медуз там было многовато, потом пятна от них долго не проходят.

Это был первый наш островной тур на Филиппинах и поэтому мы ожидали, что обед будет наподобие ланчбокса с рисом и курицей и фрукты, как в Таиланде, но всё было не так. Наша команда готовила рыбу, мясо и креветки около 30–40 минут на одном из пляжей на открытом огне, а другой нарезал салаты и вырезал из арбуза лебедя. Приятная неожиданность. Рыба называлась джекфиш и очень запомнилась своим вкусом.

Фотографию еды взяли из другого тура, просто стол не получилось сфотографировать целым первый раз, так как приносили блюда по мере готовности.

Медовый месяц на Филиппинах
Питание в островных турах отличает обилие морепродуктов и вообще обилие еды... половина стоимости тура может составить питание, если переводить на цены в кафе

Это из второго дня. Последняя остановка в туре "А" была на очень красивом пляже, где было много народа, который также как и мы ездил по этому туру

Медовый месяц на Филиппинах

Там было два бара, один типа магазина с пивом и водой, а второй с коктейлями и множеством русских.

Ночную жизнь Эль Нидо описывать не буду, там её почти нет, но существует пару-тройку баров на пляжах с музыкой, но работают они всё равно не слишком допоздна.

Перейдём к туру C. Да нам поменяли местами туры B и С, так как погода на следующий день прогнозировалась хуже, а для тура С нужна хорошая погода, там море практически открытое, не защищенное островами и волны там очень большие для этих лодок. Во этом туре было побольше туристов, чем в А, но и лодка была побольше. Гид был более разговорчивый, всегда объявлял куда плывём и т. п. Первая остановка Hidden Beach. Пробраться к нему было непросто, надо было идти по кораллам, обойти скалу пройти в шлёпках по камням и выйти на пляж с одной стороны которого скала и пальмы.

Hidden Beach

А со стороны моря вот такой вид

Места для сноклинга здесь были наиболее привлекательные любителям подводного плавания.

Медовый месяц на Филиппинах

Во-первых прозрачная вода, разнообразие больших и маленьких кораллов, каких-то небольших «деревьев», разноцветные рыбки, а вот медузы практически не мешали.

После опять же отличного обеда посетили святое место Matinloc Shrine с заброшенной гостиницей наверху.

в переводе означает святое место на острове матинлок
Медовый месяц на Филиппинах

Вокруг очень красиво, чтобы всё осмотреть вокруг, нужно было взобраться на опасную смотровую площадку расположенную прямо на скале с острыми выступами

Медовый месяц на Филиппинах

на обратном пути начался дождь и море начало волноваться, но хорошо, что не попали в шторм.

Тур B наверно один из самых красивых, потому что остановки были не на скалах, а в основном на самых красивых пляжах

Медовый месяц на Филиппинах

Зто первая остановка, здесь расположен какой-то отель, далеко по нему гулять было нельзя

Да и не нужно было

это вторая остановка

Медовый месяц на Филиппинах

Были остановки для подводного плавания, опять же такого как там в Египте или на Мальдивах не увидишь, не скажу, что хуже, просто по другому, сразу чувствуется другое море. Удобно, что глубина для сноклинга позволяла разглядеть всё в мельчайших подробностях кораллы, ракушки и прочее

На третьей экскурсии подряд не было русских с нами в лодке и поэтому всё это:

Спокойно было распредлено между всеми, кто-то рис с огурцом ел, кто-то бананы, а мы опять всё попробовали, на этих экскурсиях так аппетит быстро приходит, так как завтраки то уже были давно не шведский стол.

обед был в одном из самых красивых мест Снейк Айленд

Снейк Айленд

Он так называется из-за песчаной косы между маленьким островом, на котором делали остановку и большим, которая при отливе полностью оголяется и извивается, как змея. (Snake — змея)

Перед небольшой пещерой, которая уже не так привлекала нас, после всех остальных предыдущих пещер была остановка на Pinagbuytan Island. Ещё один тропический рай !

Медовый месяц на Филиппинах

Туристы могут до него доплыть из Эль Нидо даже на каяке или на частной лодке. Европейцев, отдыхающих на пляже под пальмами чуть при нас не зашибло кокосом, орех упал прямо между людьми. Надо быть острожными.

Медовый месяц на Филиппинах

С одной стороны пляж каменистый с водорослями и ракушками, с другой хороший пляж, но под водой нет живности.

Опять же к вечеру сгустились тучи, но по возвращении зато был очень даже неплохой закат, дождь был ночью, причём очень сильный.

Медовый месяц на Филиппинах

Следующий день у нас был свободный, местные турфирмы так и не стали оранизовывать для нас групповой тур D, а индивидуальный был не интересен. Вообще тур D не такой интересный, как и предудущие и проходит в непосредственной близости от пристани Эль Нидо. Вдобавок ко всему весь день был пасмурный и мы сходили пешком на соседний пляж, а также прокатились на зиплайне

Медовый месяц на Филиппинах

Ссылка на видео https://www.tourister.ru/world/asia/philippines/city/el-nido/video/6592

Соседний пляж называется Las cabanas вполне пригодный для купания, но совсем небольшой, песок здесь значительно чище и можно на нём полежать, может быть задержались бы на нём, но дождь немного помешал

Медовый месяц на Филиппинах

Нужно было хорошо отдохнуть, предстоял самый тяжелый переезд из всех.

в 5 утра автобус в Пуерто Принцеса (автобус это тот же общественный минивен), в 12:00 вылет в Манилу, получение багажа, снова регистрация, вылет в Катиклан 14:35 и на Боракай короткий трансфер, как доехать от Катилана я уже знал. Везде всё впритык, везде можно было опоздать на рейс и тогда всё.

Напоследок ещё один закат. Солнце каждую секунду становится всё ниже и небо также постоянно меняет свой цвет. Некоторые облака кажутся неподвижными, а те которые близко плывут перед ними. После захода солнца, те которые были неподвижными сначала розовеют, а потом краснеют — завораживющее зрелище.

На Боракай!

Для любителей приключений я конечно посоветую такой маршрут, но всё же это экстрим. И так, по факту мы выехали в 5:45, сказали водителю жми на тапку, нам надо в 11 быть в аэропорту. Водитель нас понял и даже делая много остановок, высаживая и подсаживая народ привез нас аккурат в 11:00. В аэропорту с нас взяли аэропортовый сбор по 150 песо и мы поняли, что при перелете из Себу мы сэкономили, не платили, хотя это закон, должны были, неважно какая авиакомпания. Авиакомпания у нас Себу пасифик всегда была, но они отказались сделать стыковку в Маниле по двум билетам, чтобы нам не получать багаж, нам пришлось его получать в Маниле. Вылетели с задерждкой на полчаса, прилетели и бегом за багажом, получаем его примерно в 13:50, до вылета 45 минут, бегом на регистрацию — в 3-м терминале Манилы — это заняло минут 10–15, приходим на стойку, нет рейса! Спрашиваю как так? отвечают — полетите завтра? я говорю нет, давай сегодня, время идёт, смотрю Last Call на рейс в Калибо, говорю давайте на этот на 15:00 в Калибо. Ок, сделали нам билет, как оказалось, последние 2 места взяли в хвосте, самолет битком, ну и в качестве бонуса билет на автобус до Катикланаю. Вот жлобы, даже на паром билет не дали. Хотя продают трансфер за 500 песо до отеля прям в самолете, а нам не трансфер, а только автобус до порта. Ну ладно это всё копейки, но осадочек остался.

Короче, в итоге мы опять ничего не потеряли, приехали в 9 вечера заселились в наш Ред Коконат в центре пляжа, пошли гулять, оказалось, что этот день, который пропал фактически, был ветреным и холодным, вечером около 20 градусов было.

в отеле Ред Коконат

Про Боракай долго писать не буду — это самый раскрученый курорт, который становится всё дороже и дороже, хотел написать становится всё популярнее у нас, но например, в наш отель так и не заселились никто из России.

На песке делают замки, типа такого:

Медовый месяц на Филиппинах
сразу понятно, какого числа были

Естественно захотелось сделать свой

Творчество !

Продержался этот замок недолго, специально обученные люди с бейджиком ходят и топчут эти творения.

Закаты на боракае тоже классные, как и в Эль Нидо только нет островов, есть лодки

Ещё один закат на Боракае

или люди на досках с веслом

Медовый месяц на Филиппинах

Пляж Боракая входит в список лучших пляжей мира, и в общем то заслуженно

Длина пляжа 5 км, песок с этого пляжа даже явлется суверниром, часть пляжа продается в колбочках и даже по ним можно судить о качестве песка.

Белый пляж

Мы часто покупали морепродукты на рынке талипапа, готовили там же в специальных кафе, для любителей морской кухни там рай

Закупили ракушек, сделали фото

После ужина все ходят тусить в различные заведения с клубной музыкой и не только. Если Филиппины называть самой музыкальной страной, то Боракай самый музыкальный курорт Филиппин. Вечером кругом в барах выступают различные группы, играющие вживую и певицы, поющие естественно вживую Караоке и т. п. так же можно здесь найти.

Другой закат на Боракае

Несмотря на дорогую валюту отдохнуть всегда можно экономичнее, поэтому отдыхать сейчас можно и на краю света. Отдыхать можно и нужно.

Отдыхайте всегда с позитивом и всё у вас будет хорошо!