Турист Бендер Родригес (Robo)
Бендер Родригес
был 18 февраля 2011 14:41

Абхазия Июль 2009

Приехал недавно из Абхазии с массой впечатлений и бурей эмоций, потому решил написать рассказик о своем отдыхе.

Немного вступления

Абхазию я посетил в 2009 году уже в третий раз, до этого бывал в 1998 и 2007 годах, в 1998 году был, так сказать, по делам, в 2007 ездил на две недели на отдых в Сухуми в доме отдыха МВО.

Тогда выбор Абхазии для меня был банален – взял путевку по работе на халяву и поехал. Отдых в 2007 году оставил хорошие впечатления и после поездки нынче, я понимаю почему – территория была более-менее огорожена от гостеприимных абхазов, за порядком cледили наши солдатики миротворцы, чистота и сервис кое-как поддерживались, видимо, остатками советской администрации, фактически тоже военной. В экскурсии тогда поездил «со своими», впечатляла красота и древность увиденного.

После двух лет работы без выходных и проходных, по привычке быстро выбрал по интернету в Гаграх (погуляв там в 2007 полдня мне понравилось, да и удаляться от границы далеко не хотелось) частную мини-гостиницу, еще в марте оплатил самолет, забронировал через какое-то турагенство в этой м. г. двухместный номер с кондеем, душем и туалетом. Бронировал заранее на 20 дней, так как знал – не будет билетов с бронью на руках – работа не отпустит и отдых пролетит мимо, думаю некоторым это чувство знакомо. Кстати, о существовании каких то отзывов я тогда и не догадывался – интернетом пользуюсь крайне редко…

Выбор был обусловлен просто - Абхазия, а не забугор и т. д., т. к. я невыездной, загранпаспорта у меня нет, а жене хотелось море, да непременно с пальмами…

Почему мини-гостиница с кондеем, туалетом и душем с горячей водой – во-первых, я могу себе это позволить, ехал я в Абхазию не для экономии, во-вторых, отдых в полуразрушенных и запущенных советских пансионатах 70-х годов выпуска, с тех же пор не ремонтировавшихся был исключен, частный сектор с коммунально-общинным кавказского типа образом отдыха так же исключался полностью. Мне грезилась небольшая тихая гостиница с заявленным в рекламе ремонтом 2008 года, где частные руки гарантируют комфорт и отсутствие проблем.

Абхазия. ЛикБез для Русских

А мы думали, что это фонтан!

Также эта халтура меня привлекла тем, что там была возможность брони номера без питания. Питаться с женой мы планировали в кафе да ресторанах и выкидывать деньги за ненужное нам питание не хотелось из принципа.

Хотелось спокойно тихо отдохнуть от московского шума и беготни.

Кстати, как я теперь понимаю, отсутствие возможности забронировать номер в абхазских гостиницах БЕЗ питания – это целая доходная статья абхазского государственного бюджета. В процессе отдыха выяснилось, что в подавляющем большинстве всяких гостиниц можно поселится без питания существенно дешевле, но вот в интернете Вы ни слова об этом ни за что не найдете. Вероятно, в понимании предприимчивых абхазцев глупые русские обязаны бронировать номера с едой, однако еду эту разумеется там никто не ест и есть никогда не будет. Кто помнит совковые столовые сразу все поймет.

Подготовка

Эти ребята из этой «гостиницы» начали меня настораживать еще в апреле, потребовав меня заплатить половину стоимости проживания, хотя в турагенстве мне сказали, что первую половину я заплачу в начале лета, вторую перед отьездом. Ну да ладно, не хотелось вникать в их товарно-денежные движения, пришел, заплатил 15000 (вроде по семьсот с чем то рублей с человека в день без питания). Однако уже в мае раздался звонок из турагенства, мол, м. г. требует вторую половину оплаты. Поинтересовался, в связи с чем у них такое недержание – ответили не знаем, об этом предприимчивые абхазцы не докладывали. Ну да ладно, сходил, оплатил.

Прилет

Аэропорт Адлера встретил классным влажным южным и морским воздухом, жена запрыгала от предвкушения моря, я повесил рюкзак на плечо и мы отправились к границе.

Я человек служивый, совсем непривередливый, собственно говоря, до поездки в Абхазию в 2009 году я был абсолютно и праведно уверен, что для отдыха мне ничего, кроме моря, солнца и пары пальм не нужно, потому путешествуем мы всегда налегке, баулы вещей с собой не таскаем.

По прошлым посещениям Абхазии я знал, что границу нужно переходить только пешком или на машине, но с кондиционером, по этому до границы доехали на маршрутке, отказавшись от трансфера из м. г. который стоил то ли 1000 то ли 1500 рублей с носа.

Здесь, я сразу прошу меня простить, если какие-то цены будут не совпадать, на ценники я обычно внимания не обращаю и не запоминаю, за исключением некоторых, особо взбесивших меня в Абхазии.

Границу преодолели достаточно быстро, наши погранцы проверили паспорта и пропустили, прошлись по мостику через Псоу понимая, что Родина осталась за плечами.

Абхазия. ЛикБез для Русских

Бренд Апсны - страна души!

На абхазской стороне, разумеется, никакого контроля нет, однако, абхазы будучи более предприимчивыми, путем каких-то расчетов какую-то мелочь все-таки с нас содрали. В пункте обдирания особо бросается в глаза самые большие и цивильные объявления на фоне прочих грязных бумажек о том, что кто уже застрахован в «Ренессансе», все равно должен платить дань. Видимо, это единственная компания, которая страхует российских туристов в Абхазии, что не предусмотрено понятиями абхазской погранслужбы.

Абхазская картография

Приехав в Гагры занялись поиском улицы Нарта. Жена закрыла уши, я начал материться – никто из опрошенных местных, включая таксистов даже за деньги про такую улицу ничего не слышал… Все норовили впарить мне свои комнаты, а на мои вопросы делали круглые глаза. Это вызывало удивление и мысли о подвохе, однако все оказалось гораздо банальнее, в этой стране, каждый местный абориген, называет свои улицы так, как ему это больше нравится.

Искомую улицу они именуют просто – «Дорога» или «Большая Дорога»… Сухумское шоссе, которое, как выяснилось позже и есть улица Нарта, это именно та трасса, которая проходит через все Гагры и ведет далее, именно та, по которой носятся как потерпевшие взад-вперед абхазские подростки на бу-шных джипах приставая к отбившимся от тур. троп русским туристкам.

Так вот, о картографии, купив несколько карт (поиск карт отдельная песня), а я люблю карты и осознавать где я нахожусь, обнаружилась полнейшая чехарда, на первой – одно название, на другой – другое, на улице третье, на следующем доме улицы – четвертое, я не верил своим глазам и не понимал – как такое может быть? Ответ оказался очевиден – абхазская предприимчивость - Сухумское шоссе, переименовали в ул. Нарта и еще какую-то только на туристических сайтах, дабы дурачить глупых русских, ну кто захочет морской отдых проводить в гуле проносящихся машин? Не хотел и я.

Рекомендую лишь «большой» атлас, обнаруженный позже, по скромной цене 300 рубликов, единственное вменяемое издание.

Гостиничный бизнес по-абхазски

Обнаружив, наконец, искомый домишко меня ждало невероятное открытие – мини-гостиница оказалась обычным частным домом, со всеми элементами комуннально-кавказской общины. После входа справа бросается в глаза полуголый дед в штанах с вытянутыми коленками, спящий на советской раскладушке. Дед этот, который иногда менял свое положение на сидяще-курящее, в итоге оказался самым доброжелательным человеком, встреченным нами, видимо потому что всегда молчал. Далее открывается вид на сидящую бабушку, проницательно-порицательный взгляд которой сопровождал нас каждый раз, когда мы входили и выходили из этого дома.

Когда я понял, куда привел меня гостеприимный абхазский интернет, и что я буду здесь жить 20 дней я начал тихо беситься. Жена почуяв неладное и зная, чем это кончается, экстренно начала меня тушить и потушила.

Потому подведем скромный итог. Минусы:

- аналогичное жилье стоит там как минимум в 2 раза дешевле. Лохотрончик только для продвинутых интернет-пользователей.

- 50-100 метров до моря, указанные в разной рекламе обычная ложь, метры не мерял, но что бы добраться до моря необходимо перейти 3 абхазские дороги. Я думал о том, как буду, возвращаясь ночью домой, пьяный их переходить, и мне становилось жутко. Как оказалось не зря, но подробней о дорогах ниже.

- скупость фото гостиниц на сайтах и их ракурс – не следствие отсутствия в абхазии фотоаппаратуры, а предприимчивый абхазский маркетинговый ход – дабы не была видна реальная ситуация. Поверьте и проверьте, если в гостинице будет 90 раздолбаных советских номеров и один шикарный кабинет предводителя, то на фото будет именно этот кабинет.

- понятия «личное пространство» в этой гостинице отсутствует как таковое. Пойманные лохи вынуждены постоянно сталкиваться и выяснять между собой что, где и чье, а одна обезумевшая от абхазского счастья туристка вообще организовала в холле второго этажа кухню, и проводя все свое время на этой «кухне» кидалась там на всех подряд и кусала за пятки, особенно тех, под чьим окном она расположилась, пока не уехала.

- планировка «номерного фонда», поражает воображение разнообразием, есть всего два номера нормальных (с окном), один БЕЗ окон (не желаете пожить?), в одном окно выходит прямо на этаж, где постоянно тусуются то туристы, то местные, разглядывая происходящее внутри (вместо штор везде тюль), один расположен рядом с сортиром, из за чего в него постоянно ломятся заблудшие туристы.

Абхазия. ЛикБез для Русских

Быть может здесь будет кафе...

- на первом этаже расположена кухня, увидев ее у меня пробежал холодок от одной только мысли, что я мог «купить» там питание, а ведь покупают.

- ГУЛ машин. Это чувство просто неописуемо, каждую ночь я засыпал гадая куда я приехал, то ли на Кутузовский, то ли на Ленинградку. Ребята, такой звук я не купил бы и даром, напомню, ехал я за тишиной и покоем. Вопрос быть может решили бы бесшумные окна, но поверьте, плевать там всем на мнение туристов хотели.

- ремонт в комнате и санузле был и по-абхазским меркам видимо даже крутой, однако от периодической затхлой вони в номере это не избавило, так что еще вопрос отдельный санузел это плюс или минус.

- в первый же вечер, вернувшись в номер обнаружил там чье-то повышенное внимание к нашим вещам в наше отсутствие. Спустился вниз и произвел с ними небольшой акт воспитания. После этого они видимо решили, что я псих и в номер больше не залезали. Зато за 20 дней ничего не украли.

- гостиничный сервис заявленный в рекламе отсутствует как таковой, все расходные материалы покупал сам, для того что бы сменить белье хотя бы раз в неделю приходилось охотиться за местными с разной степенью успеха.

- неприкрытое хамство директора. Как-то раз в поиске чистого белья на замену на меня накинулась какая-то дама местного колорита, чего она разоралась для меня осталось загадкой, хотя дело было утром и я был даже трезв. Поинтересовавшись затем у администратора почему на меня кидаются неизвестные мне женщины, администратор многозначительно пояснила – это Директор. Ну ладно, директор, так директор.

- да, кстати, кровати там скрипят неимоверно, а «стены» гарантируют 100% слышимость, так что любители душевных утех могут это сделать вместе с насторожившимся странными звуками домом.

Плюсы по-абхазски:

- адекватный администратор. Русская женщина, видимо специально обученная и тренированная гасить глупое возмущение своих глупых соплеменников. Не вдавался в подробности, но видимо наемная. Именно через нее можно было поменять белье, в ее отсутствие шансов получить какой-либо ответ было нуль.

- собственный (или рядом) водяной насос. Поясню, если в доме есть свет – значит будет холодная и горячая вода. Света нет – нет воды. Учитывая, что из 20 дней горячей воды не было лишь 4 дня и воды совсем всего 2 дня, считаю это абхазским плюсом. Горячей водой пользовались только часов в 11-12 вечера, перед сном, что там творилось в остальное время не знаю.

- кондиционер и ящик. Ящика у меня дома нету, я не любитель этого агрегата, затуманивающего разум, потому его наличие вселяло некую экзотику для меня лично. Кстати по ящику периодически идут абхазские новости, первую неделю они шли на русском, а потом вдруг стали идти на абхазском. Еще иногда показывали скубеж местного парламента – тоже на абхазском. Все это подванивает таким местечковым национализмом а-ля хохляндия-грузия. То есть рекламу нашу смотрите-слушайте все на русском, а хотите узнать что тут у нас происходит – извольте учить наш язычок-с… И вообще не суйте свой нос куда не следует, глупые русские…

- скажем так, не отсутствие насекомых в номере, а незначительное присутствие, было поймано всего пару здоровых пауков (маленьких пауков с длинными ногами, населяющими каждый возможный угол я пощадил) и несколько комаров, во всяком случае никаких скорпионов там не было, а то бы жена моя точно убежала бы пешком на Родину.

Вот такой вот лохотрончик. Если кто-то думает, что на отдыхе надо заниматься не гостиницей а морем и солнцем, смею Вас заверить – в номере только спали и болели. Если думаете, что к нам относились как мы к ним, опять же заверяю - с местным персоналом за 20 дней разговаривал всего 7 раз – по приезду, по шмону в номере, 3 раза поменять белье, с директором и по отьезду. Мне общения с населением гордого кавказа хватает и в Москве в силу специфики деятельности.

Ну да ладно, черт с ней с этой бизнес-агломерацией, приехали отдыхать-то, рискнем дойти до пляжа…

3 абхазские дороги

В 2007 году, когда я был в Абхазии, по дорогам этой райской земли гоняли только раздолбанные жигули, волги, рафики (такой советский микроавтобус) да уазики и по заявлениям абхазской власти машин на тот момент было 5-7 тысяч. Сейчас власти заявляют о наличии 27 тысяч машин в своей стране. Путем нехитрых вычислений получаем 20 тысяч водителей со стажем 1-2 года. Бестолковых чайников. И почти все эти вновь прибывшие машинки – «крутые» иномарки. А каждый владелец этой «крутой» тачки должен по местным авто понятиям на ней «круто» гонять.

В результате на дорогах дикий ужас, речь идет даже не о правилах, а о мозгах. Обезумевшие от вновь обретенного туристического счастья местные аборигены носятся везде и всюду утопив педаль газа в пол, заткнув уши дешевым шансоном и разгоняя толпы туристов по тротуарам и заборам. Такого откровенного хамства и наплевательства на дорогах я не видел нигде и вряд ли где увижу. Ростов отдыхает. И это в туристической зоне Гагры! Даже в Пицундской закрытой зоне, каждый абхаз считает своим долгом от ворот и до пляжа пронестись как на драг-рейсе. Ну без мата даже и не знаю как поведать Вам это хамство.

У нас под домом за первые 10 дней было 3 аварии, сначала сбили пешехода, гаишники сработали сверхоперативно – через 15 минут никаких следов происшествия уже не было. Второй раз три джипа врезались друг за дружкой – причем два нарушивших дистанцию абхаза радостно потирали руки вместе с гаишниками, а первый несчастный что то им пытался обьяснить о пдд. Третий раз тоже по ходу пешик, не успел увидеть, так как когда через 10 минут вышел уже все было тихо. Это только то, что мы слышали ночью через окошко…

Абхазия. ЛикБез для Русских

Видите, мля, мы тут уборку, вах!

Оставшиеся десять дней на нашем пяточке постоянно дежурили местные гаишники, весело базаря с останавливаемыми товарищами. Такие вот дорожные понятия.

Любопытно так же, что в отличие от правил, дорожные понятия каждый абхаз блюдит изо всех сил, то есть ладонь водителя постоянно поднимается встречным, а клаксон гудит всем проезжающим мимо, что усугубляет чехарду на дорогах…

Ни о каком отдыхе речь не идет, сплошное напряжение всех чувств для спасения от этих туземных ездунов.

Похоже на пляж

Хорошее море, теплое, мокрое. Как в любом другом прибрежном городе. Дно только резко уходит в глубину и не умеющий плавать человек вынужден плескаться в первых двух метрах от берега. Дно - преимущественно удобнейшая галька средних размеров и особо изнеженные русские смешно плавают в шлепках… Золотые песчаные пляжи, рекламируемые в Пицунде найдены не были… Отсутствие песка и резкая глубина, собственно говоря, и позволяет разводить местными демагогию о «особой» чистоте воды в море.

Пляж засран. Полностью и бесповоротно, мусор, кроме самих отдыхающих никто не убирает. Где то посередине нашего отдыха случился шторм, после шторма пляж превратился в помойку. Если бы это был пляж недалеко от моего дома, я бы не обломался, сходил бы и убрал. Или урну смонтировал. Абхазы предпочитают только базарить о том, какие свиньи эти русские и почему они так много срут на их любимой и райской земле.

Кабинок для переодевания почти нет, а у той единственной, что стоит на основном пляже из трех палок и трех тряпок сидит джигит и собирает по червонцу за вход. Бизнесмен х… чуть не дал ему в репу…

По этому, после шторма мы в Гаграх больше не купались, ездили в Пицунду, которая благодаря своему географическому расположению и мысу более похожа на пляж.

Вообще, несчастным, собирающимся в Абхазию, стоит ехать только в закрытые зоны – в Сухуми на территорию военных санаториев или в Пицундскую зону. Или в позднесоветские Самшит. рощу или Мсхы-мзы-мпыхзси или как его там, вобщем где дача Горбачева. Там видимо в силу сильной советской администрации (без нее давно бы все разграбило местное население) до сих пор сохранилась хоть какая то адекватность, местных и абхазский бизнес туда стараются не пускать по мере сил, по этому там на порядок чище, есть переодевалки, пляж иногда убирают и к тебе не липнут сомнительные личности на пляжу норовя уронить тебе чебурек на голову.

Скутеристы отдельная тема. Видимо сидение верхом на скутере есть абхазский знак особой эксклюзивности и доблести, по этому эти джигиты в Гаграх носятся прямо по головам плавающих людей, взывая отдать им денежки. В Пицунду их не пускают и это сразу бросается в глаза.

В Новом Афоне и Цандрипше пляж фактически дикий, так, кое-кто купается, короче первенство однозначно за Пицундой. Первенство в сравнении с другими абхазскими курортами…

Абхазия. ЛикБез для Русских

Восстановлению не подлежит - сгорели перекрытия...

В Сухуми самое большое впечатление от пляжа получил долбанувшись о огромный камень лежащий, метрах в четырех от берега прямо на центральном пляже МВО (везде кругом галька)… Мне в очередной раз крупно подфартило, что нырнув с ходу в райское абхазское море, я не расшиб себе голову, а лишь разбил ногу…

Надеюсь лишь, что выделенных на будующий год Россией 4 миллиардов рублей абхазскому государству хватит, что бы вытащить этот булыжник из воды…

В Пицунде так же нету впадающих в море мелких речек, в которые гадят все живущие по берегам аборигены и возле которых стоит вонь неимоверная. По этому вода в море там весьма опасна, практически все травятся ей. Я отравиться в силу проф. навыков не умею, а жена три дня пролежала…

Кстати рекламируемый аквапарк в Гаграх тоже ложь и миф – стоит две надувные горки и два джигит-бизнесмена. Приволочь бы этих рекламистов в Геленджик и показать им что такое аквапарк и как он выглядит.

В общем в Гаграх от пляжа никакого удовольствия не получили. Фу.

Что б их так в Москве встречали

Пару слов о гостеприимстве. Это ложь и миф. В 2007 году в Сухуми и видел некоторые эпизоды похожие на гостеприимство, однако сейчас я понимаю, что оказаны они были армянами, а не абхазами и видимо ввиду моего внушительного сопровождения.

Когда я приехал как простой турист, кроме хамства ничего я там не видел. Лично видел такое:

Турист: Извините, не откроете ли Вы окошко, пожалуйста, жарко очень?

Абхаз ответ: ПОНАЕХАЛИ, к солнцу приехали и от жары прячутся, га-га, гы-гы.

Турист: Извините, не могли бы Вы не курить, пожалуйста, мы едем с детьми?

Абхаз ответ: Все тебе тут не то, у меня бензин дороже стоит, чем я тебя везу, тут тебе не эрэф, понятно? Когда я ему проорал просьбу женщины в ухо – бычок выкинул сразу, джигит эдакий. Кстати об «эрэф», хотя нет, читайте позже…

Турист: Извините, можно поменять это блюдо, оно кажется мне несвежим?

Абхаз ответ: Знаете, ЧТО!!! Доширака у нас нет! (Нормальный ответ, а? Хорошо хоть не нам ляпнули, одел бы это блюдо на голову предводителю этого «ресторана»…)

Удивляет так же стоящий кругом мат. Я один раз спросил у одного умника там – За что такое бабло? И получил в ответ, что я не уважаю его маленькую горную страну, говоря такие оскорбительные слова, ему, коренному абхазу. В их адыго-абхазской языковой группе это типа какое-то нехорошее слово. Я ему, конечно, ответил что следует, но возмущает сама логика, я, значит, русский должен лаврировать среди его на фиг мне не нужного наречия, а моя жена (дети) должны слушать сплошной мат на улицах от местного населения?

Я, вот, допустим матом с женщинами не разговариваю и при женщинах, только в экстренных случаях, а жену, если хочу поматериться предварительно прошу закрыть ушки.

Еще в Гаграх есть удивительная тенденция, мне сложно судить, прав я или нет, но похоже туда потусить обретя машины съезжается вся абхазская молодежь мужского пола со всей страны. Эдакая Тверская начала девяностых. Только в Гаграх снимать некого, по этому охота идет на зазевавшихся русских туристок. (Впрочем по понятиям местной шпаны разницы между ними никакой нет.)

Буквально считанные разы моя жена оставалась на считанные минуты одна и каждый раз к ней лезли из проезжающих мимо машин, один раз ей даже пришлось убегать с дороги в ближайшее кафе (где я и сидел на подобии горшка)… Не знаю, может жена у меня просто такая красивая чересчур для этих мест, но дорогую мне женщину хрен бы я туда отпустил одну. (с подругами). Парни берегите своих женщин в этой стране, а вдоль дорог – держите крепко за руку.

Тут мы, ребята, являемся живыми свидетелями изобретения предприимчивыми абхазами НОВОГО типа туризма, неведомого доселе миру!!! Все глупые страны, где развит туризм обычно работают и готовятся для туристов, а потом к ним приезжают туристы развлекаться. ЛОХИ. В абхазии все сделали круче – сначала приезжают толпы туристов по старой памяти, а потом со всей страны сьезжаются абхазы отдыхать и развлекаться над ними и за их счет!... Вуаля!

Кстати бухать абхазы вовсе не стесняются, русские сильно напиваться там в большинстве своем не рискуют, но местной пьяной молодежи в Гаграх кучи. На моих глазах в кафе вечером залетело какое-то шатающееся чудо и начало орать, что это он здесь директор, бегал-бегал что-то, подбежал к флейтисту (ну типа живая музыка), отобрал у него флейту, увел его за стол и начал его там о чем то грузить. Мерзко. Очень много подобных эпизодов наблюдали…

А вот мужчинам и женщинам брутального вида абхазию могу только рекомендовать и рекомендовать. Пацаны, абхазия будет Вас встречать исключительно радушием и гостеприимством, так как по местным понятиям хамить мужикам, которые не вдаваясь в подробности абхазской культуры могут дать в морду, недопустимо ни в коем случае!!!

И все в таком духе, если бы не моя жена, не знаю выбрался ли я бы с этой хамской странишки или меня депортировали бы через миротворцев…. Вы бы видели счастье моей жены когда мы вышли во Внуково целыми – отдых получился что надо…

Еда

По алкоголю почти ничего сказать не могу, сам пью все, что горит, даже керосин, жена не пьет вообще. Единственное что посмешило – некоторые местные вина ценовой категории от 600 до 2000 рублей за бутылку. Что они в них бодяжат, золото что ли? Стандартное вино – 150 рублей за бутылку. Вино «Черный Лекарь» Фанагории, которое я обычно пью в Москве стоит (в Москве) ровно в 2 раза дешевле. О какой дешевизне тут некоторые пишут мне непонятно. Однако особых иллюзий прошу не испытывать – свое вино там такая же редкость, как своя еда, что они там продают под видом бухла можно только гадать...

Абхазия. ЛикБез для Русских

Здесь мы хорошенько траванулись )

Еда вся привозная, благодаря близости Ткачева и Кубани есть некая надежда на кубанские продукты и выбор даже. Однако условия ее хранения – как повезет, свет вырубают везде и постоянно, потому продукты там живут в холодильниках по принципу разморозка-заморозка-разморозка-заморозка и т. д. Цены по-любому выше московских. В Сочинских ресторанах, конечно, еще дороже, но в магазинах абхазия вне конкуренции. Может только дешевле, чем на Сахалине.

Из Гагрских ресторанов понравилось «У Гарри», находится где-то посередине Гагры, найти можно по вывеске «блюда из морской рыбы». Там готовят различную черноморскую рыбу и даже верится, что эта рыба свежевыловленная. Классные официанты, вкусная еда, средний чек на двоих 600-700 руб. без алкоголя. Питались так же в «абхазском дворике» на Шапсугской, нормальная еда и обслуживание не бесило.

«Мокко» ничего так. «Гагрипш» больше похож на музей. Есть ряд столовых, но заходить в них брезговали. Вдоль моря есть куча кафе, но дешевый шансон, иногда в исполнении местных звезд вызывал у меня лично стойкую аллергию. Ну не охота мне на отдыхе слушать кто, как и куда сел и кого, как и какой милиционер обидел. Зато это соответствует понятиям абхазской предприимчивости.

В 2007 году частенько питался в кафе «Рица», однако в этот раз меня встретили там уже привычным абхазским хамством, у них видите ли в шортах зайти нельзя, оскорбляю их чувства национальной гордости, только в брюках или джинсах. Нормально, а? Забегаловка стоит на пляжу, а в шортах нельзя? Может мне еще костюм притащить из Москвы что бы войти в элиту абхазского рестораторства? ФУ!

Война и безделье

В 1992-1993 годах в Абхазии была жестокая война. Прошло 16 лет и из той войны предприимчивые абхазы устроили некий культ бонусов. То есть если ты воевал – тебе везде дорога и у тебя карт-бланш на любые действия. Если хотя бы твои родственники – договариваешься с теми кто воевал – и тебе везде дорога и у тебя карт-бланш на любые действия. А если не воевал – ты лох. Причем мне лично это все Абсолютно неинтересно, я приехал отдыхать и купаться в море, но этим тычут везде и всюду. Очень неприятно.

У меня вот прадед прошел три войны (я знаком с генеалогией), дед прошел три войны, отец прошел три войны и здравствует слава богу. Я… даст бог, живы будем… Но я же не тычу всем подряд этим. Я не сижу на топчане на Красной Площади и не кричу проходящим мимо японцам воевали они или нет. Я думаю это неуважение в первую очередь к своему же народу и своей стране. Особенно это заметно по армянам, большинство армян покинули, вслед за русскими абхазию перед и во время войны. Русские почти не вернулись, а армяне, после войны, почти все вернулись. За что абхазы их и не любят.

Эту милую историю про армян мне доверительно поведал абхазский таксист, пока мы ехали, а я гонял червяка на телефоне. Зачем - я так и не понял, он видимо знал, что я буду писать отзыв и уже тогда хотел стать звездой рунета. Когда червяк врезался в стенку, я поднял на него глаза и спросил: «А как же отдельный армянский батальон? Армянские взвода, воевавшие бок о бок с абхазами?» После этого таксист перешел на вопли на местном языке и отчаянную жестикуляцию. Ну его на фиг, подумал я, остановил машину и вышел. Раз десять как минимум еще потом слышал мат на эту тему.

Кто хочет узнать хоть какую-нибудь вменяемую инфу на тему войны, могу порекомендовать лишь Музей боевой славы в Новом Афоне, там достойные люди расскажут все без лишнего.

Зато армяне в отличии от абхазов умеют работать, знают что такое бизнес и деньги. Практически все, что там сейчас строится и делается – именно через местных армян. Да, вы правы, за это их не любят вдвойне.

Строители там, где турки, где узбеки, а по зданию Гагра-банка вообще лазают славяне…

Однако, вот по понятиям абхазской предприимчивости абхазу-мужчине круто только собирать дань паразитируя на границе, у Рицы, у пещер, у кельи, у скутера, у переодевалки, у душа, у своей комнаты, и гонять по дорогам с туристами или без. И то, только 3 месяца в году. Гы.

Мне, как работающему человеку и работающему много смотреть на то слоняющихся, то гоняющих среди гор мусора абхазов было противно. Вы почитайте отзывы из Хорватии. Или Черногории. Вы там часто встретите военную тематику? Ее там почти нет, некоторые побывав там, даже не знают что там была война, а ведь там была бойня похлеще, чем в абхазии, там не кавказские добровольцы воевали с грузинскими уголовниками, там мусульмане воевали с христианами на уничтожение. Примерно в то же время. Почитайте отзывы из Латвии (жил там в 1988-89 годах), где русских в советское время ненавидили…

Как там теперь их встречают? Там все бывшие советские отели уже давно имеют звезды, а Россия для них приоритетный рынок. Абхазам звезд не видать никогда…. Почитайте отзывы из Таиланда? Часто ли встретите там нытье местных о цунами, пять лет назад снесшем на хрен половину курортов? Однако местное население там занимается не охотой на туристов и бездельем, а работой. Ра-бо-той. А о боях на «голубой линии» интересно их учат в абхаз-школе? Когда побережье от Тамани до Батуми было выжжено до песка? Фу! Стыд и позор!

Экскурсии

Единственное на чем кое-как выкатывает Абхазия – это экскурсии. Их много, они относительно дешевы и самое главное они выдергивают тебя из этого пляжно-городского кошмара на природу.

Новый Афон. Пещеры – наиболее дорогое развлечение, аналогов ему почти нет на постсоветском пространстве, но одноразовое, посетить их вновь желания почему-то не возникло. Не забудьте взять женщинам-детям что потеплее да кроссовки. Смешат рассказы, что в непосещаемом зале ведутся научные исследования. Ну да, исследования космоса наверное…

Абхазия. ЛикБез для Русских

Не ходите, дети, в Африку гулять!

Новоафонский монастырь – красивейшее место, но там завелся абхазский бизнес, типа реставрация. Наши пацаны из «Златосферы» поменяли там купола с серебряных на золотые, однако все остальное местные раздолбали и бросили, никаких работ, видимых невооруженным глазом не ведется. Очень печальное зрелище. В 2007 было намного круче.

Келья Симона Кананита – очень рекомендую любителям истории, именно здесь зарождалась наша религия. Кроме того много любопытных обьектов по пути. На входе с каждого носа снимают по 100 рублей (в 2007 было 30 руб.) В этом году ужаснуло, что на месте убийства Симона был камень, со следами его крови. Ребята, камень откололи и уволокли, следы крови теперь приходится искать с лупой. Не берусь судить кто занимается этим вандализмом, но даже советские пацаны, которым религия была до фени камень этот не трогали… Просто невероятно...

Крепость Анакопия – классное зрелище неплохо сохранившихся древних руин, но что б забраться туда придется попотеть. Экскурсовода найти сложно, автодорогу русские почему-то туда не проложили, а лезть в гору пешком абхазам лень, проще сидеть у пещеры.

Сухуми – рекомендую ехать только в Ботанический сад и обезьяний питомник, сад впечатляет буйной растительностью и относительной ухоженностью, обезьян много, они потешные и весело реагируют на молодых женщин, приводя тех в неописуемый восторг. Больше ловить там нечего, сам город раздолбан, абхазам лень за 16 лет даже замазать следы от пуль на домах.

В Гудауту лучше не ездить, это своеобразная местная «блатная» деревня, посетить можно только некое подобие форелевого хозяйства, но только с экскурсией.

Быть может я слишком часто бываю в горах, но Рица оставляет двоякое впечатление, вроде все говорят, что это очень круто, приезжают, смотрят, поддакивают и уезжают. Мое мнение – посещать можно только на своей машине или с личным гидом (который заломит Вам цену по самое нехочу). В таком случае Вы сможете спокойно и погонять на катамаране, и уйти с этой беспонтовой смотровой площадки, посетить дачу Сталина, выйти к воде, может даже искупнуться.

В стандартной же экскурсии Вас вывалят на смотровой площадке, попотешаются над Вами, загонят обратно и начнут разводить объехать вокруг озера еще за пару сотен с носа, заехать на дачу еще за пару и т. д. и увезут так, что бы успеть на обратном пути поуламывать за доп. плату заехать на Гегский водопад… Дядя-дядя, дай копейку на квас!.. Кстати эти ездоки на Рицу, могут вас зазывать на экскурсию вдоль Сухумского шоссе «всего» за 200 рублей, но работают все именно по такой схеме, при удачном для них раскладе с вас снимут не по 200, а по 1000-1200 руб. с носа. Не вздумайте ехать на Рицу после дождей, в таком случае вместо чисто изумрудного цвета Вас ждет грязно-серый…

По пути на Рицу, есть такое местечко – Голубое Озеро. Не знаю, как у Вас, товарищи, но у меня сложилось впечатление, что это место населяют гопники. Рамсил там раза три в разные поездки. Хамство здесь быстро перетекает в откровенные угрозы. Последний случай: пока я опрометчиво щелкал фотоаппаратом вокруг, мою жену хрен, сидящий там с вином уболтал продегустировать его винище.

Ну, моя непьющая! жена без лишней мысли из вежливости пригубила протянутую пробку с вином, сказала, что очень вкусно, поблагодарила и развернулась уходить, как дорогу преградил ей другой джигит и заявил, что раз она попробовала вино, и ей понравилось, то она ОБЯЗАНА теперь его купить (1.5 литра)! Жена попыталась его обойти, но тут ее начали пытаться схватить за руки… Гопота, мля… Мерзкое место.

Горы. Я любитель полазить по горам, и не мог пропустить эту возможность. Но на этот раз пришлось идти с женой (оставить ее в Гаграх ни за что бы не рискнул), по этому мы выбрали относительно несложный поход на оз. Мзы. Обманули с едой – вместо обещанного завтрака и обеда, был только ужин около 8 вечера (начало экскурсии в 8 утра), на не взявших с собой денег туристов было жалко смотреть. Причем сей обман поставлен на поток, туристов специально никто не кормит, что бы они с голодухи закупались в проезжаемых мимо абхазских точках продаж...

Никто ничего не сказал об обуви, я то на жену кроссовки нацепил, а вот некоторые полезли в шлепках, ну и через некоторое время, как следствии, е босиком, тоже было печальное зрелище. Пешком-то туда-обратно 15 км. Кстати оба этих казуса заметно потешали абхазов, которые разумеется никуда не полезли, за исключением мальчика-проводника, зато весело и гостеприимно ржали по возвращении (это при том что 2 человека у нас получили небольшие травмы ног)… Такие вот джигиты…

Однозначно не рекомендую морскую рыбалку. Глупое и бестолковое занятие ловить рыбу в 15 см на глубине 90 метров. Как издевался над нами очередной абхаз – капитан этого корыта – это вам не карасей в пруду ловить. Это точно, карасей ловить намного интересней. Заявленных в рекламе озерных – речных рыбалок там фактически нет, так как рыбу всю абхазы давно повылавливали, а возобновление природных ресурсов, не предусмотрено местными понятиями…

Заплыв на корабле рекомендую в Пицунде вечером, практически 100% при возвращении корабль будут сопровождать дельфины. По этому после разворота перемещайтесь сразу на нос и ждите. Однако после заплыва с большой долей вероятности из Пицунды на маршрутке уже не уедешь. Только такси. В Гаграх вместо морской прогулки черти что.

Есть так же ряд более удаленных достопримечательностей, однако достичь их не имея своего проводника весьма проблематично, а возможно и опасно. Не рекомендую сбиваться с протоптанных туристических троп.

Да, кстати, попадая в абхазию, турист теряется среди десятков различных турфирм, предлагающих самые лучшие экскурсии…. Ребята, не заморачивайтесь, абсолютно не важно, где вы запишетесь, все эти точки – лишь посредники, записавшихся туристов собирают всех в одном месте (причем не обязательно с Гагры), если количество человек набралось, ищут быстренько уазики-маршрутки, оплачивают водилу и вперед на экскурсию! Так что девочка, которая вам продает путевку, на самом деле даже не подозревает с кем и на какой машине вы поедете. Дело случая. Кто не едет на Рицу в абхазии – тот не пьет шампанского!

Диско

Моя жена любительница потанцевать. Мы выбрали вроде самую приличную закрытую дискотеку под открытым небом Малибу, с обнадеживающей табличкой «вход до 20 лет запрещен». Прикольный дизайн (еще советский), более-менее музыка. Поначалу все понравилось, жена будоражила умы на танцполе, я ее видел и чувствовал себя спокойно. Однако часам к 11 вечера пространство стало заполняться местными подростками лет 20 братающимися перед нашим носом друг с другом и к 12 часам, с нашего столика в первом ряду, танцпола видно уже не было за двумя-тремя сплошными рядами стоящих местных джигитов глазеющих на русских девочек.

Им-то танцевать комильфо, за исключением чересчур частых медленных танцев, на которых они тискают приглянувшихся… Короче с 11 мне приходилось ходить за женой паровозиком, не отставая ни на шаг, лоховито-деловито прячась от вызывающе-надменных джигитских взглядов, призывающих меня на честный горный бой за приз в виде моей жены. Но мне почему то казалось, что бить детей неприлично, а глаза бегали по сторонам в поисках путей отступления из этого гнезда, если вдруг рубану кого из них на автомате…

Больше всего меня воодушевлял туалет, я тешил себя идеей, что попав туда праведный гнев джигитов стихнет под напором невообразимо-режущей вони. Особенно меня пугали парни в кепках – это видимо у них знак диско-отличия… Еще удивляет какой-то непонятный закон – в 12 часов всю музыку во всех кафе вырубают и все идут спать. Любите веселиться южными морскими ночами? Вам самый туда… На этой супер дискотеке в 12 музыку глушат и до 1.30 она играет тихонько под куполом, и потом все. Всем спать, глупые отдыхающие. Хватит шуметь в главном абхазском курорте! Граждане Абхазии должны выспаться перед неимоверными тяжелейшими рабочими буднями. Глупость короче какая-то… Больше танцевать мы никуда не ходили.

Транспорт

Весь абхазский транспорт состоит из автобусов, маршруток и такси. В роли автобусов выступают какие-то дремучие колымаги, обслуживающие 5 или 6 маршрутов. Ходят они крайне редко, по какому-то ведомому только местным расписанию, по этому мы ни разу на нем не прокатились. Ну и слава богу.

Но вот от маршруток никак не отвертишься…. Централизованной власти у абхазских маршрутчиков никакой нет, там каждая маршрутка сама за себя. Это создает целый ряд неудобств – маршрутка может стоять и ждать наполнения бесконечно долго, вплоть до часа, несмотря ни на что.

Цена варьируется в зависимости от коньюктуры. Один раз, возвращаясь с Пицунды, мы опоздали и последний маршрутчик предложил нам проехаться вдвоем с женой с каждого по 400 руб… Нормально, да?

Каждый маршрутчик ведет себя в своем коне как царь и бог – курит, матерится, орет и т. д., а один раз нас даже завезли во двор к себе домой, что бы мы у него купили арбузы (40 руб кило)….

Абхазия. ЛикБез для Русских

Эх, зажигали здесь комсомолки когда-то... )

А еще они носятся по своим раздолбанным дорогам на раздолбанных маршрутках утопив педаль газа в пол. Очень неприятно, а временами и жутко, жена недавно призналась, что каждый раз садясь в маршрутку тихонько молилась… Не знаю как вы, ребята, но меня вот никак не вставляет мысль завершить жизненный путь в боевом коне абхазского маршрутчика…

Такси же просто удивило! Я в Москве частенько езжу на такси, то выпил, то еще чего, в Воронеж, в Калугу даже ездил, что б не крутить баранку в пути и приехав в Абхазию искренне верил, что тоже буду рассекать там на такси. Но цены оказались просто невероятными. Меньше 500 руб. – можете даже не подходить. Пицунда – Новые Гагры ночью – 1000 руб. (15-20 минут ехать). Ужас! И даже не поторгуешься - просто охамевшие таксеры! ФУ!

Гарик и военно-политический ликбез

Именно Гарик заставил написать меня этот отзыв. Мы с ним познакомились за несколько дней до отьезда и к тому времени я пребывал в полнейшей прострации и недоумевал ПОЧЕМУ в первый массовый постсоветский курортный сезон мы встретили в абхазии столько грязи, хамства, неприятия и оскорбления именно русского народа, русского туриста. Я действительно не понимал этого.

Ситуацию исправил Гарик. Гарик – это водила уазика, который возил нас в горы на озеро Мзы. Гарик очень много нам всего рассказывал и у меня в мозгах все встало на свои места, я все понял и резко осознал.

Опознать это чудо очень легко, он представляется единственным водилой, не только крутящим баранку квартал через три, но и экскурсоводом, знающим о местном крае все и вся, а в конце своих речей говорящим что-то вроде – подпись Гарик, совхоз, колхоз, администрация.

Свое повествование Гарик, уже привычно для нас, начал с того как он воевал за свою землю, когда мы еще все под стол пешком ходили. Обозначив этим, что мы лохи, Гарик начал глаголить истину. Знаете, говорит, в конце лета прошлого года у нас в стране были серьезные проблемы… (мелькнула мысль о рассказе из первых уст о грузинско-американской авантюре…) к нам эрэф выдвинула ултиматум, что бы мы отдали ей часть своей территории и передвинули свою границу вглубь… (я чуть не вывалился из уазика от этой новости…) так вот, говорит, мы не знали что делать, но потом собрались всем народом и дали эрэф жесткий отпор… вот так вот… у нас маленькая страна, но защищать свою любимую райскую землю мы умеем! (для непосвященных речь идет о запросе наших олимпийских олигархов о ряде работ на территории абхазии по подготовке к олимпиаде).

Тут нас подрезала черная тонированная БМВ Х5 и наши уазики (ехали в паре) остановились… В уме заиграли вечные хиты из бумера-бригады, а из х5 –го вылезли два лысых бугая и направились к нам. Один бугай увел вопящего Гарика в БМВ, а второй встал перед нами и начал допрашивать – Вы сколько денег за билет заплатили? А кому? А где ваш билет? А почему у вас нет билета? А вы знаете куда едете?

Покачиваясь и поигрывая мускулатурой лысый гопник ходил вдоль уазиков и пугал нас своим видом… Когда Гарик выскочил из БМВ бугай погрозил нам пальцем и уходя, сказал повелительно – нехорошо, нехорошо так поступать, больше так никогда не делайте… Гарик, кто это? спросил я, пока уазик не разогнался… А, да это наши экологи, проверяют вьезд в наш особо охраняемый заповедник Рица…)))

Истина из Гарика лилась рекой. Он рассказал нам как русский царь творил зверства в Абхазии, как другой царь депортировал половину абхазов в Турцию (речь идет о турецко-абхазском восстании, организованном в рамках постоянных русско-турецких войн), как советская власть заселила абхазию грузинами и русскими, как Горбачев в рамках сухого закона вырубил все виноградники (типа абхазы когда то делали вино)… Как российские пограничники стреляют (!!!) в абхазов на границе в горах, как Ельцин поставлял оружие грузинам, а на наших там базах обучали грузинских вояк… и еще много всяких приятных русскому уху гнустностей...

Короче, я офигел от услышанного. Уазик остановился и я спросил у Гарика – извините, а русские что-нибудь хорошего для вашей страны сделали? Да НИЧЕГО! Думаешь дорогу эту русские построили? Не угадал – ее построили пленные немцы, у русских никогда бы ума не хватило на такое! Я начал тихонько беситься. Но жена была бдительна, влила в меня литр вина, посадила обратно в уазик и попросила не трогать водилу и успокоится…

Гарик, говорю, а почему же тогда вы зовете русских сюда отдыхать? Во первых, говрит сюда никто никого не зовет, они сами едут, что бы сэкономить, во вторых говорит, пока больше некому, хотя скоро абхазия будет международным курортом!

Гарик, спросил, я опять, а как же обелиск с фамилиями десятков убитых русских солдат-миротворцев на территории санатория МВО в Сухуми? "Да, что, ты русский, можешь знать о моей стране?" заорал в сердцах Гарик и начал не по гидовски вращать глазами....

Вобщем ребята, пока мы тут по новостям вникаем что абхазия – наши братья, на самом деле там у них свои тараканы в голове, и нам там не место.

Древне-ассирийские акведуки

У нас тут не полит форум, но все же, уважаемые соотечественники, не верьте этим самодельным экскурсоводам, они брешут и врут! Невероятно просто, сколько ж людей этот «гид» Гарик обманул за годы своей «работы».

ИТОГ

Абхазию начали пиарить по-взрослому сразу после признания независимости, и в качестве основного канала был выбран интернет. Создана масса сайтов, вброшена масса супер положительной информации, над пополнением контента работает масса людей. Но создатели бренда Апсны – страна души, забыли главное маркетинговое правило успешного продвижения товара: что бы быть успешным - товар должен быть качественным. Ребята, не будьте лохами, уважайте себя!

© Димитрий Веселый. Материал размещен с разрешения автора.