Турист Юрий Бродский (piterbro)
Юрий Бродский
был 2 декабря 2023 18:25

Эйндховен — Нидерланды Сентябрь 2014

В середине сентября привелось на несколько дней побывать в Эйндховене, это Северный Брабант. Еще в самолете в голову полезли строчки :

Или, бунт на борту обнаружив,

Из-за пояса рвет пистолет,

Так, что сыпется золото с кружев,

С розоватых брабантских манжет.

Действительность оказалась прозаичней. Старого города практически не существует.

Где родился Филипс

Дело в том, что он построен на пересечении европейских торговых путей со всеми вытекающими последствиями: его много раз разрушали, сжигали, они быстро все восстанавливали, их снова сжигали. В итоге, после 1945 г., когда город опять был разрушен, приняли решение строить все по новым проектам. Остались кусочки старой застройки, несколько церквей 19 — го века, появились высотки (90–110 м), много жилья, в том числе вполне приличного, но за пределами центра. К этому мы еще вернемся.

Город не большой, тысяч на 200 жителей, разделен на 7 округов тысяч по 20–30, т. е. управляемых муниципалами. Я жил на западе, в округе Strijp. Район работников хай-тех, побирушек на улицах практически нет, чисто, много зелени, воды.

Где родился Филипс

В эти дни был какой-то праздник, дети отрывались по полной, а для взрослых наливали пиво и кормили селедкой (ах!).

Где родился Филипс

В центр города меня повезли на скоростном автобусе, который тоже является местной достопримечательностью. Называется он «Филеас». Длинный, до 24 метров, с электродвигателями в колесах, с аккумуляторами, которые он заряжает от дизеля на перегонах между районами. Сплошная экология. И, естественно, на остановках электронное табло о следующем автобусе. А по дороге увидел потрясающую машину для стрижки газонов с пылесосом, у нас все как-то больше маленькие или таджики со стриммерами.

Вероятно, такие машины нужны на больших площадях лужаек, которых в городе много. И воздух чистый.

Конечно, посещение центра не могло обойтись без музея Филипс.

Где родился Филипс

Недавно на фирме работало больше 100 тысяч человек, собственно говоря, ей город обязан своим расцветом. И, конечно, знаменитым стадионом «Филипс», где проходил ЧМ.

Музей не большой, компактный. Наиболее интересное: старая мастерская по изготовлению ламп — если направить визир на определенный угол, то на вашем экране появятся живые люди и начнут работать.

Где родился Филипс

И стенд с благодарностью России, которая подписала первый крупный контракт на поставку ламп для Зимнего Дворца.

Где родился Филипс

Вообще-то этот город известен в Европе, кроме фирмы Филипс, своим Техническим Университетом, (третий в рейтинге европейских), крупной машиностроительной фирмой DAF (грузовики, авобусы) и рядом прорывных компаний в области высоких технологий типа NXP Semiconductors, ASML, Simac и т. д. Есть сведения, что 25% рабочих мест в регионе приходится на технологию и информатику.

Центр заполнен велосипедистами, есть даже двухэтажные и подземные парковки для них. Народ не агрессивный, улыбчивый, но местные девушки как-то не глянулись.

Немного об архитектуре.

Необычная церковь.

Где родился Филипс

Церквь Пиетерскерк построена в 19 веке монахами-августинцами в стиле неоготики, но на шпиле церкви установлен Иисус с раскинутыми в форме креста руками. Статуя не большая, но что-то в этом всё-таки есть. Башня, на которой стоит Иисус, 66 метров.

Жилая башня «Вестеда» (2006), высота 90 м. Говорят, её создание навеяно нью-йоркской высоткой Флэтайрон. Архитекторы получили за нее приз «Здание года» в Нидерландах.

Где родился Филипс

Модернистский памятник на площади 18 сентября. В память об уничтожении десанта союзников в 1944 году, при освобождении Эйндховена. Рядом торговый центр в виде стеклянной капли. Здание «Капля».