Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была 13 апреля 19:17

Тула — Россия Ноябрь 2014

Тула является одним из старейших городов России и находится в 185 км от Москвы. В течение нескольких веков Тула являлась южным рубежом русских земель. В 14 веке город был владением жены татарского хана Джанибека — Тайдулы. Есть даже версия, что название происходит от ее имени. К Московскому же княжеству Тула была присоединена только в 1503 году.

Что посмотреть в Туле? Часть материалов я вам уже показывала. А кто не видел — можно перейти по активным ссылкам. Так вот основное — это Музей оружия старый, в стенах Храма, и второй в новом здании, Музей «Тульский пряник», который мы не нашли и Музей «Тульские самовары».

Цикл заметок о городах России 18. Тула

Помимо этих музеев главной достопримечательностью города по праву является построенный в 16 веке по указу Василия III Кремль.

О Кремле я немного материалов выкладывала, немного рассказывала. И о том, что Кремль имеет 9 башен, в четырех из которых есть ворота. И о том, что на территории внутри кремля, где когда-то жило всё тульское население, на настоящий момент сохранилось всего два сооружения: Успенский и Богоявленский соборы. Кому интересно — можно посмотреть тут.

Улицы вокруг Кремля разные. Есть и просторные проспекты, пережитки Советского прошлого.

Цикл заметок о городах России 18. Тула

Есть и старинные постройки.

Цикл заметок о городах России 18. Тула

Ну и конечно огромное количество церквей.

Цикл заметок о городах России 18. Тула

Кстати, если проголодались, могу рекомендовать заведение под названием «Трактир Кудеси» — буквально в 2-х минутах ходьбы от Кремля.

Цикл заметок о городах России 18. Тула

Интерьер, а также соотношение цена-качество — всё отменно. Что касается ночевки в Туле — у нас был не самый удачный вариант — я писала отзыв об отеле Профит. Конечно же Тула — это прежде всего город оружейников. При Петре I здесь открыт первый государственный оружейный завод для ведения Северной войны со Швецией. Впоследствии Тула снабжала русские и советские войска оружием во время всех войн, прошедших в 18–20 веках. Так, тульские оружейники сыграли одну из решающих ролей в войне 1812 года. Поэтому Петра тут помнят и чтут. А вот и памятник Петру Первому, по указу которого был основан Тульский оружейный завод. Прямо у проходной завода.

Смотрим через дорогу от завода — храм Александра Невского.

Очень красиво отстроен.

Рядом с храмом на набережной реки Упы,

Цикл заметок о городах России 18. Тула

где традиционно гуляют молодожены и навешивают замочки в знак верности,

расположено здание нового музея оружия.

Цикл заметок о городах России 18. Тула

Еще Тула славилась своими кузнецами. Помните Левшу, который блоху подковал? Это был тульский умелец.

Цикл заметок о городах России 18. Тула

Очень понравилась старая Тула — невысокие двух- трехэтажные купеческие дома, местами отреставрированные, а местами разрушающиеся, но сохранившие дух старины.

Вот, например, целая улица со старинными зданиями.

А вот эту церковь очень хотелось бы чтобы аосстановили

Цикл заметок о городах России 18. Тула

Хотябы так, как этот дом напротив

Многие здания выглядят так, будто там живут бомжи!

Ну и последнее, что бы хотелось показать. Одна из достопримечательностей Тулы — Николо-Зарецкий храм, усыпальница рода Демидовых. В 1996 году перед церковью был установлен памятник основателю династии — знаменитому туляку Никите Демидову, который прошел путь от мастера-оружейника до богатейшего промышленника и мецената — владельца оружейных и металлургических заводов в Туле и на Урале.

«До революции 1917 года Николо-Зарецкий храм считался одним из самых богатых в Туле. Церковь строилась в 1730–1734 годы. До этого времени церквушка за рекой была деревянной. Средства на строительство каменного храма были выделены сыном великого металлозаводчика Никиты Демидова, Акинфием. Вскоре храм стал главным духовным кормильцем тульских мастеровых: четверо из пяти его прихожан были оружейниками. Демидовы были очень богатыми люди, можно предположить, что создателем храма был столичный зодчий. Демидовская церковь и по форме, и по декору отличается от других тульских храмов. Гладкие стены просто, но изящно украшены в стиле петровского барокко. Расцветка здания в фисташковый и белый цвета придавала церкви почти столичную нарядность. И правда, церковь внешне напоминает больше дворец, нежели храм, здесь чувствуется рука большого мастера! От многих других тульских церквей Николо-Зарецкая отличается и тем, что она двухэтажная. Из-за этого у храма есть несколько названий. Так, нижний этаж был освящен в честь Николая Чудотворца. Поэтому, а еще и потому, что стоит церковь за рекой, ее назвали Николо-Зарецкой. Верхний же этаж освящен в честь праздника Рождества Христова — отсюда и второе название Христорождественская."

Цикл заметок о городах России 18. Тула

После окончания строительства Акинфий Демидов в 1734 году перенес в храм останки своих родителей и одного священника. В 90-х годах там были раскопки и выяснили, что на глубине трех метров покоились останки Преподобного Евфросина. На месте раскопок были найдены остатки богатых украшений гроба — фрагменты одежды, пуговицы, кусочки грубой домотканой ткани, из которой шили одежду монахи. Были найдены части черепа, тазобедренного сустава, бедренная кость.

Цикл заметок о городах России 18. Тула

Кстати храм этот называли еще «Никола Богатый» из-за того, что и владельцы были богачами, и прихожане много всего приносили. И скопилось там много всяких сокровищ. Читаю дальше про историю этого уникального Храма. «В годы воинствующего атеизма храм был разорен. Из него вынесли почти все, пострадала и усыпальница Демидовых. Ее тоже вскрывали. Сотрудники НКВД поднимали чугунный пол и копали землю в поисках золота и драгоценностей — ходили легенды, что Демидовы хоронили своих родных в золотых гробах, за этими саркофагами и шла охота." Также при раскопках на дне ямы была обнаружена большая чугунная плита, на которой в свое время стоял гроб. Когда служители церкви и настоятель храма отец Виктор решили почистить плиту, она замироточила. Для мощей святого Евфросина по благословению Владыки в храме изготовили дубовый ковчег. И теперь каждый может прийти в храм и прикоснуться к мощам.

На самом деле, Демидовы делали гробы из меди, но ценные вещи здесь все же встречались: кольца, серьги, кресты… Даже при раскопках в начале 90-х годов в усыпальнице Демидовых были обнаружены фрагмент оклада иконы с позолотой, янтарный нательный крестик XVIII века, фрагменты серег с зеленым камнем, бусины-жемчужины, медная пуговица с гербом Тулы, монеты…

Цикл заметок о городах России 18. Тула

В 1934 году храм был закрыт и в лучших традициях советского времени — использован для хранения зерна. Вскоре разобрали иконостасы, забелили и уничтожили настенную роспись. Большая часть ценностей погибла… Почему меня это всё в последнее время так беспокоит?

На сегодняшний день Николо-Зарецкий храм имеет статус памятника культуры федерального значения. Службы возобновилась в 1999 году, после 65-летнего перерыва. На вечернюю службу мы как раз попали.

Цикл заметок о городах России 18. Тула

Прихожане церкви говорят, что Николо-Зарецкий храм — место необычное, здесь человеку становится хорошо, легко на душе. У некоторых проходили головные боли, исчезали боли в позвоночнике и ногах, также известны случаи, когда мужчины излечивались от пьянства. Правда, как говорят священники, исцеляется лишь тот, кто приходит в храм с верой и открытой душой.