Chedty
Михаил Странник Пользователь — сейчас на сайте

Империя инков глазами инженера. Где будет город заложен?

26 января 2015 г. 8:13 Куско — Перу Ноябрь 2012
44 35

Взялись мы с вами строить инкский храм, нужно доводить дело до конца. Материалы мы подготовили в предыдущей заметке, теперь давайте подберем место для храма.

Для начала, давайте одну минуточку понаблюдаем за людьми выходящими из туристических автобусов. Легко заметить, что все допускают одну и туже ошибку. Туристы выбираются из автобуса, прикрывают рукой глаза от яркого света и смотрят на вершину горы. На вершине вместо ожидаемого замка, они видят совсем маленький домик. Удивившись, они начинают смотреть на другие доминирующие точки, но и здесь обнаруживают только очень небольшие сооружения. Только проверив все вершины гор окружающих их, они замечают, что в седловине расположен довольно значительный и интересный древний город. Люди тут же забывают о своей маленькой ошибочке и идут смотреть сайт, а мы давайте задумаемся, почему они не там искали?

8

Сюда приезжают опытные туристы с наметанным глазом. Они знают что любое значительное сооружение должно занимать доминирующую точку, так его легче будет оборонять, оно будет контролировать большую территорию. Даже дети во всем мире играют в «Царя Горы», а не в царя болота. Европейские замки и монастыри в основном следуют этому правилу и находятся на возвышенностях, туристы привыкли к такому размещению и знают где искать. Правило работает почти везде, но не в Перу.

6

Интересная штука пытаться разобраться с цивилизацией существовавшей независимо от всего основного мира. Часто, при относительно низком уровне развития, она обладает «другими» знаниями, недостигнутыми более развитыми культурами. При своем большом опыте наблюдения землетрясений, инки поняли что нельзя строить на скалах. Сооружение получает прямой жесткий удар плотных пород. В седловине гор, там где строили инки, всегда есть небольшая «подушечка» уплотненного осадочного материала, на ней они и ставили свои дома и крепости. Эта «подушечка» играла роль амортизатора в случае землетрясения и помогала избегать серьезных разрушений.

4

При этом инки конечно контролировали доминирующую точку. Как мы уже обсуждали, на самой вершине стоит караульное помещение, где может отдыхать свободная от дежурства смена наблюдателей. Самые узкие участки ущелий контролируются отдельными небольшими фортами. Понятно, что даже небольшое землетрясение полностью разрушит и караульное помещение и тем более форт, прилепленный сбоку к скале, но это небольшие потери по сравнению с крепостью-храмом, которая, в большинстве случаев, должна была оставаться целой благодаря амортизации мягких обломочных пород.

3

Расположение на седловине дает крепости еще одно важное преимущество. Под верхней точкой седловины всегда есть вода. Она может выходить в виде ключа, может находиться под камнями, но она есть. Ее не может не быть, деваться ей некуда. Вода стекает с двух боковых склонов седловины и в ее центре эти два потока обязаны встретиться. Даже если здесь нет озерца или ключа, всегда можно вырыть не глубокий колодец. При этом догадаться где идет подземный поток воды на широком склоне, практически не возможно. Так что мой вам совет, ставьте свои крепости как инки в седловине гор.

1

Еще одно красивое инженерное решение — небольшие каналы, которые обходят крепости с обеих сторон. В литературе их почему то называют рвами. У этого определения есть одна проблема, «рвы» проходят там где крепость и так неприступна сверху и сбоку и при этом полностью отсутствуют снизу, в зоне откуда наиболее вероятно нападение потенциального противника.

7

Это конечно не оборонительные рвы, это каналы защищающие от селя. Инки поняли то до чего инженеры других стран дошли намного позже. Сель нельзя остановить ни каналом, ни стеной построенной поперек его движения, но его можно перенаправить. Я лазал по этим каналам довольно долго, без специальных геодезических инструментов разобраться тяжело, но похоже они держали постоянный угол атаки к склону, порядка двадцати пяти градусов. Плюс им за сообразительность.

3

Хотелось бы в целом отметить, что на мой взгляд, инки были хорошие инженеры, правда они были очень плохие изобретатели. То что связано с многолетними наблюдениями за природой, правильным пониманием ее сил в инкской культуре было на высоте. С абстрактным мышлением у них был полный пролет. Постоянно имея дело с пиритом, так и не научиться выплавлять железо — это стыдно, а не изобрести колесо — это позор. Они не смогли придумать того что не встречается в природе, их способности к свободному творчеству были серьезно ограничены.

3

Хотел бы обратить внимание на еще одну вещь. Вы все много путешествовали по миру, а часто вы встречали храмы и дворцы без украшений, так что бы голая стена… Украшение здания — это абстракция, у украшения нет прямой функциональной нагрузки. Как ни забавно, инки не сумели додуматься не только до колеса, но и до более менее внятного украшения, и в тоже время обладали целым набором нетривиальных познаний полученных прямыми наблюдениями. Другие… Может именно эта немного иная по сравнению с нами система мышления породила легенды о «загадочности», но скорее всего это просто рекламный ход.

8

Итак здесь нам опять придется вернуться к «сверхъестественному». Строительные блоки у нас готовы, теперь нам надо переместить их на строительную площадку, а ведь перуанские гиды и в след за ними многие туристы посетившие Перу (или просто люди посмотревшие кино про инков) точно знают, что это технически не возможно. Я здесь не буду утомлять вас ни длинными формулами, ни разборкой простейших устройств, которые использовали древние для перемещения и подъема грузов. Я просто приведу пару примеров, при чем совершенно случайных, опять первое что пришло в голову.

2

Указывая на эти камни гиды уверенно говорят, что не существует современной техники способной поднять их на гору. Это не есть правда.

Ребята вы в России случайно не бывали? Там место такое есть, Соловки называется. Говорят в стене камни по сто двадцать тонн. Монахи так построить не могли, да ведь еще их было совсем мало. Пишем еще одну книгу «ЗАГАДОЧНОЕ Белое море или Инопланетяне разбушевались». Что интересно, Соловки не единственное место где люди перемещали и поднимали на значительную высоту объекты с весом более ста тонн. В евроазиатском древнем мире признанными специалистами по подъему тяжестей являлись финикийцы. В своих трактатах, они не только вводили понятие ускорения, но рассматривали такие сложные неньютоновские явления как напряжение сдвига.

5

В частном случае Перу для перемещения каменных блоков использовались деревянные волокуши. Для того чтобы поднять камни на нужную высоту, здание послойно засыпалось гравием. После установки первого уровня каменных блоков, отсыпался слой гравия для затаскивания, второго уровня и так далее. Техника эта широко известна и многократно описана.

4

Я и сам часто пользовался этим методом когда под рукой не было достаточно мощных кранов. В Сибири даже проще, мы затаскивали тяжелое оборудование по ледяным скатам, а потом просто плавили лед паром и технологический блок сам садился на свайное поле. Вы тоже можете попробовать свои силы в строительстве титанических сооружений в Музее Естественных Наук Далласа.

1

Наверно на этом этапе можно закончить с разборкой технических «чудес». Хотя если у вас есть настроение разобраться с еще каким ни будь аспектом строительства инков, я с удовольствием приму участие в разговоре. В следующей статье хотелось бы перейти к рассказу о той фантастической красоте которую мы видели в Перу.

Бронирование отелей
в Куско

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
x

Комментарии

Nomad
26 января 2015 г. 11:06
Очень интересно это все читать!
Chedty
26 января 2015 г. 16:18
Рад, что понравилось. Думать вместе забавное занятие
Arkhip251166
26 января 2015 г. 15:11
!!!
Chedty
26 января 2015 г. 16:18
Спасибо!
annaabrosimova
+1
26 января 2015 г. 15:20
Михаил, мне очень интересно. Рациональные люди были инки, но без фантазии. Мысль о перенаправлении селевых потоков меня порадовала. А то сначала вспоминались лавины и сели в горах, и я думала, что инки очень рисковали ставя свои города в седловине. Буду ждать продолжения и об особенностях строительства и о красотах Перу
Chedty
+1
26 января 2015 г. 16:21
Я бы пожалуй выделил эти каналы в отдельную тему. С инженерной точки зрения, они являются самым большим достижением инков. Только благодаря им стало возможно строительство столь значительных городов. Но уж больно невзрачно они выглядят, большинство людей их не замечают.
annaabrosimova
+1
26 января 2015 г. 16:30
Я бы про каналы с удовольствием почитала. Очень интересно. А их невзрачность, как мне кажется, можно компенсировать панорамными съемками, где видна будет их геометрия и фотографиями их деталей и особенностей
Chedty
+1
26 января 2015 г. 16:43
Очень интересная тема, спасибо за подсказку. Попробую подобрать материал.
Мне только хочется какой нибудь альбом красивый сначала сделать. Потом вернусь. Я наверно подборку по американским национальным паркам на этой неделе опубликую. Я еще только один фотоальбом сделал, хочется попробовать себя в этом жанре
annaabrosimova
+1
26 января 2015 г. 16:58
Рада быть полезной! Про американские национальные парки будет очень интересно почитать и посмотреть. буду ждать фотоальбомы
Chiffa7
26 января 2015 г. 15:34
У меня есть знакомый скептик, утверждающий, что деревянные катки должно расплющивать большим весом груза.
Chedty
+2
26 января 2015 г. 16:37
Понятие деревянные катки настолько широкое, что я не рискну спорить. Из какого дерева, какие катки..., катки или волокуши, каменные шары по дороге не попадались, свежей мокрой речной галькой дорогу не пробовали подсыпать...?
Довольно типичный подход, критиковать не обязательный элемент.
Сто тонные грузы которые перемещали в Перу значительно уступают по размерам тем с которыми работали в Ливане или на острове Пасхи. Техническая проблема строительства инков не в этом. Нет куполов и арок (не додумались инопланетяне), это вынуждает класть на потолок колоссальные каменные балки. Тупиковое направление... Чем больше балка, тем больше она весит, а значит тем скорее развалится при любом толчке землетрясения.
tinka61
26 января 2015 г. 16:06
Свежий взгляд инженера на сооружения инков очень любопытен.
Chedty
+1
26 января 2015 г. 16:38
Спасибо, рад что заинтересовал.
sonnenschein
26 января 2015 г. 17:01
Очень интересно взглянуть глазами инженера на сооружения инков. Только вчера показывали докфильм о Стоунхендж, развенчивали мифы. Не знала, что инки занимались перенаправлением селевых потоков.
Chedty
26 января 2015 г. 17:05
Им некуда деваться было
Если бы они не умели этого делать, все их города давно бы смыло. Они строили прямо по центру седловин, значить на поселение шел поток сразу с двух вершин, шансов нет.
sonnenschein
26 января 2015 г. 17:11
Я даже не знала, что инки строили свои крепости в седловине. Обычно читала рассказы туристовцев и никто на этот нюанс не обращал внимание. Читаешь о горной болезни, загадочных инках с их ритуалами, восхищаешься фотографиями горных пейзажей и всё.
Chedty
26 января 2015 г. 17:16
Я читал про то что все крепости инков расположены на вершинах гор, но при этом прямо в центре крепостей расположен источник из которого фонтанирует вода. Каких только чудес не бывает.
sonnenschein
26 января 2015 г. 17:17
Leolik
26 января 2015 г. 18:39
Миш, так интересно! Доберусь ли я когда-нибудь до Перу!?)
Chedty
26 января 2015 г. 18:49
Да доберешься конечно. До Штатов уже добралась, а от туда уже рукой подать
Leolik
26 января 2015 г. 19:17
Я, наверное, к Вам еще раз поеду в этом году в мае-июне, по работе!
Chedty
26 января 2015 г. 19:51
Не в наши края случаем? Мы в мае еще дома, на 10 июня билеты купил. Я на лето к старшим в Гон Конг и т.д.
Leolik
26 января 2015 г. 20:19
Нет, не в ваши.( Вашингтон, может НЙ, и в Канаду к друзьям заеду.
gonczaryk
26 января 2015 г. 22:40
Почему же они колесо то не изобрели? Камни же бывают круглыми или яйца птиц например. В природе же существует круглое, катящееся, надо просто заметить.
Chedty
26 января 2015 г. 23:06
Наверно в колесе важен не сам периметр, а ость. Колеса с осью в природе, пожалуй, нет.
У них были например каменные шары как в природе (чуть больше теннисных). Я думаю, что это были средства для передвижения блоков по дорогам из каменного монолита (дорога инков, например). Официально эти шары считаются оружием. Только я не понимаю зачем нужно обтачивать шар и придавать ему круглую форму просто для того чтобы двинуть им кого нибудь по голове. Угловатый тоже вполне подходит для этих целей.
elenavasilieva
26 января 2015 г. 23:29
Как всегда очень интересно!
Особенно про красоту. Видимо женщины у них были не в чести, раз нигде не нашлось места красивостям:))
Chedty
27 января 2015 г. 1:56
Лен, Инка по праву престолонаследия был женат на собственной сестре, видимо это создавало определенную атмосферу. Да, плюс, практически, вся аристократия, судя по захоронениям болела сифилисом. Тоже не способствует.
elenavasilieva
27 января 2015 г. 3:00
Да... какая же это красота если она без носа:)))
Chedty
27 января 2015 г. 4:01
Да не Греция.
Знаешь что я думаю. Вот взять к примеру бурятов. Безусловно великая цивилизация. Древняя при этом очень. Блестящая система организации, великолепная приспособленность к окружающей среде, не плохая для того времени техническая подготовка... но ни письменности, ни живописи и вместо арфы пищалка за щеку. Нам это кажется как то не правильно, но по сути это просто другой путь развития.
vibas
27 января 2015 г. 8:38
Михаил, убедили! Отныне буду всегда ставить крепости как инки - в седлочине гор! И вода есть, и землетрясения не страшны! )))
А если серьезно, все это очень интересно! Хоть версия про инопланетян, понятно, более популярна
Так что же инки так и жили совсем без колес?! Ужас! )
Теперь очень жду про красоты Перу!!!
Chedty
+1
27 января 2015 г. 8:58
Злобные инопланетяне попались. Вместо того чтобы научить инков колеса делать, они за них камни таскали. Значит судьба такая. Инопланетянину не прикажешь.
Подожди еще пару заметок. Опять про красоты не получилось. Я старался... Но там не плохая заметка будет и картинки как минимум неожиданные.
vibas
27 января 2015 г. 9:01
Chedty писал 27 января 2015 г. 8:58
Злобные инопланетяне попались. Вместо того чтобы научить инков колеса делать, они за них камни таскали. Значит судьба такая. Инопланетянину не прикажешь.
Это точно! И украшения делать не научили!
Хорошо! Жду и про красоты, и про все остальное!
albygan
27 января 2015 г. 9:33
Сколько ни читал про инков, ни смотрел фильмов про их загадочную цивилизацию, а такого подхода не предвидел!
Вы здорово всё разложили по полочкам. И ведь было ощущение, что реальность где-то посередине между ошалевшими инопланетянами, атлантами и допотопными лемурийцами Люди это когда-то сделали сами, без волшебной палочки или антигравитации...
Замечательный рассказ. Очень доходчиво и внятно. Спасибо!
Chedty
+1
27 января 2015 г. 17:50
Вам спасибо что читаете. Эх с латынью у меня плохо. Как там умные следователи говорят: "Кому это нужно?". Не думаю, что эти достаточно кривые домики нужны были инопланетянам.
Olejka
+1
5 февраля 2015 г. 11:34
Интересно,взяли ли современные инженеры опыт перенаправления селей,Михаил? Еще про украшения. Мне видится в любом сооружении свой рисунок,свое украшение...Даже если и без общепринятого украшения! Извинiте за тавтологию.
Chedty
+1
5 февраля 2015 г. 18:17
В современном градостроительстве сели перенаправляются. Не так что бы у инков подсмотрели, сами додумались, правда заняло довольно много времени.
Безусловно сама геометрия дома есть его украшение. Здесь больше языковое совпадение разных понятий слова "украшение" в русском. Я про то что по английски будет "декор". То что поверх основной структуры.
Maya_Cooks
9 февраля 2015 г. 1:44
Интересно, если нет комментария, то просто нажать мне нравится он не дает?
Chedty
9 февраля 2015 г. 2:09
Вроде можно.
natchen
27 октября 2015 г. 11:58
Миша, прочитав ваши технические выкладки, чувствую себя гораздо подкованнее в этом вопросе. Нет слов.
Chedty
+1
27 октября 2015 г. 17:11
Я рад что этот технический анализ может пригодится. Сейчас работал на карьерах в Армении еще раз убедился что Морей - это карьер. Зачем голову морочат?
Запись с ответом была удалена.
Vikus
16 января 20:32
Интересно, слов нет. Меня давно этот вопрос интересовал, "как?" А у Вас так всё понятно расписано. Видно,что труд титанический, но не невозможный. Это самое главное.
Chedty
+1
16 января 21:17
Вик, на этой территории проживало, по тем временам, колоссальное население. У воинственных инков ни когда не было проблемы с рабочей силой. При этом объемы строительства относительно не большие, речь ведь идет о том что было построено за века.
annarubchenkova
17 января 1:26
Вы еще скажите, что пирамиды не инопланетяне строили! )))
Очень интересно вас читать!
Chedty
+1
17 января 2:19
Спасибо! Не всегда имеет смысл говорить правду, человечество еще до нее не созрело
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.