Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был сегодня 0:33

Империя инков глазами инженера. Где будет город заложен?

Куско — Перу Ноябрь 2012
44 36

Взялись мы с вами строить инкский храм, нужно доводить дело до конца. Материалы мы подготовили в предыдущей заметке, теперь давайте подберем место для храма.

Для начала, давайте одну минуточку понаблюдаем за людьми выходящими из туристических автобусов. Легко заметить, что все допускают одну и туже ошибку. Туристы выбираются из автобуса, прикрывают рукой глаза от яркого света и смотрят на вершину горы. На вершине вместо ожидаемого замка, они видят совсем маленький домик. Удивившись, они начинают смотреть на другие доминирующие точки, но и здесь обнаруживают только очень небольшие сооружения. Только проверив все вершины гор окружающих их, они замечают, что в седловине расположен довольно значительный и интересный древний город. Люди тут же забывают о своей маленькой ошибочке и идут смотреть сайт, а мы давайте задумаемся, почему они не там искали?

8
Империя инков глазами инженера. Где будет город заложен?

Сюда приезжают опытные туристы с наметанным глазом. Они знают что любое значительное сооружение должно занимать доминирующую точку, так его легче будет оборонять, оно будет контролировать большую территорию. Даже дети во всем мире играют в «Царя Горы», а не в царя болота. Европейские замки и монастыри в основном следуют этому правилу и находятся на возвышенностях, туристы привыкли к такому размещению и знают где искать. Правило работает почти везде, но не в Перу.

6
Империя инков глазами инженера. Где будет город заложен?

Интересная штука пытаться разобраться с цивилизацией существовавшей независимо от всего основного мира. Часто, при относительно низком уровне развития, она обладает «другими» знаниями, недостигнутыми более развитыми культурами. При своем большом опыте наблюдения землетрясений, инки поняли что нельзя строить на скалах. Сооружение получает прямой жесткий удар плотных пород. В седловине гор, там где строили инки, всегда есть небольшая «подушечка» уплотненного осадочного материала, на ней они и ставили свои дома и крепости. Эта «подушечка» играла роль амортизатора в случае землетрясения и помогала избегать серьезных разрушений.

4
Империя инков глазами инженера. Где будет город заложен?

При этом инки конечно контролировали доминирующую точку. Как мы уже обсуждали, на самой вершине стоит караульное помещение, где может отдыхать свободная от дежурства смена наблюдателей. Самые узкие участки ущелий контролируются отдельными небольшими фортами. Понятно, что даже небольшое землетрясение полностью разрушит и караульное помещение и тем более форт, прилепленный сбоку к скале, но это небольшие потери по сравнению с крепостью-храмом, которая, в большинстве случаев, должна была оставаться целой благодаря амортизации мягких обломочных пород.

3
Империя инков глазами инженера. Где будет город заложен?

Расположение на седловине дает крепости еще одно важное преимущество. Под верхней точкой седловины всегда есть вода. Она может выходить в виде ключа, может находиться под камнями, но она есть. Ее не может не быть, деваться ей некуда. Вода стекает с двух боковых склонов седловины и в ее центре эти два потока обязаны встретиться. Даже если здесь нет озерца или ключа, всегда можно вырыть не глубокий колодец. При этом догадаться где идет подземный поток воды на широком склоне, практически не возможно. Так что мой вам совет, ставьте свои крепости как инки в седловине гор.

1
Империя инков глазами инженера. Где будет город заложен?

Еще одно красивое инженерное решение — небольшие каналы, которые обходят крепости с обеих сторон. В литературе их почему то называют рвами. У этого определения есть одна проблема, «рвы» проходят там где крепость и так неприступна сверху и сбоку и при этом полностью отсутствуют снизу, в зоне откуда наиболее вероятно нападение потенциального противника.

7
Империя инков глазами инженера. Где будет город заложен?

Это конечно не оборонительные рвы, это каналы защищающие от селя. Инки поняли то до чего инженеры других стран дошли намного позже. Сель нельзя остановить ни каналом, ни стеной построенной поперек его движения, но его можно перенаправить. Я лазал по этим каналам довольно долго, без специальных геодезических инструментов разобраться тяжело, но похоже они держали постоянный угол атаки к склону, порядка двадцати пяти градусов. Плюс им за сообразительность.

3
Империя инков глазами инженера. Где будет город заложен?

Хотелось бы в целом отметить, что на мой взгляд, инки были хорошие инженеры, правда они были очень плохие изобретатели. То что связано с многолетними наблюдениями за природой, правильным пониманием ее сил в инкской культуре было на высоте. С абстрактным мышлением у них был полный пролет. Постоянно имея дело с пиритом, так и не научиться выплавлять железо — это стыдно, а не изобрести колесо — это позор. Они не смогли придумать того что не встречается в природе, их способности к свободному творчеству были серьезно ограничены.

3
Империя инков глазами инженера. Где будет город заложен?

Хотел бы обратить внимание на еще одну вещь. Вы все много путешествовали по миру, а часто вы встречали храмы и дворцы без украшений, так что бы голая стена… Украшение здания — это абстракция, у украшения нет прямой функциональной нагрузки. Как ни забавно, инки не сумели додуматься не только до колеса, но и до более менее внятного украшения, и в тоже время обладали целым набором нетривиальных познаний полученных прямыми наблюдениями. Другие… Может именно эта немного иная по сравнению с нами система мышления породила легенды о «загадочности», но скорее всего это просто рекламный ход.

8
Империя инков глазами инженера. Где будет город заложен?

Итак здесь нам опять придется вернуться к «сверхъестественному». Строительные блоки у нас готовы, теперь нам надо переместить их на строительную площадку, а ведь перуанские гиды и в след за ними многие туристы посетившие Перу (или просто люди посмотревшие кино про инков) точно знают, что это технически не возможно. Я здесь не буду утомлять вас ни длинными формулами, ни разборкой простейших устройств, которые использовали древние для перемещения и подъема грузов. Я просто приведу пару примеров, при чем совершенно случайных, опять первое что пришло в голову.

2
Империя инков глазами инженера. Где будет город заложен?

Указывая на эти камни гиды уверенно говорят, что не существует современной техники способной поднять их на гору. Это не есть правда.

Ребята вы в России случайно не бывали? Там место такое есть, Соловки называется. Говорят в стене камни по сто двадцать тонн. Монахи так построить не могли, да ведь еще их было совсем мало. Пишем еще одну книгу «ЗАГАДОЧНОЕ Белое море или Инопланетяне разбушевались». Что интересно, Соловки не единственное место где люди перемещали и поднимали на значительную высоту объекты с весом более ста тонн. В евроазиатском древнем мире признанными специалистами по подъему тяжестей являлись финикийцы. В своих трактатах, они не только вводили понятие ускорения, но рассматривали такие сложные неньютоновские явления как напряжение сдвига.

5
Империя инков глазами инженера. Где будет город заложен?

В частном случае Перу для перемещения каменных блоков использовались деревянные волокуши. Для того чтобы поднять камни на нужную высоту, здание послойно засыпалось гравием. После установки первого уровня каменных блоков, отсыпался слой гравия для затаскивания, второго уровня и так далее. Техника эта широко известна и многократно описана.

4
Империя инков глазами инженера. Где будет город заложен?

Я и сам часто пользовался этим методом когда под рукой не было достаточно мощных кранов. В Сибири даже проще, мы затаскивали тяжелое оборудование по ледяным скатам, а потом просто плавили лед паром и технологический блок сам садился на свайное поле. Вы тоже можете попробовать свои силы в строительстве титанических сооружений в Музее Естественных Наук Далласа.

1
Империя инков глазами инженера. Где будет город заложен?

Наверно на этом этапе можно закончить с разборкой технических «чудес». Хотя если у вас есть настроение разобраться с еще каким ни будь аспектом строительства инков, я с удовольствием приму участие в разговоре. В следующей статье хотелось бы перейти к рассказу о той фантастической красоте которую мы видели в Перу.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Бронирование отелей
в Куско
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии