Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был вчера 23:53

Хампи — Индия Декабрь 2014

начало рассказа здесь

«Тиха украинская ночь…« — писал классик, до чего поэтично сказано, и сразу веет покоем. А вот в Калангуте покой нам только снился, индийские ночи там становились тихими лишь к утру, когда последние подвыпившие и обкуренные руссо туристо расползались по отелям, чтобы забыться тяжелым сном перед новым солнечным днем. Именно в такой тихий предрассветный час, когда земля все еще окутана мраком, а серебристая луна сияет в небесах, я выполз из отеля, чтобы упасть в кресло Тойоты индийского производства и умчатся из штата Гоа. В прошлый приезд мы капитально поездили по Гоа, а вот до соседнего штат Карнатака так и не добрались, а очень зря, там расположены развалины легендарного древнего города Виджаянагар (город победы). О нем писали в Рамаяне, город был столицей империи, просуществовавшей всего два века. По иронии судьбы его захватили мусульмане всего через 7 лет после штурма Казани христианином Иваном Грозным — странное совпадение. Сейчас на этом месте деревня Хампи.

Индия, Хампи. По страницам Рамаяны

Калангут-Хампи По спидометру до Хампи недалеко — всего 420 км, но в сакральной Индии расстояние и время связаны нелинейно, поэтому Тойота преодолевает этот путь за 8 часов, а в слиппербасе, похожем на плацкартный вагон, надо тащиться 12 часов, подпрыгивая на бесчисленных лежачих полицейских.

Первоначально собрались ехать самостоятельно, на бумаге все выглядело легко и гладко — от Калануга час на паблик бас до Панаджи, затем 12 часов на ночном автобусе до Хамки, там берем отель на две ночи, нанимаем тук-тук и исследуем город. От Панджи можно ехать и дневным поездом 8 часов, но в результате теряешь день, да еще и прибытие не в Хампи, а в соседний город. После небольшой прогулки на общественном транспорте от пляжа Вагатор до отеля, поняли, все это не для нас, и тут же отдались в руки пляжного гида. Его цена в 115 $ оказалась наименьшей (max был 250 $). Нынче русские гиды ходят по пляжу десятками и раздают свои проспекты. Бедные ребята — мало того, что весь день по солнцепеку бродят, а вечером сидят в агентстве, так они ведь работают без нужной визы, а это криминал! Этих бедолаг частенько ловит полиция, порой по наводке конкурентов, а затем каталажка и депортация без права возврата. Сразу оговорюсь, что для нас все было исполнено без обмана, но не повезло с гидом Машей — она оказалась халтурщицей, заинтересованной побыстрее закончить тур.

Индия, Хампи. По страницам Рамаяны

Гоанские дороги очень непростые — узкие, извилистые, а еще множество лежачих полицейских. Разгон, резкое торможение, 2–3 подскока, и вновь по газам. Ночь темна, а на обочинах дремлют коровы, давить их не моги, либо карму испортишь, либо в тюрьму угодишь. Хотя, во время поездок по дорогам Индии мы видели множество сбитых коров на мостовой. Между коровами неизвестно куда бредут тени укутанных индусов — предрассветные +22С для них прохладно. Небо начинает синеть, дорога уходит в горы, превращаясь в бесконечный серпантин. Внезапно ведущая машина остановилась, ее водила высунул руку и зашипел — tiger-tiger! Какая дикая обида — именно в этот момент я мирно дремал, а когда продрал глаза, хищная кошка исчезла в густых джунглях. Зато Маша, ехавшая в первой машине, захлебываясь от восторга и ужаса, рассказывала о потрясающей встрече с гигантской кошкой, и давала себе зарок больше не ходить в джунгли по-маленькому. По ее словам, тигр не спеша перешел дорогу, сердито зыркнул на тормознувшую машину и величественно свалил в лес. Обезьян в Индии полно, даже больше чем собак, а вот тигра на дороге встретить — это чудо. Поворотов все больше, мою дремлющую тушку, крепко пристегнутую к креслу, приятно мотает из стороны в сторону, почти как ребенка в люльке. А вот жене не до сна — ее вестибулярка бунтует, услужливый водила регулярно тормозит авто, что бы она пришла в себя, но это мало помогает.

Час проходит за часом, встает солнце, в кафе завтракаем по-индийски — странные блины с острой приправой, чай, джем. Теперь можно глазеть на дорогу, а там много интересного. Трактора здесь украшены гирляндами, как НГ-елки, грузовики раскрашены, как на ярмарке, маленькие машинки нагружены так высоко, что кажется, будто их рессоры сейчас лопнут. Самая экзотика — это высокие повозки на двух огромных колесах, похожие на азиатские арбы, и запряженные парой белых горбатых коров с огромными рогами. Они неспешно бредут по шоссе, покоряясь участи вечной трудяги. Хотя корова у индусов священна, это не мешает использовать ее на самых тяжелых работах, ведь свою святость коровы получили от трудолюбивого быка Нанди, который был лучшим другом, а заодно и транспортом Шивы. В открытых машинах неизвестно куда едет множество индусов. Заметно, что все они бедны, лица черны, но краски не тусклы, индусы обожают все яркое, особенно женщины. Они очень позитивны и счастливы — с интересом смотрят на белых, улыбаются и приветствуют нас.

Индия, Хампи. По страницам Рамаяны

Хампи-Базар Через 8 часов прибыли в Хампи, отель скромен до невозможности — в туалете даже стекол нет, и туалетной бумаги тоже, зато полно комаров, хорошо, хоть в номере есть кондей. Самое время закусить в кафешке Mango Tree, что рядом с храмом Верупакши. Рядом с кафе множество флегматичных коров и полуголых индусов, чуть обмотанных простынями, они пришли на богомолье. Неплохое местечко — самый центр, рядом Хампи-Базар, главное аккуратно обойти коров, лежащих на асфальте и не вляпаться в их отходы. И еще подстава — весь общепит в этом районе чисто вегетарианский, алкоголя тоже нет, даже пива не держат. Проблема с едой такая, что собакам приходится жрать даже коровье дерьмо, лично видел бедолагу, носом разгребающую свежую лепешку.

Индия, Хампи. По страницам Рамаяны

Хоть и поевшие, но недовольные (даже малая цена обеда не примирила с отсутствием мяса), отправились к Виттала Темпл, он относительно недалеко. Пейзажи вокруг потрясают, кажется, что дети мифических гигантов разбросали по всей округе свои игрушки — гигантские каменные глыбы. Представить в реальности, как невероятная сила вулкана раскидывала на километры вокруг монолиты по 50-100тн, порой создавая из них пирамиды, трудно. Причудливые нагромождения видны повсюду, большинство камушков размером с несколько автобусов. А между каменными холмами в изобилии зеленеют банановые рощи. По легенде этими камнями жонглировали воины обезьяньего царя Ханумана, а по правде — кто знает. Именно в этих местах происходит действие одного из эпизодов Рамаяны — Бог Рама здесь встретился с обезьяньими царями Хануманом и Сугриве и здорово помог им, после чего вся обезьянья армия стала под его знамена. Да что там мифическая Рамаяна, сам Кипплинг своего Маугли писал именно здесь.

Индия, Хампи. По страницам Рамаяны

В Виттала темпл вход платный — 250 рупий, тот же билет дает право прохода на еще один сайт — King Place. Как и везде в Индии, здесь потрясает непревзойденная резьба по камню, и множество фигурок божеств и воинов на крышах надвратных башен. Храмовый комплекс посвящен богу Вишну, его порой называют храм поющих колонн. В центре храмового двора стоит каменная колесница — символ города, на нем изображен Гаруд. Такие колесницы до сих пор используют в религиозных праздниках. На четырехколесную массивную колесницу взгромождают шатер, в котором выставляют своих богов и святыни. Затем, взявшись за канаты, сотни индусов тянут тяжеленную колесницу через весь город — для кармы очень полезное занятие. Особо одаренные в религиозном экстазе бросаются под колеса тяжеленной повозки. Деревянные колеса легко ломают грудную клетку фанатика, вырывая его из привычного колеса жизни, бедолага уверен, что сразу попадет в индуистский рай, а как на самом деле — кто расскажет…

Индия, Хампи. По страницам Рамаяны

Сам храм Витала Темпл совершенно особенный: 56 его резных колонн — это настоящий музыкальный инструмент, ударяя по ним, можно наигрывать мелодии, только нахальным туристам постучать по колоннам не дают. Вообще, очень интересно посмотреть, чем занимались жены махараджей, пока мужики совершали ратные подвиги на полях Камасутры Чтобы махараджиня поменьше общалась с чернью, ейный муж построил персональный закрытый храм, где можно проводить все обряды потаясь от людских глаз. Сейчас в этих казематах темно, а на потолке живут летучие мыши. Наверху колонный зал, очень интересны эротические картинки на его стенах — Плейбой нервно курит в стороне. Хорошее место, но его портят толпы индусов, волнами затопляющие комплекс и не дающие комфортно снимать.

Индия, Хампи. По страницам Рамаяны

Достопримечательности в Хампи относительно близки, но пешком не очень походишь, нужен тук-тук или машина. На улицах видим множество худощавых и стройных индианок, одетых в традиционные цветастые сари. На голове у многих поклажа — котомки, подносы, мешочки, даже бидончик одна несла. Чувство равновесия у индусов потрясающее — лично видел, как индус нес на голове немаленький таз с кирпичами! Детишки продают всякую ерунду — открытки, карты, фигурки, причем знают много слов и по-русски. Белых в этих местах немного, поэтому индусы смотрят на нас с огромным любопытством, хотя и не фотографируют, как на Гоа.

King Place Быстро подъехали к Королевскому центру (вход по билету из Витталы). Спустились в подземную совещательную комнату — типа ставки главкома, раньше освещаемой факелами. Удивились древнему виадуку, вода с которого сливалась в большой ритуальный бассейн, куда простых смертных не допускали. Забрались на Маханавами Диббс — смотровую площадку, с которой короли обозревали свой город и народ. На этом же сайте расположен храм ХазаРама с потрясающей красоты колоннами из черного нефрита, камень для которых в те века шел по цене золота. Удивительно, но при съемках одной из колонн, часть ее поверхности на фото окрасилась золотом. В храме есть изображение жены Рамы — Лакшми, ее красоты считается непревзойденной и в наше время. Здесь также стоит посмотреть барельефы из Камасутры — куда ж без нее в Индии.

Индия, Хампи. По страницам Рамаяны

Lotus Mahal Затем полюбовались дворцом Лотос Махал (ее еще называют Зенана Энкло) — это ажурная беседка, покрытая филигранной резьбой, кажется, что ее крыша в форме лотоса парит в небе. В ней наложницы спасались от зноя и коротали свои нелегкие дни. За крепостной стеной видно длинное монументальное здание со множеством проемов и куполов — настоящий дворец. Никогда бы не догадался, что это стойло для королевских слонов — Элефант Рум. В проемах они горделиво красовались перед махараджей и гостями, а сзади были маленькие дверцы, откуда работяги, не покладая рук, лопатами убирали слоновьи отходы.

Индия, Хампи. По страницам Рамаяны

Hemakuta Hill Сансет мы наблюдали с высоты Химаrута Хилл, образованном гигантскими скальными образованиями в виде наклонных плит, на них построены несколько храмов и святилищ. Отсюда хорошо виден храм Верупакша во всей красе, а между тем на западе чуть красноватый диск солнца начинал свой коронный номер прощания с дневным светом. На этом же холме расположены статуи слоноголового Ганеши и человеко-льва Нарасимхи, а также храм Кришны.

Индия, Хампи. По страницам Рамаяны

Каждый вечер немногочисленные туристы поудобнее рассаживаются на нагретых камнях и устремляют взоры на засыпающее солнце. Среди людей пристраиваются худые собаки, кажется, даже их закат не оставляет равнодушными, хотя все проще — разомлевшие от лепоты туристы быстрее накормят голодную собаку. Между собак суетливо бегают обезьяны, стараясь подсесть поближе к людям, с собаками они не дружат, но и не задираются к ним. В последние мгновения перед заходом все участники замирают в немом благоговении — минуты проходят быстро, солнце скатывается за горизонт, а на землю надвигается полог тьмы.

Индия, Хампи. По страницам Рамаяны

а наш день еще не закончен, окончание будет…, оно здесь