Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был сегодня 0:33

Куско — Перу Ноябрь 2012

На третий день нашего путешествия по Перу началась его основная смысловая часть, знакомство с культурным наследством инков. Первая точка Ойянтайтамба, храм-крепость на пересечении трех долин. Позиция стратегически очень выгодная, все вокруг просматривается на много километров.

Империя инков глазами инженера. Строительные материалы

Долины внизу перекрыты каменными стенами. Основная часть крепости расположена на седловине гор по правому берегу реки. К ней ведет подъем по узкому карнизу, не больше двух воинов в ряд. При невозможности защищать весь периметр крепости всегда можно отступить в цитадель, которая по сути неприступна. В крепости есть источник воды. Выше крепости, прямо в скале, высечены склады под продовольствие.

При этом, как ни удивительно, реальным оборонительным сооружениям является, не сама крепость. Крепость слишком ценна, враг не должен подойти даже к ее стенам. Безопасность крепости обеспечивают небольшие форты расположенные на скалах, в самых узких местах долин, прямо над образующими долины реками. Реки здесь текут в узких каньонах и пройти по берегу не получив камнем по голове, из нависающего над рекой форта, практически не возможно. Развалины фортов можно разглядеть с крепостных стен Ойянтайтамба, хотя они явно не восстанавливались.

Расстояние от фортов до крепости от трехсот до тысячи метров. Подходов к фортам снизу из долин нет. Попасть в них можно только через крепость, причем тропинки, высеченные в скалах, начинаются выше цитадели. Защитники фортов, будучи абсолютно недоступными для противника, могли уничтожать его в не ограниченных количествах. Стрелкового оружия с дальнобойность выше 50 метров по вертикали на тот момент в Америках не было, а запасы камней у защищающихся были избыточны.

На вершинах доминирующих гор видны небольшие каменные домики. По всей видимости, это караульные помещения, где размещались наблюдатели. Столь серьезные сооружения, предназначенные для жизни не большой группы солдат, говорят о значимости этого сословия, не во всех современных армиях караул имеет такие условия для отдыха.

Империя инков глазами инженера. Строительные материалы

Такой оборонительный комплекс (крепость + форты + караулки) мы увидим еще много раз, и в этом построении есть очень серьезная находка инков не использованная в европейской фортификации. Европейцы бы построили замок в ущелье на вершине утеса, или крепость на берегу реки. Почему такая серьезна разница в логике? Кто-то тупой? Нет и те и другие сделали правильно (мы это еще обсудим).

Вернемся к крепости, самое поразительное конечно кладка стен. Стены сложены из гранитных блоков килограммов по двести каждый в основном правильной формы. Блоки подогнаны друг к другу фантастически точно. Отдельные камни имеют дополнительные выступы и являются замками. Видимо именно такая конструкция, без использования раствора, является наиболее устойчивой в этих чрезвычайно сейсмоопасных условиях. Высоту стен определить трудно, видно, что они частично разворованы и восстановлены снова, конечно не с той точностью как были построены первыми владельцами.

Империя инков глазами инженера. Строительные материалы

В верхней части крепости возведен традиционный храм солнца. Как и все индейские сооружения такого рода он строго ориентирован. Дополнительный эффект достигается за счет размещения по отношению к долинам. В определенное время суток на гранитные блоки падает прямой свет солнца. На части колоссальных каменных блоков имеются выступы. Зачем они нужны знает индейский бог, а жаль что люди забыли. Представьте себе сколько нужно было стесать гранита с блока три на пять, чтобы на поверхности остался тридцатисантиметровый выступ. Я мог бы теоретически предположить, что на этих гранитных блоках (видимо это алтарь — жертвенник) была облицовка. Я бы обязательно сделал! Представляете, золотая облицовочка на закатном солнце засверкает, а тут я выхожу, значительны такой. Подданные в экстазе. Если была облицовка, тогда у выступов может возникнуть целый набор функций. Между блокам идет вставка сантиметров двадцать, по всей видимости компенсатор температурного расширения.

На самих колоссальных блоках трещин нет, ладно сумели удачно выбрать монолит, но ведь уже после первой обработки простоял больше пятисот лет. Очень хорошее понимание свойств горных пород. В самой нижней части расположены широкие каменные лавки. Возможно инкским жрецам просто нравилось на них посидеть, полюбоваться закатом, и вообще по последнему постановлению перуанского правительства, инки человеческих жертв не приносили.

Империя инков глазами инженера. Строительные материалы

Место нам очень понравилось, фантастически интересно. К сожалению вместо анализа техники строительства и попытки разобраться в функциональном назначении отдельных блоков, в литературе посвященной Ойянтайтамба в основном повествуется о тесной связи инков с теми или иными формами «джинов» (инопланетянами, исчезнувшими цивилизациями, сверхъестественными силами, …), которые строили для них дворцы. Попытка обсудить, что-то с гидом тоже не привела к успеху. Более того, когда он начал рассказывать про то что инки были высокими блондинами, а потом понаехали черномазенькие коротышки испанцы и загубили всю инкскую красоту, я от греха подальше, дал ему пять долларов и рекомендовал попить пива внизу в городке. Так что давайте сами попробуем разобраться можно ли здесь было обойтись без джина.

Первое что делали джины, потому что люди этого сделать не могут — это точная обработка очень твердых камней. Все горные породы делятся на магматические, осадочные и метаморфические. Именно из самых твердых магматических пород (базальт, гранит, диабаз) строили инки свои храмы. А кто ни будь кроме инкских джинов строил из таких камней? А если взять какую-нибудь горную страну с выходами магматических пород на поверхность, там из чего строили?

Не знаю как вам, а мне при словосочетании «горная страна» в голову приходит Армения. Смотрим… самый старый из сохранившихся армянских храмов Гарни и вот мы уже готовы писать заметку «ЗАГАДОЧНОЕ Армянское нагорье или нелегкий труд инопланетян». Гарни построен из базальта, построен на полторы тысячи лет раньше чем храмы инков, да и выглядит не плохо. Полированный до блеска камень, естественно идеальный стык (иначе просто стоять не будет). Та же самая циклопическая (без раствора) кладка, причем та же система замков паз — выступ, правда в армянском храме все сложнее, замки спрятаны внутрь кладки. С эстетической точки зрения посимпатичнее выглядит, но ведь это кому какой джин достался, видимо инкский был очень прагматичен.

Армения. Гарни.

Самое удивительное, что древние армяне строили из очень твердых пород (базальта, гранита), а в средневековые перешли на более мягкий туф. Почему? В средние века с появлением суперсталей они научились пилить камень, тогда их и заинтересовали более мягкие горные породы. Пока у них такой возможности не было, они кололи и истирали камень. При таком подходе легче работать с твердыми и зернистыми породами. Насколько точно древние могли обработать камень. Да, как угодно точно. Здесь на хачкаре тринадцатого века абсолютно симметричная, восьмиуровневая переплетающаяся резьба по базальтовом монолиту. Проверяли лазером, ошибка в пределах точности прибора, т. е. нет ее.

Армения. Гошаванк.

Как добываются магматические породы, как можно вырезать из массива сверхпрочной породы блок нужной формы. В том то все и дело, что часто этот блок вырезать не нужно. Его можно взять почти готовым. Магматические породы склонны к формированию макрокристалла и при их разрушении и выветривании очень часто образуются блоки близкие по размеру и по форме. Кроме этого при правильном понимании структуры камня вы можете очень аккуратно его расколоть. Он легко ломается в одних направления и очень устойчив в других.

Базальтовые столбы. Баранья скала. США

Теперь после того как вы, так и не дождавшись джина, получили блоки пригодные для строительства. Вам надо качественно их обработать и подогнать друг к другу. Как ни странно и этим инки занимались сами, что интересно прямо в каменоломнях. Судя по найденным орудиям труда, обработка велась двумя способами: скалыванием с помощью молота и истиранием. Методы ничем не отличающиеся от тех которые использовали в Старом Свете. В качестве рабочего элемента своих орудий инки использовали куски гематита и пирита, очень тяжелых минералов содержащих большое количество металлов.

Империя инков глазами инженера. Строительные материалы

Разные группы инкских мастеров использовали разные подходы к обработке камней и как следствие разные системы кладок. Современным комментаторам инкского строительства особенно нравиться кладка из камней которые подгоняли друг другу.

Сами инки предпочитали, как и любые профессионалы, унифицированный материал. Для того что бы в этом убедиться достаточно посмотреть какой строительный материал где использовался. Чем ближе к столице Куско тем более простую форму принимают камни и достигают своего совершенства в главном столичном Храме Солнца.

Империя инков глазами инженера. Строительные материалы

У меня такое впечатление, что мы достаточно внимательно разобрались с подготовкой материала для строительства инкских храмов. Мне хотелось бы здесь остановиться и обсудить версию. Вы сами наверно понимаете все проблемы изложения технического материала людям с совершено разной подготовкой в этой области, мне очень нужно почувствовать в каком направлении и насколько активно мы можем продвигаться дальше. Большая просьба, не обсуждать перемещение крупных блоков материалов или по подбор места для строительства, эти темы мы рассмотрим в следующих заметках, здесь, пожалуйста, только выбор и обработка материалов.