Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 15:52

Кисловодск — Россия Октябрь 2012

Железноводск: https://www.tourister.ru/responses/id_11161

Пятигорск: https://www.tourister.ru/responses/id_11183

Ессентуки: https://www.tourister.ru/responses/id_11169

В 2012 году использовать последнюю возможность отдохнуть за счет родного предприятия мы решили в Кисловодске. Прилетели в Минеральные воды самолетом. Далее в Кисловодск можно добираться разными путями. Можно переехать на вокзал, а затем — на электричке, которые ходят довольно часто (билет пока 106 рублей), или на проходящем поезде (билет от 386 рублей). На мой взгляд, самый удобный вариант — на такси, в зале прилета несколько фирм, предлагающих эти услуги, или можно договориться самим. Довезут прямо до санатория.

Мы отдыхали в санатории «Виктория». Многие выбирают санаторий поближе к курортному парку, этот находится в стороне, но у него свои преимущества. Санаторий относительно новый, в нем всё свое, никуда ходить не нужно: своя лечебная база, бюветы минеральной воды типа «Славяновская» и «Ессентуки № 4», великолепное питание. А к курортному парку можно и прогуляться.

Города Кавминвод — Кисловодск

Кисловодск — самый крупный по числу здравниц курорт в стране. Он основан в 1803 году. Это самый южный среди городов Кавминвод, он расположен на высоте 800–1060 метров над уровнем моря в живописной долине, образованной ущельями двух рек — Ольховки и Березовки.

Выходим из отеля и поворачиваем налево к центру города. Практически напротив санатория находится Желябовский источник сульфатного нарзана. Здание в византийском стиле на пересечении улиц Кирова и Желябова построено в 1958 — 1959 годах по проекту архитектора П. П. Еськова.

Города Кавминвод — Кисловодск

Вот из такого цветка, увешанного грозными надписями, бежит нарзан, отличающийся высокими вкусовыми качествами.

Проходим под аркой железнодорожного перехода на дорогой.

Города Кавминвод — Кисловодск

Раз мы на курорте, начнем знакомство с городом, как настоящие отдыхающие, с Курортного бульвара. Видите столбик? На нем показан уровень воды во время наводнения 2002 года. И вызвала его безобидная на вид речка Березовка. Позже я вам ее покажу.

Будем идти по бульвару и смотреть по сторонам. Вот этим зданием начинается Курортный бульвар. Красивое здание! Вот если бы очистить фасад от уродующих его вывесок…

Города Кавминвод — Кисловодск

Есть на бульваре и свои мраморные львы.

Напротив небольшой отель 4* «Венеция», построен в 2008 году, так что здание пока исторической ценности не представляет. Но выглядит вполне симпатично.

Города Кавминвод — Кисловодск

Памятник военным медикам был открыт на бульваре сравнительно недавно, в 1997 году, архитектор Куринной А., скульптор Бичуков А.

Города Кавминвод — Кисловодск

Курортное управление находится в здании, построенном в 1850–1856 годах для Дома офицеров по проекту главного архитектора Кавминвод С. И. Уптона.

Современный торговый центр.

Города Кавминвод — Кисловодск

Самое красивое здание бульвара — Главные нарзанные ванны, памятник архитектуры федерального значения. Никто не может равнодушно пройти мимо этого здания в восточном стиле и не сфотографировать. Ансамбль Главных нарзанных ванн создан в 1903 году по проекту и под руководством инженера А. Н. Клепинина.

Это — одна из полукруглых галерей, примыкающих к основному зданию.

Города Кавминвод — Кисловодск

Еще одно красивое здание, построенное в 1918 году, здесь Курортная поликлиника.

Рядом стоит памятник Ксении Ге. Она работала в первые годы Советской власти в Кисловодске старшим следователем ЧК. В 1919 году была повешена белогвардейцами.

Города Кавминвод — Кисловодск

На Курортном бульваре всегда много цветов.

Здесь можно попить чаю из настоящего самовара или купить кисловодский фарфор.

Города Кавминвод — Кисловодск

К 10-летию Октябрьской революции по проекту архитектора П. П. Еськова на Курортном бульваре было построено новое здание нарзанных ванн, которые назвали Октябрьскими. Открыли ванны 1 мая 1928 года.

Города Кавминвод — Кисловодск

Почти на 100 метров вдоль Курортного бульвара протянулось оригинальное здание, построенное в средневековом английском стиле готического романтизма по проекту главного архитектора Кавказских Минеральных Вод Самуила Ивановича Уптона — Нарзанная галерея. В основу проекта Уптон положил композиционную идею своего талантливого предшественника Джузеппе Бернардацци. Сооружение галереи было начато в 1848 году и продолжалось десять лет. Галерея, если посмотреть на нее сверху, имеет форму гигантского ключа от замка. Фонтан в стиле барокко был поставлен в сквере у галереи в 1895 г.

Города Кавминвод — Кисловодск

В 1895 году над колодцем с источником был монтирован стеклянный колпак для сбора углекислого газа и предотвращения загрязнения источника.

Города Кавминвод — Кисловодск

Когда-то в этой прогулочной галерее стояли скамейки, в особом кабинете консультировал врач относительно лечения минеральными водами, в особых киосках торговали привозными водами других групп и лечебным кумысом, а потом и сувенирами. Многое изменилось, не изменилось главное — здесь принимают нарзан.

Города Кавминвод — Кисловодск

Через облетевшие деревья хорошо просматривается здание «Гранд-отеля». Этот «Гранд-отель» построен в 2001 году, пусть не вводят в заблуждение отдельные детали его фасада. Рядом симпатичные здания с магазинчиками.

Города Кавминвод — Кисловодск

Вот и закончился Курортный бульвар. Дальше начинается знаменитый кисловодский Курортный парк. Пожалуй о парке в следующий раз, а сейчас из парка свернем к кисловодской крепости. Да, в Кисловодске есть своя крепость, вернее то, что от нее осталось: часть стены с воротами и круглая башня. Здесь теперь историко-краеведческий музей.

Города Кавминвод — Кисловодск

Со строительства этой крепости и начался Кисловодск, о чем свидетельствует камень, установленный у ворот.

Расположение крепости связано с нарзанным источником. Источник этот издавна почитали горские племена. «Нартсано», — говорили об источнике кабардинцы и черкесы, что означало «напиток нартов» — легендарного народа великанов из кавказского богатырского эпоса. Крепость заложили 13 июня 1803 года для защиты от набегов кавказских народов, для создания благоприятных условий для пользования целебными водами россиянами и сохранения самого источника. С появлением крепости возле источника стало быстро расти поселение. В 1820 году в крепости останавливался А. С. Пушкин.

Города Кавминвод — Кисловодск

Напротив стоит военная техника времен Великой Отечественной войны и более современная.

На лужайке у крепости поставлен памятный крест казакам России, павшим в сражениях и погибшим от геноцида.

Города Кавминвод — Кисловодск

А мы выходим из крепости на площадь к Свято-Никольскому собору. Когда-то на этом месте стоял собор, построенный по проекту первых кисловодских архитекторов братьев Бернардацци, он был взорван в 1936 году. Современный Собор Святителя и Чудотворца Николая построен в 1997 году.

Рядом в красивом здании 1900 года постройки размещаются религиозные организации, в том числе прогимназия (начальная школа) Православной Свято-Никольской гимназии. Возле него — памятник Преподобному Сергию Радонежскому, покровителю учащихся и тех, кто трудится на ниве образования.

Города Кавминвод — Кисловодск

В ограде Собора похоронен народный художник Николай Ярошенко. В городе есть его дом-музей.

Это старое здание бывшего слободского училища, построенное в 1898 году. Здесь когда-то учились будущие Герои Советского Союза Г. Романенко и Г. Арустамов. На здании висят памятные доски, а рядом установлен бюст Григория Арустамова. Сейчас здесь старшая гимназия Православной Свято-Никольской классической гимназии, которой уже больше 20 лет.

Города Кавминвод — Кисловодск

Из этого сквера маршевые роты в войну направлялись на вокзал, поэтому здесь и решено было соорудить памятник в честь жителей Кисловодска, погибших в годы Великой Отечественной войны. Средства на его сооружение собрали жители города. Открытие памятника состоялось 6 октября 1978 г. 12-метровый обелиск венчают собой три летящих журавля. Улетающий в поднебесье ряд журавлей символизирует вечную память о погибших, а фигура матери дополняет выразительную композицию. На постаменте надпись: «Живущие перед вами в вечном долгу».

Посмотрим на комплекс, который так и называется «Журавли», с противоположной стороны: отсюда хорошо видна стена с фамилиями погибших в Великую Отечественную войну жителей Кисловодска.

Города Кавминвод — Кисловодск

Рядом улица Кольцова. Посмотрите, какие здесь симпатичные домики. Они так уютно смотрятся среди зелени. Практически на всех висит плакат — продается.

Прочитала в сети в книге «Архитектура старого Кисловодска», что этот дом и следующий построены в самом начале 20 века и принадлежали купцам братьям Бландовым. Братья, бывшие кадровые офицеры флота, уйдя в отставку стали купцами, занимались сырами и молочной продукцией. Причем все было организовано высокотехнично и культурно. У них были первые в России бактериологические лаборатории. Только в Москве имели 59 магазинов, продукция получала призы на международных выставках. Очень интересные люди.

Города Кавминвод — Кисловодск

Выходим на улицу, носящую имя генерала А. П. Ермолова, который сделал очень много для страны. Он возглавлял военную и гражданскую власть на Кавказе с 1816 г. В последние годы ему поставлены памятники в ряде городов, например в Пятигорске и Орле. На табличке у названия улицы ему добавили пяток лет жизни.

Города Кавминвод — Кисловодск

Напротив дом с симпатичным балкончиком. Сзади видна строящаяся Соборная мечеть. Как я поняла, ее сейчас уже достроили, причем оснащение — по последнему слову техники. Поэтому снимки недостроенной мечети уже неактуальны.

Выходим на Красноармейскую улицу. В этом здании Центральная городская библиотека имени А. И. Солженицына, напротив — установленный в 1954 году памятник В. И. Ленину.

Города Кавминвод — Кисловодск

А это — вход в парк, знаменитая Колоннада. Правда сфотографировать ее практически невозможно: вокруг все заставлено машинами, а вблизи колоннады- сувенирными ларьками. В таких условиях сложно оценить красоту этого произведения архитектора Н. Н. Семенова, построенного в 1913 г.

Города Кавминвод — Кисловодск

Но сюда мы зайдем позже. Следовательно, будет продолжение…

Теги: Самостоятельные путешествия, Лечебный туризм, Культурно-познавательный туризм