Турист Роман Кондраков (CrocoSwompi)
Роман Кондраков
был 13 февраля 2017 12:55

Ужице, Белград — Сербия Январь 2015

Чистого времени на Сербию у нас было 4 дня или 96 часов, за которые мы должны были успеть если не проникнуться Сербией, то хотя бы побывать в различных городах, чтобы составить себе примерное, самое отдаленное представление об этой стране.

Аэрофлот в очередной раз огорчил. За 20 тыс. нас угостили слипшимся бутербродом с намеком на колбасу. Иностранные пассажиры лишь понюхали «это» и есть не стали.

Итак, 4 дня. Белград — Ужице с деревней Кустурицы — Нови-Сад с Петроварадином — Суботица — снова Белград, Устье, Нови Град и Земун. Таким образом, мы захватили центральную часть Сербии и автономный район Воеводина. Мимо нас проплыл Ниш и Нови Пазар, а также монастыри восточной части Сербии.

Итак, мы на месте. Настолько быстро таможню мы не проходили даже в России. Несколько минут — и все. У выхода из терминала стояла небольшая кучка индивидуальных предпринимателей — таксистов. Стояли скромно, за руки не хватали, «дешево, поехали» не кричали и вообще, нам показалось, что они как будто не замечают выходящих туристов. От группы отсепарировался один представитель и двинулся в нашу сторону. Крайне нерешительно он предложил свои услуги. Услуги стояли 18 евро. Вроде бы не то чтобы дорого, учитывая, что мы прилетели в 23:30. На вопрос, где здесь автобус, он без колебаний указал пальцем на то место, где мы стояли. Т. е., к сведению, автобусная остановка находится прям возле выхода из дверей. Автобусы курсируют в Белград из аэропорта (точнее, аэродрома) в течение суток, делая неболшой перерыв под утро. Поездка ночью стоит 300 динар. Совсем бюджетно. Мы стояли и рассуждали, как нам добираться, а индивидуаьный предприниматель молча похаживал в сторонке и ждал нашего решения. Нам это очень понравилось. Никакой типичной таксистской навязчивости. Подъехал автобус, милый души человек продал нам 2 билета, своими руками загрузил наши вещи, как в прочем и вещи других пассажиров, и мы поехали. Дорога заняла порядка 40 минут. Остановились на площади Славия. Водитель любезно объяснил нам дорогу — идти все время прямо, а там у кого-нибудь спросить дорогу. После нескольких улыбок, наши пути разошлись.

Честно говоря, было не очень приятно идти ночью по Белграду, переживали, вдруг чего. Но опыт 4 дней нам доказал, что Белград ночью абсолютно тихий и спокойный город. Проблем у нас не возникало никаких. Может нам просто везло. Не знаю.

После Аэрофлота нам сильно хотелось кушать. Но ни одна кафешка или ресторан не работали. Магазины тоже. Печалька. Всю дорогу мы шли прямо, никуда не сворачивали. Складывалось ощущение, что идем в какую-то задницу. Для человека неподготовленного, вроде меня, ночной Белград вовсе не европейский город. Шли в самый центр, а казалось, что наоборот. Белградская тема. Увидели парочку, которая любезно объяснила нам, куда идти. Странно, но надо было двигаться прямо. Что же, мы их послушали. Ориентиром было «много людей». И вот мы набрели на гостиницу «Москва», напротив которой находился «па-па-па-па, то что я люблю»! Цены вполне сопоставимы с московскими. У нас появилась еда и интернет, а значит и карта города. После плотного позднего ужина, мы двинулись по направлению к постели. Но постели на том месте, где мы ожидали ее найти, не оказалось. Ни вывески отеля, ни сверкающих дверей, вообщем ничего, что хотя бы отдаленно напоминало об отеле. Что же, мы начали ломиться в дверь. Закрыто. Нажимали на звонки. Тишина. Позже мы поняли, насколько эта ситуация сходна с той, которую все видели у Гая Ричи в «Большом куше», когда двое темнокожых парней пытались открыть дверь в ювелирной лавке. А все было просто, она открывалась в другую сторону. С нами вышла та же беда. Но это мы узнали только на следующее утро.

Делать было нечего, мы двинулись искать ночлег. Буквально за углом находился хостел, довольно приличный. Это был мой первый опыт ночевки в хостеле и, надо сказать, опыт позитивный. Милый молодой маргинал в косухе любезно предоставил нам номер на пятерых. Мы были последними, кто туда въехал. На нашу радсоть, потециальные соседи видимо где-то квасили.

На утро мы обратились к админитсратору с просьбой отыскать номер отеле, который вроде как не существует. Любезный человек не только выполнил нашу просьбу, но и сам позвонил, договорился о времени заезда, объяснив, что это не отель, а аппартаменты. Проше говоря, некто здавал квартиру для туристов. Странно, так как мы бронировали «отель» на букинге. Первый раз такое. В последующем, мы были несказанно этому рады.

Держатель квартиры, некто Слободан Чочич, архитектор по призванию и специальности, оказался наимилейшим человеком. Алкогольный флер радиусом 2 метра и недельная щетина указывали на то, что в Сербии тоже празднуют Новый Год. Квартирка оказалась просто замечательной, мало того, что она распологаласьь в центре города. Между собой мы договорились называть нашего хозяина Слобо, как Милошевича. Итак, Слобо не стал брать с нас даже ксерокопий паспортов, на счет денег сказал, что мы можем заплатить, когда посчитаем нужным. Мы были настолько растроганы, что я чуть было не пустил слезу. Объяснил он это тем, что «мол, славяне славян не обманут». Наши отношения со Слобо, таким образом, строились исключительно на доверии. И это замечательно. Я стал влюбляться в Сербию.

На утро мы запланировали прогулку по Белграду. Начали с Белградской крепости и прилегающего к ней парка Калемегдан. Выйдя в 10 утра на улицу, мы не обнаружили вокруг никого. Людей не было вообще. Улицы пусты, магазины не работают. Народ отдыхает.

Новогодние каникулы в Сербии

Ок. Дорога до крепости составила не более 10 минут пешком. Вход абсолютно свободный, как и в практически любой монастырь или замок в Сербии. Все для народа. Он открыт для посещения 24 часа в сутки и это радует. На территории паркка гуляет множество собачников, сербы очень любят животных. Сама крепость много раз разрушалась и отстраивалась заново, но, тем не менее, выглядит очень даже «старинно».

Главное, что с крепостной стены открываются замечательные виды на реку Дунай и Сава, а также на город.

После непродолжиельной прогулки и покупки пары магнитиков, мы двинулись в сторону главной пешеходной улицы. Ничего особенного, такие улочки есть практически в каждом городе. Народа там оказалось гораздо больше, чем во все остальном городе вместе взятом.

Новогодние каникулы в Сербии

По улица бродили долго, рассматривали специфическую Белградскую архитектуру, забредали в магазинчики и т. д.

Двигались мы по направлению к церкви Св. Савы, которая несколько удалена от исторического центра города. Путь лежал через площадь Славия.

Сама по себе церковь очень напоминает ХХС в Москве, за некоторыми, конечно, исключениями. Не столь дорого, не столь пафосно. Дорогих машин вокруг тоже не заметили.

Новогодние каникулы в Сербии

Из прочих «видных» конфессиональных сооружений, стоит отметить соборСв. Марка.

Новогодние каникулы в Сербии

Ок. Двигаемся дальше. К церки прилегают множество кривых улочек, на которых можно встретить вот такие вот «дома». Непонятно, живет там кто-то, или нет. Подобного в Белграде очень много.

Центр города, вообщем, нам несколько наскучил, и мы решили прокатиться на такси до «Мараканы», стадиона легендарного ФК «Црвена Звезда». Цель была проста, купить на память футболку. К нашему огорчению, фан-шоп по причине праздников не функционировал, и нам пришлось обратиться к администрации стадиона с несколькими вопросами.

Да, оказалось, что единственный нерабочий день — понедельник, а поскольку мы приехали в понедельник, всем нашим планам не суждено было сбыться. Ок. Самое приятное дальше. Администратор, узнав, что мы из России, предложил нам пройти в VIP-ложу на стадион, сделать несколько фотографий, пройтись по полю и т. д. Мы были очень тронуты этим жестом. Я чуть было не пустил слезу.

Новогодние каникулы в Сербии

Под этими приятными впечатлениями, мы двинулись в сторону дома, вечерело. Добирались на автобусе, причем бесплатно, водитель нас пропустил без оплаты. Очень мило.

От площади Славия мы двинулись в сторону Ж/Д вокзала мимо разбомбленных войсками НАТО зданий министерства обороны Югославии.

К слову, вокзал очень необычный. Работает он не круглосуточно, часов около 10 вечера он закрывается, и открывается лишь в 2 часа утра. Но, внимание, билеты начинают продаваться лишь в 5 часов утра. Почему, непонятно. Может это только в зимнее время?

Ок. Время принятия пищи. Случайно набрели на ресторанчик, который распологается по соседству с каким-то легендарным домиком. Чем он так знаменит, не знаю, но фотографии с ним встречаются во многих сувенирных лавках.

Новогодние каникулы в Сербии

Персонал ресторанчика оказался крайне приветливым и милым. Порции большие, ракия вкусная, настроение хорошее. Закончив точилово, мы двинулись в сторону кровати, рано утром нам предстояла поездка в Ужице, в гости к предприимчивому Кустурице.

Проблем с посадкой на автобус не было, стартовали вовремя. Всю дорогу проспали. Прибыли по расписанию. Погода в Ужице нас приятно порадовала — шел нереальный снегопад.

До самой деревни мы добирались на такси, т. к. на маршрутку, бесплатно подбрасывающую к пункту назначения, мы опоздали. Или раньше приехали. К слову, есть фиксированное расписание, с которым можно ознакомиться на официальном сайте гостиницы «Мечавник», именно так называется деревня Кустурицы. Это просто этногостиница. Очень милая, с огромным количеством котэ и замечательной кухней. Место выбрано просто Восхитительное!

Новогодние каникулы в Сербии

Деревня предсталяет собой ряды домиков (читай номеров), которые можно снять за вполне вменяемые деньги. На осмотр всего может хватить и часа, чтобы подумать о вечном, можно оставить еще часок-другой. Единственная проблема — дорога обратно. Нам пришлось выходить на трассу, чтобы поймать такси. По телефону предложили машину через 2 часа. Время терять мы не хотели. Стояли недолго, нас подхватил милый души человек по имени Милош. Разговаривал он много и самозабвенно на сербско-русско-английском. Сказал, что некоторое время даже жил в России. Вообще любой серб, как только узнает, что Вы русские, сразу начинает рубить на своем. Думает он, будто мы все понимаем. Такая вот особенность. За дорогу с нас взял 20€ пояснив, что с американцев берет 40€. Сербы и правда отчетливо помнят 1998—1999 гг., помнят бомбардировки Югославии и никогда этого не забудут. Черные страницы истории Балкан. Поэтому в деревне есть тюрьма, в которой «сидят» Джордж Буш и Хавьер Солано. Такие дела. В этом я солидарен с сербами.

Приехали мы вообщем в Ужице. Ничего так городок, небольшой, тихий, провинциальный. Побродили несколько часов по улочкам. Интересного особенно ничего нет. Через город протекает река Детина. Милое название. Поблизости находятся руины Ужицкой крепости, но до них мы не добрались в виду погодных условий, решили оставить на следующий раз.

Новогодние каникулы в Сербии

На вокзале продавали, прямо на перроне, отличную ракию по 30 местных рублей. Опрокинув несколько рюмок, мы двинулись домой. Сон.

По темпераменту и менталитету, сербы те же русские, только более воспитанные и культурные. Они с невероятным уважением относятся друг к другу. История научила. Жаль, что с нами не случилось нечто подобного. В доме, когда умирает человек, на дверях вывешивается «скорбный лист», небольшой некролог. Не важно, кто это был — богатый или бедный, выдающийся деятель или рядовой обыватель. Они в равной степени уважительно относятся ко всем.