Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 22:11

Железноводск — Россия Апрель 2010

Железноводск — самый уютный и зеленый уголок группы курортов Кавказских Минеральных Вод. Он расположен на юге Ставропольской возвышенности, в предгорьях Большого Кавказа, по склонам горы Железной на высоте 550–650 м над уровнем моря. Железноводск считается самым чистым городом КМВ.

Обнаружила здесь отсутствие какой-либо информации об этом городе и решила восполнить пробел. Первый раз я была в этом городе в детстве, страшно сказать, пятьдесят лет назад нас привозил сюда на экскурсию отец, любивший лечится на Кавминводах. Последний раз — весной 2010 года, когда сама отдыхала в санатории неподалеку. Не думаю, что основная информация о Железноводске устарела за это время.

История курортного города начинается в ХIХ веке, когда в 1810 году известный русский врач Ф. П. Гааз с помощью кабардинского князя Измаил-Бея Атажукова обнаружил на склоне горы Железной два минеральных источника. Буквально через два года после окончания Отечественной войны 1812 года к подножию этой горы стали приезжать больные.

Начнем знакомство с городом от железнодорожного вокзала. Еще недавно отдыхающие приезжали в Железноводск по железной дороге, по ней в первый раз когда-то приехала сюда и я. Основная железная дорога проходит в стороне от города, сюда проложена ветка от станции Бештау. Здание вокзала построено и пущено в эксплуатацию одновременно с железнодорожной веткой Железноводск — Бештау 1 января 1897 года по проекту главного архитектора Владикавказской железной дороги Е. Дескубеса. Это — памятник архитектуры.

Ветка теперь не работает, в Железноводск из соседних городов добираются на маршрутках или личном транспорте.

Самый зеленый уголок Кавказских Минеральных вод

От здания вокзала направо и налево идет главная «магистраль» города — улица Ленина. Мы идем направо — в сторону главной городской площади. Слева по пути мы видим красивое здание в мавританском стиле с минаретом. Это — «Островские ванны», построенные в 1894 году по проекту архитектора П. Ю. Сюзора.

По красоте, отделке, гидропатическим приспособлениям оно не уступало лучшим ванным зданиям европейских курортов конца XIX века. В минарете спрятаны вытяжные трубы вентиляции. Здание Островских ванн несколько раз меняло свое назначение — использовалось то для отпуска минеральных ванн, то для грязевого лечения.

Здание ванн названо именем бывшего министра государственных имуществ Михаила Николаевича Островского, родного брата великого русского драматурга А. Н. Островского, немало сделавшего для улучшения курортов Кавказских Минеральных Вод. Сейчас старинное здание законсервировано. Это просто памятник архитектуры Федерального значения.

Самый зеленый уголок Кавказских Минеральных вод

В сквере рядом в 1957 году на братской могиле установлен памятник борцам за Советскую власть на Северном Кавказе. Автор: архитектор М. Ф. Коробейников.

Напротив — современное здание суда.

Выходим на городскую площадь к зданию Администрации города. Перед ним на площади с 1966 года установлен памятник В. И. Ленину. Авторы: скульптор Н. В. Томский (автор мемориала «Могила Неизвестного солдата», памятников Кутузову и Ломоносову в Москве) и архитектор А. А. Заварзин. Отливку в бронзе выполнил Мытищинский завод художественного литья в двух экземплярах. Второй такой памятник установлен в Индии в Калькутте.

Самый зеленый уголок Кавказских Минеральных вод

Слева от здания администрации — доска с портретами почетных граждан Железноводска. Справа на доске в одиночестве — Станислав Говорухин.

За зданием администрации находится покрытая лесом гора-лакколит Железная, высотой 851 метр над уровнем моря. На ее склонах раскинулся огромный курортный парк — единственный в регионе парк естественного происхождения. Туда мы и пойдем. Поднимаемся понемногу и смотрим по сторонам: симпатичная беседка, современные здания.

Оглянемся назад на площадь и гору Бештау.

Самый зеленый уголок Кавказских Минеральных вод

Поднимаемся по лестнице ко входу в курортный парк.

При входе расположилась Пушкинская галерея, близнец Лермонтовской галереи в Пятигорске. Оба курзала сделаны Петербургским металлическим заводом и Варшавской производственной фирмой «Гостынский и К» и прибыли на Кавминводы по железной дороге в разобранном виде. Образцом для их создания послужил павильон машинного отдела Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде. Открытие Железноводского курзала состоялось в 1902 г. и совпало с 65-летием со дня смерти А. С. Пушкина.

Долгие годы Пушкинская галерея была культурным центром Железноводска. Галерея видела многих выдающихся деятелей русского искусства: здесь выступали В. Ф. Комиссаржевская и Айседора Дункан, пела Людмила Русланова и Леонид Утесов, Иосиф Кобзон и начинающая певица Алла Пугачева с группой. С течением времени галерея стала разрушаться из-за подземных вод и атмосферных воздействий. Ее начали реставрировать в 90-е годы. Торжественное открытие отреставрированной галереи состоялось летом 2003 года. Сейчас в Пушкинской галерее проходят концерты и организовываются выставки местных художников.

Самый зеленый уголок Кавказских Минеральных вод

Мы сначала повернем налево от галереи, пройдем мимо изящной чугунной беседки. Эта «Музыкальная беседка» появилась здесь во второй половине XIX века. В 1899 году в ней выступал Федор Шаляпин, а сейчас фотографируются молодожены и отдыхающие.

Рядом установленная в 2000 году скульптура «Знаки Зодиака». Около нее экскурсоводы рассказывают отдыхающим сказки, как надо загадывать желания, за что держаться и куда крутить камень. Надрываются и крутят… Читала, что это солнечные часы, но принцип действия не поняла, может солнца не было.

А вот напротив — одна из главных достопримечательностей Железноводска, здание в восточном стиле — Дворец эмира Бухарского. Идея постройки дворца принадлежит его хозяину. Эмир Бухарский любил бывать на Кавказских Минеральных Водах. Посетив в 1907 году Железноводск, эмир был очарован чудесным местоположением и красотой города, что решил построить там летнюю резиденцию.

Сам эмир вместе с архитектором В. Н. Семеновым присутствовал в Железноводске при закладке фундамента в 1907 году. Это и было единственное посещение эмиром своего дворца. Резиденцию строили мастера Бухары и Хорезма, а также местные каменотесы. Эмир уме в 1910 году, а новому было не до дворца в Железноводске. Он передал здание «Человеколюбивому обществу императрицы Марии Федоровны» в память 300-летия царствования дома Романовых и началась перепланировка дворца под санаторий. Санаторий открылся в мае 1914 года, а спустя год дворец Бухарского эмира был «предоставлен под лазарет для больных воинов». С начала 70-х годов прошлого века это корпус № 2 санатория имени Эрнста Тельмана.

Самый зеленый уголок Кавказских Минеральных вод

Выходим на улицу Лермонтова, слева будет Краеведческий музей, а рядом с ним Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Храм во имя Покрова Божией Матери был построен в 1917 году у Островских ванн. В 1930-е годы с храма сняли кресты и колокола, а помещение приспособили под кинотеатр. В 1936 году здание церкви было разрушено, на его месте сейчас сквер с памятником погибшим за установление советской власти. Существующий храм находится в здании «Новых ванн», построенном в 1912 году архитектором А. И. Кузнецовым. Они были закрыты и долго бездействовали, в 1996 годы здание было передано церкви.

Напротив — памятник истории начала XX века (построен в 1906 году) — бывшее первое административное здание управления Железноводской группы минеральных источников (конторы группы). Здесь же размещались первые в городе почта и телеграф.

Лермонтовский сквер разбит на месте Казенной гостиницы, сожженной в январе 1943 года отступающими немцами. Этот бронзовый памятник М. Ю. Лермонтову мог стоять в Москве у Красных ворот. В 1960-х годах скульптор Л. В. Тазьба выиграл конкурс на его установку там. Но не сложилось, памятник долго ждал своего часа и установлен здесь в 1988 году в честь 174-й годовщины со дня рождения поэта.

Самый зеленый уголок Кавказских Минеральных вод

Дальше на пути Лермонтовский источник. Это самый старейший источник, открытый в 1810 году доктором Ф. М. Гаазом с помощью кабардинского князя Измаил-Бея. Именно этому источнику обязан своим рождением курорт Железноводск. Питьевой бювет источника № 1 в виде изящной полуротонды был построен по проекту инженера А. И. Кузнецова в 1916 году, а в 1964 году, когда отмечалось 150-летие со дня рождения поэта, источнику присвоили название Лермонтовского.

Еще три года спустя на стене бювета прикрепили мемориальную доску, сообщавшую, что великий русский поэт пользовался водой этого источника. Мне он тут больше напоминает Ленина в кепке.

А мы вернемся к Пушкинской галерее и пойдем по курортному парку в другую сторону, там еще много интересного. В октябре 2002 года на месте, где когда-то стояла кумысная галерея, был открыт Пушкинский сквер. По предложению Станислава Говорухина в сквере установлена копия скульптуры «Пушкин у моря» С. Д. Меркурова, подлинник которой с 1937 года стоит в Пушкинской галерее.

Самый зеленый уголок Кавказских Минеральных вод

Весной сквер очень красив, расцвели тюльпаны, нарциссы. Отдыхающие в очередь фотографируются «на фоне Пушкина». Мы приняли участие и пошли дальше.

По лечебному парку проложены специальные тропы — терренкуры. Подножие горы Железной с ее вершиной соединяется проложенной тропой терренкура, длина которого достигает более трех километров. Вот её начало. По всему маршруту терренкура установлены такие столбики с указанием пройденного расстояния и названиями произведений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Знаменитый Славяновский источник минеральной воды, которая принесла железноводскому курорт мировую славу. В 1912 г. Н. Н. Славянов с тремя рабочими установил здесь ручную буровую машину и заложил скважину № 16, работа была завершена в апреле 1914 г. С глубины 120 м была выведена на поверхность гидрокарбонатно-сульфатная минеральная вода. Температура воды славяновского источника достигает 55°, это самый горячий источник курорта. По своему составу вода схожа с водой чешского курорта Карловы-Вары, но превосходит его по сочетанию растворенных в ней элементов.

Самый зеленый уголок Кавказских Минеральных вод

Справа можно увидеть «Осколок горы Железной» — каменную глыбу, скатившуюся с горы Железной в 1892 году. На камне все написано.

Дошли до площади перед Смирновским источником. Музыкальный фонтан на площади не работает, не сезон. Когда-то на этом месте находился самоизливающийся источник минеральной воды, названный местными жителями «Грязнушка». До своего открытия источник заменял местному населению обычную баню. В 1866 г. председатель Русского бальнеологического общества доктор С. А. Смирнов с группой рабочих расчистил здесь неглубокую яму и обнаружил на ее дне полтора десятка отверстий. Через них вытекала прозрачная теплая минеральная вода, и выбивался углекислый газ. После проведенных анализов Смирнов рекомендовал ее как лечебно-столовую воду при желудочных заболеваниях. В 1898 г. в связи с 60-летием врачебной деятельности С. А. Смирнова и в ознаменование его заслуг перед курортами Кавминвод по ходатайству Русского бальнеологического общества бывшая «Грязнушка» была переименована в Смирновский источник.

Рядом символ Кавказских Минеральных Вод — орел.

Самый зеленый уголок Кавказских Минеральных вод

От бювета Смирновского источника спускается знаменитая каскадная лестница. Многие годы это место групповых съемок туристов и отдыхающих, есть и у меня такие снимки прошлых лет. Лестница была построена в 1935 г. по проекту архитектора Н. А. Папкова, в то время по ней струилась минеральная вода, которая частично сбрасывалась из источников. Украшают ее фонтаны со скульптурами сказочных персонажей — Хозяйки Медной горы, Данилы-мастера, Нимфы, Царевны-лягушки. В настоящее время фонтаны на каскадной лестнице не работают. Но по-прежнему с верхней площадки открывается прекрасный вид на городское озеро, санаторий имени 30-летия Победы и горы Пятигорья.

Внизу каскадной лесницы когда-то тоже был источник.

Если свернуть вправо и немного пройти по парку, приходишь к еще одному входу в парк.

Самый зеленый уголок Кавказских Минеральных вод

А затем выходишь к одному из лучших сооружений города — грязелечебнице. Перед главным входом разбиты цветники и газоны, сооружен декоративный бассейн. Архитекторы — А. И. Никифоров, Б. П. Светлицкий, В. М. Цветков.

Мы возвращаемся в парк. Железноводск считается самым чистым городом Кавминвод. Полвека назад в поселок Иноземцево были переведены многие промышленные и транспортные предприятия, появившиеся в городе, а жилые массивы также были вынесены за пределы курортной зоны. Многие отечественные и зарубежные специалисты благодаря прекрасной природе называют этот российский курорт «маленькой Швейцарией». Воздух насыщен кислородом и фитонцидами леса. Умеренно жаркое лето с прохладными ночами, большое число солнечных дней, зима не холодная.

Спускаемся из парка назад по лестнице, вход на которую охраняют львы.

Самый зеленый уголок Кавказских Минеральных вод

Идем на площадь к остановке автобуса и возвращаемся в свой санаторий.

Конечно, можно критиковать сервис прошлых лет, но парк Железноводска знавал и лучшие времена. Надо отдать должное: все понемногу приводят в порядок. А в целом — место великолепное, и дышится там совсем по-другому!