Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был вчера 20:47

Казань — Россия Январь 2015

Что я раньше знал о Казани и Татарии? Татарстан — богатейшая нефтяная республика, имеющая неслыханные доходы и льготы, почти как Чечня. Там проживают трудолюбивые татары, плохо говорящие по-русски. Казанские татары — это потомки татаро-монголов, которые захватили Русь во времена Золотой Орды. В далеком 16в Иван Грозный с третьей попытки завоевал Казань и все ханство. С тех пор татары считались в Москве самыми лучшими банщиками, до той поры пока их не вытеснили гастарбайтеры из солнечной Средней Азии. Вот и вся информация, проверять ее я не собирался до тех пор, пока на нашем сайте не начали появляться замечательные фоторепортажи об удивительной Казани.

Казанский кот, мороз и татары

Нынешние НГ-каникулы получились скомканными, за рубеж попасть не удалось и тут то мелькнула мысль — а почему не Казань? Преодолевая сопротивление жены, купил 3х-дневный тур, причем не абы когда, а на Православное Рождество. Было интересно, как его встречают в одном из центров российского мусульманства. Билетов до Казани не было, зато нашлось до Менделеевска — это дороже, но никто не мешает сойти раньше. Рождество удивило и порадовало невероятным холодом -27С, мы так отвыкли от морозов, что даже представить не могли, как же это холодно.

Отель Ибис 3*, на удивление, оказался очень неплох — европейское качество интерьеров и обслуживания. Небольшие, но уютные и комфортные номера, удобные постели, тишина в номерах — отдыхай и наслаждайся! Расположение исключительное: пять минут до центральной пешеходной улицы Баумана, шаговая доступность Кремля, ж/д вокзала, двух станций метро и площади Габдуллы Тукая. А уж если добавить к этому замечательные завтраки из отличных продуктов, тогда отель становится вообще отличным. Выбор блюд широк — сосиски, котлеты, рис, картошка фри, омлет, салаты, выпечка, джемы, маслины и помидоры. Приличные соки, чаи и кофе, даже блины имеются. Можно побурчать об отсутствии холодильника и заселении строго после 12–00, но это мелочи, отель рекомендую всем.

До начала экскурсии оставалось время и мы решили пробежаться по пустынным и заснеженным улицам, скованным небывалым для нас морозом. На улице Баумана сразу бросается в глаза высоченная колокольня красного кирпича при Богоявленском соборе, сияющим золотыми куполами. История колокольни необычна — ее строили купцы с купеческим размахом и намешали такое количество архитектурных стилей, что церковники отказались освящать ее, в результате колокола на колокольне так и не появились. А рядом шикарный отель Шаляпин, названый в честь великого уроженца Казани.

Казанский кот, мороз и татары

Чуть ближе к центру на середине улицы застыла чугунная карета, именно на таком экипаже рассекала по городу Екатерина II. Вообще-то русские цари очень любили посещать Казань, Иван Васильевич первым здесь отметился, Петр I заезжал, и многие другие, только как они сюда добирались на тряских каретах? — ума не приложу… Неподалеку от кареты виднеется странная скульптура вальяжного кота — он меня сразу привлек. По легенде, Екатерину разместили в новом доме, где она прекрасно выспалась т. к. ни одна мышь не потревожила ее сон. Императрица дико удивилась, ведь в Зимнем мыши копошились по углам все ночи. Хозяин не растерялся и похвалил местного кота за отличную службу по отлову мышей. Монарший вердикт был скор — подать две дюжины казанских котов в Зимний дворец! Коты до сих пор на службе в Зимнем, только теперь они охраняют сокровища Эрмитажа. А казанский кот с тех пор стал легендарной личностью)))

Казанский кот, мороз и татары

Поднявшись направо по ул. М.Джалиля легко попасть в очень необычный Петропавловский собор, выполненный в стиле барокко и живописно украшенный растительным орнаментом. Его строил местный суконный промышленник Михляев, нежданно получивший заказ на сукно для армии Петра I. После постройки храм немедленно рухнул, но Петр благоволил к фавориту и прислал бригаду строителей из Москвы, среди них оказались итальянцы, которые и оформили православный храм по своему разумению.

Казанский кот, мороз и татары

Думал я, что Казань — оплот мусульманства, а на деле оказалось не совсем так — христианских храмов в городе не меньше, чем мечетей. И это объяснимо, ведь русских в Казани больше половины, да и после завоевания Казани татар-мусульман здесь крепко прижимали — установили ценз оседлости, поначалу запрещали строить каменные мечети, а многих обращали в христианство.

Несмотря на великий и светлый праздник Рождества, прихожан в церкви оказалось очень мало, быть может зимняя стужа тому виной? Мы давно отвыкли от морозов и плохо себе представляли, что это такое под -30С да еще с ветерком. А Генерал Мороз быстро показал свою силу — резкий ветерок в секунды высекает слезы из глаз, те, что остаются на ресницах, мигом превращаются в лед. На усах постоянно намерзает наледь, приходится отрывать вместе с усами, а злой ветер задувает под дубленку. Через час ноги теряют чувствительность, хорошо, что я взял шерстяные носки деревенской вязки (думал шутки ради), они спасли от обморожения. Пальцы в перчатках быстро немеют, фотографировать очень трудно, хорошо, что нашлись и варежки. Фотик, даром я его отогревал на груди, промерз — замедленный спуск, трансфокатор едва проворачивается.

По нелепой случайности именно в этот день нам выпала пешеходная экскурсия по городу. Знакомство с городом происходило весело и в бодром темпе — гид в вестибюле отеля Шаляпин рассказывал о городе, затем мы быстро побежали по ул. Баумана до ближайшего магазина, где можно согреться. Это главная пешеходная зона города, раньше ее называли Проломной, в далеком 16в на ней была взорвана стена, что позволило успешно завершить штурм Казани. А переименовали ее уже в 20в в честь знатного революционера Баумана, тоже уроженца города. По иронии судьбы с проломами он был знаком очень близко — ему проломили голову обрезком металлической трубы, завернутой в газету. Такого холода я не видел уже 35 лет — дубеешь за минуты: женщины закутались шарфами до самых глаз, я впервые за десятилетия завязал тесемки ушанки. Нам-то хорошо — бежим, да слушаем, а нашему гиду еще и рассказывать надо, между делом она вспомнила, что когда рожала 30 лет назад, за окном было -50! Пробежались мимо Петропавловского храма (хорошо, что самостоятельно туда зашли утром), выбежали на ул. Кремлевская,15 там сувенирный магазин Казанский кот. Он расположен в стенах бывшего публичного дома — это нормально, мало ли где дома презрения располагались раньше. Но то, что студентов ближайшего училища премировали за успешную учебу халявными билетами в этот публичный дом — это прикол, вот были времена и нравы…

Казанский Кремль выглядит как новенький, несмотря на солидный возраст в 450 лет — сразу видно, за ним хорошо ухаживают, что приятно, вход бесплатен. Белая Спасская башня возвышается над пл. 1го мая, в арке башни торгуют экскурсиями — они не дешевы, но, не зря же говорят: «это Россия, детка». Белые кремлевские стены со сторожевыми башнями опоясывают высокий холм, по высоте им не сравниться с московским Кремлем, но врагам, штурмовавшим их, не позавидуешь. Внутри расположены старые здания, в них выставки, есть даже филиал Эрмитажа — несколько залов с экспонатами, экспозиция хилая, но 150р за билет отдай. Понятное дело, что имеется и Благовещенский собор (без него Кремль не Кремль), по легенде построенный на фундаменте разрушенной мечети.

Казанский кот, мороз и татары

В Кремле расположилась и резиденция президента Минниханова, который сменил политического аксакала Шаймиева. У входа в резиденцию уверенно наклонилась знаменитая башня Сююмбике — до недавнего времени главный символ Казани. Она, как и знаменитая Пизанская башня, является вечно падающей, наверно поэтому туристов наверх больше не пускают. С башней связана красивая и трагичная легенда: Иван IV запал на местную красавицу — единственную в истории Казанского ханства женщину-царицу Сююмбике и потребовал ее руки и сердца. Хитрая татарка пообещала благосклонность, если царь за неделю соорудит семиярусную башню на этом месте. Царь расстарался, башню построили в срок, Сююмбике поднялась на нее, вроде с народом попрощаться, да и сиганула вниз, чтобы не достаться нелюбимому. Красивая легенда, только правды в ней нет — башню построили через 100 лет после сватовства Ивана. В реальности, местные ханы выдали Сююмбике вместе с сыном по первому требованию грозного царя, только он быстро передумал жениться. Но по доброте душевной подобрал бывшей пассии приличного мужа, тоже из татар, кстати. Как оказалось, казанские татары к татар-монголам не имеют никакого отношения, их самих захватывала Золотая Орда, я был сильно удивлен.

Казанский кот, мороз и татары

Нынче времена другие и символом Казани стало другое сооружение — мечеть Кул Шариф, построенная аккурат в самом центре православного Кремля, причем на самом видном месте. Свое название мечеть получила в честь религиозного деятеля той поры, который возглавил оборону Казани во время штурма войск Ивана IV. Смотрится, как абсолютный сюр, но красиво. По словам гида мечеть возвели из соображений толерантности и с целью укрепления национального самосознания татар, на месте легендарной многоминаретной мечети столицы Казанского ханства, разрушенной после штурма Казани в 1552 г. С другой стороны — а почему нет? В республике веками мирно уживались мусульмане и христиане, это отличный пример другим республиками, где исповедуют разные религии. Внутри мечеть не произвела впечатления: в других странах видали убранства побогаче, но вид снаружи — полный восторг. У входа два фальшминарета, по бокам два малых минарета и по углам четыре высоченных минарета, как ракеты устремленные в голубые небеса, где парит синий купол.

Казанский кот, мороз и татары

Завершилась экскурсия в необычном доме Ушковой. В нем Национальная библиотека, неужели в век вай-фая и тотального И-нета кто-то еще посещает эти стены? Но для туристов интересны не запыленные книги, а интерьеры и история дома, ведь они удивительны. Век назад удачливый заводчик Ушков построил для своей будущей жены огромный дом, в котором сочетались все известные в те годы стили — готика, восточный ориентал, итальянский, греческий и много иных, в одной из комнат даже грот устроили с фонтанами и аквариумом. До чего же мужик любил женщину, что отгрохал ей настоящий дворец, а полы застелил плиточкой от собственной мануфактуры. Несмотря на сотню прошедших лет и миллионы шаркающих подошв, плиточка и нынче, как новенькая — вот оно, какое было русское качество! Одно обидно, что через три года супруги разошлись, а домик остался бывшей жене. Следующей избраннице он выстроил дворец не хуже, но уже в Москве.

Напротив библиотеки высятся корпуса Казанского федерального университета, множество великих ученых закончили его, а среди них и Лобачевский. Он потом долго ректорствовал в этом храме науке, а этим вечером живьем повстречался нам! Моложавый человек в высоких сапогах и старинном мундире с бородкой и непокрытой головой невероятно странно смотрелся на диком морозе на фоне снегов и закутанных туристов. Впечатление от встречи было потрясающее, хотя мы и понимали, что это артист, умело исполняющий свою роль. Кстати, здесь даже вождь народов В. И. Ленин отметился — проучился целый месяц, после чего его исключили…

Казанский кот, мороз и татары

Вечером заскочили в ресторанчик поесть татарской еды, слышал о ней много хорошего. Взяли плов — оказался отличным, манты не впечатлили, водка, пиво и гренки пошли на ура. В целом, оказалось вполне вкусно и очень бюджетно — меньше 1000р на двоих. Особо порадовали официанты — приятные и улыбчивые молодые люди, искренне желающие угодить. В отеле стало ясно, что жену в поезде просквозило, побежал за лекарствами — купил перца и водки. Сначала натер жене спину, затем, несмотря на сопротивление (жена водку не пьет, потому сильно упиралась), влил ей внутрь чарку с перцем — поутру встала, как новенькая. Первый день в Казани оказался очень интересным и содержательным, город восхитил. Особо порадовали местные жители — они оказались очень приятными и доброжелательными людьми. В этот день рассеялось еще одно мое заблуждение — современные татары прекрасно говорят по-русски, порой лучше нас самих…