Турист Sveta@Vova from Siberia (SvetaRadko)
Sveta@Vova from Siberia
была 4 января 2021 15:58

Республика Алтай — Россия Январь 2015

Горно-Алтайск — единственный город всей республики! Одновременно это столица с населением 62 тысячи человек. Сама же республика Алтай со своим знаменитым Чуйским трактом — дорогой в Монголию, красивейшими горными перевалами и цветущими долинами, стремительной бирюзовой Катунью, глубоким и холодным Телецким озером давно уже стала притягательным, в какой-то степени сакральным местом для тысяч туристов. Мы тоже влюбились в эту горную страну и повидали там немало волшебных мест! Полюбили Горно-Алтайск, уютно расположенный в горной котловине, где горнолыжные трассы выходят чуть ли не на центральные улицы, полюбили самое приметное здание города — Национальный театр. Именно туда — на небольшие гастроли — мы приехали сразу после празднования нового 2015 года. О самом театре можно писать много, но сейчас у нас другая тема, поэтому ограничимся несколькими фотографиями.

справа - колоритное здание Национального театра
фонтан в фойе театра
всё! отработали и можно выбирать новые маршруты...

Когда возникла возможность несколько дней отдохнуть среди местных красот, мы обратились к Booking.com, в надежде подобрать подходящий пансионат, турбазу или частные апартаменты. Но дело было между Новым годом и Рождеством и по привычному нам маршруту вдоль Чуйского тракта всё оказалось плотно занято. В праздники эти места особенно популярны: отрываться едут семьями, большими компаниями, корпоративами, всё надо заказывать месяца за два-три.

Вот тут и подумали о Телецком озере. Хотя само озеро и во льдах, но чудная горноалтайская природа не должна подвести даже зимой! Опять помониторили свободное жилье и нашли подходящий вариант, созвонились с хозяевами и стали собираться в путь.

От Горно-Алтайска до поселка Артыбаш в самом начале Телецкого озера 162 км. Не имея машины, добраться до озера можно с автовокзала на частных маршрутках (3 часа) или на рейсовых автобусах (4 часа). Дорога вполне прилична, по-крайней мере, зимой — хорошо накатана. У Артыбаша мост через озеро у незамерзающего истока реки Бия, на другой стороне поселок Иогач. Именно здесь на самом берегу расположена гостевая усадьба Власовых — комплекс благоустроенных домиков и летних бунгало. Кроме нас постояльцев не оказалось и радушные хозяева отвели нам первый этаж благоустроенного коттеджа.

вот такие наши временные владения!
наш домик и сторож Бося

В доме тепло. Есть санузел с умывальником, туалетом и душевой кабиной, чистые полотенца. Две комнаты — кухня со всем необходимым и просторная гостиная-спальня с телевизором и камином. Утром за завтраком из окна любуемся белоснежным пейзажем и видом Телецкого озера.

Зимнее Телецкое озеро, Алтай, январь 2015

Летом здесь заполнен гостями каждый уголок и цены повыше. Мы же три дня только вдвоем наслаждались тишиной, покоем и волшебной красотой. За всё это удовольствие с нас запросили всего по 2 000 рублей в сутки.

В этом месте из озера вытекает река Бия, которая потом, соединяясь с Катунью, образует великую сибирскую реку Обь. Отсюда мы и начали наши длительные пешие прогулки вдоль заснеженных берегов Телецкого озера.

Зимнее Телецкое озеро, Алтай, январь 2015

Бия действительно вытекает из озера под мостом, образуя небольшой порог. Течение стремительное и река не замерзает ещё километром двадцать. Большая полынья и на самом озере — здесь зимуют дикие утки. Погода в эти дни выдалась просто чудесная — от 0С до -8С!

В поселке Иогач есть отделение Сбербанка с банкоматом, два магазина (один из них супермаркет сети «Мария-Ра»), аптека, междугородная автобусная остановка. С общепитом зимой не очень хорошо. В Артыбаше есть несколько домашних кафе при гостевых домах. Вполне приличный ресторанчик есть в гостинице «Артыбаш» на самом въезде в поселок. От нашей усадьбы до него минут 25 пешком. Кормят вполне прилично. Больше всего понравились блюда из баранины.

баранина по-цыгански в сковороде
"баранина по-цыгански" в сковороде

Хождение пешком по чистому горному воздуху и белому снегу прекрасное занятие! Из достопримечательностей можно посетить водопад Корбу или метеоритную воронку — но зимой это возможно только на снегоходах. Но местные за снегоходы цены ломят — 2500 — 3000 рублей в час! Можно покататься на лошадях — это на Алтае популярное развлечение в любое время года.

Но мы специально ходили пешком и даже совершили нелегкое восхождение на Змеиную гору — по-алтайски Тилан-Туу — на высоте 740 метров там расположена естественная смотровая площадка. Название основано на народном сказании. По одной из старых традиций, перед свадьбой жених должен был отнести свою избранницу на вершину этой крутой горы на руках. Если же ему это не удавалось, то невеста обращалась в змею и ускользала от него.

во-о-он на ту гору, освещенную солнцем, мы решили подняться.
вот! вершина уже совсем близко!

Подъем в гору достаточно крутой, если летом можно налегке вбежать туда минут за 30, то зимой по глубокому снегу и едва протоптанным тропинкам наш путь занял два часа (сам подъем).

взбираемся медленно в гору...

Трудный подъем вознагражден чудеснейшим обзором с вершины!

всё! вершина!
мы оказались там не одни - редкий кадр, когда вдвоем...
а живем мы на том берегу - за мостом!

На Телецком озере можно совершить ещё один подъем — гораздо более легкий — к Святому серебрянному источнику. Это родник, источник, который содержит серебро, отсюда и его название. Он известен давно и в 1839 г. был освящен преподобным Макарием Невским, основателем православной миссии на Алтае. В честь этого около источника установили православный крест.

православный крест и языческие ленточки около серебрянок источника

Рядом с источником столетние кедры, кторые заряжают энергией, жизненным оптимизмом и любовью!

Зимнее Телецкое озеро, Алтай, январь 2015

Вот ещё несколько фотографий из наших путешествий по зимнему Телецкому озеру.

Кстати, мы встретили у озера Рождество. Храм в Артыбаше носит название «Церковь иконы Божией Матери Умиление» и в честь Рождества там создали изо льда вот такую пещеру-вертеп.

Зимнее Телецкое озеро, Алтай, январь 2015

Мы провели три прекрасных дня на Телецком озере, ещё раз удостоверившись, что у природы нет плохих времен года. Зима тоже очаровывает, если оказываешься в хорошем месте. Горный Алтай и Телецке озеро — это сказка, в которую не так уж трудно попасть всем желающим!