Турист Бендер Родригес (Robo)
Бендер Родригес
был 18 февраля 2011 14:41

Норвегия Июль 2009

Маршрут: Санкт-Петербург — Куопио — Саариселка — Нордкап — Альта — Торнио — Оулу — Куопио — Санкт-Петербург.

Около 4000 тыс. км.

Лето уже в разгаре и дальше тянуть некуда. Пора решать, куда мы поедем в отпуск. Перебрав возможные варианты поездки в южные страны, мы опять решили рвануть на север.

Отъезд.

Чтобы не застрять на границе выехали в рабочий день. К нашему удивлению очередь на границе с Финляндией Светогорске — Иматра была далеко не маленькой. Что поделаешь июль — время отпусков. Финские пограничники что-то «зверствовали», проверяли машины даже с собакой. Перед нами машину отправили на дополнительный досмотр. Нам повезло. Взглянув на нашу машину, набитую под самую крышу вещами, палатками, спальниками, и узнав, что едем мы далеко на север Финляндии, финский таможенник порылся в нашем бардачке, ограничился минутным осмотром багажника и пропустил.

Через Лапландию на Нордкап
Ну вот, мы уже в Финляндии и не торопясь движемся по намеченному маршруту в сторону северного полярного круга. По Финляндии проще всего ездить по правилам и соблюдать скоростной режим. Гони — не гони, быстрее все равно не доедешь, а только больше устанешь и на нарваться на штраф можно. А штрафы большие — минимум 115 евро плюс лишение визы на полгода. Это, к сожалению, мы уже проходили.

Дорога от нашей границы в сторону г. Куопио очень живописная и извилистая и проходит вдоль Сайменского озера. Так что начать наслаждаться пейзажами финской природы можно уже из окна автомобиля.

По опыту предыдущих поездок, я давно понял, что когда путешествуешь на автомобиле, надо настраивать себя так, что отдых начинается не тогда, когда ты приедешь к месту планируемого отдыха, а сразу, как только ты вышел из дома и сел в автомобиль.

Миновав город Куопио, мы приехали в г. Исалми.

На первый ночлег мы остановились в кемпинге.

Кемпинг расположен в красивом месте на берегу озера, как и многие другие кемпинги в Финляндии. Варианты размещения предлагаются различные. Для тех, кто никогда не останавливался в финских кемпингах, опишу поподробнее.

В кемпингах предлагается следущие варианты размещения: — место под палатку — 18 евро, место под кемпер — 45 евро, маленький деревянный домике без удобств (мы его прозвали на два/четыре чел. — 37 евро, домик с кухней (эл. плитка или микроволновка) на два/четыре чел., но без душа и туалета — 50 евро, ну и в котедж со всеми удобствами (ку[мат], холодильник, телевизор, душ, туалет) — 70 — 150 евро, в зависимости от площади и на сколько человек.

Если вы выбрали размещение в палатке или «собачей будке», вы не будете ущемлены в бытовых удобствах. На территории кемпинга есть общие хозяйственные блоки, с ку[мат]ми, душевыми кабинами, туалетами. В некоторых кемпингах есть общая комната для отдыха с телевизором. Так же на территории кемпинга может быть ресторан или кафе, спортивная площадка, общая сауна. Так что независимо от размещения все городские удобства к вашим услугам.

В кемпинге, в котором мы остановились, был ресторан, кафе, выставка деревянной скульптуры, сауна на берегу озера, ну и конечно все вышеописанные варианты размещения.

В эту нашу поездку мы решили хоть иногда ночевать в палатке. И тесным общением с природой вдоволь насладимся и на стоимости проживания немного сэкономим. Так что мы выбрали место на поляне в центре кемпинга и поставили палатку. Поужинали мы в ресторане — как-то еще не успели настроиться на походную жизнь, и не хотелось самим готовить ужин.

Первое утро отпуска.

Утро. В палатке спалось отлично. Во всех кемпингах есть отличное правило. В 23.00 наступает тишина. Никто не кричит, не включает музыку. И если кто-то и передвигается по территории, то очень тихо, и ни кому не мешает. Мы собрали палатку и дальше в путь.

Погода стоит прекрасная, дорога ровная — чего не ехать. Доехали до г. Рануа. В каких остановиться кемпингах мы запланировали заранее, взяв информацию из каталога кемпингов Финляндии. Кемпинг расположен в сосновом лесу на высоком берегу огромного озера. Недалеко от этого кемпинга находится один из крупных на севере Финляндии зоопарков. Те, кто приезжает с детьми обязательно его посещают.

И мы бы сходили, но мы уже побывали не в одном финском зоопарке, и знаем что это удовольствие на целый день. Ночуем снова в палатке — погода позволяет. Ужин на этот раз готовили сами, на кухне. Уже немного отдышались и вошли в ритм путешествия. После ужина прогулка к озеру и по территории кемпинга, надо же посмотреть где и что. Кемпинги все разные, но все удобные и расположены, как правило, в очень красивых местах.

Рануа — Саариселка.

С утра заехали в кондитерский магазин фирмы Fazer, расположенный у входа в зоопарк, и запаслись конфетами и печеньем на всю поездку. Едем к месту нашего отдыха в г. Саариселка. Пейзаж постепенно меняется. Деревья меняются на более низкорослые. Равнина, свойственная центральной части Финляндии, сменяется более холмистой местностью. Дорога прямая как стрела, перекатывается с сопки на сопку и уходит за горизонт.

Ближайшие семь дней мы будем жить на одном месте — на курорте Holiday Club Saariselka. Отдохнем от походной жизни. Кочевая жизнь хорошо, но уже хочется передохнуть и пожить на одном месте. К вечеру подъезжаем к курорту, находим ресепшен, получаем ключи от апартаментов и едем селиться. Первое наше удивление: — На парковке перед домом, ходят олени с роскошными рогами.

Вещи перенесем позже, а сейчас бросаемся фотографировать этих диковинных для нас животных, гуляющих прямо между домами, Уже потом мы узнаем, что можно было вообще не торопиться. Олени в Лапландии ходят во дворах, на дорогах, на сопках. Везде ходят. И после поездки, большая половина наших фотографий будет или с их участием, или с ними в главной роли.

Поселились. Аппартаменты небольшие, но светлые, чистые и уютные. И главное в них есть все: кухня с посудой, посудомойка, холодильник, плита. Есть сауна и камин. Палатка конечно здорово, но как хорошо достать из холодильника баночку пива и растянуться на диване перед телевизором. И завтра никуда не надо ехать.

Через Лапландию на Нордкап

На курортах системы клубов Holiday Club мы жили уже много раз в разных городах Финляндии, и надо сказать ни разу не разочеровались — всегда чистота, уют и порядок, независимо от того остановитесь вы в гостинице, или отдельно стоящем коттедже.

Поужинали и пошли осматривать территорию. Территория достаточно большая. Коттеджи разных типов и калибров. Аквапарк, гостиницы, рестораны, бары. Вообщем маленький курортный город. Зимой это популярный горнолыжный курорт, но и летом практически во всех домиках живут. Территория обследована После небольшой прогулки захотелось на боковую.

Саариселка.

Краткая справка:

Саариселка — курорт в Лапландии за Полярным Кругом. Помните Герду и лапландского Оленя? В Саариселка много ресторанов, несколько музеев в т. ч. музей золота (в 1871 г. район был охвачен золотая лихорадкой), Саамский этнографический музей. Прокат снегоходов (500 км трасс). Развитая инфраструктура для беговых лыж — 200 км трасс (30 км освещенных). Картинг на льду, сафари (лайки, северные олени, снегоходы). Раллийная школа экстремального вождения авто. Сезон с ноября по май, иногда до середины июня.

Склоны, трассы, подъемники Саариселка Максимальный перепад высот — 180 м Количество трасс — 11 Освещенных трасс — 5 Самая длинная трасса — 1300 м Количество подъемников — 6 Общая пропускная способность — 6 500 человек в час Хаф-пайп Как добраться Ближайший аэропорт — Ивало (25 км). Самолет от Хельсинки до Ивало летит 1,5 часа (1 000 км). Ближайшая железнодорожная станция — Рованиеми, 260 км.

Первый ознакомительный поход.

Рядом с курортом расположена высокая сопка. Горой ее назвать трудно т. к. она пологая со всех сторон и обросшая мхом и мелкими деревьями. Зимой с нее катаются на горных лыжах, а летом это смотровая площадка. На верху Ресторан и сувенирный магазин. Идти в гору пешком километра полтора. Для наших неокрепших городских ног это достаточная нагрузка. Сверху открываются бесконечные безлюдные дали Лапландии. На эту гору мы еще поднимались несколько раз в другие дни, поскольку на автомобиле это занимает всего пять минут. А красота особенно на закате — не оторваться.

Саариселка. Аквапарк.

Посетили аквапарк. Как без этого, даже если на дворе лето. Зимой это вообще вещь не заменимая. Ну и летом тоже хорошо погреться в сауне и поплавать в теплой воде. На улице особенно не покупаешься. Все-таки мы на севере. И даже если на улице жара, в водоемах вода все равно прохладная.

Саариселка. Нацианальный парк Урхо Кекконена.

Сегодня мы идем в поход по парку. Когда мы первый раз отдыхали в коттедже в Финляндии — это было в 2002 году, и узнали что недалеко есть нацианальный парк, решили туда съездить. Оделись поприличней. Жена в платье, босоножках. Я тоже соответственно. Мы думали, что это как наши городские парки отдыха с каруселями и киосками с мороженным. Но оказалось, что финский национальный парк — это как наш лес, только с проложенными многокилометровыми туристическими маршрутами по горам, болотам и лесам.

Через Лапландию на Нордкап
И нет там ни мороженного, не каруселей. Зато это отличное место для активного отдыха. У входа в каждом парке есть бесплатная парковка, где можно оставить автомобиль. Висит карта с подробной прорисовкой туристических маршрутов. Маршрутов обычно несколько. Небольшой маршрут — километра на полтора — два. Побольше — километров на пять. И большие — от десяти до пятидесяти километров. Каждый маршрут на карте обозначен своим цветом и этот же цвет может повторяться отметками на деревьях.

Тропа, если поднимается в гору, то обязательно оборудована лестницей с перилами. Если тропа идее по болоту, то проложены деревянные мостки. На протяжении всей тропы стоят таблички с указанием направления, и указанием сколько километров осталось до очередного привала. На привале может стоять стол со скамейками, место для костра, туалет.

На удаленных привалах, километрах в десяти, есть обязательно деревянный дом, в котором туристы могут при необходимости переночевать. В доме есть печь, дрова, стол, стулья, иногда посуда, лежаки в виде широких скамей. В парке Урхо Кекконена была даже газовая плита и два запасных баллона. Рядом с домиком — сарай с дровами и туалет.

Через Лапландию на Нордкап

Поскольку мы уже не раз ходили по финским паркам на десять километров, то на этот раз мы решили перевыполнить план и выбрали маршрут на семнадцать. Конечно, мы погорячились. Не учли, что придется идти то в гору, то с горы, с сопки на сопку. Так что до дому с непривычки еле дотащились. Устали страшно. Но тропа была красивая. На верху одной из сопок встретили большое стадо диких оленей. Много фотографировали. Вообщем усталые, но довольные вернулись мы домой.

Саариселка. Музей золота.

Конечно как было не съездить в музей золота и не почувствовать себя золотоискателем. В музее очень интересная и познавательная экспозиция. Представлены экспонаты со всего мира, с разных золотых приисков.

В конце нам выдали резиновые сапоги, лотки и отправили нас намывать золото. На берегу золотоносной речки нам насыпали в лоток лопату речного песка и начали мы его промывать. Руки сразу замерзли, но азарт брал свое. Вглядываясь в промываемые песчинки, я жадно искал где же золото. Не хотелось, что бы крупный самородок из лотка был смыт по неосторожности.

Когда на дне лотка оставалось уже несколько песчинок, руководитель процесса взял мой лоток, и вглядевшись опытным взглядом, выковырял из оставшегося песка несколько золотых маленьких — маленьких песчинок, которые скотчем приклеил к фирменной картонке Lapin Kulta и передал мне. Я был горд, получив первое самостоятельно намытое золото. Тяжелый труд золотоискателей стал нам гораздо ближе.

Саариселка. Озеро Инари.

С утра лил дождь. К обеду прояснилось, и мы поехали на экскурсию на озеро Инари. От Саариселки до Инари сорок километров.

Краткая справка: Озеро И?нари — третье по величине озеро в Финляндии. Расположено севернее полярного круга в северной части Лапландии. Площадь 1040,28 км². Глубина до 92 метров. Расположено на высоте 119 м над уровнем моря. Берег озера заболочен, сильно изрезан. На озере 3318 островов, наиболее известные — Хаутуумаасаари (остров-кладбище), который служил кладбищем для древних саамов, и Уконкиви (англ.) (камень Укко), место жертвоприношений древних жителей Лапландии.

Впадает более 20 рек, крупнейшие из которых Камасйоки и Ивалойоки. Вытекает река Паз (бассейн Баренцева моря). Распространено рыболовство. В реке водится форель, озёрный лосось, окунь, щука и др. Замерзает с ноября по март. На озере расположены населённые пункты Партакко, Вяюля, Инари, Копелло и др.

Мы запланировали водную прогулку на кораблике по озеру. Купили билеты. Погода немного прояснилась. Тучи, но дождя нет. Двухчасовая прогулка не разочаровала. Бескрайние просторы северного озера очаровывают. Конечно не хватало солнца. Доплыли до какого-то островка. Там поднялись на смотровую площадку, и обратно. План выполнен.

Вечером сбор вещей — подготовка к отъезду. Прощальный ужин. Завтра двинемся дальше. Конечно отдохнули мы в Саариселке замечательно и можно было бы с чистой совестью ехать домой. Но мы же за полярным кругом и до мыса Нордкап всего то 450 км. Поедем дальше на север.

Саариселка. Отъезд.

Что-то давненько мы никуда не переезжали. С утра побросали вещи в машину и в путь. Движемся мимо озера Инари на Север. Через несколько часов подъехали к Финско — Норвежской границе. Что бы отдохнуть и перекусить зашли в кафе в нескольких десятках метров от границы. Заходим в кафе. Времени около двенадцати дня, а в кафе компания пьяных молодых людей. Причем достаточно пьяных. Как мы поняли — эти молодые ребята живут в Норвегии, а выпить приезжают в Финляндию, благо, что для этого надо просто перейти через небольшой мост, и ты в другой стране, где спиртное гораздо дешевле.

Через Лапландию на Нордкап
Пересекли границу и вот мы уже в Норвегии. Пейзажи буквально сразу меняются. Пологие Финские сопки сменились Норвежскими скалами и фьордами с лазурной водой. У нас опять начинается так называемая болезнь всех путешественников по Норвегии — это останавливаться и фотографировать на каждом повороте.

Потому что в Норвегии по большей части дорог невозможно просто ехать. Пейзажи сумасшедшей красоты и удержаться и не остановиться просто невозможно. Дорога очень живописная. Проехали несколько тоннелей и вот мы у подножия мыса Норткап.

Норткап.

Пару лет назад мы уже были на Нордкапе. Но был такой туман, что дальше вытянутой руки ничего нельзя было увидеть. Поэтому мы наученные горьким опытом торопиться не стали и поселились в кемпинге недалеко от подъема на Нордкап.

Немного отдохнули и к вечеру поехали на мыс. Как я уже сказал в прошлый раз — был туман, и мы не видели и дороги, по которой ехали на мыс Нордкап. Зато в этот раз погода нам улыбалась. Светило яркое солнце. На небе ни тучки. Как оказалось, дорога, по которой мы в тумане прошлый раз поднимались просто жуткая. Идет по краю пропасти. И во многих местах нет никаких ограждений. Но и виды открываются просто сумасшедшие.

На Нордкапе к вечеру уже масса машин и кэмперов. Запарковались. И пошли к смотровой площадке.

Краткая справка:

Нордкап (англ. North Cape, норв. Nordkapplatået) — мыс на острове Магерё на севере Норвегии, в коммуне Нордкап. Высота мыса 307 м, считается самой северной точкой Европы, координаты 71°10′21″ с. ш. 25°47′40″ в. д.

Мыс Нордкап — часть большой скалы. Гранитная скала разбита трещинами на три выступа: средний, самый большой, и есть Нордкап. Вер[мат]я часть Нордкапа плоская, покрыта каменистой тундрой с небольшими озёрами. Сегодня мыс Нордкап — туристическое место, на нём находится смотровая площадка.

Нордкап, как туристическое место очень популярно. Все кто приезжает в Норвегию считаю своим долгом посетить Нордкапп. В Интернете можно найти массу фотографий Нордкапа. Но поверьте, ни одна фотография не передаст настоящих ощущений и вида с мыса Нордкап. Там надо побывать. И если вам повезет с погодой, вы не пожалеете что проделали неблизкий путь на самой северной точке Европы.

Самая тусовка на Нордкапе собирается к полуночи. Когда солнце подходит к горизонту. Кто фотографирует, кто пьет шампанское. Очень оживленно.

Нафотографировавшись до одурения, к 4 утра, мы усталые и довольные вернулись в кемпинг. Солнце на севере не садится и светло было как днем.

Отъезд с Нордкапа.

Утром, проснувшись, перед тем как уезжать с Нордкапа, решили еще раз заехать на смотровую площадку. Погода просто прелесть. Внизу проплывают облака. Горизонт полностью просматривается. Виды сумасшедшие. Честно говоря, утром мне на Нордкапе понравилось еще больше. А как порадовали олени.

На саму смотровую площадку пришло небольшое стадо оленей. Вожак красавец. Рога огромные. Я от фотоаппарата оторваться не мог. А вожак просто фотомодель. Он и к краю пропасти подходил, и позировал во всех позах. Ну красавец.

Так что поездка на Нордкап удалась.

Дальше решили с Нордкапа еще проехать по северу Норвегии. Полюбоваться пейзажами. К вечеру остановились в кемпинге, высоко над фъердом. На плоскогорье устроили небольшой пикник. Снова фотографировали, загорали. С погодой повезло.

На рыбной речке.

Путешествие по Норвегии заканчивается. Последняя остановка в Кемпинге недалеко от города Альта, в устье бурной горной речки. Место шикарное. Ночуем в палатке. Дышим свежим воздухом. Этот кемпинг настоящая Мекка для рыбаков. Он стоит на самом берегу реки. На реке через каждые сто метров стоит рыбак по пояс в воде и ловит осетров. При нас парень на плече нес рыбину с реки примерно метр длинной. Но мы не рыбаки. Мы отдохнем и поедем дальше.

На границе Финляндии Швеции и Норвегии.

Следующая наша остановка на пересечении трех границ: — финской, шведской и норвежской. Есть и такая точка. Там мы остановились на ночлег в Кемпинге на территории Финляндии. Снова в палатке. Погода позволяет. Между палатками ходят олени.

Через Лапландию на Нордкап
Мы к ним уже привыкли как домашним животным. Они от нас не шарахаются, но и близко не подпускают. Красавцы. Кстати. Олени — они токсикоманы. Сам наблюдал как олени, после проехавшего автомобиля выбегают на трассу и нюхают выхлопные газы. А после этого идут прямо по дороге и ты им хоть засигналься. Идет себе посредине и «тащится».

И в Норвегии и в Лапландии они ходят прямо трассам. И надо быть очень осторожным, что на них не наехать. По первости необычно, но потом глаза привыкают, и уже их издали видишь.

По Финляндии домой.

Дальше были остановки в кемпинге в г. Торнио. Потом в коттедже в г. Оулу, на берегу Ботнического залива. Потом в кемпинге в г. Куопио. В Куопио очень большой кемпинг. Целый город с палатками, кемперами, домиками. На территории есть ресторан, и даже концертный зал.

Путешествие подходит к концу. Хоть и погода стоит замечательная. Но что-то мы уже подустали от кочевой жизни и уже хочется домой. Все. Последний перегон, граница и Питер. Машина нигде не подвела. Все было замечательно. Отпуск удался. Мы дома.

© Борис. Материал размещен с разрешения автора.