Турист Бендер Родригес (Robo)
Бендер Родригес
был 18 февраля 2011 14:41

Словения Апрель 2009

Поразительно, как устроен этот мир, и насколько материальны наши мысли о нем. Буквально на днях разбирался со своими видеозаписями и снятыми DVD, и попался на глаза мой фильм о нашей семейной поездке в Словению. Это была сказочная поездка. Конец марта. Мы жили на самом берегу чистейшего альпийского озера Блед, дышали воздухом гор. Тогда мы покатались на машине по всей стране, посетив и пляжи Адриатики на полуострове Истрия, и знаменитые Постоинские пещеры, и несколько средневековых замков, и конечно Любляну.

А попали мы туда благодаря моей служебной командировке, когда я буквально влюбился в эту страну. Воспоминания — воспоминания. И вдруг сегодня я совершенно случайно натолкнулся в Инете на свой же отзыв, размещенный на сайте 100 дорог. Я абсолютно забыл о нем, но появился он именно в тот момент, когда я думал о Словении. Пусть не обижаются на меня администраторы сайта 100 дорог, но не могу я этот текст не выложить здесь. Это мое родное, мой первый рассказ… Я его все же чуть-чуть подредактировал — много воды уже утекло, но всю стилистику оставил.

Итак…

Маленькая сказка Словении Ну, вот и заканчивается моя поездка в Любляну… Немного грустно, немного жалко расставаться. Спокойная, красивая, приятная страна. Маленькая, но в этом тоже есть свой шарм. Народ доброжелательный, встречают всегда улыбкой, даже если ни черта не понимают, чего же, собственно, ты от них хочешь. С пониманием и юмором относятся ко всем недоразумениям. Приятный для слуха, какой-то слегка певучий, язык. Навскидку, вроде бы, похож на наш — славяне, все-таки, хоть и самые западные, но если с тобой начинают говорить — ничего не понять.

Маленькая сказка Словении

Скорее всего, к этому языку можно быстро привыкнуть и, если общаться много, понимать начинаешь уже через день. А пока не привык, по-русски можно даже не спрашивать, а сразу задавать вопросы на английском (а еще лучше — на немецком) — это самый верный путь быть понятым. За тот день с небольшим, который у меня был, я посетил кучу мест, благо, расстояния здесь небольшие, во всяком случае, в Любляне — почти все, о чем пишут путеводители. А уж поездка на озеро Блед — это просто сказка. Но лучше все по порядку…

Первый вечер. Уже стемнело. Сижу в маленьком кабачке в самом центре Любляны. 100 километров на север — Австрия, в 150 километрах западнее — Италия, столько же на восток — Венгрия и Хорватия. Словения. Маленькая страна на юге Европы. Еще сегодня днем был в Москве, и честно говоря, не очень верилось, что куда-то поеду. Но факт есть факт — я в Любляне, и можно ущипнуть себя — это не во сне. Заказал себе пиццу, чашечку капучино и стакан пива. Кстати, пиво сначала брать не хотел, но хозяйка заведения так искренне удивилась, что пришлось заказать, чтобы ее не разочаровывать.

И, кстати, не зря. Во-первых, местное пиво «Унион» оказалось очень даже ничего, а во-вторых, пицца оказалась настолько же вкусной, насколько и острой — этот костер обязательно надо было заливать. После устройства в гостинице сегодня сразу пошел бродить по городу. Ноги гудят, голова побаливает после перелета, но иду, смотрю, открыв рот, на дома, церкви, людей, машины, улицы…. Здорово. Чисто (правда, в отличие от Праги, здесь периодически попадаются целые скопления мусорных баков). В центре города — в его исторической части поют птицы.

Маленькая сказка Словении

Я сначала даже не понял, что это такое, а это постоянное птичье щебетание — просто не верится. Но скоро, я наверно, начну верить в сказки снова. Они сбываются — красивые и недостижимые взрослые сказки… Самолетик авиакомпании «Adria» был маленьким — ненамного больше чем ЯК-40, но удобный и, какой-то приятный. Кожаные кресла, улыбчивые стюардессы. Не напрягало даже то, что мне досталось место в последнем ряду. После устройства в отеле мной овладела какая-то ненасытность, как будто меня кто-то подгонял до дрожи в руках: быстрее, быстрее побывать, побродить, посмотреть, попробовать. И все это за остаток дня.

Вернулся в отель уже заполночь, после сытного ужина в приятном кафе в старом городе, с некоторым шумом в голове после почти литра выпитого пива, успокоенный и удовлетворенный. Кстати, почти все забегаловки подобного типа здесь называются BARCAFE. Я сначала не мог понять, что это бар или кафе, а потом плюнул разбираться — в любой из них можно вкусно поесть и, обязательно, выпить пива. Из пива здесь, в основном, подают два типа местного LASKO (читается как Лашко) и UNION. Оба хороши, но мне больше понравилось Лашко. Его и везу домой — 5 бутылок.

А названия тут, действительно, интересные. В первый момент понять трудно, но при втором-третьем прочтении начинает доходить смысл — великая, могучая славянская общность. «Сладкарня» — кондитерская, «копирница» — копировальные работы, «пожарна пипа» — пожарный кран, «позор» — внимание, «тканина» — магазин тканей, «обвод» — объезд, «изход» — выход и т. д. Причем написано все это латиницей, слегка измененной. «J» перед гласными обозначает либо Й, либо мягкий знак, «S» с галкой сверху звучит, как Ш, «С» с галкой — как Ч.

И не надо заморачиваться с английскими или немецкими правилами произношения — читается, как написано. Если учесть эти простые правила, действительно, начинаешь понимать больше… если это не написано какими-нибудь вензелями:-). Вчера вечером я минут двадцать пытался прочитать название кафе, в котором сижу «ZLATA LADJICA» — оказалась «Золотая ладья», только Л во втором слове была написана фигурно. Правда, я так и не смог понять, что такое «SUROVO MASLO», и почему это прекрасное сливочное масло так плохо относится к своим едокам:-).

Кстати, масло здесь просто супер. Оно совершенно не похоже на то псевдоевропейское бесхолестериновое мягкое масло, что продается у нас, и напоминает скорее юрьев-польское, так любимое Иришкой. Так что словенцы холестерин считают, но покушать вкусно тоже не дураки. Вообще с народом здесь общаться довольно приятно, и на улице, и в кафе, и в отеле. Почти как в Праге, единственное отличие — нет такого явного отношения к тебе, как к туристу, скорее принимают как своего. Видимо, их туризм еще не задолбал.

Я нигде такого не видел, чтобы таксист угощал пивом и кофе на короткой остановке, сам показывал наиболее интересные места в пути. При этом брал плату по счетчику. Естественно, при таком отношении хочется дать чаевых побольше, что и делаешь без всякой жалости к своему пустеющему кошельку. На мое счастье весь следующий день был свободен, и я смог посвятить его местным достопримечательностям. О чем говорить, Любляна — просто сказка! Зеленый, красивый, ухоженный город.

Маленькая сказка Словении В центре — несколько высоких зеленых холмов (этакие «холмики» высотой по 200 — 300 с лишним метров). На холмах парки с замками, дворцами, церквями. В парках поют птицы, впрочем, они здесь заливаются, кажется, даже среди машин, поменьше, конечно, но есть. (Кстати, вспомнил еще слово: «Притисни» — значит нажми) Итак, между холмами въется маленькая речка. Послушайте, как звучит название — Любляница…. В первый раз я, по незнанию, назвал ее Люблянкой, так Станислав (это местный коллега) даже слегка обиделся. Нет, именно Любляница. И даром, что речушка маленькая, мелкая с совершенно непрозрачной и абсолютно зеленой водой, но чувствуется, что местные жители ее любят.

Вся набережная, а она на всем протяжении отделана камнем, ухожена и причудливо засажена цветами и деревьями. А какие красивые в центре мосты, и с драконами, и со скульптурами, и с цветниками, и всякие тройные. Кстати, тройной мост — одна из достопримечательностей Любляны. В центральной части — проезжая часть, а по сторонам два пешеходных мостика, но самое интересное — они не параллельны. Вот так, такого я нигде еще не встречал, правда, я не так уж много и путешествовал.

На вершине центрального холма расположен «Люблянский Град». Это небольшой замок, имевший, наверно, ранее большое оборонительное значение. Замок очень красив снаружи — от него прямо веет средневековьем. Над крепостными стенами, заложенными в XII или XIII веке царит высокая каменная башня с часами (которые не работают, т к внутри вместо механизма — большая винтовая лестница на смотровую площадку наверху). Но выглядит колоссально!!! А вид со смотровой площадки — изумительный! Описать не получится — это надо видеть.

Кстати, внутрь Града вход совершенно свободный, но, (Чертова европейская практичность, впитанная за годы жизни в Австро-Венгерской империи!) внутри, почти все переделано на современный лад: ресторан, «виртуальный» музей (где, надев стереоочки, гуляешь по улицам древней Любляны), металлические лестницы, ограждения из нержавейки, выложенный современной плиткой двор. И, конечно, туристов развлекают. Я сам наблюдал соревнования арбалетчиков. (Арбалет, оказывается, такая серьезная машина — что человека прошибет насквозь с расстояния метров в 150 — 200.)

Штампуют древние монеты — шарахнул большим молотом и получил в подарок монетку, есть и другие развлечения, но все это, как то, не совсем то… хотя очень интересно. Впрочем, если хочешь прикоснуться к старине, всегда можно посидеть рядом со стеной с внешней стороны. Вокруг этого холма на обоих берегах Любляницы раскинулся старый город. Он небольшой, и пешком его можно из конца в конец пройти менее чем за час, но… не надо так торопиться. К «Люблянскому Граду» можно добраться пешком по кривой, узкой и круто забирающей вверх улочке с симпатичным названием «NA GRAD».

Маленькая сказка Словении Эта улочка не доходит до вершины холма, и приходится идти одной из лесных (или парковых) дорожек, посыпанных мелким дробленым щебнем. Названия у этих аллей интересные: например, «Тайная стезя». Кстати, я заметил, что этот тип покрытия парковых дорожек особенно популярен, а что — дешево, практично, и почва дышит не так как под асфальтом или камнем, и обувь почти не грязнится — гораздо меньше, чем на песке.

К Граду на холме есть и автомобильная дорога, узкая и извилистая, и по ней интереснее всего добираться на специальном «паровозике» с тремя (по более поздним наблюдениям с пятью) маленькими вагончиками. За 500 толаров (словенская валюта, 215 SIT за 1 USD) вы получите возможность, и подняться, и спуститься, не убивая свои ноги. К тому же, этот составчик идет до самого центра старого города, что тоже приятно. Я воспользовался паровозиком просто качестве развлечения — все хотелось испытать и попробовать.

Старый город — это огромное количество красивейших домов, церквей, местечек, приятных магазинчиков и баров, собранных на очень небольшой территории. Я ходил и, открыв рот, глазел по сторонам. Постоянно щелкал фотоаппаратом (за день с небольшим сделал почти 200 снимков), ахал про себя от очередного вида… Лепота… Дом — арка над широкой проезжей частью, костел с двумя башнями и часами на каждой, причем часы показывают одно и то же время (Справедливости ради надо упомянуть, что позднее нашел еще один такой же, но часы на одной из башен отставали), дома со встроенными в стену фонтаном, скульптурами, интересными фасадами, да всего и не расскажешь…

Маленькая сказка Словении
Короче, бродил я до полного изнеможения и никак не мог насытиться. Уже вечером, после поездки на озеро Блед, забрел в городской парк «Тиволи», привлеченный обозначением на карте, говорящем, что там тоже есть что-то красивое. Кстати, этот парк распложен на одном из холмов города, и с определенного места панорама открывается на Люблянский Град незабываемая. Я нашел там шикарный дворец с приятным парковым ансамблем, но поразило меня другое. Это оказывается — центральный парк культуры и отдыха.

Какие там спортивные сооружения! Теннисные корты (огромное количество), легкоатлетические комплексы, бассейны, спецплощадки для роликовых коньков и т. д., и т. п. Я был в шоке. И судя по количеству народа — все это доступно. И это в городе и размером, и населением не больше Владимира в России! Вообще, со спортом в Любляне все в порядке — я на карте потом нашел еще штук пять спорткомплексов. Так что словенцы не только пиво пьют, но и спортом занимаются. Наверно, поэтому и ходят такие красивые и жизнерадостные, особенно девушки, особенно те, что на роликах:-).

А на роликах здесь ездят очень многие. Да еще и на велосипедах. Здесь даже светофоры для велосипедистов специальные, не говоря уже о дорожках. А к вечеру я умудрился съездить на высокогорное озеро Блед, но это уже тема отдельного рассказа. А потом была долгая ночная прогулка по Любляне. Шикарный капучино в баре на набережной Любляницы. И щемящее чувство расставания с чем-то очень приятным.

Bljed

Все началось еще в Москве. Я по привычке залез в Сеть, посмотреть — что же там интересного в Словении. И прочитал про озеро Блед. Там было так написано, что я не смог пропустить это мимо ушей. Запомнилось две вещи: оно недалеко (по нашим меркам) и оно очень красивое… Итак, вторая половина дня, я, умотанный насмерть осмотром столицы, добрался до отеля и рухнул на кровать… Четыре часа дня… А вдруг получится… На ближайшей стоянке заметил такси — симпатичный такой «Пассат В5». Подхожу. «До Бледа далеко?». «60 км — ехать примерно час." Хм, не соврал… «How mach?» Короче, сговорились на сотке баксов (это было чуть меньше чем по счетчику).

В итоге я отдал ему немного больше (в таких местах вообще очень легко расставаться с деньгами), но при этом получил такой сервис, о котором даже мечтать не мог. Энди, так его звали, всю дорогу меня развлекал, что-то рассказывал, показывал, расспрашивал о России, Москве… Он показал мне самые красивые места на озере, прокатив вокруг его, завез на страусиную ферму, деревушку «Брезе», где расположена красивейшая церковь, угостил пивом в попутной кафешке. И, вообще, был хорошим гидом. Согласитесь, такое отношение приятно…. Так что, от этой поездки я получил двойное удовольствие — от короткого общения с озером и от шикарного сервиса, предоставленного простым таксистом. А озеро действительно чудесное. Чистое, красивое, ухоженное, как и все в Словении.

Вот и весь рассказ. Три года спустя я вернулся к этому озеру, но уже с семьей. Мы жили в небольшом отеле Еловица на самом берегу, с прекрасным видом на замок, царящий над водной гладью. Этот замок выстроен на высокой скале, обрывающейся к самой воде, а за ним царят горные снеговые вершины Юлийских Альп. Зрелище — незабываемое. Посредине озера — маленький остров со средневековым Аббатством. На этот остров можно попасть на специальной лодочке — плетне, с молчаливым лодочником на корме. Такое блаженство испытываешь, когда плывешь на этой лодочке! Мягко журчит вода по резным обводам плетны, ласково пригревает апрельское солнышко… Тишина.

Маленькая сказка Словении Вода такая чистая, что кажется, ты паришь в воздухе… А зимой здесь, говорят, прекрасные горнолыжные курорты и много подъемников. Замечательная страна. За эти три года здесь почти ничего не изменилось (кроме валюты, конечно — сейчас там Евро) — те же замки и парки, тот же псевдопаравозик возит туристов в Люблянский Град, точно так же бродячие артисты устраивают представления на центральной площади Любляны около тройного моста. Вот только страусиной фермы не стало…

Когда мы уезжали, дочка расплакалась, так ей не хотелось расставаться с этой сказочной страной.

© Игорь Власов. Материал размещен с разрешения автора.