Турист Ирина (dualia1)
Ирина
была 22 апреля 2023 21:59

Архангельская область — Россия Август 2014

Продолжаем своё путешествие по Пинежскому краю. Начало «Пинежье — таинственный мир карстовых пещер» о спуске в карстовую пещеру «Голубинский провал» можно почитать здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_10849

Пещера «Голубинский провал», которую мы посетили, находится в каньоне Тараканий лог. Там же еще две небольшие пещерки — «Малая Голубинская» и «Колыбелька».

Пинежье заповедное. Там на неведомых дорожках…

Благодаря ледяному дыханию найти пинежские пещеры несложно, практически во всех температура держится в районе нуля градусов. Поэтому, пробираясь на дне очередного лога между валунами, поросших мхами, папоротниками и можжевельником, внезапно чувствуешь дуновение холода и видишь, что растительность с камней исчезает, а это значит, рядом находится вход в пещеру.

Кстати, Тараканий лог — удивительно красивое место, стоит потратить время на его осмотр. С одной стороны лога высокий отвесный обрыв (высота достигает 35 метров), со дна которого веет холодом, дает о себе знать пещера,

Пинежье заповедное. Там на неведомых дорожках…

с другой — нагромождение поросших мхом и можжевельником валунов:

Пинежье заповедное. Там на неведомых дорожках…

среди которых растут северные красавицы — венерины башмачки и другие растения, многие из которых можно найти в «Красной книге».

Пинежье заповедное. Там на неведомых дорожках…

Желающие могут спуститься вниз по практически отвесным скалам.

В сопровождении гида, но без какой-либо экипировки и страховки. Я не рискнула.

Пинежье заповедное. Там на неведомых дорожках…

К счастью, это не единственный путь в «Тараканий лог». Сделав крюк по лесу, мы сразу оказываемся на дне лога.

Пинежье заповедное. Там на неведомых дорожках…

Ходить здесь желательно только по тропинкам, столь хрупка и уникальна местная флора, и не подходить под стену каньона, с неё иногда срываются громадные валуны.

Пинежье заповедное. Там на неведомых дорожках…

Происхождение названия «Тараканий лог» или «Тараканья щелья» местные объясняют так: по легенде, когда последний ледник сошел с этих мест, изо всех подземных щелей поползли тараканы — единственные, кто уцелел при катаклизме. Откуда в ледниковый период взялись тараканы, и кто был свидетелем их победы над стихией, легенда умалчивает))

Пинежье заповедное. Там на неведомых дорожках…

Лесной отель «Голубино», в котором мы остановились, расположен в непосредственной близости к границе Пинежского заповедника. Общая площадь заповедника51890 га. Территория освоена минимально. В заповеднике нет дорог, только пешеходные тропы. На этой территории никто постоянно никогда не жил и не живет в настоящее время

Самый популярный и доступный маршрут на территории заповедника это Экологическая тропа, проходящая по двум большим логам: Голубинскому и Святому.

Пинежье заповедное. Там на неведомых дорожках…

Следуя по ней, можно увидеть все красоты карстового рельефа: скалы из гипса и ангидрита, останцы-башни, небольшие пещеры (Китеж, Деликатная, Ледяная волна), провалы и воронки.

Пинежье заповедное. Там на неведомых дорожках…

Прогуливаясь по заповедному лесу, в его тишине, под кронами столетних деревьев, вдыхаешь его аромат… я бы даже сказала — настой: пряный, густой. Здесь запах хвои, шишек, ягод, грибов, мха, трав… Этот аромат пьянит и дурманит.

Пинежье заповедное. Там на неведомых дорожках…

Идешь по тропинке, всматриваешься, а лесную чащу, и будто бы видишь таинственных лесных жителей:

Пинежье заповедное. Там на неведомых дорожках…

А потом тропинка вдруг обрывается и прямо перед тобой возникает стена каньонообразного лога с валунами и небольшими ручьями, периодически уходящими в пещеры или образующими небольшие водопады.

Пинежье заповедное. Там на неведомых дорожках…

Наиболее известен находящийся здесь незамерзающий «Святой источник» с чистейшей водой, низвергающийся шумным водопадиком из скалы на дне глубокого лога.

Из-за резкого перепада высот, а этой местности и частичного обрушения некрепких карстовых и гипсовых пород, обнажилось русло мощной подземной реки, несущей свои воды неизвестно откуда и неизвестно куда. Причём саму реку видно буквально на протяжении 10–15 метров. Но зато на этом крошечном кусочке своего течения, из-за перепада высот породы, образовался этот водопад.

Пинежье заповедное. Там на неведомых дорожках…

В непосредственной близости от воды температура воздуха +12, сама же вода +2 +4. Всегда находятся те, кто окунаются в святую воду. Как?! Я пока набирала воду в бутылочку, у меня пальцы занемели. Вода просто ледяная! Но чистейшая и очень вкусная!

Пинежье заповедное. Там на неведомых дорожках…

Воде из «Святого источника» приписывают чудодейственные лечебные свойства. Не даром когда-то на текущем от водопадика ручье, который несколько раз на своем пути исчезает под землю, были купальни, построенные монахами Красногорского монастыря. К сожалению, они не сохранились.

Сам же Красногорский мужской Богородицкий монастырь находился в7 км. отсюда на Красной горке (это самое высокое место Беломоро-Кулойского плато). На Красную горку можно съездить, чтобы увидеть строения монастыря.

Пинежье заповедное. Там на неведомых дорожках…

В первое время своего существования монастырь носил название «Черногорский». Дала имя монастырю «Черная гора» — угрюмая, высокая, лесистая и непроходимая чаща. Огромный труд многих поколений людей, расчищавших луга и пашни, возводивших строения из дерева и камня, сделал гору «красной», т. е. красивой.

История Красногорского (в прошлом — Черногорского) монастыря начинается с 1603 года. В1723 г. был основан каменный храм чудотворной Грузинской иконы Божьей Матери на частные пожертвования и деньги императрицы Анны Иоанновны.

Пинежье заповедное. Там на неведомых дорожках…

В XIX в. были построены два одноэтажных дома для настоятеля и братии, высокая изба с амбарами и кладовою, трапезная и гостиница; деревянная ограда была заменена каменной, а внутреннее убранство храма оштукатурено и расписано «живописью по стенам». То, как выглядел монастырь, можно увидеть на экспозиции в маленьком местном музее:

Пинежье заповедное. Там на неведомых дорожках…

Сейчас, к сожалению, строения монастыря находятся в плачевном состоянии. От великолепного каменного храма сохранились только выщербленные стены.

Пинежье заповедное. Там на неведомых дорожках…

При полном отсутствии крыши, чудом сохранились несколько старинных фресок:

Около монастыря находится место захоронения сосланного фаворита царицы Софьи — Василия Васильевича Голицына. Здесь он провел последние годы жизни и был похоронен.

Надгробная плита с его могилы хранится сейчас в местном краеведческом музее, а у стен храма располагается современная копия.

С Красной горки можно полюбоваться открывающимся отсюда изумительным видом на бескрайние северные леса, луга, врезающиеся в густой лес, а далеко внизу увидеть серебрящуюся извилистую пойму реки Пинеги.

Пинежье заповедное. Там на неведомых дорожках…

На самом горизонте, у изгиба реки, чуть заметно село Сояла. Поближе, на том же левом берегу, Юрола — одно из древнейших поселений в этих местах.

Пинежье заповедное. Там на неведомых дорожках…

Дали вокруг открываются необозримые!

Вот такие незабываемые два дня провели мы в Пинежье. Успели осмотреть только близлежащие к лесному отелю «Голубино» достопримечательности. А сколько здесь еще всего интересного! Это и рыбалка (в прозрачной воде местных рек — огромное разнообразие крупной рыбы), и дайвинг на карстовых озерах (погружение с аквалангом в кристально чистой воде), прогулки на байдарках по жемчужине Беломоро-Кулойского плато — Карас озерам (это система озер протяженностью несколько километров); сплав по порожистой реке Сотке (говорят, что там можно увидеть бобров); там же на реке Сотке можно увидеть лиственничную рощу, возраст которой около трёхсот лет; а ещё — спуски в каньоны и подъемы на скалы, с высоты которых открываются необыкновенные виды! За пару дней всего этого не успеть, поэтому лучше приезжать в эти места на неделю.

Здесь Вы отдохнете от городской суеты и шума в окружении нетронутой первозданной природы, заповедных лесов, скал, рек, озер и брызг водопадов.

Пинежье заповедное. Там на неведомых дорожках…

«Пинежье — нежье моё», так любовно говорят местные жители. Природа этих мест действительно разнообразна и уникальна, а подземный мир карстовых пещер оставляет неизгладимое впечатление!

К Пинежью привязываешься сразу, расстаёшься с грустью и запоминаешь навсегда.

P. S. при подготовке отзыва, использован материал с сайта rusfacts.ru