Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была 26 марта 11:25

Братислава — Словакия Ноябрь 2014

Вы любите сказки? Старые добрые сказки, где живут принцессы и доблестные рыцари, незаслуженно обруганные драконы и бедные падчерицы, где правят мудрые короли и добрые королевы, где добро побеждает зло, где чудеса — дело привычное и обыденное, где волшебство начинается каждым новым утром, с первым ударом колокола на колокольне старой-старой церкви…

Если все это вам нравится, значит, вам непременно нужно побывать в Братиславе, городе, куда сказка сбежла от суеты современной жизни и наступающей со всех сторон цивилизации!!!

Как добраться. (из Вены)

Мы поехали в Братиславу с венского вокзала Hbf.

Сказки Братиславского Града...

Путем долгих и скурпулезных исследований были найдены билеты EU Regio Slovakia стоимостью 15 евро и включающие в себя проезд Вена — Братислава — Вена и транспорт в Братиславе в день приезда, что нас очень устраивало! Кроме того, поезда отправлялись каждый час, причем время не привязывалось к билету и можно выехать в любое время отправления из Вены, а обратно — как только вы решите, что город вами осмотрен. Оставалось только уточнить время отправления в одну и другую сторону и зафиксировать его в памяти. Поезд идет ориентировочно 1 час.

Прибывает поезд из Вены на Центральный вокзал.

Сказки Братиславского Града...

В тот момент, когда я вышла из поезда в Братиславе, у меня возникло ощущение путешествия во времени, в годы эдак 80-е. Так все было похоже вокруг на те времена…

Сказки Братиславского Града...

От вокзала идут автобусы строго по расписанию, часто. Нам был нужен номер 93, ехать всего две остановки, до Hodzovo nam.

Привезет вас автобус как раз к Президентскому дворцу.

Сказки Братиславского Града...

Несмотря на громкое звание — место выглядит скромно, да и хмурая погода вносила свою печальную лепту. Честно говоря, в эти минуты мне не верилось в сказку. Но ко дворцу мы подошли. Обрадованные хоть какой-то публике, гвардейцы устроили небольшое представление со сменой мест, хотя вполне допускаю, что мы просто попали в то самое время, когда это действие и совершается. Но как бы там ни было, зрителями мы были единственными!

Сказки Братиславского Града...

Перед дворцом фонтан, украшенный скульптурой земного шара, символизирующей мир во всем мире (не работал по случаю глубокой осени) . Построен дворец был в конце 18 века, для графа Грассалковича, в качестве летней резиденции. В этом дворце дирижировал оркестром знаменитый Гайдн.

Не тратя время, мы отправились дальше.

Сказки Братиславского Града...

От Президентского дворца хорошо видна Михальская башня, потеряться или заблудиться просто невозможно. Дойдя до костела Святой Троицы и оставляя его справа, ныряете в проход, оставляя слева угловое здание с надписью «Alize».

Сказки Братиславского Града...

И через пару шагов вы попадаете к Михальским воротам.

Сказки Братиславского Града...

Михальская башня вместе с Михальскими воротами — это начало Старого города, места обязательного для всех туристов, приезжающих в Братиславу. Построена башня была в 1300 году, высота — 71 метр. Башня подвергалась реконструкциям и переделкам, но сейчас она выглядит, как в те времена. На самом верху — статуя Святого Михаила с драконом.

Под аркой башни есть достопримечательность — Нулевой километр, от него ведется отсчет до других городов мира и полюсов Земли. Нашла я и Москву! Плохая погода и воскресенье сослужили добрую службу — мы наслаждались красотами Братиславы в полном одиночестве, не выстаивая долгих очередей для фотографирования.

Сказки Братиславского Града...

Ориентироваться с направлением в Старом городе легко — в брусчатку вмурованы знаки с короной, указывающие самую популярную дорогу по Старому городу.

В середине ноября разбирались летние кафе и сооружались Рождественские ярмарки, магазинчики украшались елочками и гирляндами, выставлялись на витрины игрушки, и появлялась атмосфера старой доброй рождественской сказки…

Сказки Братиславского Града...

История и удивительные открытия таятся здесь за каждым новым поворотом, главное, ничего не пропустить!

Здесь стоит старая пушка — популярнное место для встреч и свиданий в Братиславе. Сфоторгафировать ее — дело обязательное для каждого туриста.

Сказки Братиславского Града...

Здесь же можно купить сувениры. Магазинчики не отличаются разнообразием сувенирной продукции и ценами, так что выбирать нет смысла — какой приглянулся, там и берите.

Сказки Братиславского Града...

Так, неспешно гуляя по совершенно пустой Михальской улице и продвигаясь в сторону Братиславского Града, мы дошли до камня Корзо.

Сказки Братиславского Града...

Расположен этот гранитный камень на пересечении улиц Михальская и Седларская. С одной стороны камня — металический штырь, с другой — кусочек камня совсем иного вида. Мои попытки выяснить, что сие значит — успехом не увенчались, знаю лишь, что памятник современный, поставлен в 2000-х годах, модным и знаменитым словацким скульптором. Трактовок, объясняющих задумку автора — много, каждый имеет свою персональную версию, но к единому знаменателю Братислава так и не пришла. Остается подождать, пока камень обрастет историей и наконец-то появится единая версия, устраивающая и автора, и братиславцев, и туристов.

Повернув от камня налево на Седларскую, мы вышли на Главне место — Главную площадь Братиславы. После освобождения Братиславы нашей армией площадь именовалась площадью 4 апреля, но сейчас ей вернули историческое имя.

Сказки Братиславского Града...

Главные достопримечательности площади — фонтан и Старая ратуша.

Фонтан Максимиллиана украшен фигурой Роланда и часто его так и называют — фонтан Роланда. Построен он во времена императора Максимиллиана Первого, в конце 16 века. Есть версия, что сам Максимиллиан распорядился его построить после пожара, вспыхнувшего во время его коронации.

Сам Роланд — славный рыцарь времен императора Макисмиллиана, спасший Братиславу от пожара. Он был защитником от врагов, символом чести, справедливости, благожелательности. Славился Роланд и своей любовью к детям, которым он играл по вечерам мелодии на деревянном рожке. После его гибели опечалились все дети Братиславы и чтобы хоть как-то утешить их горе, родители установили памятник рыцарю над фонтаном. Журчание воды напоминало песни Роланда и дети собирались по вечерам, вспоминая своего героя.

Два раза в год Роланд оживает. Случается это, когда встречаются Старый и Новый год — Рыцарь поворачивается вокруг своей оси и кланяется тем, кто прославился защитой своего отечества и своей семьи.

Второй раз — на Страстную Пятницу. В 15.00 он спускается на землю и машет своим мечом в направлении четырех сторон света.

Движения Роланда может разглядеть только коренной братиславчанин, который ни разу в своей жизни никому не причинил вреда!

Сказки Братиславского Града...

На площади проходят Пасхальные и Рождественские ярмарки, но мы приехали слишком рано — ярмарочный городок только строился и открытие его ожидалось к концу ноября.

Старая Ратуша — старейшая ратуша в Словакии и одно из самых старых зданий в городе! Сооружена в готическом стиле, расположена между Главной площадью и площадью Примаса.

Башня датируется 13 веком, пристройка появилась к 15 веку. Ратуша переживала пожары, войны, реконструкции и перестройки. В разное время в ратуше находились архив, монетный двор, тюрьма. Во время наступления Наполеона в ратушу попало пушечное ядро, которое хранится в Ратуше и сейчас. Сейчас в Ратуше расположен музей и смотровая площадка, но по случаю воскресенья все было закрыто.

Сказки Братиславского Града...

На Главной площади много кафе и ресторанов — этим стоит воспользоваться, чтобы подкрепиться и дать ногам отдых. Ну, а поскольку главный на площади Роланд, то и отправились мы в ресторан «Роланд»!

Сказки Братиславского Града...

Атмосфера в ресторане доброжелательная, интерьер подобран в стиле Старого города, еда неплохая, порции достаточно большие. Выпечка из собственной пекарни, есть два вида штруделя (яблочный и маковый) со взбитыми сливками. Хвалят их чесночный суп, подающийся в хлебе. Неплохой кофе, с пышной пенкой и в меру крепкий.

Сказки Братиславского Града...

Счет великоват для Братиславы, но приемлем по общеевропейским меркам. Единственый минус — платный туалет, что несколько подпортило впечатление от ресторана. Но если будете в Братиславе — рекомендую зайти хотя бы на кофе и штрудель.

После небольшой передышки можно продолжать экскурсию.

У Ратуши мы поворачиваем налево, на улицу Францисканскую. Слева — Михайлов дворец.

Сказки Братиславского Града...

Справа — Францисканский костел.

Францисканская церковь — одно из самых старых зданий в Братиславе, но пережитые ею землетрясения и пожары изменили облик. Датируется 13 веком. По случаю воскресенья в церкви шла служба, протиснуться внутрь было просто невозможно, новые прихожане все подходили и подходили и таких заполненных храмов я давненько не видела! Заходить внутрь и мешать людям было неловко, потому пришлось осмотреть церковь только снаружи.

От костела поворачиваем направо.

Сказки Братиславского Града...

И по улице Урсулы выходим к дворцу Примаса.

Сказки Братиславского Града...

Дворец Примаса — одно их красивейших зданий Словакии, постройка датируется концом 18 века. Стиль — ранний классицизм. Построен дворец был для примаса Венгрии архиепископа Эстергома, богатейшего и влиятельнейшего человека империи. Сейчас это резиденция мэра Братиславы.

Фриз дворца украшен 200-кг кардинальской шляпой. На дворце есть мемориальная доска, рассказывающая, что в этом дворце жил знаменитый Парацельс.

Площадь вокруг дворца Примаса совершенно очаровательна и ее красоту не испортило даже печальное серое небо и накрапывающий дождик.

Сказки Братиславского Града...

С улицы Урсулинской мы поворачиваем налево на улицу Лауринскую. Здесь есть символические ворота Старого города, обозначающие границы старинной Братиславы. Символические ворота висят в воздухе, есть и табличка в брусчатке, отполированная ногами туристов и братиславцев.

Сказки Братиславского Града...

С Урсулинской поворачиваем направо на Каменне наместье и от него налево на Грослингову, затем направо на Безручову.

Сказки Братиславского Града...

И пройдя немного, мы выйдем к костелу святой Эльжбеты.

Находится костел на улице Безручовой, найти его легко по заметным издалека шпилям и небесно-голубым стенам. Да и ручейки организованных туристов не дадут вам заблудится. Пусто у Эльжбеты не бывает никогда!

Костел относительно новый, построен в начале 20 века для венгерской принцессы Альжбеты. Говорят, что император Франц-Иосиф учредил костел в «память убиенной принцессы Сиси». Внутри костел тоже выполнен в синих цветах, украшен восточными мотивами, итальянской мозаикой. Сейчас история создания костела подзабылась, а популярен он у туристов именно своей необычностью и изяществом. Посмотреть его однозначно стоит, даже делая для этого небольшой крюк.

Сказки Братиславского Града...

От Святой Эльжбеты придется вернуться назад, тем же путем до Каменного наместья. А потом, ориентируясь по трамвайным путям, мы доходим до Народного театра на Гвездославовом наместе.

Сказки Братиславского Града...

Братиславский Народный театр — самый старый театр страны.

Сказки Братиславского Града...

Основан в 1920 году. Построен по проекту венских архитекторов. Сейчас построено новое здание, но и старое не забыто, спектакли идут и в старом, и в новом театре.

От театра мы идем по пешеходной улице Рыбарской.

Сказки Братиславского Града...

И доходим до угла Рыбарский и Панской улиц, где находится один из самых знаменитых памятников Старого города — Чумил.

Сказки Братиславского Града...

Памятник Чумилу давно стал символом Братиславы и количество туристов у него просто невероятное! Это зевака, рязглядывающий прохожих и улыбающийся всем, кто задержится рядом с ним. Автор памятника утверждает, что именно такая версия самая правдивая и что на голове у Чумила не шлем или каска, а простая кепка. Хотя историй вокруг Чумила накручено невероятное количество — это и водопроводчик, и сантехник, и рабочий, прячущийся от немцев или коммунистов. Всех версий и не счесть! Автор Чумила настаивает, что его скульптура призвана вызывать улыбку, поднимать настроение и приносить радость. На мой взгляд, все это Чумилу удалось вполне, а количество веселых людей вокруг позитивного памятника просто огромно! А само его имя «Чумил» переводится как зевака, наблюдатель.

От Чумила сворачиваем на улицу Панскую и идем к собору Святого Мартина.

Собор Святого Мартина.

Сказки Братиславского Града...

Самая важная церковь в Братиславе и крупнейший готический собор. Построен по подобию венского костела, знаменит своим склепом, открытым для туристов. По данным археологов, на этом месте всегда стоял собор, неоднократно перестраивавшийся и видоизменявшийся. Сегодняшний вариант построен в 14–15 веке и с той поры только незначительно видоизменялся. Главную башню украшает позолоченная корона, на которую ушло 8 кг золота.

От Собора святого Мартина, налево, столб святой Троицы. Прямо, мимо автостанции, идет дорога к Братиславскому Граду.

Сказки Братиславского Града...

Замок восстановлен во второй половине 20 века. Ведет к нему мощеная дорога, извиваясь и петляя со всевозможной причудливостью, но заблудится на которой совершенно невозможно — надо поглядывать себе под ноги и идти по нарисованным знакам.

Сказки Братиславского Града...

Они-то вас и выведут к воротам Братиславского Града.

Расположен замок на высоком откосе над Дунаем (85 метров). Виды с его стен открываются поразительные — вся Братислава, как на ладони, особенно Старый город, его запутанные улочки и яркие крыши.

Сказки Братиславского Града...

Когда-то на этом холме возводили свои крепости кельты и римляне. Первый замок, построенный еще в 10 веке венграми, не сохранился. На его обломках нынче стоит Коронационная башня. В течение 15–18 веков Замок неоднократно перестраивался, изменяя свой облик и все больше становясь похожим на современный вариант. Императрица Мария-Терезия тоже поучаствовала в его перепланировке, пообещав чаще бывать в обновленном замке. В эти времена в Замке собираются великолепные коллекции произведений искусства, впоследствие перенесенные в Вену, в Альбертину. В начале 19 века в Замке произошел пожар, устроенный пьяными австрийскими военными, последствия которого устранили только в концу 70-х годов 20 века. Сейчас Замок — место важных исторических событий наших времен — федеративный договор между Чехией и Словакией, конституция Словацкой Республики подписаны в этом дворце.

Сейчас Замок отдан под музей. Выставлены две музейные коллекции, сокровищница, погреб и винная кладовая.

И сегодня в замке идет реконструкция и попасть в него нам не удалось — все было закрыто.

Сказки Братиславского Града...

Как ни красиво было в Братиславском граде, но холод и пронизывающий ветер заставили нас повернуть обратно, да и время уже поджимало — пора было отправляться назад.

Сказки Братиславского Града...

Дорога в обратную сторону шла по уже знакомым улицам — по Панской к Чумилу, потом к Старому месту. Хотелось еще бродить по запутанным улочкам, не покидая эти старые стены. Город не хотел нас отпускать, да и мы оттягивали расставание до последенго…

Сказки Братиславского Града...

Выйдя из Старого города, оставалось дождаться автобус номер 93, который приехал строго по расписанию, чтобы отвезти нас на вокзал, бросить прощальный взгляд на Братиславский град и увезти с собой самые добрые воспоминания о сказочной Братиславе!

Сказки Братиславского Града...

Стоит ли побывать в Братиславе, спросят меня. Непременно, обязательно стоит!

Настоящая история живет на улицах Старого Града. Сказка прячется среди его улочек и старых стен. Здесь утром посыпают хлебные крошки ручным и симпатичным дракончикам, а красавицы-принцессы рано-рано выбегают к молочнику за молоком… Добропорядочные рыцари по выходным разминаются, оттачивая новые удары мечом и копьем… Добрые и мудрые короли правят свои королевством… Волшебники и феи вечерами размахивают волшебными палочками, даря Золушкам кареты, а принцам подсовывая хрустальные туфельки… Злые мачехи тут не прижились и с позором были изгнаны далеко за пределы сказки… Даже звезды на чернильном ночном небе зажигаются, чтобы чудеса нашли дорогу к тем, кто их заслуживает… Да и разве может быть иначе у людей, которые открыли мне секрет своей счастливой жизни: «Если хочешь жить счастливо то, во-первых, живи! А во-вторых, будь счастлива!»

Простота решения извечного вопроса поразила меня до самых глубин души! И уезжала я из Братиславы, повторяя незамысловатую формулу счастья по-братисласки — оказывается быть счастливым так просто!

Ну, а если вы не верите в принцесс, рыцарей, волшебников, чудеса и сказки — отправляйтесь-ка поскорее в Братиславу. И вы убедитесь в том, что все это чистейшая правда. Тем более, что сейчас на ее улицах живет настоящая Рождественская сказка, когда чудеса совершенно не прячутся от нас…

Спасибо Братиславе за сказку и счастье!