Турист Анна Абросимова (annaabrosimova)
Анна Абросимова
была 24 марта 9:38

Боголюбово, Кидекша — Россия Июнь 2014

Закончив осмотр достопримечательностей Владимира, мы отправились в город Боголюбово на встречу с самой красивой церковью домонголского периода — храмом Покрова на Нерли.

Как известно, к этому храму невозможно подъехать на машине. Поэтому мы оставили наш автомобиль на стоянке возле дворца Андрея Боголюбского (Свято-Боголюбского монастыря) и отправились по дороге к храму.

Путь к церкви лежит через Боголюбский луг. Раньше он был заливным, и в период половодья к храму можно было подплыть на лодке. Но как утверждают местные жители, уже много лет луг по весне не заливает. Жаль, конечно, но не беда, т. к. идешь к храму сквозь море зеленой сочной травы. С каждым шагом Покрова приближается, будто плывет к тебе навстречу. Ветер, качает траву, создавая иллюзию волн…

Путешествие в домонгольскую Русь. Часть 3-ая

Точная дата основания храма не известна. По одним свидетельствам ее построили в 1165 году по другим в 1158 году. Покрова на Нерли почти ровесница Спасо-Преображенского собора в Переславле. Но насколько же, отличаются эти два храма…

Покрова на Нерли была построена по приказу князя Андрея Боголюбского (сына Юрия Долгорукова).

О строителях храма сведения противоречивы. По одним данным возвели церковь приглашенные Боголюбским иностранцы, а по другим — владимирские мастера.

Предполагают, что храм Покрова на Нерли был первой церковью, посвященной празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Праздник этот на Руси установил Андрей Боголюбский. Это было очень смелым нововведением, т. к. в византийской традиции такого праздника нет.

Из летописей известно, что построили храм всего за один год. Рекордные сроки. Церкви в то время строили 3 — 4 года.

Путешествие в домонгольскую Русь. Часть 3-ая

Церковь возвели на стрелке при впадении реки Нерли в Клязьму на рукотворном холме. Обе реки в то время были судоходными.

Нам не удастся увидеть, как это выглядело в древности, т. к. обе реки изменили свои русла. Около храма осталась только небольшая заводь. Но как чудесно в ней отражается красавица церковь.

Путешествие в домонгольскую Русь. Часть 3-ая

Стены церкви строго вертикальны, но благодаря найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь, что рождает иллюзию большей высоты сооружения.

Путешествие в домонгольскую Русь. Часть 3-ая

Древняя легенда гласит, что по пути во Владимир Андрей Боголюбский остановился на ночлег рядом с будущим Боголюбовым. Ночью князю приснился сон, явилась к нему Богородица и опустила на него свой Покров. Князь счел сон знамением, построил на этом месте свою резиденцию и возвел храм Покрова на Нерли. Есть и другие версии причин побудивших Боголюбского построить эту церковь, но все они из области преданий.

У этого храма есть еще одна легенда, связана она с событиями, происходившими здесь в 18 веке. В то время Покрова на Нерли относилась к подворью Боголюбского монастыря. Храм приносил мало дохода, и игумен монастыря решил его разобрать, а из полученного стройматериала возвести монастырскую колокольню. Для этой цели были наняты мастеровые. В назначенный день работы начались, но неожиданно храм окутал густой туман. Все кто был здесь решили, что это Богородица защищая свою церковь опустила на нее свой Покров. Рабочие сложили инструменты и отказались продолжать разбор здания.

Путешествие в домонгольскую Русь. Часть 3-ая

Подойдем теперь к храму. Настало время рассмотреть его вблизи.

Стены церкви украшены резьбой по камню, но гораздо скромнее, чем стены Дмитриевского и Георгиевского соборов. Чувство меры в украшении стен делает храм элегантным.

Путешествие в домонгольскую Русь. Часть 3-ая

Ученые до сих пор теряются в догадках, что символизирует изображения на стенах храма. Некоторые изображения не вызывают вопросов (царь Давид, львы, гифоны), а некоторые не разгаданы. Особый интерес ученых вызывают женские лица. Предполагают, что это изображение Богородицы. Но так ли это? Споры не утихают.

Церковь Покрова на Нерли хранит много тайн. Будут ли они когда-нибудь разгаданы?

Путешествие в домонгольскую Русь. Часть 3-ая

Вдоволь насмотревшись на эту совершенно бесподобную церковь, мы отправились дальше. Наш путь лежал в Суздаль, рядом с которым расположилось село Кидекша, в котором стоит старинная церковь Бориса и Глеба.

Чудесно проведя время в Суздале, посетив все или почти все его достопримечательности, мы отправились в Кидекшу. Припарковали машину на небольшой площадке у дороги и отправились смотреть старинную церковь

Путешествие в домонгольскую Русь. Часть 3-ая

Интересен тот факт, что церковь Бориса и Глеба строилась Юрием Долгоруким в одно время со Спасо-Преображенским собором в Переславле, т. е. в период с 1152 — 1157 гг.

Таким образом, эти храмы ровесники. На мой взгляд, они очень разные. Специалисты, правда, со мной не согласны. Они находят эти храмы во многом похожими.

Путешествие в домонгольскую Русь. Часть 3-ая

Исследователи не приходят к единому мнению, когда обсуждают вопрос, что представляла собой Кидекша в те времена? Некоторые считают, что Юрий Долгорукий хотел перенести сюда столицу Суздальского княжества. Другие утверждают, что в Кидекше князь строил свою резиденцию. Чтобы не строил князь, место было выбрано удачно, на слиянии рек Нерли и Каменки.

В те далекие времена река Нерль была судоходной. Наверное, так видел путешественник церковь Бориса и Глеба с ладьи, плывущей по реке Нерль.

Путешествие в домонгольскую Русь. Часть 3-ая

Как гласит предание, Юрий Долгорукий воздвиг эту церковь в честь своих двух сыновей носивших имена благоверных князей Бориса и Глеба.

Вскоре после завершения строительства церковь стала усыпальницей для одного из сыновей Юрия Долгорукова — Бориса, умершего в 1159 году, позже здесь же похоронили жену и дочь князя Бориса.

Внешнее убранство церкви отличается строгостью. Очень мало резных украшений.

Путешествие в домонгольскую Русь. Часть 3-ая

Вход в церковь аскетичен. На мой взгляд, он очень отличается от входов, которые я видела в других домонгольских храмах.

Теперь заглянем внутрь церкви. Здесь размещены очень интересные информационные стенды

Путешествие в домонгольскую Русь. Часть 3-ая

Внутри церковь Бориса и Глеба также лаконична, как и снаружи.

Но есть основания предполагать, что церковь в древние времена была великолепно расписана. Но события последующих веков уничтожили это великолепие. Судить о былой красоте можно по сохранившимся фрагментам фресок, датируемым 1180 годом. Ученые предполагают, что создавались они византийскими художниками, приглашенными князем Всеволодом Большое гнездо.

На одной из фресок хорошо видны фигуры двух всадников. По одной версии, это скачущие волхвы, по другой — князья-страстотерпцы Борис и Глеб.

Посещением церкви Бориса и Глеба в Кидекше завершилось мое путешествие в домонгольскую Русь.