Турист Владимир Городзейский (VladimirGorodzeyskiy)

Токио — Япония Октябрь 2014

Путешествие в Страну восходящего солнца Часть 1. Токио

Уменьшенная копия памятника Свободы, подаренная Францией Японии. Установлена на рукотворном острове Одайбо в Токио.

«Утром в понедельник, 6 октября, на Японию обрушился мощный тайфун "Фанфон" (в переводе - Зверь) - 18-й тропический шторм, образовавшийся в Тихом океане в нынешнем сезоне. Сила ветра в его эпицентре составляет до 45 метров в секунду». Метеорологи уже называют тайфун одним из сильнейших за последнее время. Стихия продолжит шествие по Японии в течение ближайший суток - тайфун продвигается на северо-восток. Из-за повышенной опасности паводков и разлива рек, а также из-за высоких волн Главное метеорологическое управление призывает население не приближаться к водоемам и не выходить на морское побережье. Отменено более 600 авиарейсов из токийских аэропортов.

Из-за разбушевавшейся стихии произошел сбой в движении скоростных поездов. На вокзалах остаются тысячи людей, дожидающихся, пока стихнет непогода.

Отголоски тайфуна наблюдаются и в столице страны Токио. Там поднялся сильнейший ветер, льет дождь».

Читать такое за несколько дней до отлета в большое путешествие по Японии – прямо скажу, оптимизма не вызывает. А пессимистичные прогнозы показывают, что уровень Мирового океана может вырасти на 7 м уже в течение 100-150 лет. Тогда под водой окажутся не только Венеция, Шанхай и Майами, но и Копенгаген, Иокогама, Триполи, Одесса, Евпатория и Феодосия.

Знаменитый бард и известный геофизик и океанолог Александр Городницкий утверждает, что Японию ждет судьба Атлантиды. Справедливо предположив, что на Японию лучше все таки смотреть не через очки аквалангиста, мы стали собирать чемоданы. Страстно хотелось не только успеть рассмотреть этот удивительный мир, но успеть еще и вернуться. Кроме «зверского» тайфуна опасаться, на самом деле, было еще чего. В самом конце сентября к северу от Токио взорвался второй по величине вулкан в Японии – Онтакэ. Более 50-ти погибших и множество пропавших без вести. На автостоянке у подножия вулкана осталось 20 автомобилей, а где их хозяева – никто не знает.

Летим через Пекин, где делаем пересадку и через пару часов наш А-330 уже взял курс на Токио.

Токио, или как оно раньше называлось, Эдо, - последняя столица Японии. В последнее время количество городского народа во многих странах стали подсчитывать не собственно в городах, в агломерациях. Агломерация - это «фактический город», представляющий собой ареал сплошной застройки. По данным 2014 года Токио – самая большая в мире агломерация - 37 555 000 человек. Это совместно со вторым городом Японии – Йокогамой, огромным промышленным центром Японии, который фактически сросся с Токио. Токио был сформирован как призамковый город. Находится он в центре страны на берегу Токийского залива, который буквально вгрызается в город. Принято сравнивать город, если на него смотреть сверху, с пиццей, у которой вырезан один кусок.

В 1590 году Эдо завладел знаменитый Токугава Иэясу, основатель клана сёгунов Токугава. Город стал столицей сёгуната, имперской столицей же оставался Киото.

Город быстро рос и к XVIII веку стал одним из крупнейших городов мира. В результате реставрации Мэйдзи в 1868 году произошло свержение сёгуната и восстановление императорской власти. В 1869 году Император Муцухито перенес столицу в Эдо, переименовав его в Токио.

Путешествие в Страну восходящего солнца Часть 1. Токио

Первые каменные здания в Токио построены по типу европейских зданий, но осталось их в городе очень немного. Императорская династия никогда не прерывалась, хотя на время военного правления на протяжении более чем восьми столетий, оставалась безвластной. Нынешний император и сейчас проживает с семьей в императорском дворце в Токио. Американцы сделали свое дело. Меня всегда интересовал вопрос: простили ли японцы американцев за ядерные бомбардировки японских городов в августе 1945 года? На самом деле Хиросима и Нагасаки это лишь малая толика от тех разрушений, которые устроили американцы в годы Второй мировой войны. Вот они-то точно не простили японцам Пёрл-Харбор. Большинство крупных японских городов были просто стерты с лица земли. В т.ч. и самые большие – Токио и Осака.

После войны США вложили в Японию сумасшедшие деньги, открыли свой рынок для японских автомобилей и японской электроники…

Автомобили Тойота в выставочном зале на острове Одайбо

Плюс природные качества японцев – трудолюбие, дисциплина, непритязательность и терпимость населения, преданность и способность японцев к обучению - сделали свое дело - страна быстро поднялась после разрушительной войны. «Японское чудо» - технологический рывок страны в 70-е годы, который вывел Японию на передовые позиции и позволяет Японии и сейчас находиться в составе ведущих стран мира.

Путешествие в Страну восходящего солнца Часть 1. Токио

В Токио не осталось старых районов. Кроме американских бомбардировок, японцы сами массово уничтожали старые постройки с целью освобождения земли под новостройки. Город преобразился к 1964 году – Токийской Олимпиаде. Это был настоящий стимул для страны, который дал толчок к развитию многих отраслей японской экономики, и в первую очередь строительства и транспорта. В этом году японцы отмечали 50-летие своей Олимпиады. Они очень рассчитывают на подобный бурный рост своей экономики к своей второй Олимпиаде, которая пройдет в Японии в 2020 году.

Все дома здесь строят с учетом повышенной сейсмичности. Есть уникальные проекты, когда небоскреб устанавливают на фундамент с шарикоподшипниковым основанием с демпфирующим эффектом – покачался и встал на место.

Кстати, в японские телефоны встроена система экстренного оповещения населения о различного рода происшествиях – цунами, землетрясениях и пр. Даже если сам телефон выключен! Все детишки с самого малого возраста обучаются правилам поведения при стихийных бедствиях – как лежать, куда бежать, кому звонить…В стране происходит в год до полутора тысяч землетрясений. Выражение «живем, как на вулкане» - не для японцев. Слово «как» здесь просто неуместно. Каждый район Токио делится на сектора, каждый сектор – на подсектора. Каждый дом имеет свое название. Улицы нумеруются, а вот названий не имеют, поэтому ориентироваться в городе достаточно проблематично и без визитки гостиницы на улицу лучше не выходить. Редкий японец говорит по-английски, поэтому помощи ждать не приходится.

Интересно, но светофоры тоже нумеруются. Кстати, в Токио они горизонтальные, а на Хоккайдо, горизонтальные светофоры все время ломало липким тяжелым снегом и их заменили на вертикальные. Японцы называют зеленый свет светофора синим. Объясняется это не японским дальтонизмом, а тем, что изначально действительно на месте зеленого был синий. Его заменили на зеленый из-за того, что зеленый реально виден лучше, но привычка осталась.

Буддийский храм Сэнсодзи в районе Асакуса

В храме Сэнсодзи

И все-таки в Токио есть один район, который сформировался еще в эпоху Эдо, как коммерческий и развлекательный центр.

Торговая улица в Асакусе

Раньше здесь был и театр Кабуки, и улица красных фонарей, о чем напоминают фигурки артистов театра и красные фонари на стенах домов. Здесь несколько торговых туристических улиц, где изрядно худеют кошельки туристов, и где торговцы охотно принимают не только йены, но и доллары.

Ворота Каминаримон

В районе Асакуса находится самый знаменитый буддийский храм в Токио – храм Сэнсодзи, построенный в 7 веке в честь богини милосердия Каннон. Деревянный, а выглядит, как новенький! По давней легенде, когда-то море затопляло все в этих местах — кроме одного холма с деревней Асакуса-Нори. И вот как-то два брата-рыбака нашли золотую статуэтку богини Каннон. И на этом месте был построен храм. Говорят, что статуэтка до сих пор находится в нем. Не видели. Как не видели и большого пальца ноги Будды, который находится в пагоде храма. Интересны и впечатляющи здесь большие въездные ворота Каминаримон. Американцы промахнулись. Ворота стоят, им 1000 лет!

Здесь же в Асакусе у нас был обед в ресторане с традиционной японской кухней. Мы сидели на циновках, сняв обувь.

Путешествие в Страну восходящего солнца Часть 1. Токио

Нам подавали какие-то блюда, но 90 процентов из того, чем нас потчевали, для нас было незнакомо. Мы слушали музыкантов, игравших национальные мелодии на японских лютнях.

Путешествие в Страну восходящего солнца Часть 1. Токио

Главной рекой в Токио является река Сумида, по которой туда-сюда снуют туристические пароходики, на одном из которых и мы не преминули прокатиться.

Путешествие в Страну восходящего солнца Часть 1. Токио

Виды с реки на Токио потрясающие. Проплыли мимо огромного золотого здания-башни пивоваренной компании «Asahi Breweries», правее которого на крыше здания пониже какой-то модный французский дизайнер установил нечто тоже золотое, которое, как сказал наш гид, токийцы не иначе, как «золотой какашкой» не называют.

Посмотрите на фотографии, ибо объяснить, что это такое, я не в состоянии. «Причалили небольшой пристани городского парка с традиционными японскими соснами, прудами, чайными домиками… Красота!

Путешествие в Страну восходящего солнца Часть 1. Токио

Чтобы ощутить Токио, надо непременно посмотреть на него с высоты небоскреба, что мы и сделали, приехав в район небоскребов Синдзюку и поднявшись на обзорный этаж здания муниципалитета Токио.

Виды Токио с небоскреба Синдзюку

Самая дорогая улица мира - Гиндза! Это даже не улица, а целый район. «Гиндза» переводится с японского как «серебряный монетный двор». Что ж, соответствует!

Путешествие в Страну восходящего солнца Часть 1. Токио

Вечерняя Гиндза просто потрясает множеством огней. Увидели здесь и огни ресторана «Леон» - любимого ресторана знаменитого разведчика Рихарда Зорге.

Путешествие в Страну восходящего солнца Часть 1. Токио

В районе Гиндза сосредоточены самые дорогие магазины и бутики самых известных мировых брендов. В выходной день одна из улиц Гиндзы становится пешеходной и наступает Hoksha Tengoku, что переводится как «пешеходный рай». Это здорово.

Путешествие в Страну восходящего солнца Часть 1. Токио

Тут и поют, и играют, с модниками и модницами конкурируют разодетые собачки – в сюртучках и шляпках.

Путешествие в Страну восходящего солнца Часть 1. Токио

В Гиндзе находится и токийский театр Кабуки – это визитная карточка района. В 2010 году закончилась его реконструкция. О театре Кабуки стоит рассказать подробнее.

ТЕАТР КАБУКИ

Путешествие в Страну восходящего солнца Часть 1. Токио

Жанр кабуки сложился в XVII веке. Буквально «кабуки» означает «песня, танец, мастерство». Родоначальницей считается служительница святилища Идзума Тайся, которая в 1603 году стала исполнять ритуальные танцы. Затем она стала танцевать и светские танцы уже под музыку. Затем она стала это делать на сцене тогдашней столицы Киото. Окуни стала популярной и выступала даже перед императорским двором.

Постепенно стали возникать труппы, а все роли в спектаклях исполняли женщины. Актрисы театров кабуки отнюдь не вели праведный образ жизни, чем весьма беспокоили власти сёгуната Токугавы. И то ли заботясь о сохранении общественной нравственности, но скорее всего боясь небывалой популярности постановок, рассказывающих о жизни простых людей, а также из-за скандалов, регулярно возникающих из-за связей чиновников с актрисами, был издан указ о запрете женщинам выступать на сцене. А что делать с театром? Популярность его была так велика, что актрис-женщин заменили актерами-мужчинами, которые стали исполнять в том числе и роли женские.

Путешествие в Страну восходящего солнца Часть 1. Токио

С приходом юношей, больше времени стало уделяться драматическому искусству, а вот с нравственностью - явно не получилось, т.к. теперь проституцией занимались уже юноши – «кагема». Обслуживали и мужчин и женщин.

И сейчас кабуки в Японии очень популярно. Ко многим из актеров кабуки слава пришла именно благодаря блестящему исполнению женских ролей. Любопытно, что оннагата были обязаны носить женское платье и в повседневной жизни, и эта практика была отменена только во время реставрации Мэйдзи в 1868 году.

Два других стиля исполнения носят название арагото («грубый стиль») и вагото («гармоничный стиль»). Среди актёров кабуки существуют целые театральные династии, которые специализируются на определённых стилях игры.

Стандартные мужские роли кабуки: красавец-любовник, добродетельный герой или злой самурай.

В театр не так просто попасть. Спектакль идет 4-5 часов с несколькими перерывами. Перевода нет, искусство это настолько непривычно европейскому зрителю, что более часа наслаждаться им действительно трудно. Видимо, японцы, понимая это, организовали спектакли так, что во время каждого из антрактов зрители самого верхнего яруса театра меняются. Нам довелось посмотреть танцевальную часть спектакля, где два актера изображали в танце гейш, а по сцене бегала лошадь, которую также изображали люди. Во второй новелле танцевали два рыбака на пустынном берегу океана.

Путешествие в Страну восходящего солнца Часть 1. Токио

Фотографировать в театре запрещено. Поэтому есть фото только сцены до начала спектакля.

А теперь практический совет. Туристические компании обычно предлагают очень дорогие билеты в театр Кабуки на полный спектакль. Если вы не фанат Кабуки, а, скажем, просто любопытствующий субъект, желающий составить впечатление об этом необычном театре, денег при этом потратив в десять раз меньше, то делайте, как мы. Придите в театр часа за два с половиной до спектакля, в левой части здания встаньте в очередь и минут через тридцать получите дешевый билет на ближайшее часовое отделение. А в оставшиеся два часа до спектакля с удовольствием потратите на прогулку по Гиндзе.

Путешествие в Страну восходящего солнца Часть 1. Токио

В 2009 году в Голливуде вышел фильм Лассе Халльстрёма с Ричардом Гиром в главной роли -«Хатико: Самый верный друг », основанный на реальной и трогательной истории пса по кличке «Хатико» японской породы акита-ину, который ежедневно провожал на вокзал, а затем встречал возвращавшегося с работы хозяина – профессора университета. Но вот однажды хозяин не вернулся. Он умер прямо на лекции. А Хатико еще девять (!) лет вплоть до своей смерти каждый день приходил на вокзал, надеясь встретить своего хозяина. Пес стал символом верности.

Путешествие в Страну восходящего солнца Часть 1. Токио

На площади перед вокзалом Сибуя ему установлен памятник, и в скверике около него влюбленные назначают свидания.

Лента, кстати, является ремейком японского кинофильма, снятого в 1987 году.

Путешествие в Страну восходящего солнца Часть 1. Токио

А рядом с вокзалом Сибуя находится самый оживленный пешеходный переход в мире, по которому, чтобы ощутить этот бешенный ритм, и мы прошлись несколько раз.

Сибуя считается молодым центром города, где есть все: магазины, бары, рестораны, клубы, караоке-боксы, кинотеатры и много другое.

Путешествие в Страну восходящего солнца Часть 1. Токио

А многое другое – это улица или квартал «красных фонарей».

РЫБНЫЙ РЫНОК ЦУКИДЗИ

Путешествие в Страну восходящего солнца Часть 1. Токио

Все знакомые, побывавшие в Токио, все туристические сайты непременно советуют найти пару часиков для посещения рыбного рынка Цукидзи. К добрым бесплатным советам надо прислушиваться, и вот мы на рыбном рынке. Такси от нашей гостиницы на четверых примерно также, как и на метро. Если у наших такси, если они свободны, горит зеленый огонек, то у японских такси – красный иероглиф. Расплачиваться можно карточкой, можно и наличными. Если кэшем, то сдача – до йены. И это не только в такси. И чаевые здесь давать не принято – оскорбление! Если уйдете без сдачи, будут догонять, кланяться и всучивать эти несчастные две йены, которые и не стоят-то ничего.

Путешествие в Страну восходящего солнца Часть 1. Токио

Однако, к рынку. С четырех утра он уже работает. Наибольшая активность с 5-ти до 8-ми утра. Туристы могут посетить рынок ежедневно с 5:00 до 6:15 утра, и понаблюдать за работой рынка и всеми операциями со специально отведенной площадки. Но нас рынок поразил и в девять!

Чего только здесь нет: крабы, кальмары осьминоги, трепанги, водоросли всех цветов и оттенков, горы икры….

Путешествие в Страну восходящего солнца Часть 1. Токио

И много-много того, чему и названия по незнанию дать не можешь. Рыбки, рыбы, рыбины, рыбища !!! Все это продается и оптом и в розницу, разделывается мастерами на глазах у изумленной публики, моется, фасуется, упаковывается…

Путешествие в Страну восходящего солнца Часть 1. Токио

Шум, гам!... С цирковой ловкостью по узким проходам снуют электрокары Поберегись!!! Ничего, уворачиваемся.

Путешествие в Страну восходящего солнца Часть 1. Токио

Особый интерес вызывает разделка тунцов, огромных «морских коров» под 300 килограмм. Режут тунца большой ленточной пилой, а уже отрезанные части — очень длинным, до метра в длину, ножом, который называется ороси хотё или хантё хотё или магуро-ботё. Аукцион нам посмотреть не удалось, так как торги обычно к 7-ми часам уже заканчиваются. Купленная рыба либо грузится на суда для доставки ее к следующему пункту следования, увозится по магазинам и ресторанам столицы, либо на тележках и электрокарах развозится по многочисленным магазинчикам и ресторанчикам внутри самого рынка.

Вот теперь и я могу рекомендовать вам посетить Цукидзи. Только не поленитесь, приезжайте пораньше!

ОТКРЫТИЕ ЯПОНИИ

Япония очень долгое время была закрытой страной. И для самих японцев, и для иностранцев. У японцев нет истории сотворения мира, есть лишь история сотворения Японии.

Японцы называют свою страну «Ниппон» или «Нихон». Второй вариант — на бытовом уровне. Себя же они называют «нихондзин». Красивое название «Страна восходящего Солнца» появилось из-за того, что так страну в переписке с японским императором, а звучит это как «Нихон» - «источник Солнца», называл китайский император. Древнее же название Японии – «Ямато».

Путешествие в Страну восходящего солнца Часть 1. Токио

Народу в стране много – 127 миллионов ( в России - 143 миллиона, но сравните территории!!!). А вот японцев в Японии больше, чем русских в России, так как страна эта в отличии от России мононациональная. Есть в Японии и китайцы (240 тысяч), и корейцы (120 тысяч), есть пакистанцы (живут очень закрыто) и бразильцы. Есть и русские – всего около 8 тысяч человек. Это очень мало. Для сравнения в Новой Зеландии при населении 4.2 миллиона человек русских 10 тысяч. Русская диаспора в Японии имеет женское лицо. Женщин существенно больше. Впрочем, и японок в стране тоже существенно больше, чем японцев. По контракту в стране работает много российских ученых. Собственно, диаспорой русское сообщество назвать вряд ли можно. Здесь нет каких-либо центров, объединяющих русских, нет школ на русском языке, русских газет, журналов, радио и т.д. В Токио есть только русский бар «Москва» ресторан «КuКuRuZa» и еще ресторан русской кухни со странным названием «Киев»! В общем, всех не японцев в стране существенно меньше одного процента. Объясняется это исключительно политикой самоизоляции, которую проводили военные правители Японии.

«Открытие» Японии сделали американцы. Было оно насильным, и происходило практически под жерлами корабельных орудий эскадры адмирала Перри. Японцы назвали их «черными кораблями». А американцам нужны были порты Японии для использования в качестве «угольных баз» для своих торговых и китобойных судов. Плюс они хотели расширить свои торговые связи. Несмотря на то, что значительная часть японской знати, крупных феодальных правителей (даймё) и самураев выступала за сохранение режима изоляции страны, сёгунат, испугавшись американской угрозы, пошел на попятную. В результате в 1854 году был заключен Канагавский договор и порты Японии открылись для американских кораблей. И первым был порт города Нагасаки, на который спустя 91 год 9 августа эти самые «открыватели» Японии сбросили вторую атомную бомбу. Первая же тремя днями раньше досталась Хиросиме.

Однако «открытие» Японии безусловно пошло ей на пользу. В 1866—1869 годах лидерам княжеств Сацума и Тёсю удалось свергнуть власть Сёгуната Токугава и восстановить императорское правление. К полноценной власти вернулся император. Банзай! Этот возглас, кстати, означает «Тысяча лет императору!!!». А императором, к которому перешла власть от сёгуната, был император Муцухито, взявший имя Мэйдзи, что буквально означает «просвещенное правление». Акт передачи власти от сёгуната императору был подписан в замке сёгунов в Киото, бывшем тогда императорской столицей. Эпоха правления Муцухито получила название Реставрация Мэйдзи, во время которой была разрушена феодальная структура, и Япония встала на капиталистический путь развития. К концу жизни императора Япония превратилась в одну из самых сильных мировых держав – милитаристических держав, жаждавших передела мира.

ЯПОНИЯ – РОССИЯ, СССР, РОССИЯ

Бурно развивавшаяся Япония не имела своих ресурсов и этим в первую очередь объяснялась ее экспансионистская политика. России тоже пришлось столкнуться с этим. Сначала Порт-Артур, российская военная база на территории Китая, затем Русско-Японская война и ее апофеоз Цусима, из которой Россия вышла побежденной. Витте отстоял пол Сахалина на переговорах после поражения в Русско-Японской войне. Японцы требовали отдать Курилы и весь Сахалин, а Витте стоял на своем. Американцы, выступая посредниками, сказали японцам, мол, берите половину, а не то не получите ничего. Взяли половину, однако среди раздосадованных японцев даже начались волнения и в знак протеста был сожжен парк в Токио. Остров Сахалин снова стал полностью русским вместе с Курилами, которые японцы и сейчас называют своими «северными территориями», уже после Второй мировой войны. И это правильно!

Еще, пожалуй, стоит вспомнить одно событие, которое почему-то никак раньше не освещалось в нашей истории, но из-за которого вполне могла начаться русско-японская война на 14 лет раньше. В октябре 1890 года молодой цесаревич Николай Александрович «отправился в большое Восточное путешествие с целью повышения уровня знаний и ознакомления с государственным устройством других стран». Сопровождала Николая группа генералов и князей. В конце апреля 1891 года они добрались до Японии, войдя в порт Нагасаки на флагманском крейсере «Память Азова». Николай посетил городок Инаса, где жили 600 русских моряков с потерпевшего крушение фрегата «Аскольд» и где было русское кладбище. На волне моды среди британских аристократических кругов в то время, Николай сделал себе на правой руке татуировку в виде дракона с черным туловищем, красным брюхом. желтыми рожками и зелеными лапами. Затем он со свитой отбыл в древнюю столицу Японии – город Киото, откуда решил совершить поездку в небольшой городок Оцу. Вместе с ним были его дальний родственник греческий принц Георг и вовсе не родственник японский принц Арисугава Такэхито. При возвращении из Оцу, когда процессия из сорока колясок передвигалась на рикшах, один из состоявших в охране полицейских вдруг подбежал к Николаю и нанес ему два удара мечом. Больше он не успел, так как Георг, выскочивший из коляски, ехавшей следом, ударил несостоявшегося убийцу купленной в Оцу бамбуковой тростью. Тут же подскочили рикши Николая и Георга и скрутили преступника. Рикшам этим, к слову сказать, была назначена ежегодная пенсия от России и вручены ордена. Николай же был доставлен в больницу в Киото, где ему были нанесены швы на голову. Депеша о покушении пошла в Петербург, и японцы страшно опасались, что Россия может начать войну, к которой они в то время были еще явно не готовы. В знак уважения к раненному Николаю на следующий день были отменены торги на Токийской бирже, а также представления в театре Кабуки. Император Мэйдзи ранним утром срочно выехал из Токио в Киото, куда прибыл в 10 часов вечера (сейчас поезд идет 2.5 часа!). Утром примчался к Николаю, извинялся, как мог, звал в Токио и убеждал в вечной дружбе. Визит в Токио (хотя он был в планах путешествия) был отменен и Николай отправился на фрегат «Память Азова», который уже не покидал до отплытия. Накануне в сопровождении двух принцев снова приехал император Мэйдзи – страх возможной войны заставил его это сделать. В то же время в правительстве Японии многие опасались, что русские могут захватить их императора и были против визита, на что Мэйдзи ответил: «Русские – не варвары, и на такой поступок не способны». А, наверно, надо было!!! Глядишь, и ход истории пошел бы по другому пути.

Никогда отношения СССР и Японии не были безоблачными. В 20-х годах идеология милитаризма бурно поддерживалась молодым офицерством. В 1927 году генерал Танака Тиити вручил японскому императору меморандум, в котором без всяких дипломатических экивоков говорилось: «Для того чтобы покорить Китай, мы должны прежде покорить Маньчжурию и Монголию. Для того чтобы покорить мир, мы должны прежде всего покорить Китай».

Неизбежным и чрезвычайно важным этапом осуществления своих воинственных замыслов в Японии полагали военный разгром СССР. Японцы вторглись в Манчжурию, установили там марионеточное правительство и стали предъявлять претензии Советскому Союзу на территории в районе озера Хасан. Вручали ноты, более двухсот раз нарушали границу… А в августе 1938 года перешли к активным боевым действиям. Получили по мозгам, но планов своих не оставили и в 1939 году начали активные боевые действия против Красной армии на реке Халкин-Гол. Здесь уже была полноценная война с широким применением, танков, артиллерии и авиации. Именно поражение японцев на Халкин-Голе удержало самураев, несмотря на требования Гитлера, от вступления Японии в войну против СССР в 41-45 годах. 8 августа 1945 года уже СССР, руководствуясь долгом союзника (Ялтинская конференция) объявила войну Японии и разгромила Квантунскую армию. Война длилась с 9 августа по 1 сентября и закончилась безоговорочной капитуляцией Японии. Сахалин и Южные Курилы снова стали русскими.

Капитуляция капитуляцией, но мирный договор СССР с Японией подписан не был, а значит и Россия, как правопреемница Советского Союза мирного договора с Японией не имеет, что, как считают японцы, позволяет им требовать возвращения «северных территорий». Но это вряд ли!