Турист Анна Абросимова (annaabrosimova)
Анна Абросимова
была 24 марта 9:38

Юрьев-Польский, Переславль-Залесский — Россия Май 2014

В этом году, планируя свои путешествия по России, мне очень захотелось посмотреть на домонгольскую Русь. Посмотреть на то редкое, что было построено до 1237 г. (начала татаро-монгольского нашествия) и сохранилось до наших дней. К сожалению многое из того что датируется домонгольским периодом сохранилось только частично или было перестроено и приобрело облик другого времени. А мне хотелось прикоснуться к тому, что удалось сохранить в первозданном виде или в почти первозданном…

Сказано — сделано! Но нельзя увидеть все и сразу, поэтому пока в поле зрения попали древности только Владимиро-Суздальской земли. Что-то из них я уже видела, а что-то предстояло увидеть впервые. Путешествие в домонгольскую Русь решено было разбить на две части.

В мае мы запланировали посмотреть и послушать рассказы о Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском

И о Спасо-Преображенском соборе в Переславле-Залесском

А в июне мы решили полюбоваться Дмитриевским собором и Золотыми воротами во Владимире

Насладиться храмом Покрова на Нерли в Боголюбово

И увидеть церковь Бориса и Глеба в Кидекше

Ранним утром 1-го мая мы отправились в 1-е путешествие. Очень хотелось в первой половине дня приехать в Юрьев-Польский, осмотреть Георгиевский собор и другие достопримечательности города, а после этого переместиться в Переславль-Залесский, где и остановиться на оставшиеся праздничные дни.

Пробки на выезде из Москвы в выходные и праздники есть всегда, но 1-го мая 2014 г. было что-то совершенно невообразимое. В дороге до Юрьева-Польского мы провели 9-ть часов!!! Измученные, постоянно созваниваясь с гидом и перенося время заказанной экскурсии, мы наконец-то достигли цели! Наградой за все наши мучения стал Георгиевский собор.

Путешествие в домонгольскую Русь. Часть 1-ая

Собор был сооружен в 1230—1234 гг. в период правления князя Святослава Всеволодовича, еще до того времени как стал он Великим князем и занял владимирский престол.

Храм, построенный Святославом, восхищал современников. В летописях есть этому свидетельства. Особенно восхищало то, что стены собора были украшены резьбой по камню. Искусство камнерезов восхищает и сегодня. Признаться, я ничего подобного не видела не до знакомства с Георгиевским собором ни после.

Путешествие в домонгольскую Русь. Часть 1-ая

При Святославе на стенах Георгиевского собора красовались картины из резного камня, каждая со своим сюжетом полным символизма. В кружево сплетались фигуры людей, животных и растений. Такое убранство делало храм ни с чем несравнимым, воздушным и легким.

Теперь можно только догадываться, как выглядели эти картины.

Путешествие в домонгольскую Русь. Часть 1-ая

В 15 веке, во времена правления Ивана III (Великиго) Георгиевский собор обрушился. Великий князь Иван III повелел зодчему Василию Ермолину восстановить собор как можно скорее. В спешке, имея только часть сохранившихся кирпичей с резьбой (часть их погибла во время обрушения) восстановить чудесные резные картины не удалось. Попытки их воссоздать были, о чем свидетельствуют отдельные фрагменты, но… Предание гласит, что Ермолин начал собирать пазлы и даже преуспел в этом. Однако ему пришлось уехать, а его подручные себя утруждать не стали. Когда он вернулся стены уже собрали. Разбирать их и заново складывать, не было уже ни времени, ни денег. Что-то эта история мне напоминает…

Не хватило строительного материала и для того, чтобы восстановить пропорции собора. Он стал более приземистым и таким дожил до наших дней.

Путешествие в домонгольскую Русь. Часть 1-ая

В кружевном узоре Георгиевского собора, как утверждают исследователи, присутствует изображение (портрет) князя Святослава Всеволодовича. Вот он… в самой верхней точке над входом в собор.

Ниже портрета Святослава Всеволодовича можно увидеть образ Георгия Победоносца, но не верхом на коне, как его обычно изображают

Путешествие в домонгольскую Русь. Часть 1-ая

Вот как выглядит вся композиция входа в собор.

Что только не разглядишь в узорах каменного чуда. Есть львы

Путешествие в домонгольскую Русь. Часть 1-ая

И птицы Сирин (райские птицы с головами дев)

Есть даже слон. Я никогда не встречала изображений слонов в православных храмах

Путешествие в домонгольскую Русь. Часть 1-ая

Резные украшения собора удивляют и восхищают! Их можно рассматривать бесконечно.

Собор интересен не только снаружи.

Путешествие в домонгольскую Русь. Часть 1-ая

Внутри собора храниться Святославов крест.

Ученые спорят о том, с каким событием было связано создание этого древнего распятия. Некоторые утверждают, что крест был сделан в память о чудесном спасении Святослава на реке Волге в 1224 г. Другие утверждают, что создавали его как памятник воинам, погибшим в Липецкой битве 1216 года. Точно не знает никто…

Кроме реликвии — Святославова креста, в соборе меня удивили росписи.

Путешествие в домонгольскую Русь. Часть 1-ая

Они показались мне не похожими на традиционные фрески православных храмов. Как мне пояснили, расписывал собор местный мастер в 18 веке. Имя мастера не сохранилось.

Как не хорош Георгиевский собор, но надо ехать дальше. Пора перейти ко второму объекту домонгольской Руси. Мы едем в Переславль-Залесский.

Здесь стоит еще более древний храм — Спасо-Преображенский собор.

К большому сожалению, когда мы подъехали к собору был страшный ливень. Не было возможности выйти из машины и заглянуть в храм. Даже сфотографировать собор не получилось. По счастью это не первое мое посещение Переславля и у меня сохранились фотографии из прошлой поездки. Они и стали иллюстрациями к этой части рассказа о домонгольской Руси.

Спасо-Преображенский собор создавался в период с 1152 — 1157 гг. Юрием Долгоруким. По сравнению с Георгиевским собором Спасо-Преображенский собор строг и лаконичен.

Уникальность этого храма заключается в том, что он дошел до нас в первозданном виде, почти в полной сохранности.

С момента основания собора ведет свое летоисчисление и город Переславль-Залесский. Именно этот собор стал первым зданием нового города основанного легендарным князем.

В начале своего существования собор играл роль придворного храма, т. к. был соединен переходом с палатами князя. В соборе молился сам князь и члены его семьи. Кроме придворного храма, как утверждают историки, собор являлся крепостью, за стенами которой можно было надежно укрыться. По легенде под храмом существовал подземный ход, через который в случае осады можно было уйти из города.

Путешествие в домонгольскую Русь. Часть 1-ая

У Спасо-Преображенского собора богатая история. По преданию в этом храме крести Александра Невского. Есть все основания так думать, ведь Александр Невский родился в Переславле-Залесском в 1220 г. и было бы удивительно, если бы его крестили в каком-нибудь другом месте.

Несколько веков собор служил усыпальницей переславских удельных князей. Здесь похоронены сын Александра Невского Дмитрий Александрович и его внук Иван Дмитриевич.

В 1310 году в Спасо-Прображенском храме проходил собор святителей Русской церкви. В 1354 году здесь принял сан священника Сергий Радонежский.

По свидетельству историков, сюда на богомолье неоднократно приезжал Иван Грозный.

В советское время собор чуть было не погиб, но на наше счастье этого не случилось и мы можем наслаждаться его суровой красотой.