Турист Яна Лисецкая (Afrosnegka)
Яна Лисецкая — была 18 сентября 2023 21:21
Приглашаю всех на мой сайт: ya-pu.ru

Донгхой — Вьетнам Январь 2014

Во время нашего азиатского путешествия мы посетили много мест — и храмы, и водопады, и парки развлечений. Но особое место в наших сердцах занимают, конечно, пещеры. Вы, наверное, знаете об этом, если читали мои отчеты по Турции:) Вот и во Вьетнаме мы не смогли пройти мимо этих природных достопримечательностей и отправились в национальный парк Фонгня Кебанг.

Пещеры Вьетнама: Фонгня и Райская пещера

Место знаменито тем, что здесь огромное количество пещер! Национальный парк является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Площадь парка велика — примерно 860 кв.км. И на его территории около 300 пещер! Представляете? Среди которых, кстати, самая большая пещера в мире — Сон Донг (правда туда не попасть. В год пускают только 300 человек, а стоимость экспедиции — запредельная). Кстати, вы знали, что в Фонгня Кебанг располагается также самая длинная подземная река? Место для рекордсменов, это точно! А Википедия говорит о том, что если прибавить к площади Фонгня-Кебанга площадь граничащего с ним лаосского заповедника Хин-Намно, то получившийся карстовый лес был бы крупнейшим в Юго-Восточной Азии (317,754 га). О как.

Сам парк назван в честь одной из его главных пещер — Фонгня (о которой я расскажу чуть ниже) и леса, окружающего его — Кебанг. Система пещер парка может похвастаться своей длинной — примерно 126 км. Но, увы, все 126 километров нам не увидеть. Потому что исследовано всего 20. Несправедливо! :(

Но оставим грусть по этому поводу и посмотрим, что же всё-таки нам удастся увидеть в парке. И пункт первый, как всегда — дорога до самого места.

Как добраться до парка?

Есть 2 способа — по суше и по воде. Мы выбрали вариант по суше, заказав такси из города Донгхой. Донгхой — это ближайший к Фонгня город (примерно 50 км от него). Отсюда также ходят и автобусы. Но, как мы узнали, ходят они редко. Поэтому нам было проще взять такси.

В сам Донгхой мы прибыли в обеденное время. Нас высадили в каком-то месте, которое было полностью безлюдным. Вроде, главная улица, а людей — никого. И ни одного кафе. Мы блуждали минут 20, пока не нашли местную забегаловку. Местные очень сильно смотрели на нас, а двое пьяных вьетнамцев даже пытались со мной познакомиться. Не вышло:)

Пока мы ели, успели познакомиться с водителем такси, который после долгих споров и уговоров согласился отвезти нас в Фонгню за 25 $. Нам стоило поторопиться, потому что скоро должно было стемнеть, а мы планировали посмотреть пещеру. Подкрепившись, мы с нашим новым другом-водителем отправились в Фонгню.

Вьезжая в парк, мы видели множество вот таких полей:

Люди работали босиком, несмотря на относительно прохладную погоду.

Пещеры Вьетнама: Фонгня и Райская пещера

Нас высадили на главной площади. Здесь же находится главный центр по обслуживанию населения, так сказать. В этом центре продаются туры в пещеры. В городе имеются и частные агентства, но, как мы поняли по нашему опыту, экскурсии в них дороже. Так что можете смело пользоваться услугами главного туристического центра.

Вот, кстати, их доска цен на основные туры (кликабельно):

Мы не стали сразу покупать тур, а отправились на поиски гостиницы. Нашли одну,15 $ за ночь. Начали торговаться, но нам не уступали. Я сказала женщине-управляющей:

— Милая леди, у вас же не сезон! Все номера пустые, ни один не занят. Неужели ты не можешь сделать скидку? Уж лучше 10 $, чем ничего.
— Нет, белая женщина, — услышала я в ответ, — не сделаю я скидку тебе.
— Ну и не надо, мы найдём дешевле!
— Ну и ищите.

Ну и нашли! Причем соседний, где без вопросов согласились на 200 000 донгов. Отель назывался Thao Nguen Hotel.

Наш отель в Фонгня

Напоминал чем-то Анаповские дома-санатории. Куча одинаковых комнат, даже был телевизор. Комнаты маленькие, и я бы не сказала что уютные. Горячей воды нет. Теплого кондиционера нет (а жаль, из-за его отсутствия я в эту ночь простудилась!). Интернет очень плохой. Хозяева — милые люди, очень дружелюбные и вежливые.

НАБЛЮДЕНИЕ. Декабрь и январь — явно не сезон в этих краях, туристов здесь очень мало. Это и хорошо, потому что можно снять дешево отель и заказать почти что индивидуальные экскурсии по тем же ценам, что и групповые. А в самих пещерах никто не будет вам мешать, всё только для вас!

Устроившись в отеле, мы отправились к главному информационному центру — купить билеты.

Взяли тур в пещеру Фонгня (она очень близко от самого города) вместе с гидом (единственный человек, который великолепно говорил по-английски!). Обошлось нам это удовольствие в 43 $ на троих. У нас был выбор на какой лодке плыть. От этого зависела и цена. Мы хотели поплыть за самой большой и красивой, но нам не разрешили. На улице было уже около 16 дня, туры заканчивались. А на большой лодке можно было плыть только в самую глубь пещеры. Чтож, не судьба:)

ПЕЩЕРА ФОНГНЯ

Загрузившись в лодку, мы направились в первую пещеру.

Пещеры Вьетнама: Фонгня и Райская пещера

Плыть до нее минут 15–20. По дороге можно увидеть очень красивые пейзажи и жизнь вьетнамцев:)

Пещеры Вьетнама: Фонгня и Райская пещера

Но вот показался причудливый вход. Необычный, прямо скажем!

Пещеры Вьетнама: Фонгня и Райская пещера

Но вход — это только начало. Внутри нас ждало поистине впечатляющее зрелище!

Пещеры Вьетнама: Фонгня и Райская пещера

Вы знаете, какое это удивительное чувство — плыть по реке в пещере? Здесь всё подсвечено изумительно! А вокруг — тишина. Слышны только наши голоса да всплеск воды от весла лодки. Так бы и осталась здесь дня на 2–3.

Пещера стала известна благодаря причудливым каменным образованиям, получившим названия вроде «Лев», «Сказочная пещера», «Королевский двор» и «Будда».

Пещеры Вьетнама: Фонгня и Райская пещера

Длина красавицы — 7729 метров.

Пещеры Вьетнама: Фонгня и Райская пещера

Фонгня содержит 14 гротов и 13 969-метровую подземную реку, считавшуюся до недавнего времени самой длинной подземной рекой в мире. Пока не обнаружиди Сон Донг:)

Учёные исследовали 44,5 км гротов, а туристы имеют доступ лишь к первым 1500 метрам. Как бы невообразимо хотелось увидеть всё остальное!

Пещера постоянно изменяется под воздействием протекающей по ней реки Тяй. По мере углубления в пещеру, окружающие сталактиты и сталагмиты постепенно начинают сиять под ярким светом, создавая сказочную атмосферу ©.

Пещеры Вьетнама: Фонгня и Райская пещера

Минутка знаний: «Всего в Фонгня 14 помещений, соединённых рекой. Побочные коридоры отходят во всех направлениях. Потолок внешней и некоторых внутренних пещер возвышается на 25–40 метров над уровнем моря. Из 14-го помещения отходят коридоры, которые также могут вести в крупные помещения, однако данная часть опасна для исследования, так как там идёт постоянная эрозия известняка. Мелкая пещера расположена в 800 метрах от входа, здесь находится известный лес сталактитов и сталагмитов».

Также в пещере есть натуральные пляжи. Песок сюда не завосзили, он сам был тут:)

Пещеры Вьетнама: Фонгня и Райская пещера

Температура в пещере постоянная — около 23 градусов. Поэтому внутри комфортно, и даже немного теплее, чем было на улице в то время.

В 2012 году в этой пещере были обнаружены два озера, находящиеся на расстоянии примерно 500 метров друг от друга. Специалистам пока не удается измерить их глубину ни с помощью дайвинга, ни с помощью тросов. Поэтому озера назвали «бездонными».

Пещеры Вьетнама: Фонгня и Райская пещера

Сталактиты и слалагмиты, конечно, поражают своими размерами. Не каждый день такое увидишь!

ИТОГ.

Пещера Фонгня является действительно очень красивой. Я считаю, что её стоит обязательно посетить. Говорят, что в сезон здесь не протолкнуться от лодок. Нам повезло, в декабре не было ровным счетом никого.

Переночевав в отеле, на следующий день мы направились в пещеру номер 2 — Райскую. Для этого мы арендовали мотобайки и отправились в путь.

СОВЕТ. Если есть возможность, пользуйтесь переводчиком. Мы не могли объяснить местным жителям, что такое Парадиз Кейв (Райская пещера), все мотали головой и улыбались. Зато когда мы показали название на вьетнамском (Thien Son Duong), все сразу же тыкнули пальцем в ту дорогу, по которой нам надо было ехать. Если есть возможность, просто распечатайте название пещеры заранее на листочке.

Добраться до райской пещеры легко. Все местные жители знают, где она расположена. На всякий случай, здесь её координаты.

Дорога до пещеры волшебна!

РАЙСКАЯ ПЕЩЕРА

Но вот мы наконец-то добрались до неё.

Заплатили за стоянку мотобайков и направились к самой пещере. Здесь нас ждало 2 варианта: либо пешком, либо на гольф-каре (за деньги, естественно). Мы выбрали первый вариант. Идти километра 1.5 наверное. Потом еще минут 20 подниматься вверх по лестнице или дороге, к самой пещере. Так что будьте готовы к тому, что ноги могут немного болеть:) Цены на услуги:

Пещеры Вьетнама: Фонгня и Райская пещера

Поднявшись наверх, нас встретило кафе и вот такая карта пещеры:

Путешествие обещало быть интересным! И как только мы ступили на лестницу, мир преобразился. Райская пещера действительно ОЧЕНЬ красивая! (Она мне понравилась даже больше, чем Фонгня).

До открытия пещеры Сон Донг, Райская пещера считалась крупнейшей и самой длинной в национальном парке (31 километр). Начинается она во Вьетнаме, а заканчивается вроде как в Лаосе. Хороший способ пересечения границы:))

Пещеры Вьетнама: Фонгня и Райская пещера

Местным жителям эта пещера известна с 2005 года, в апреле 2010 года её обнаружила группа британских спелеологов.

В некоторых местах пещера достигает высоты до 200 метров и ширины до 80 метров.

Она хорошо оборудована и подсвечена. Ходить по ней — одно удовольствие!

Пещеры Вьетнама: Фонгня и Райская пещера

Смотришь на это всё и думаешь — как природа могла такое изобрести? Выглядит всё просто сногсшибательно!

Туристов было чуть больше, чем в Фонгне. Но это не помешало нам наслаждаться видами.

Пещеры Вьетнама: Фонгня и Райская пещера

Я не знаю, сколько пещере лет. Но явно это не творение одного миллиона:) Предполагаю, что такое чудо могло быть образовано лет 3000–4000 тысяч назад.

Пишу рассказ и вспоминаю свои впечатления — аж мурашки по коже!

Пещеры Вьетнама: Фонгня и Райская пещера

Время, которое придется потратить на осмотр пещеры — это часа 3–4. Потому что ну нельзя просто взять и пройти мимо этих сталактитов и сталагмитов! Надо все смотреть, все трогать:)

На протяжении всего пути в пещере установлены скамеечки. Так что если вы устали, просто присядьте и наслаждайтесь видами уже сидя.

В общем, если у меня будет возможность, я обязательно вернусь сюда еще раз. Обязательно!

ИТОГ.

Не пропускайте мимо эту пещеру, ни в коем случае!

По ценам:

Стоянка байков — 0,5 $
Вход в пещеру на 3-х — 18 $

Всё еще находясь под впечатлением, мы направились домой, наблюдая чудесные пейзажи, рисовые поля и безграничные просторы творений природы…

Мы провели в парке 2 дня. По моему мнению, это очень мало времени. Нам удалось посмотреть только 2 пещеры из 300. Это ничтожно мало, конечно. В следующий раз мы приедем сюда уже надолго. И я вам подробно расскажу о том, в каких пещерах мы ещё побывали:)

Ну и напоследок, видео о пещерах: