Турист Liubov Tukalo (LiubovTukalo)
Liubov Tukalo
была 5 марта 2022 14:40

Краков, Величка — Польша Октябрь 2014

Было уже где-то половина четвертого, когда я, спустившись с неба (в полном смысле этого слова), подумала: «А не поехать ли нам сегодня еще в Величку». Кассы соляных шахт работают до 19:30, должны успеть. Список трамваев, которые могут нас довезти до Главной Почты (оттуда отправляются маршрутки в нужном нам направлении) был с собой в блокнотике. Нужное транспортное средство с легкостью найдено, едем. Ну вот, проехали остановку. Следующая — Krakow Glowny, то есть ЖД вокзал. Оттуда тоже можно добраться в Величку, но ходят поезда, реже- один раз в час. Нужный нам поезд уже скоро. Складывается все просто чудесно. За день успели много. Поскольку успевали не торопясь, усталости ни в одном глазу. А впереди еще одно из главных чудес Польши.

Мы уже бывали с Ростиком в соляной шахте в Соледаре, но знали, что шахты Велички отличаются большей протяженностью, большим количеством камер, необыкновенным разнообразием и красотой скульптур из соли и гораздо более солидным возрастом.

Экскурсию мы взяли на польском. Есть возможность выбрать и другой язык, в том числе и русский, но стоит это дороже (79 вместо 52), да и проводятся они всего пару раз в день. Совсем самостоятельно попасть в шахту нельзя, индивидуальных туристов в любом случае собирают в группы. Наш гид, пани Ядвига, немного огорчилась, что мы не знаем польского. Хорошо, что кроме нас ей было, кому рассказывать, ведь три часа говорить «в никуда», не очень-то приятно. Группа была небольшая- около десяти человек. Экскурсия понравилась, хотя возможно немалую роль сыграло собственное воображение. Не менее увиденного поразило понимание того, как глубоко под землей мы находимся, сколько всего там настроено, и то невероятное количество соли, которое было вокруг.

Камера Михаловице эксплуатировалась с 1685 года
Камера "Михаловице" эксплуатировалась с 1685 года
Краков. В плену тысячелетий

Соляные шахты Велички- творение, создаваемое на протяжении почти девятисот лет простыми горняками и инженерами, известными учеными и польскими правителями. Старейший из известных шахтных стволов, в котором каменная соль добывалась горными методами, относится ко второй половине 13 века. В средние века добыча соли была привилегией короля, а доходы от ее продажи составляли почти треть доходов королевской казны.

Труд же простых горняков был поистине каторжным.

Краков. В плену тысячелетий

Работа в шахте была сопряжена с постоянным риском. Главной угрозой была стихия: вода, огонь и шахтный газ. Наряду с подъемом соли на поверхность, одной из важных задач был сбор и подъем из шахты воды.

Метан же приходилось выжигать огнем, для этой работы привлекались только самые опытные шахтеры.

С учетом всех этих обстоятельств особенно удивительно разглядывать соляные скульптуры и барельефы, сделанные простыми горняками. Опасная работа делала шахтеров более набожными, поэтому под землей часто строились часовни и проводились богослужения.

Краков. В плену тысячелетий

Благодаря запрету на использование легковоспламеняющихся материалов родилась традиция резьбы по соли. Самое крупное произведение скульпторов-самоучек часовня Святой Кинги. По легенде святая Кинга- дочь венгерского короля, открыла в Величке залежи каменной соли и с тех пор она стала покровительницей горняков.

Часовня святой Кинги расположена на глубине 101 м и создана в 1896 году
Барельеф Бегство в Египет в часовне святой Кинги
Барельеф "Бегство в Египет" в часовне святой Кинги
Барельеф Двенадцатилетний Христос в часовне святой Кинги
Барельеф "Двенадцатилетний Христос" в часовне святой Кинги

И еще в Соледаре не было подземных озер.

Камера Веймар
С древних времен до нас дошли рассказы, героем которых является Он, или Казначей. Он- так уважительно называют того, кто следит за безопастностью шахтеров
Камера "Веймар" С древних времен до нас дошли рассказы, героем которых является "Он", или Казначей. "Он"- так уважительно называют того, кто следит за безопастностью шахтеров

Правда снять их красиво совсем не получилось, но это не уменьшает впечатлений от увиденного. Кстати, были мысли взять с собой в шахту штатив, но не знаю насколько это удачное решение, поскольку экскурсия проходит в довольно высоком темпе. Залы сменялись один за другим, чередовались переходами, таили сюрпризы- время пробежало незаметно.

Когда мы выбрались на поверхность, было уже темно. Пришли на ж/д станцию. Никого. Дежавю (может кто-то помнит мою историю в Саламанке). Только тут еще и ночь. Мысленно прикидываю, сколько стоит такси до Кракова- неужели мы опоздали на последний поезд? Пробегающему спортсмену (на русском) вслед: «Вы не знаете, будет сегодня еще поезд до Кракова?» Вернулся. «Расписание дальше, пойдемте посмотрим». Тоненькая ниточка надежды- остался еще один поезд!!!, правда он не доезжает до нужной нам станции, но там по крайней мере будет уже Краков!!! И как я могла не проверить расписание на обратную дорогу? Даже и мысли не возникло, что поезда перестанут ходить так рано, ведь еще нет и девяти вечера. Билеты купили прямо у кондуктора. Только имейте ввиду, что для покупки билета в поезде, кондуктора нужно найти самому, иначе могут оштрафовать. Дальше тоже несказанно повезло. На станции прибытия нас ждал поезд, идущий из Освенцима, мы с тем же билетом (он действует два часа на определенных маршрутах) доехали до центрального ЖД вокзала. Ну, а оттуда рукой подать до дома…

Приключения закончились, а время в Кракове еще осталось, правда, уже на другой день.

День второй был и вовсе не распланирован. Просто гуляем. Гуляем по старому городу,

Краков. В плену тысячелетий
Голова, потерявшаяся от любви )
Краков. В плену тысячелетий

гуляем по Плантам- это бульварное кольцо вокруг старого города, устроенное на месте древней крепостной стены.

Краков. В плену тысячелетий

Однако, я должна вас предупредить! Гулять нужно с большой осторожностью!!! Каждый ваш шаг вас будет преследовать опасность оступиться… и провалиться в прошлое. Прошлое- это конечно не лужа, не кювет и не канализация. Но окажись вы там, как выбраться обратно, особенно если вечером поезд?…

Если же избежать провала вам все же не удалось, позволю себе дать вам несколько полезных советов.

При попадании совсем в незапамятные времена, когда город был только основан князем по имени Крак, имейте ввиду- в городе живет дракон. Причем ни где-нибудь, а в пещере под Вавельским замком. Так вот, вы его не бойтесь.

Краков. В плену тысячелетий

Жители Кракова чувствовали себя в присутствии змея почти спокойно, и если бы не его непомерный аппетит, а надо сказать что требовал он приличную дань в виде домашнего скота, то жил бы дракон до сих пор. А так краковчанам пришлось его извести. Правда, способ расправы с драконом не очень героический- его отравили серой, зашитой в шкуру овцы.

Если окажетесь в Кракове году так в 965, вполне можете повстречать еврейского купца из Испании Ибрагима ибн-Якубу, посланного калифом Кордовы в путешествие по странам Европы. На вашем месте я бы постаралась избежать общения с ним, дабы не попасть наряду с первым упоминанием Кракова в его «дипломатический отчет». Зачем, спрашивается нашим историкам дополнительные загадки?

Если случай забросит вас в 1241 год, когда по Кракову пронеслись монголо-татарские орды, прячьтесь в костеле Святого Андрея.

Краков. В плену тысячелетий

Это одно из немногих зданий уцелевших и в первое и во второе нашествие татар.

Мариацкому костелу тогда повезло меньше- он был разрушен. Сегодня о тех печальных событиях ежечасно напоминает сигнал трубача, который в Кракове называют «хейнал», он подается с башни Мариацкого костела и обрывается на самой высокой ноте. По легенде, к стенам города внезапно подступило монгольское войско, но трубач успел подать сигнал о враге и погиб от стрелы в момент его подачи.

Кстати, если немного задержитесь и застанете строительство третьего варианта Мариацкого костела,

Мариацкий костел

постарайтесь помирить двух братьев-строителей. Из-за их нелепого соревнования «Чья башня будет выше», костел сегодня имеет не симметричный вид, а сами братья плохо кончили- сначала один убил другого, а после сам бросился вниз со своей башни.

Очутились в Кракове в 1396 году? Отправляйтесь в Костел Францисканцев!

Краков. В плену тысячелетий

Возможно, вы станете свидетелем важного события- крещения литовского князя Ягайло. После он женился на юной принцессе Ядвиге и стал королем Польши, основав известную династию Ягеллонов.

Не застанете этого события, не отчаивайтесь! Короля Ягайло, в христианстве Владислава, можно встретить и сегодня, причем в компании всех остальных польских королей. Для этого нужно прийти ночью накануне Рождества в кафедральный собор Вавеля, где они все упокоены. Говорят, что раз в году они собираются на совет.

Путешествие во времени сулит вам экономию, если вы собираетесь после Кракова отправиться в Варшаву. Только нужно угадать и оказаться в Кракове в 1596 году, когда король Сигизмунд III вместе со своим двором переехал в Варшаву, сделав ее столицей.

История Кракова на этом не остановилась. В ней известны расцветы и спады, множество счастливых и печальных страниц. На каждую из них советов не напасешься- сориентируетесь на месте)

Выход из прошлого. Его придется найти вам самим :)

Пара слов о сувенирах. Не забывайте, что все, что вам захочется привезти из прошлого, польские таможенники сочтут антиквариатом, со всеми вытекающими последствиями.

Вот так, не торопясь, но и не останавливаясь, мы провели еще один день.

Заглянули на экскурсию в Ягеллонский университет.

Заходили в костелы.

Костел святых Петра и Павла
Краков. В плену тысячелетий

В Кракове они самые красивые, как мне показалось. В Марьяцком костеле, несмотря на запрещающую табличку, фотографировать все же можно.

Краков. В плену тысячелетий

Зато была закрыта башня со смотровой площадкой. Не беда. Жизнь- это череда упущенных возможностей (с))) Зато мы почти летали на воздушном шаре! Да и столько всего еще уже было с нами за эти два дня, а впереди еще почти целая неделя в новой для нас и очень интересной стране- Польше!

P.S. В рассказ внесено существенное дополнение о трубаче Мариацкого костела, за что большое спасибо внимательному и неравнодушному к Кракову блогеру Альберту )