Турист Маша Малиновская (Masha_Apelsin)
Маша Малиновская — была 25 марта 17:48
Приятное чувство, когда вернулся из путешествия, сидишь на диване, пишешь текст, обрабатываешь фото.

Полоцк — Беларусь Ноябрь 2014

В Полоцк мы приехали на автомобиле из расположенного недалеко от города Новосокольники (Псковская область) пансионата, в котором отдыхали. Дорога туда-обратно заняла довольно много времени, поэтому на прогулку по городу оставалось чуть больше трёх часов.

При въезде в Беларусь документов у нас никто не проверял. Без малейших задержек оказались на территории соседнего государства и помчались вдоль разноцветных заборчиков небольших деревень и посёлков.

Знакомство с Полоцком началось с главной площади города — площади Свободы. Здесь расположены два мемориала: памятник героям Отечественной войны 1812 года и памятник освободителям Полоцка.

Три часа в Полоцке

Напротив этих мемориалов на другом конце площади стоит вот такой вот дом с интересным рисунком.

Здесь же мы припарковались и пошли гулять по городу. Он мне показался тихим, спокойным и очень уютным.

Первым делом зашли во двор Полоцкого государственного университета.

Три часа в Полоцке

Основан он был в 1968 году в здании бывшего Полоцкого иезуитского коллегиума, основанного в 1568 году.

Уютный дворик, беседки, клумбы, лавочки.

Три часа в Полоцке

Здесь же расположен памятник студенту со стопкой рулонов и бумаг.

Пока мы фотографировали университет, туда-сюда шныряли студенты, практически не обращая на нас внимания. Видимо, туристы здесь не редкость.

Прочитав на информационном щите у входа о недавно установленных в университете часах, отправились на их поиски. И почти сразу же обнаружили их в одном из внутренных двориков, спрятанным за аркой. По периметру дворика были развешаны картины, а на вершине одного из фасадов как раз и красовались эти необычные часы.

Три часа в Полоцке

Нам неслыханно повезло: часы пробили полдень и началось музыкальное представление, заиграл гимн студентов и из окошечка стали выезжать фигурки выдающихся личностей Полоцкой земли. Всё происходящее очень напоминало знаменитое представление на астрономических часах в Праге.

Университетские часы в Полоцке

Университетские часы на здании Полоцкого государственного университета. 4.11.2014

Далее мы направились к, пожалуй, самой знаменитой достопримечательности Полоцка — Софийскому собору. Располагается он на высоком берегу реки Западная Двина. Поэтому и вид на него открывается великолепный. Собор этот не действующий, здесь сейчас располагается музей.

Три часа в Полоцке

Находясь рядом с собором можно полюбоваться видом города и самой рекой Западная Двина. Как-то сами собой рисуются картины давних лет, сражений и войн, которые могли происходить в этих местах.

Недалеко от входа в собор лежит Борисов камень. Он был найден на территории Беларуси и привезён сюда. Если хорошенько присмотреться, то можно рассмотреть на нём выбитый контур креста и надписи.

Три часа в Полоцке

Борисов камень — один из нескольких камней, который были обнаружены на территории Беларуси. Существует множество версий об их предназначении. Одна из них — подобные камни использовались для указания торговых путей, чтобы купцы и торговцы не сбивались с дороги. Живая история!

Чуть ниже собора рядом с источником установлены ещё несколько интересных камней с круглыми отверстиями. Предположительно, это камни-жертвенники. Может быть, вам известно, что это за камни и зачем в них проделаны круглые отверстия.

Три часа в Полоцке

Вид на Софийский собор с Нижне-Покровской улицы. Вот таких вот деревянных домиков в городе сохранилось очень много. Однако они уже вытесняются стеклянным новоделом.

Далее мы прошлись по Нижне-Покровской улице. Она идёт вдоль берега Западной Двины. Уютная улочка, сохранившая местами атмосферу старины. Здесь в бывшей лютеранской кирхе расположен краеведческий музей города.

Часто встречаются вот такие колонки.

Три часа в Полоцке

Художество с историческими эпизодами жизни города (возможно, сделано в целях рекламы расположеного рядом магазина сантехники).

Очень много спусков к реке. Часто это небольшие тропинки или деревяянные лесенки. Можно спуститься и покормить уток.

Три часа в Полоцке

Здесь же на Нижне-Покровской улице стоит Богоявленский собор. Внутри — полностью новодел. А снаружи довольно симпатичный белый собор. Я бы даже сказала, воздушный собор. А всё потому, что стоит на высоком берегу реки.

Напротив церкви расположен музей книгопечатания. Внутрь мы зайти не успели: были сильно ограничены во времени.

Далее чуть углубляемся в город. Проходим мимо музея рыцарства, во дворе которого, подняв меч, стоит памятнику князю Андрею Ольгердовичу.

Три часа в Полоцке

Оказывается, в Полоцке останавливался Пётр Первый. И даже сохранился небольшой одноэтажный домик, в котором он провёл несколько дней.

На одной из самых длинных и широких улиц — улице Франциска Скорины — можно прогуляться по аллее и увидеть ещё две достопримечательности.

Первая, это памятник букве Ў.

Три часа в Полоцке

Эта буква встречается только в белорусском языке, поэтому белорусы ей очень гордятся. Согласно информации, которую я нашла в интеренете, возле этого памятника часто собираются филологи и читаюь стихи с буквой Ў. На памятнике изображены несколько таких строк.

И ещё один важный не только для города, но и для Беларуси в целом, монумент — это географический центр Европы.

Три часа в Полоцке

Как высчитали белорусские учёные, расположен центр Европы недалеко от Полоцка и установили этот знак на улице Франциска Скорины. Теперь каждый проходящий мимо может утверждать, что был в самом сердце Европы. И мы в их числе! :)

Три часа в Полоцке

Здесь же на информационных стендах можно прочитать информацию о том, как учёные сделали свои расчёты, а также при желании можно получить специальный сертификат, подтверждающий ваше присутствие в географическом центре Европы.

Вот такое вот оно, свиду неприметное, но всё-таки сердце Европы.

Далее мы посмотрели на здание пожарной части Полоцка.

Три часа в Полоцке

Как сообщают интернет-источники, в автопарке этой пожарной части присутствуют, по большей части, германские машины. А всё потому, что Полоцк и германский город Фридрихсхафен являются побратимами. А вот и эти красные красавицы выглядывают в окошки ворот пожарной части.

Памятник почитаемому в Беларуси Симеону Полоцкому, развивавшему письменность и науку при жизни. Сейчас это излюбленное место для прогулок мамочек с детьми.

Три часа в Полоцке

Традиционный для советских городов кинотеатр «Родина».

Вот такой необычный рекламных ход одного из фотосалонов. Обратите внимание на свисающую из объектива птичку, вылетевшую в момент спуска затвора.

Гостиницный комплекс «Славянский».

Три часа в Полоцке

Рядом с центральным рынком можно увидеть такого вот бронзового купца. Все жаждущие денег и богатств усиленно натирают монетку, которую он держит в руке.

Далее мы отправились на поиски места, где можно было бы перекусить и, желательно, чем-то традиционно белорусским. Такое местечко нашлось напротив железнодорожного вокзала, закусочная-пиццерия «Дионис». Заказали грибной суп-пюре в хлебе, драники и мясную тарелку с гарниром.

Три часа в Полоцке

Очень сытно! Хлебную посуду потом ещё долго доедали.

После обеда времени практически не оставалось. Поэтому двинулись в сторону машины, попути рассматривая оставшиеся достопримечательности.

Старинная водонапорная башня. Сейчас в ней сделали музей. Вот так необычно она стала выглядеть в связи со своей новой функцией.

Памятник рядом с башней.

Милые деревянные домики.

Три часа в Полоцке

И не деревянные, но тоже очень красивые.

Не могли не посетить одного из многочисленных памятных мест «Красный мост». В этом месте шли ожесточённые бои за город в 1812 году. Высокий овраг, бегущая внизу река и расположенный рядом вал Ивана Грозного заставляют воображение рисовать картины тех событий. Сейчас здесь установлен мемориал тем историческим сражениям, а сам мост имеет красную ограду.

Памятник Евфросинии Полоцкой — инокине и просветительнице. Белорусы её очень почитают.

И почти замкнув круг прогулки по городу, посмотрели на памятник кривичам, населявшим эти земли.

Три часа в Полоцке

Прощаемся с Полоцком, увозя с собой в качестве сладкого сувенира белорусскую сгущёнку.

Дорога обратно заняла на час меньше предполагаемого времени, а всё потому, что, слепо поверив рекомендации навигатора, двинулись более короткой, но неизведанной «тропой», которая через небольшие деревеньки вывела нас по пыльной дороге к небольшому ППУ Стайки. Заскучавший таможенник даже проверил наши паспорта, чтобы хоть как-то разнообразить свой рабочий день.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия