Турист Svetlana Kozyritskaia (Svetlana_Kozyritskaia)
Svetlana Kozyritskaia
была 14 апреля 8:00

Рига — Латвия Ноябрь 2014

Ещё ни в одном городе я так не плутала, как в Риге. Когда тебе говорят: «Идите прямо, потом направо». А там таких «прямо» три дороги! Услышать латышский язык удавалось урывками — везде говорят по-русски и самих русских полный город. Все удивляются: «Почему вас так много? У вас там что, праздники?!" И когда слышат утвердительный ответ восклицают: «О, это очень хорошо! Мы вам рады, вы нам выручку делаете. Приезжайте чаще)».

А почему бы и нет?! Всего пути-то 14 часов на поезде или 8 часов автобусом.

А ещё я поняла, что путешествие одной проходит гораздо продуктивнее, чем, например, со случайным знакомым. Идёшь куда вздумается и ни от кого не зависишь!

Самым необыкновенным стало звучание музыки со всех сторон. Саксофон, флейта, фортепиано; из кафе, из арок, со ступеней соборов и церквей, из распахнутых дверей кафе и булочных. Лёгкий, ненавязчивый рефрен, который окутывал всё моё пребывание в Риге.

1. Дорога

Ежедневно с Витебского вокзала Санкт-Петербурга в 19.40 отходит поезд № 037Р СПб-Рига. Цена места в общем вагоне составляет 1800 рублей в одну сторону.

Интригующая Рига

Следует учесть, что общий вагон (он всего один) в этом поезде — обычный плацкартный, только без продажи верхних полок, все сидят внизу, по три человека. К «боковушкам» это тоже относится. Т.е. если заняты 3 места, все сидят ногами в проход и по ним прогуливаются снующие туда-сюда пассажиры.

Я заранее покупала билет, выбирала место у окошка (и спать удобнее, и не толкается никто, и за мельканием природы можно наблюдать). В ЖД кассе заверили: «Место 6 у окна, не переживайте». Оказалось с точность наоборот, а именно в проходе. Так что имейте это ввиду (у окна места 3 и 4).

Начиталась в интернете о том, что первый заскакивающий в вагон сразу занимает верхние полки, дабы спокойно спать всю дорогу и чуть ли не за 2 часа до подачи поезда стоит в очереди в вагон. Может это и так, но контингент в нашем купе подобрался очень культурный (или не опытный) и полки до последнего момента оставались свободными. Тем более что большая часть пассажиров вышла в Луге, Пскове и Острове. Оставшиеся 4 человека с комфортом (в пределах доступности, конечно) разместилась на полках и спокойно спала/болтала до пограничного контроля.

Как ни странно, я выспалась. Не смотря на отсутствие постельного белья, нормальной подушки и постоянного пробуждения на отдать/забрать паспорт.

Дорога оказалась на редкость легкопереносимой. Поезд чистый, остановок мало, проводники вежливые и спокойные.

На заметку 1: с временем на мобильных телефонах творилось что-то не понятное. У кого-то осталось московское, у кого-то после Пскова часы перевелись на час назад, а в Латвии вернулись обратно, а у кого-то вообще показывали на 3 часа меньше, чем было на самом деле. Так что внимательно за этим следите.

На заметку 2: В Риге огромный вокзал, с различными магазинами и кофейнями, но вот зала ожидания нет, ввиду большого количества бездомных. Несколько сидений есть на перроне и всё. Лучше приходить минут за 20 до отправления, чтобы долго не томиться.

2. Граница

После посадки в вагон, проводники раздают анкеты для латвийской границы. Необходимо заполнить следующие строки: фамилия, имя, № паспорта (как в загран. паспорте), подданство, № визы, срок действия визы, дату рождения, №№ вагона и места, цель поездки и дату заполнения (всё, кроме имени и фамилии, заполнять можно кириллицей). Эту анкету необходимо отдать латышскому пограничнику вместе с паспортом.

На российской границе заходит пограничник, собирает паспорта (без обложек и лишних бумажек внутри) и складывает их в ящик, разделённый на секции. Примерно через 40 минут паспорта возвращаются, раздаются и поезд едет дальше.

На латвийской границе никаких ящиков нет, просто проходит человек с печатью и раздаёт штампы. Кроме паспорта больше ничего не требовали (ни медицинской страховки, ни подтверждения платежеспособности), единственный вопрос: «На сколько дней едете?». По вагонам пробегает собака, всё в порядке, можно ехать дальше.

А ещё пограничники очень терпимо относились к тому, что мы периодически засыпали между обходами и тактично будили, дабы мы отдали/забрали свои документы и явили им свои сонные физиономии.

3. Проживание

Т.к. я должна была ночевать в Риге всего одну ночь, решила, что не буду тратиться на отель, с меня и хостела достаточно. Тем более, что цена оказалась чисто символической — 5.60 евро за кровать в 8-местном женском номере. Хостел бронировался на сайте.

По приезду, администрация предложила очень заманчивое предложение: я живу бесплатно, но потом пишу хороший отзыв о них. Решила согласиться, если вдруг что-то не понравится — заплачу и напишу всё как есть.

Хостел открылся совсем недавно (около 1 месяца), находится в самом центре Старого Города. Из категории «Вышел и уже пришёл». Конечно, ремонтные работы ещё не закончены и есть недостатки, но самое главное: удобная кровать, горячая вода и безопасный район. Душ на этаже, совмещён с туалетом. Отдельно есть ряд раковин для умывания. Этажом выше имеется место для приготовления чая, кофе, разогрева еды.

После насыщенного дня — спала как сурок, ничего не замечая и никого не слыша.

Утром накормили завтраком, который даже не был включён в стоимость, мелочь, а приятно =)

Единственным крупным недостатком является проблема с Wi-Fi. И даже не отсутствие его как такового, он есть и сигнал хороший, а вот выданный пароль не подходит =( Но с другой стороны, зачем на отдыхе интернет?! Нечего на него время тратить!

В общем, нормальное место за небольшие деньги (а в моём случае и совсем бесплатно).

4. Собственно, само путешествие

Рига. Время 9.30. Срочно надо где-то перекусить и выпить кофе. Путём недолгих блужданий вышли к одному из ресторанов сети LIDO. Вкусно, уютно, за нормальные деньги и открыт с 9.00.

Начало ноября, а уже ёлочки стоят =)

Дальше я начала движение к центру, а мой попутчик убежал смотреть какой-то стадион. И вот тут началось!

Ну что может быть проще, чем идти по одной улице? Ан нет, так не пойдёт. Такого понятия как «прямо» в Риге, видимо, не существует =)

Интригующая Рига

Во всех местах, в которых я побывала, я оказалась случайно. Никакие карты и советы не могли помочь. Только интуиция.

Первый пункт посещения — информационный центр. Снабжение себя любимой путеводителем (абсолютно бесполезным), картой города (такой же бесполезной) и билетами на концерт органной музыки в Домском соборе (здесь бесполезным оказался сам инфо-центр, ибо он был филиалом, а билеты продавались в главном офисе на Ратушной площади).

Далее свернув куда-то оказалась на Домской площади перед громадой Рижского Домского собора. Башня собора видна из различных уголков города, но как ориентир службу не сослужит, т.к всё время её заслоняют другие строения.

Интригующая Рига

Рижский Домский собор был основан 25 июля 1211 года. Строительство первоначального здания завершилось в 1270 году, а свой нынешний облик собор обрёл в конце XIX века. Сегодня в Домском соборе наряду с богослужениями проводятся концерты с участием известных музыкантов.

Интригующая Рига

Рижский Домский собор в течение нескольких столетий служит одним из мест, где происходят главные события музыкальной жизни Латвии. Величественная музыка разных эпох звучит в соборе во время богослужений и на концертах.

Домский собор был главным храмом Ливонии до распада в 1561 году Ливонского ордена. Крупнейшее средневековое строение, одно из старейших сакральных зданий Балтийского региона сочетает в себе элементы романского стиля, ранней готики, барокко и югендстиля.

Торжественная закладка фундамента церкви состоялась 25 июля 1211 года. Церемонию возглавлял епископ Альберт. Первоначально собор предусматривалось построить в виде базилики, но планы изменились, и появилось строение зального типа. Перестройка в базилику произошла в начале XV века. В этот период была увеличена высота башни, которую увенчал восьмиугольный пирамидальный шпиль. В те годы башня Домского была самым высоким строением в Риге. В пожаре, случившемся в городе летом 1547 года, сгорел готический шпиль собора. Новая башня Домского собора с пирамидальным шпилем и двумя галереями была построена в 1595 году. Петух, венчавший в те годы башню, сейчас установлен в Крестовой галерее.

Интригующая Рига

В период с 1881 по 1914 год в помещениях и в Крестовой галерее Домского собора ремонтно-реставрационные работы проводил отдел строительства Рижского Домского собора Общества исследователей истории и старины. В результате собор обрёл свой нынешний облик.

На башне висят часы с одной стрелкой, показывающей лишь текущий час.

Так же в соборе проводятся органные 20-ти минутные концерты для всех желающий. Стоимость 7 евро. Расписание можно посмотреть на сайте: http://www.doms.lv/events/concerts.php

На заметку 3: Очередь за билетами в кассы собора ОГРОМНАЯ! Советую приобретать их в информационном центре на Ратушной площади в Доме Черноголовых (висит табличка LiveRiga). Цена такая же — 7 евро, а вот столпотворения можно избежать. Плюс ко всему, владельцы накопительной мильной карты PINS от AirBaltic могут пополнить свой баланс миль, предоставив карту в момент покупки билета.

Концерт прекрасен, но слишком короток. Не успела насладиться в полной мере звучанием оргАна.

Интригующая Рига

Сам инструмент является главной достопримечательностью собора. На большом пульте — 124 регистра и 47 рычагов для включения различных вспомогательных механизмов. С малого пульта органа, находящегося на нижнем балконе, можно играть на 25 регистрах. Воздух подаётся при помощи шести мехов. Самый большой из них имеет размеры 2,5×6 м. На момент постройки, орган Домского собора являлся крупнейшим в мире.

По своим габаритам, конструкциям и красоте интонировки, хотя и не по числу труб, он по-прежнему остаётся самым большим органом всего Балтийского региона и бывшего СССР.

По концертному билету можно пройти во внутренний дворик и побродить по галереям, рассматривая различные археологические находки.

Интригующая Рига

В течении 2х дней я несколько раз курсировала мимо этого собора и каждый раз поражалась его красоте и монументальности.

Следующий обязательный пункт к посещению — Ратушная площадь и Дом Черноголовых.

Согласно карте, они должны быть где-то рядом с Домской площадью. Буквально в 5 минутах ходьбы. Шла я к ним минут 20…

Дом Черноголовых — это одно из красивейших зданий в Старой Риге, памятник архитектуры. Расположен на Ратушной площади, рядом с Рижской думой и знаменитой Башней Петра.

Интригующая Рига

Холостые купцы-космополиты из братства Черноголовых на самом деле являлись членами тайного ордена, превосходно владевшими герметическим языком мифов и легенд. Фасад дома Черноголовых и зашифрованное на нём послание — тому наглядный пример.

Ярая борьба между угасающим язычеством и нарождающимся христианством длилась в Римской империи уже четыре столетия. Нерон сотнями бросал верующих во Христа на растерзание диким зверям. Диоклетиан издал специальный эдикт, поощрявший разрушение церквей и сжигание книг. А его соправитель Максимиан Галерий совершил деяние, которое спустя тысячелетие престранным образом аукнулось в Риге. По его повелению римского полководца Маврикия и его 70 воинов, распространявших христианство, подвергли жестоким пыткам. Однако Маврикий не отказался от веры даже тогда, когда на его глазах сыну Фотию отсекли голову. Беспримерное мужество чернокожего воина и подвигло купцов выбрать его своим покровителем. Отсюда название — Дом Черноголовых.

С той поры новообразованная религия уже не знала покоя. Потому что несогласные, в одиночку или объединившись в тайные ордена, ушли в глухое подполье, сохраняя и передавая через века бесценные знания. Тайные ордена стали создаваться едва ли не в каждом государстве Европы. Имелись они и в Риге. По крайней мере один из них учредили холостые купцы Ливонии, изложившие свою цель на фасаде Дома Черноголовых с помощью тайного языка.

После разгрома ордена тамплиеров в Ливонии возникло братство Черноголовых, выразившее свой демонстративный протест — правда, на герметическом языке.

Доказательство этого утверждения — в смысле фразы, начертанной на фасаде Дома Черноголовых: «Если меня разрушат, я восстану вновь». Власти поняли её буквально, отстроив лежавшее в руинах здание, за что им низкий поклон. Однако в полном соответствии с наукой Гермеса у неё есть и иной подтекст: «Пока идеи правят миром, древнее знание бессмертно, оно восстанет из любой разрухи».

Дом Черноголовых

Далее Дом Черноголовых осеняют своим покровительством четыре самых знаменитых рыцаря Европы. На площади — маркграф Бретани Роланд, доблестный воин французского короля Карла Великого, близ входа в здание — святые Маврикий и Георгий. А фронтон увенчан барельефом короля Артура, служить которому считали за честь Черноголовые.

Там же, на Ратушной площади находится Церковь Святого Петра.

Церковь Святого Петра

Церковь часто называют Башней Петра, её высота 124 метра, — тут находятся две смотровые площадки, на высоте 57 и 71 метр, на которые посетителей доставляет лифт и с которых открывается неповторимая панорама на Старый Город и на всю Ригу. Мы поднимались на вторую. Стоимость — 7 евро, для студентов имеющих ISIC — 5 евро (я показала обычный российский студенческий билет — пропустили без проблем).

Интригующая Рига

Ветер наверху очень сильный, берегите ушки!

Интригующая Рига

Церковь Петра с самого начала своего существования, а первые упоминания относятся к 1209 году, принадлежала городу. Стараясь поддержать престиж, магистрат постоянно заботился о том, чтобы она была крупнее и богаче других, чтобы её башня была самой высокой в городе. В строительство церкви было вложено немало труда и денег, правда в начале здание было совсем небольшим, и неизвестно даже, находилось ли оно в том месте, где сейчас.

Петушки церкви Святого Петра

В 1491 году, после завершения строительства башни, на шпиль был посажен первый петушок. Как он выглядел неизвестно. Через 47 лет, в 1538 году, башню обшивали медными листами. Заодно и петушка отремонтировали и вернули на место, где петушок и сидел до 1576 года. Осенью того года случилась сильная буря, которая сломала гордую птицу.

Летом следующего года, 13 июля на шпиль посадили второго петушка. Но сидеть ему пришлось всего лишь до осени — 4 октября, как писали городские хроникёры, «необычно сильный ветер сдул» флюгер с башни. И опять мастера взялись ваять нового петушка, а так же новый шарообразный поворотный механизм и новую ось. 11 июля 1578 года всё это установили на башню храма.

Третьему петушку посчастливилось быть запечатлённым — он отображён на гравюре Моллина, которая показывает панораму Риги в 1612 году. Третьему петушку повезло — он 73 года исправно служил, никакие бури его не сломали и улетел на заслуженный отдых.

14 мая 1651 года был водружён четвёртый очень большой позолоченный петушок. Не успев толком поработать, этот петушок в 1659 году, 17 ноября, в восемь часов утра был сорван сильнейшей бурей с оси и вместе с шаром-подшипником сброшен во двор церкви.

В 1660 году, 26 июля, на башню вознёсся пятый, тоже позолоченный, петушок. Короток был и его век — в 1666 году башня рухнула. Её стали восстанавливать, но в 1677 году недостроенная башня сгорела. Что было с башней в течение последующих 11 лет — неизвестно.

В 1690 году, 10 мая, «между восемью и девятью часами», на шпиль башни взлетел шестой петушок. Через 19 лет пришлось отремонтировать петушку хвост. В 1721 году башня сгорела, по рассказам сам император Пётр Великий принимал участие в тушении пожара храма святого Петра. Башня сгорела, петушок упал, но его отремонтировали, починили и поворотный механизм и 9 октября 1746 года снова водрузили на шпиль.

29 июня 1941 года артиллерийский снаряд поджёг деревянную башню. Рухнула и сгорела гордость Риги. Рухнул и петушок. Но его нашли и отреставрировали, теперь его можно увидеть в самом храме.

Церковь Святого Петра

21 августа 1970 года, в десять часов утра, на шпиль восстановленной башни вознёсся седьмой петушок. Уже в 2009 году его снимали, отреставрировали и снова посадили на шпиль.

Легенда Башни Петра

Существует легенда, в которой своя роль принадлежит церковному петуху. Рассказывают, что традиция требует, чтобы каждый раз, восстанавливая несчастьями преследуемую башню церкви Св. Петра, главный мастер, закончив работы, должен забраться на спину петуха, выпить до дна стакан вина и сбросить его на землю. На сколько осколков разобьётся стакан, столько лет простоит башня.

Так, в 1746 году мастер Иоган Вильберн сбросил опустевший винный бокал, и как же удивлены были горожане, когда он упал на проезжающий мимо воз сена и вовсе не разбился — значит вскоре башня свалится. Однако, как бы доказывая, что не стоит верить предрассудкам, башня простояла 200 лет до второй мировой воны, когда сгорела вместе с церковью 29 июня 1941 — именно в день святого Петра. Зато в 1970 году, когда архитектор сбросил стакан шампанского со спины петуха восстановленной башни, стакан разбился в мелкую пыль.

С другой стороны Башни Петра находится памятник Бременским музыкантам. Загадываем желание и трём носы всем животным (до которых сможем дотянуться, естественно). Чем выше достать — тем вероятнее исполнение желания.

Интригующая Рига

Хаотично перемещаясь выходим на окраину Старого Города.

Согласно карте, где-то должна быть Рижская Синагога. Покружив и обойдя квартал дважды и наткнувшись на музей спорта...

и на заведение с говорящим названием -

я таки нашла её =)

А дальше уже по стандартному туристическому порядку:

Прогуляться вдоль самого длинного здания.

Интригующая Рига

Дойти до Пороховой Башни, в которой сейчас находится Латвийский военный музей.

Обойти всё кругом и пройтись по набережной, с которой видна прекрасная Латвийская Национальная Библиотека.

Встретиться с великаном Кристапом и послушать его историю о том, как был основан этот красивый город. В ней рассказывается о добром великане Кристапе, который жил на правом берегу Даугавы (Западной Двины) и за плату переносил людей через реку. Со временем он построил себе небольшой домик, где и жил… Однажды ночью Большой Кристап услышал детский плач на соседнем берегу полноводной Даугавы. Великан пошёл за малышом, чтобы перенести его через реку, а так как на улице была глубокая ночь, то после переправы он оставил ребёнка ночевать в своей хижине. Наутро Кристап нашёл большой сундук с деньгами там, где спал мальчик, а самого ребёнка не было. Эти деньги и пошли на строительство города.

Правдива эта легенда или нет, неизвестно, однако благодарные горожане построили памятник на набережной Даугавы в том месте, где Большой Кристап переносил людей через реку. Статуя великана с ребёнком на плече надёжно укрыта от непогоды стеклянным павильоном. Жители Риги почитают Кристапа как святого покровителя мостов, переправ и виадуков и считают его статую одним из трёх знаменитых отличий Риги — наряду с первым мостом и колоколом Святого Власия.

Интригующая Рига

Так же с набережной стоит увидеть великолепную панораму, которую представляют Рижский замок и Англиканская церковь Святого Искупителя.

Навестить «Трёх братьев».

Интригующая Рига

Пройти сквозь Шведские ворота. Они были прорублены в конце XVII века с целью соединить город с казармами, расположенными за городскими стенами. Кстати, относительно появления этих ворот имеется альтернативная версия. Будто бы здание, в котором они были прорублены, принадлежало богатому купцу. Чтобы не платить пошлину при ввозе и вывозе товара, он распорядился прорубить эти ворота — этакий незамысловатый способ ухода от уплаты налогов. Правда это или нет, сейчас уже и не установить, но попытка сэкономить на налогах — это далеко на современное изобретение. В средние века ворота открывались на рассвете, а на ночь все ворота закрывались — доступ в город был заказан. По легенде, в этой стене была замурована молодая рижанка, полюбившая шведского солдата. И если прислушаться, можно услышать её плач.

Интригующая Рига

Совсем рядом с воротами есть сувенирный магазинчик, который так и манит зайти погреться и прикупить что-нибудь на память.

Интригующая Рига

Увидеть Малую и Большую Гильдии.

Заглянуть в гости к Чёрным котам.

Далее следует отправиться гулять по небольшим и уютным паркам и скверам,

Интригующая Рига

которые выведут к посольскому кварталу, где каждое здание, построенное в стиле Арт-Нуво или Югендстиль — шедевр!

Поплутав (ну, как же без этого!) выйти к Христорождественскому православному храму…

Интригующая Рига

а потом и к Памятнику Свободы. Монумент был возведён на народные пожертвования и стал символом свободы и независимости Латвии.

Интригующая Рига

У основания монумента размещены 13 скульптур и барельефов, изображающие различные страницы истории Латвии, начиная от легендарного героя Лачплесиса до латышских стрелков.

А можно просто бродить по таким «прямым» улочкам и любоваться городом.

Что привезти?

1. Ну конечно бутылочку «Рижского бальзама». Без него никак!

2. Янтарь. Будут это маленькие серёжки или магнитик на холодильник — не важно. Главное — янтарь.

3. Что-нибудь рукодельное, что будет напоминать о путешествии. Например, я приобрела очень милый берет (всего 12 евро). На самом деле, я готова была купить все головные уборы у Евгениуса и его жены, настолько они были красивыми.

4. В многочисленных сувенирных лавках продается масса различных безделушек.

Интригующая Рига

5. А можно и вовсе всех удивить и притащить домой произведение «каменного» искусства (за очень кругленькую сумму)

Интригующая Рига

Итог: Близость моря пропитывает Ригу неповторимой атмосферой и особой свежестью. Обойти её можно за день, а осмотреть Старый Город и вовсе за пару часов. Но всё дело в том, что попав сюда, спешить вы уже не захотите…

P.S. Анастасия, пирожки с салом (или со шпеком) - восхитительны! Спасибо за наводку!