Турист Екатерина (Chiffa7)
Екатерина — был 23 марта 20:50
все работаю и работаю... даже читать некогда, не то что пытаться писать...

Родос, Линдос — Греция Август 2014

Как-то совсем незаметно мы пересекли отпускной «экватор», больше половины отпуска прошло, и надо было жестко определяться с приоритетными целями дневных вылазок. В итоге в один день мы съездили в Линдос, а от него дорогами центральной части острова доехали до местечка Аполлонос, что находится почти по середине Родоса. На другой же день нам выпали подъем на гору Филеримос и осмотр замка Кастелло. Вечера же мы старались проводить у моря, купаясь и потягивая белое вино. Получалось очень даже неплохо — сначала мы куда-то ехали, потом сворачивали к облюбованному пляжу у мельницы, и только потом, через винный отдел магазина (не пьянства окоянного ради), добирались до отеля.

Линдос.

Еще один город, основанный дорийцами в 12–10 веке до н. э. Именно в Линдосе правил в 4 веке до н. э. Клеобул, которому приписывается выражение «Все хорошо в меру». После основания города Родоса, экономическая активность Линдоса пошла на спад, при римлянах, византийцах и крестоносцах Линдос стал рядовым городком, но стратегического значения безводная скала линдосского акрополя никогда не теряла. Сначала скалу венчал храм Афины, при византийцах статую Афины увезли в Константинополь и там уничтожили, при госпитальерах на линдосской скале поставили крепость и замок Великого Магистра.

Сильно раскрученное место. Самым интересным оказались барельеф в виде корабля (триемиолии 2-го века до н. э.) у основания лестницы, ведущей в крепость Линдоса, посещение церкви Богородицы и подъем к крепости на ослах («Madam, is not a horse!», приговаривал погонщик). Все остальное не понравилось. Мучительные заезды-выезды с парковки в городе, в плотном потоке под немыслимыми углами подъемов одновременно с поворотом. Белый городок Линдоса проигрывает Сиди-бу-Саиду, он меньше, извилистее и в нем нет бесчисленных синих дверей и ставень с черными орнаментами гвоздей. В крепости строят новый храм, народ активно фотографируется на фоне новеньких, только что из мастерской, колонн. Все остатки старых колонн, барельефов и просто камней, сложили в несколько аккуратных штабелей. По крепости ветер разносит мелкую пыль, поднимаемую современными камнетесами, вооруженными болгаркой. А вот церковь Богородицы, хоть и построена она в 15 веке, а росписи сохранились с 18 века, живо напомнила каппадокийские, Небольшая, темная, крестово-купольная, с теряющимися в сумраке строгими лицами святых. И даже основная тема фресок та же, что и в знаменитейшей Темной церкви в Гёреме, — житие, смерть и воскресение Христа.

Замок в Аполлоносе.

Это было громкое заявление местных картографов — замок есть! Есть-то он есть, но все что осталось от замка — это фрагмент стены размером метр на два метра и все, стоит этот обломок на территории местного краеведческого музея. Зато в Аполлоне (Apollona) есть красивый большой храм. Дорог в горах, красивее, чем ведут в Аполлона от Лаермы, я на Родосе больше нигде не видела. Сосновые леса и лихо закрученные серпантины. А как там дышится! Часть дороги проходит мимо очень живописного и огромного искусственного вордохранилища.

Родос вдоль и поперек. От Линдоса до Кастелло

День закончили, купаясь у ветряка, что недалеко от Камироса.

Гора Филеримос.

Прочно занятая крестоносцами, что и не удивительно — выше нее в этой части острова гор нет. Крестоносцы поставили на горе замок и монастырь Святой Богородицы, огромный крест(ранее деревянный, сейчас замененный бетонным) и проложили «Путь на Голгофу», протянув прямую мощеную дорогу от монастыря к кресту и высадив вдоль нее кипарисы. Вдоль всей голгофской дороги поставили барельефы с изображением сцен восхождения Христа на Голгофу. Но нонешним туристам птенцы павлинов, в большом количестве пасущиеся вдоль дороги, интереснее сцен мученичества. Павлины там везде. Когда только приезжаешь на паркинг и видишь гуляющих между автобусами павлинов, клянчащих булку у туристов, то это кажется сюром.

Родос вдоль и поперек. От Линдоса до Кастелло

Монастырь и крепость поставили в 14 веке, за сто лет до этого на горе поселился монах, принесший с собой на гору чудотворную икону Богородицы. Еще до крестоносцев и монаха на горе был акрополь третьего крупнейшего дорийского города Родоса — Ялисоса. Сейчас можно увидеть остатки храмов Зевса и Афины, построенных в 4-3-ем веке до н. э. А теперь на горе стоит шестнадцатиметровый бетонный крест, поставленный достаточно недавно взамен поставленного когда-то итальянцами деревянного креста. В новом кресте есть узкая винтовая лестница, ведущая к смотровой площадке в перекладине, но в наш приезд она была закрыта.

Кастелло.

Замок, просто Замок. И правда чего напрягаться — названия придумывать. А так все сразу ясно — вы прибываете в замок Замок, хотя иногда его называют Критиния — по названию ближайшего поселка.

Кастелло построен госпитальерами в 1472 году на самой вершине холма над удобной бухтой. Стены и остатки строений и сейчас впечатляют, но вид на море со стен впечатляет еще больше. Высота скал над морем такая, что дух захватывает.

Родос вдоль и поперек. От Линдоса до Кастелло

Несмотря на то, что туристов привозят в Кастелло цельными автобусами, вход в замок бесплатен. Как оказалось, мы приехали очень удачно — между двух туристских групп, расходится с которыми на узких дорожках весьма проблематично. Но и без организованных туристов днем замок весьма посещаем, для того чтобы насладиться видами и тишиной безлюдного Кастелло, видимо, надо приезжать с утра пораньше.

Родос вдоль и поперек. От Линдоса до Кастелло

Родос в итоге понравился очень и очень, но на мой взгляд, его стоит рассматривать, как чудесный природный объект, а не как часть культурного наследия Эллады. Все, что не успели развалить римляне, византийцы и крестоносцы (они хоть и построили что-то взамен), доразвалили турки, к разрушению наследия крестоносцев они тоже приложили руку, оставив после себя только сколько-то мечетей, да и «диких» археологов конца 19, начала 20 веков не стоит сбрасывать со счетов — благодаря их варварским методам столь интересны имперские музеи. Линдос — сплошной новодел, Камирос, по сравнению с Иерополисом или Дуггой, сильно разрушен. Замок Магистров полностью восстановленное здание, музей не самый впечатляющий. На сам город Родос стоит выделять два дня, там есть где погулять в старом городе. А вот дороги серединной части острова останутся в моей памяти очень надолго, как и Прасониси с его контрастом морей.

Местная кухня очень хороша, все эти дза-дзыки, мусаки, клефтико и прочие тушено-жаренные вкусности, надо обязательно пробовать. Сытно, вкусно, душевно. Вино, белое сухое или полусухое, брали почти во всех местах принятия пищи и везде оно было хорошим, единственное чем не прониклись — это Ретциной — все-таки смола в вине на наш взгляд лишняя. И пятилетняя Метакса показалась мягче семилетней, но здесь, как со фломастерами — все на вкус разные.

Цены на август 2014:

Петалудес — 5 евро.

Камирос — 4 евро.

Линдос, крепость — 6 евро, подъем на осле — 5 евро.

Магистерский замок — 6 евро.

Аквариум — 5,5 евро.

Прасониси и Кастелло — бесплатны.

гора Филеримос — дорога к кресту-бесплатно, замково-монастырская часть — 3 евро.